РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 августа 2021 года | г. Белогорск |
Белогорский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - Бордина С.Н., при секретаре судебного заседания Балдиной М.К., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев административное дело № по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части № <иные данные> Шулдикова Александра Леонидовича об оспаривании действий командира и начальника штаба указанной воинской части, связанных с отказом в предоставлении основного отпуска и дополнительных суток отдыха,
УСТАНОВИЛ:
Шулдиков обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным отказ командира войсковой части № в предоставлении ему основного отпуска за 2016 год и дополнительных суток отдыха за участие в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени (далее - дополнительные сутки отдыха), в количестве 46 суток за 2016 год, 18 суток за 2019 год, 10 суток за 2020 года и обязать указанное должностное лицо предоставить ему отпуск и дополнительные сутки отдыха.
В обоснование своих требований в административном исковом заявлении Шулдиков указал, что в 2016 - 2020 годах, проходя военную службу в войсковой части №, он участвовал в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, - полевых выходах: на учебно-тренировочный полигон «<иные данные>» в период с 15 июня по 23 августа 2016 года (69 дней) и с 28 марта по 17 апреля 2019 года (21 день), за что ему положено предоставить 46 и 14 дополнительных суток отдыха соответственно; на полигон «<иные данные>» в период с 25 по 29 декабря 2019 года (5 дней), с 24 по 28 января 2020 года (5 дней) и с 3 по 10 февраля 2020 года (8 дней), за что ему положено предоставить 4, 4 и 6 дополнительных суток отдыха соответственно. Также ему своевременно не предоставлен основной отпуск за 2016 года. В связи с предстоящим увольнением с военной службы по состоянию здоровья, 13 января и 3 июня 2021 г. он обратился с рапортами к командиру войсковой части № о предоставлении основных отпусков за 2016 и 2020 годы и указанных дополнительных суток отдыха. Командиром части ему были предоставлены основной отпуск за 2016 год, дополнительные сутки отдыха в количестве 51 суток и выданы отпускные билеты. В период нахождения в отпуске ему сообщили, что решением начальника штаба части указанные отпуска отменены, и ему вместо них предоставлены 8 дополнительных суток отдыха за 2020 год в период с 24 июня 2021 года по 1 июля 2021 года и основной отпуск за 2020 год со 2 июля по 24 августа 2021 года, а также выданы отпускные билеты. Обращения к указанным должностным лицам по поводу разъяснения принятого решения результата не принесли. Считает, что действия начальника штаба по отмене решения командира части и бездействие командира части в этой ситуации нарушают его право на отдых.
В своем письменном заявлении в суд Шулдиков просил рассмотреть административное исковое заявление без его участия.
Административные ответчики - командир и начальник штаба войсковой части №, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, что не является препятствием рассмотрения административного искового заявления без их участия.
Представитель командира и начальника штаба войсковой части № Стадниченко С.В. в своих письменных возражениях в суд указал, что Шулдиков действительно в 2016 - 2020 годах участвовал в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, за что ему были положены указанные дополнительные сутки отдыха за исключением 4 суток отдыха за период с 24 по 28 января 2020 года, так как в этот период в указанных мероприятиях он не участвовал, а участвовал в тактических учениях - занятиях по боевой подготовке без боевой стрельбы. Между тем в 2016 - 2020 годах административный истец за предоставлением дополнительных суток отдыха к командованию войсковой части № не обращался. Дополнительные сутки отдыха за 2016 – 2019 годы должны были быть ему предоставлены, как и основные отпуска, в год, когда он приобрел такое право. Также указал, что основной отпуск за 2016 год реализован Шулдиковым не был, однако, данное требование не подлежит удовлетворению из-за пропуска им срока на обращение в суд, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ. В связи с этим считает заявленные административным истцом требования о предоставлении основного отпуска за 2016 год и дополнительных суток отдыха не подлежащими удовлетворению.
Исследовав представленные материалы, военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с выпиской из послужного списка, Шулдиков с 7 сентября 2009 года по настоящее время проходит военную службу по контракту в войсковой части №.
Согласно рапорту Шулдикова от 19 июня 2017 года он просит предоставить ему основной отпуск за 2016 год, однако из резолюции на рапорте усматривается, что отпуск предоставлен за 2017 год.
В 2016 – 2020 годах административный истец в составе подразделения участвовал в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, за что ему были положены указанные дополнительные сутки отдыха, что не оспаривается сторонами, за исключением 4 дополнительных суток отдыха за период с 24 по 28 января 2020 года, на что указывает в своих возражениях представитель ответчиков.
Так, согласно приказам командира войсковой части № от <дата> № и от <дата> № Шулдиков с 24 по 27 января 2020 года в составе подразделения участвовал в занятиях по боевой подготовке на полигоне «<иные данные>».
В соответствии с рапортами от 13 января и 3 июня 2021 года Шулдиков просит предоставить ему основные отпуска за 2016 и 2020 годы, а также указанные дополнительные сутки отдыха.
