№ 12-88/2017
РЕШЕНИЕ
г. Березовский 17 октября 2017 года
Судья Берёзовского городского суда Кемеровской области Параева С.В.,
с участием заместителя прокурора г. Берёзовского Кемеровской области Корчуганова Д.А.,
старшего Государственного инспектора в Кемеровской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области Логиновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке пересмотра дело об административном правонарушении по протесту и.о. прокурора г. Березовского Ипйер К.В. на постановление старшего Государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Логиновой А.В. № 1ПБ/03/17 от 05.07.2017 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Мазайкиной Светланы Васильевны, <данные изъяты> года рождения, уроженки <адрес>, гражданки РФ, зарегистрированной и проживающей по адресу: <данные изъяты>, г. <данные изъяты>, <адрес>, не привлекавшейся к административной ответственности в течение года, в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5. КРФ об АП,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего Государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области Логиновой А.В. № 1ПБ/03/17 от 05.07.2017 производство по делу в отношении Мазайкиной Светланы Васильевны прекращено в связи с отсутствием в её действия состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КРФобАП.
На данное постановление и.о. прокурора г. Березовского Майер К.В. принесен протест, в котором он просит отменить вышеуказанное постановление и направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области.
Протест обоснован тем, что данное постановление незаконно и подлежит отмене по следующим обстоятельствам.
Так, по мнению инспектора Мазайкина С.В. не может нести административную ответственность как гражданин по ст. 8.5. КРФ об АП поскольку действующее законодательство не содержит требований, устанавливающих обязанность для граждан по предоставлению отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Однако из анализа ч.2 ст. 2.10, ч.3 ст. 2.1 КРФ обАП следует, что неисполнение требований законодательства в различных сферах деятельности юридических лиц, которое образует состав того или иного административного правонарушения, может влечь административную ответственность не только самого юридического лица, но и физического лица при наличии его вины, а именно вследствие неисполнения данным физическим лицом трудовых обязанностей, в результате которых юридическое лицо не выполнило те или иные требования законодательства, влекущие административную ответственность. При этом, санкция ст. 8.5. КРФ об АП предусматривает административную ответственность граждан.
При этом, на Мазайкину С.В., которая являлась специалистом по охране труда ООО «Управдом», приказом № 425-к от 30.12.2016 была возложена обязанность по формированию и предоставлению отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов в Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области, в связи с чем, Мазайкина, являясь ответственным за предоставление отчетности лицом, допустила вышеуказанные нарушения закона как рядовой работник, в связи с чем, ответственность она должна нести по ст. 8.5. КРФ об АП как гражданин. Таким образом, полагает, что при производстве по делу об
административном правонарушении в нарушение пунктов 2 и 3 ст. 26.1 КРФ об АП не было установлено лицо, совершившее противоправное бездействие, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Также и.о. прокурора г. Березовского Майер К.В. не согласен с выводами инспектора в оспариваемом постановлении о неправильной квалификации события административного правонарушения, по мнению которого, допущенное правонарушение следует квалифицировать по ст. 8.2 КРФ об АП, а не по ст. 8.5 КРФ об АП, полагает, что действия правильно квалифицированы по ст. 8.5 КРФ об АП.
В судебном заседании помощник прокурора г. Березовского Корчуганов Д.А. поддержал доводы протеста.
Лицо, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено, - Мазайкина С.В., в судебное заседание не явилась, в заявлении просит рассмотреть дело в её отсутствие, указав, что в должностным лицом ООО «Управдом» она в настоящее время не является, т.к. проживает и работает в другом городе.
Старший государственный инспектор в Кемеровской области охраны окружающей среды Логинова А.В. с доводами протеста не согласилась, считает вынесенное постановление законным и обоснованным, поддержала доводы, указанные ею в обжалуемом постановлении. При этом, также пояснила, что ею в постановлении сделаны обобщающие выводы относительно неверной квалификации события административного правонарушения по ст. 8.5 КРФобАП и его правильной квалификации по ст. 8.2 КРФ об АП в случае непредставления отчетности субъектами малого и среднего предпринимательства, которые конкретно к Мазайкиной С.В. не относятся.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд считает, что постановление старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Логиновой А.В. подлежит оставлению без изменения, протест прокурора г. Берёзовского без удовлетворения, по следующим основаниям:
В силу ст. 8.5 КРФ об АП сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела установлено, заместителем прокурора г. Березовского младшим советником юстиции Корчугановым Д.А. 28.04.2017 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Мазайкиной С.В. по ст. 8.5 КРФ об АП.
