Дело № 2а-407/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гор. Костомукша 10 мая 2018 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Е.С. Бехтерева,
при секретаре И.П. Шапковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Костомукшского городского суда Республики Карелия административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Карелия к Юрченко Елене Владимировне о взыскании задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России № 1 по РК обратилась в суд с названным административным иском, указав, что Юрченко Е.В., являясь адвокатом, не исполнила обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2015 год. Поскольку в установленный законом срок страховые взносы уплачены не были, Юрченко Е.В. начислены пени. С целью досудебного порядка урегулирования спора Юрченко Е.В. были направлены требования № от 09 января 2017 года и № от 09 января 2017 года. В добровольном порядке в установленный срок требование не было исполнено. Мировым судьей судебного участка № 1 гор. Костомукша РК на основании заявления Межрайонной ИФНС России № 1 по РК 04 сентября 2017 года вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по страховым взносам и пени в сумме 123883 рублей 96 копеек. В связи с тем, что от Юрченко Е.В. поступило заявление об отмене судебного приказа, мировым судьей 26 сентября 2017 года судебный приказ был отменен. Административный истец просит суд взыскать с ФИО1 недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд России на выплату страховой пенсии за периоды до 01 января 2017 года в размере 110919 рублей 12 копеек (КБК: №), пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд России на выплату страховой пенсии за периоды до 01 января 2017 года в размере 12876 рублей 50 копеек (КБК: 18210202140062100160), пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования до 01 января 2017 года в размере 88 рублей 34 копеек (КБК: №), а всего на общую сумму 123083 рубля 96 копеек.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 1 по РК в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Каких-либо ходатайств, в том числе об отложении разбирательства дела, не заявлено.
Административный ответчик Юрченко Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Заявила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Каких-либо ходатайств, в том числе об отложении разбирательства дела, не заявлено.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, и других участников судебного процесса, учитывая то обстоятельство, что явка сторон не является обязательной и не признана судом обязательной.
Изучив доводы административного иска, материалы административного дела, материалы приказного производства № 2А-1633/2017, материалы наблюдательного производства, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 КАС РФ в случае, если в период рассмотрения административного дела орган государственной власти, иной государственный орган или орган местного самоуправления, являющиеся стороной в административном деле, реорганизован, суд производит замену этой стороны его правопреемником. В случае, если какой-либо из указанных органов либо организация, наделенная государственными или иными публичными полномочиями, упразднены, суд производит замену этой стороны органом или организацией, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца.
Федеральным законом от 03 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее по тексту - Федеральный закон № 243-ФЗ) и Федеральным законом от 03 июля 2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» предусматривается возложение с 01 января 2017 года полномочий по администрированию страховых взносов на налоговые органы.
До 01 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, были урегулированы утратившим в настоящее время силу Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее по тексту - Федеральный закон № 212-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона № 243-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
По смыслу приведенных правовых норм полномочия по администрированию страховых взносов, принудительному взысканию недоимки по страховым взносам и пеней переданы налоговым органам по месту учета плательщика страховых взносов.
Административный ответчик применительно к положениям п. 2 ч. 1 ст. 5, ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ являлся плательщиком страховых взносов, в силу ч.ч. 1, 2 ст. 18, ч.ч. 1, 2 ст. 25 указанного Федерального закона был обязан уплачивать их своевременно и в полном объеме, а в случае неуплаты или неполной уплаты в установленный срок - уплачивать недоимку и пени.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
На основании ч.ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов производится адвокатами самостоятельно в соответствии со ст. 14 закона. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Частью 1.1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ был определен следующий порядок расчета размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 рублей - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, увеличенное в 12 раз; в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000 рублей - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В целях применения положений ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, учитывается в соответствии со ст. 227 НК РФ (ч. 8 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ).
Согласно ч.ч. 9 - 11 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ на налоговые органы была возложена обязанность направлять в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, о фактах налоговых нарушений, повлекших занижение доходов от деятельности.
В силу ч. 11 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ в случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
По делу установлено и из материалов дела следует, что 01 октября 2009 года Юрченко Е.В. поставлена на учет в Межрайонной ИФНС России № 1 по РК как лицо, осуществляющее адвокатскую деятельность.
Поскольку по окончании расчетного периода Юрченко Е.В. в налоговый орган не были представлены сведения о доходах от профессиональной деятельности за 2015 год во исполнение положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ, то 23 марта 2017 года ей были направлены требования № от 09 января 2017 года об уплате недоимки по страховым взносам в размере 130275 рублей 60 копеек, пени в сумме 12426 рублей 12 копеек и № от 09 января 2017 года об уплате пени в сумме 538 рублей 72 копеек. Срок исполнения по каждому требованию установлен налоговым органом до 01 апреля 2017 года.