Согласно отпускному билету от <дата> № Шулдикову предоставлен основной отпуск за 2020 год сроком на 54 суток со 2 июля по 24 августа 2021 года.
На основании п. 3 ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации, проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Дополнительные сутки отдыха, компенсирующие военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительного отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237 (далее - Положение).
В соответствии с Перечнем мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 10 ноября 1998 года № 492 (далее – Перечень мероприятий), к таким мероприятиям, в том числе, относятся тактические учения с боевой стрельбой.
В соответствии с п. 5 приложения № 2 к Положению, время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям указанному военнослужащему предоставляются двое суток отдыха, установленных п. 3 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы.
Таким образом, в законе предусмотрены определенные ограничения относительно времени реализации военнослужащими права на дополнительный отдых.
Согласно п. 11 и 14 ст. 29 Положения отпуска предоставляются военнослужащим в любое время года с учетом необходимости чередования периодов их использования, а также обеспечения боевой готовности воинской части и в соответствии с планом отпусков. В случаях, когда основной отпуск и (или) дополнительные отпуска не были предоставлены военнослужащему в текущем календарном году в связи с его болезнью или другими исключительными обстоятельствами, допускается перенос основного и (или) дополнительных отпусков на следующий календарный год. При переносе основного и (или) дополнительных отпусков на следующий календарный год они должны быть использованы до его окончания.
По смыслу приведенных правовых норм, предоставление военнослужащим дополнительных суток отдыха возможно при наличии совокупности следующих условий: привлечение военнослужащего к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени; неиспользование дополнительных суток отдыха соответствующей продолжительности по окончании этих мероприятий; обращение военнослужащего с рапортом о предоставлении дополнительных суток отдыха по окончании этих мероприятий, а также в году возникновения права на получение дополнительного отдыха либо в следующем году одновременно с основным отпуском (при наличии для этого исключительных обстоятельств); решение командира воинской части (подразделения), оформленное в виде приказа о предоставлении дополнительных суток отдыха с учетом необходимости поддержания боевой готовности и интересов службы.
Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что реализация военнослужащим права на сутки отдыха за привлечение к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, возможна только в течение текущего года или в следующем году, в случае присоединения к основному отпуску за текущий год, предоставленному в следующем году.
Этот вывод полностью согласуется с разъяснениями, содержащимися в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих».
Таким образом, по смыслу перечисленных норм, военнослужащие вправе реализовать свое право на отдых сразу же после привлечения к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, либо в иные дни, либо присоединить их к основному отпуску. При этом военнослужащие в обращении к командиру вправе выразить свое отношение к способу и времени использования дополнительного отдыха. Инициатива о предоставлении компенсирующего отдыха должна быть заявлена таким образом, чтобы военнослужащий имел возможность реализовать свое право на отдых до истечения срока на его использование.
То есть, право на дополнительные сутки отдыха не носит накопительного характера, реализуется ежегодно на основании волеизъявления военнослужащего, в том числе посредством увеличения продолжительности основного отпуска, предоставляемого ежегодно в порядке, установленном п. 5 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих", который при этом по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, может быть предоставлен им по частям.
Как следует из материалов дела, административный истец в 2016, 2019 и 2020 годах привлекался к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, за что ему положены дополнительные сутки отдыха. При этом, поскольку Шулдиков обратился с рапортом о предоставлении ему дополнительных суток отдыха за 2016 и 2019 годы только в июне 2021 года, учитывая, что срок использования административным истцом дополнительных суток отдыха за 2016 год, при условии присоединения их к основному отпуску, ограничивался 31 декабря 2017 года, а за 2019 год - 31 декабря 2020 года, основания для предоставления ему указанных дополнительных суток отдыха у командования воинской части отсутствовали, в связи с чем административным ответчиком его право на отдых не нарушено. При этом дополнительные сутки отдыха за период с 24 по 28 января 2020 года, когда истец участвовал в занятиях по боевой подготовке, проводившиеся без боевой стрельбы, Шулдикову не положены, поскольку названное мероприятие не входит в Перечень мероприятий. За период с 3 февраля по 9 февраля 2020 года истцу дополнительные сутки отдыха предоставлены.
Кроме того, административным истцом нарушен установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок обращения в суд в части обжалования непредоставления основного отпуска за 2016 год, что является основанием для отказа в удовлетворении его требований в этой части, поскольку о нарушении своих прав истец узнал не позднее 31 декабря 2017 года, когда ему не был предоставлен отпуск за 2016 год. Уважительных причин пропуска указанного срока Шулдиковым не предоставлено.
При таких обстоятельствах административные исковые требования Шулдикова удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-177 и 227 КАС РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части № <иные данные> Шулдикова Александра Леонидовича об оспаривании действий командира и начальника штаба указанной воинской части, связанных с отказом в предоставлении основного отпуска за 2016 год и дополнительных суток отдыха за 2016, 2019 и 2020 годы, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 1-й Восточный окружной военный суд через Белогорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме 15 августа 2021 года.
Председательствующий С.Н. Бордин