Проверка соблюдения требований законодательства, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами была проведена во исполнение Поручения Президента РФ № Пр-140ГС от 24.01.2017, заданий Генеральной прокуратуры Российский Федерации и прокуратуры Кемеровской области прокуратурой города Березовского. В результате проверки были выявлены нарушения в указанной сфере, допущенные 15.02.2017 специалистом по охране труда ООО «Управдом» Мазайкиной СВ. по адресу: г<данные изъяты>
В ходе проведения проверки установлено, что ООО «Управдом» является юридическим лицом, осуществляет управление многоквартирными домами в г. Березовском, в офисах по адресам: <данные изъяты>, и относится субъектом малого предпринимательства, что подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. В результате осуществления хозяйственной деятельности данной организации образуются отходы: мусор от бытовых и офисных помещений организаций практически не опасный, которые согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445, имеют код <данные изъяты> классу опасности.
В нарушение ч.8 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ « Об отходах производства и потребления», п.п. 1,2, 3, 4 Порядка предоставления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживания, о размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства, утвержденного Приказом Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от 17.01.2017 № 5, ООО «Управдом» до 15.02.2017 не представило в департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, за что предусмотрена административная ответственность по ст. 8.5 КРФобАП.
Приказом ООО «Управдом» от 30.12.2016 № 425-5 обязанность по формированию и предоставлению отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в Департамент возложена на специалиста по охране труда Мазайкину С.В., в связи с чем, заместителем прокурора г. Березовского Корчугановым Д.А. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Мазайкиной С.В. по ст. 8.5 КРФобАП, при этом, в указанном постановлении сделан вывод о том, что данный работник, являясь ответственным за представление отчетности лицом, допустила нарушение не в связи с выполнением организационно-распорядительных функций, поскольку данными функциями не наделена, и не как должностное лицо, а как рядовой работник, т.е. Мазайкина С.В. должна нести ответственность по ст. 8.5 КРФобАП как гражданин.
Дело об административном правонарушении в отношении Мазайкиной С.В. было передано для рассмотрения в Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области по подведомственности в соответствии с ч.ч. 1, 2ст.23.29КРФобАП.
05 июля 2016 года старшим государственным инспектором Кемеровской области в области охраны окружающей среды Логиновой А.В. производство по настоящему делупрекращенона основании п. 1 ч. 1ст.24.5КРФ об АПза отсутствием в действиях Мазайкиной С.В. состава административного правонарушения, по тем основаниям, что в силу ч. 8 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязанность по представлению вышеуказанного отчета возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, при этом, действующее законодательство не предусматривает обязанность по предоставлению вышеуказанной отчетности для граждан, в связи с чем, Мазайкина С.В. не может нести административную ответственность по ст. 8.5 КРФобАП как гражданин за непредставление вышеуказанной отчетности, а несет ответственность в рамках трудовых отношений и трудового договора с ООО «Управдом» за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Считаю данные выводы старшего государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Логиновой А.В. законными и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с положениямист.24.1КРФ об АПзадачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенногопостановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с абз. 2 ст. 1 Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;
доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под информацией поднимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Пунктом 5 ст. 10 данного закона установлено, что случаи и, условия обязательного предоставления информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.
В соответствии с ч. 8 ст. 18 Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору утвержден Приказом департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от 17.01.2017 № 5 (далее - Порядок).
Согласно п. 1 Порядка предусмотрено, что настоящий Порядок устанавливает механизм представления отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Согласно п. 2 Порядка установлено, что его действие распространяется на субъектов малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Согласно п. 3, п. 4 Порядка отчетность представляется в департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области в уведомительном порядке. Отчетный период составляет один календарный год.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Таким образом, в соответствии с требованиями вышеприведенного закона лицами, на которых возложена обязанность представлять вышеуказанную отчетность, являются субъекты малого и среднего предпринимательства (юридические лица и индивидуальные предприниматели), в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, для которых утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, к которым граждане не относятся.