01 сентября 2017 года Межрайонная ИФНС России № 1 по РК обратилась к мировому судье судебного участка № 1 гор. Костомукша РК с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с должника образовавшейся задолженности на сумму 123883 рублей 96 копеек.
04 сентября 2017 года вынесен судебный приказ № 2А-1633/2017 о взыскании с Юрченко Е.В. задолженности по страховым взносам и пени в общей сумме 123883 рублей 96 копеек.
Определением мирового судьи от 26 сентября 2017 года судебный приказ отменен в связи с поступившими от должника возражениями.
06 марта 2018 года Межрайонная ИФНС России № 1 по РК обратилась в Костомукшский городской суд РК с административным иском к Юрченко Е.В. о взыскании недоимки по уплате страховых взносов и пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 123883 рублей 96 копеек.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о том, что предусмотренный ч. 5.5 ст. 19 Федерального закона № 212-ФЗ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ срок на обращение в суд с административным иском Межрайонной ИФНС России № 1 по РК не пропущен.
В ходе рассмотрения дела 10 мая 2018 года Юрченко Е.В. предоставила в Межрайонную ИФНС России № 1 по РК налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2015 год, в которой административный ответчик указал доход в размере 8245 рублей.
Как было указано выше, положения ч.ч. 9-11 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ позволяют налоговому органу направлять в орган контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах плательщика страховых взносов безотносительно какого-либо ограничения периода получения гражданином дохода, а с учетом возможности подачи уточненной налоговой декларации, проведения налоговых проверок, установления факта занижения дохода такой срок может значительно отдален от момента окончания отчетного периода.
Согласно позиции ФНС России, изложенной в письме от 13 сентября 2017 г. № БС-4-11/18282@, по мере представления плательщиками страховых взносов налоговых деклараций сведения из них ежемесячно в установленные сроки направляются налоговыми органами в органы Пенсионного фонда РФ независимо от налогового периода, за который упомянутые декларации представлены, поскольку норма ч. 9 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ не содержит ограничения относительно периода, за который налоговыми органами направляются указанные сведения о доходах. Принимая во внимание, что редакция ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ, действовавшая с 01 января 2014 года, была направлена на определение размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты в пользу физических лиц, именно исходя из величины полученного ими дохода, в случае, если плательщиком страховых взносов была представлена отчетность в налоговые органы (независимо от даты ее предоставления), размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование у такого плательщика определяется в соответствии с положениями ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ исходя из суммы годового дохода, указанного в такой отчетности, и, соответственно, в случае взыскания с упомянутого плательщика органами Пенсионного фонда РФ суммы страховых взносов исходя из 8 минимальных размеров оплаты труда такая сумма подлежит перерасчету. Нормы Федерального закона № 212-ФЗ во взаимосвязи с положениями Федерального закона № 250-ФЗ позволяют осуществлять органам Пенсионного фонда РФ перерасчет обязательств упомянутых плательщиков исходя из суммы фактически полученного ими дохода.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм Закона начисление страховых взносов при их расчете в зависимости от фактически полученного дохода возможно лишь на доход, в отношении которого проведены мероприятия налогового контроля, то есть не ранее окончания камеральной налоговой проверки налоговой декларации.
Поскольку налоговая декларация подана административным ответчиком 10 мая 2018 года, то камеральная налоговая проверка поданной Юрченко Е.В. налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц на момент рассмотрения дела судом не проведена и не окончена.
При таких обстоятельствах оснований для исчисления размера страховых взносов в соответствии с положениями Федерального закона № 212-ФЗ, не имеется, в связи с чем требования административного истца о взыскании недоимки по страховым взносам за 2015 год и пени удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 174-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Карелия к Юрченко Елене Владимировне о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд России на выплату страховой пенсии за периоды до 01 января 2017 года в размере 110919 рублей 12 копеек (КБК: №), пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд России на выплату страховой пенсии за периоды до 01 января 2017 года в размере 12876 рублей 50 копеек (КБК: №), пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования до 01 января 2017 года в размере 88 рублей 34 копеек (КБК: №), а всего на общую сумму 123083 рублей 96 копеек, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья подпись Е.С. Бехтерев
Копия верна: судья Е.С. Бехтерев
М.П.