Для установления в действиях субъекта состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КРФобАП необходимо установить, что субъект имеет установленную законом или иным нормативно-правовым актом обязанность совершения определенных действий.
В соответствии со ст. 2.4 КРФ об АП, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Должностным лицом обоснованно установлено, что Мазайкина С.В., являясь специалистом по охране труда ООО «Управдом», организационно - распорядительными или административно-хозяйственными функциями в установленном законом порядке не наделена, таким образом, не несет административную ответственность как должностное лицо, поскольку таковым не является.
При этом, должностным лицом также обоснованно сделан вывод и о том, что Мазайкина С.В. не может нести административную ответственность как гражданин, поскольку вышеприведенные требования закона не предусматривают обязанности представления вышеуказанной отчетности для граждан (рядовых работников организаций), Порядок предоставления вышеуказанной отчетности для которых Департаментом природных ресурсов и экологии Кемеровской области также не утвержден.
При таких обстоятельствах, ненадлежащее исполнение Мазайкиной С.В. возложенной на неё приказом и.о. директора ООО «Управдом» вышеуказанной обязанности, не влечет привлечение её, как гражданина, к административной ответственности по ст. 8.5 КРФобАП, поскольку несмотря на предусмотренную в санкции вышеуказанной статьи административную ответственность граждан, в силу требований вышеприведенного закона субъектом данного административного правонарушения Мазайкина С.В. не является.
Учитывая, что вышеуказанная обязанность возложена на Мазайкину С.В. на основании приказа в связи с трудовыми отношениями, она несет ответственность по вышеуказанному факту перед работодателем в рамках трудового законодательства, а не в соответствии с КРФобАП.
Таким образом, выводы должностного лица об отсутствии в действиях Мазайкиной С.В. административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КРФобАП и прекращении производства по делу об административном правонарушении по вышеуказанным основаниям являются верными.
Доводы заместителя прокурора г. Березовского Корчуганова Д.А. о том, что должностные лица в качестве субъектов, указанных в ч.8 ст. 18 Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на которых возложена обязанность по представлению вышеуказанной отчетности, как и граждане также не указаны, однако, привлекаются к административной ответственности по вышеуказанному факту по ст. 8.5 КРФобАП, что подтверждается представленной им судебной практикой, суд не может принять во внимание, поскольку должностное лицо в отличие гражданина действует от имени юридического лица, при этом, административная ответственность должностных лиц в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей прямо предусмотрена ст. 2.4 КРФ об АП.
Выводы должностного лица в постановлении о том, что имеет место неправильная квалификация события административного правонарушения по ст. 8.5 КРФобАП со ссылкой на его квалификацию по ст. 8.2 КРФ об АП, фактически основанием для прекращения производства по делу в отношении Мазайкиной С.В. не являлись, т.к. обжалуемое постановление в указанной части содержит доводы должностного лица о квалификации действий по непредставлению вышеуказанной отчетности по ст. 8.2 КРФобАП в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, а не граждан, таким образом, вышеуказанные выводы являются обобщающими и конкретно к Мазайкиной С.В., не относящийся к вышеуказанным субъектам, не относятся, в связи с чем, на законность вынесенного должностным лицом постановления по данному делу не влияют.
Иные доводы протеста не являются основанием для отмены правильного по существу постановления.
При таких обстоятельствах, постановление старшего Государственного инспектора Кемеровской области в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов экологии Кемеровской области Логиновой А.В. от 05 июля 2017 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Мазайкиной Светланы Васильевны по ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения, подлежит оставлению без изменения, протест и.о. прокурора Майер К.В. - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», суд
РЕШИЛ:
Постановление старшего Государственного инспектора в Кемеровской области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов экологии Кемеровской области Логиновой А.В. от 05 июля 2017 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Мазайкиной Светланы Васильевны по ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения, оставить без изменения, протест и.о. прокурора Майер К.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии данного решения.
Судья: С.В. Параева