10RS0011-01-2021-009705-10
№ 2а-4297/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2021 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе:
председательствующего судьи Тарабриной Н.Н.
при секретаре Паласеловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Белоусова Михаила Сергеевича к Военному комиссариату Республики Карелия, Призывной комиссии Петрозаводского городского округа о признании решения незаконным,
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что призывной комиссией Петрозаводского городского округа принято решение о призыве административного истца на военную службу, категория годности истца к военной службе определена «Б-3», не учтено, что в отношении истца установлена недостаточность питания, что означает обязанность военно-врачебной комиссии установить категорию годности «Г» и предоставить истцу отсрочку от призыва на военную службу. Административный истец решение считает незаконным, просит признать решение призывной комиссии Петрозаводского городского округа таковым и отменить.
Определением судьи к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечен Военный комиссариат Республики Карелия.
В судебном заседании истец не участвовал, его представитель по доверенности Самсонов М.С. заявленные требования поддержал, пояснил, что установление ранее в отношении истца категории «Г» не давало призывной комиссии оснований для решения о предоставлении отсрочки по состоянию здоровья, поскольку истец проходил учебу и имел право на отсрочку в связи с обучением. Никаких направлений на обследования и лечение призывная комиссия истцу не выдавала, в связи с чем истец был лишен возможности получить сведений о состоянии его здоровья, в настоящее время истец планирует пройти обследование по направлению эпилептолога.
Представитель административного ответчика Военный комиссариат Республики Карелия Куроптева И.П., действующая на основании доверенности, полагала административный иск не подлежащим удовлетворению, пояснила, что ранее в отношении истца устанавливалась категория годности к военной службе «Г», в связи с чем ему было предоставлено время для обследования. Оснований для предоставлении отсрочек в ходе призывных мероприятий 2021 года не имелось.
Соответчик в суд представителя не направили, о рассмотрении дела извещен.
Заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
В силу п. 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» решение о предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по военно-учетным специальностям на воинских должностях принимается призывной комиссией большинством голосов на основе результатов медицинского освидетельствования, данных профессионального психологического отбора, образовательной и специальной (профессиональной) подготовки, а также предложения военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) о предварительном предназначении призывника. При этом учитывается также потребность в накоплении военных специалистов в запасе для комплектования войск по мобилизационному плану.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» № 565 военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, а также для решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
Медицинское освидетельствование, в соответствии с пунктом 1 статьи 65 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.
Пунктами 9, 13, 16, 18 Положения №565 определено, что организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию. По заявке военного комиссара муниципального образования руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием. Персональный состав врачей-специалистов утверждается председателями призывных комиссий, а врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу назначаются решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 14 Положения №565 до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм) или результатов флюорографического (рентгенологического) обследования на цифровых носителях; общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи. До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования: электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита «B» и «C».
По результатам освидетельствования граждан при призыве на военную службу врачами, руководящие работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 18).
В соответствии с пунктом 2 приложения №4 Приказа Министра обороны РФ от 16 сентября 2015 г. N 533 «Об определении форм документов, заполняемых врачами-специалистами,...» в день медицинского освидетельствования на граждан, признанных годными к военной службе с незначительными ограничениями, ограниченно годными к военной службе, временно не годными к военной службе, не годными к военной службе, а также на граждан, направленных на медицинское обследование врачом-специалистом, осуществляющим медицинское освидетельствование (медицинский осмотр) гражданина заполняется лист освидетельствования.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что Белоусов М.С. является лицом призывного возраста, состоит на воинском учете в военном комиссариате города Петрозаводск с 25.01.2017, является гражданином, подлежащим призыву на военную службу. При первоначальной постановке на воинский учет истцу установлена категория годности «Г» (временно не годен к военной службе) по ст. 13г графы I расписания болезней Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 №565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» - недостаточность питания, ИМТ 15,8.
22.10.2018 года решением призывной комиссии истец был направлен в БСМП, где находился на обследовании с 30.10.2018 по 31.10.2018 года. По заключению от 31.10.2018 года в отношении истца установлены следующие диагнозы: <данные изъяты>
08.11.2018 года в отношении истца в ходе призывных мероприятий было принято решение о предоставлении ему отсрочки по п. А ч. 1 статьи 24Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»как лицу, признанному в установленном настоящим Федеральным законом порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья. Указанное решение было определено установленной в отношении истца категорией годности «Г»по ст. 13г графы I расписания болезней Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 №565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» - <данные изъяты>
На призывные мероприятия 08.05.2019 года истец не явился.
В ходе осеннего призыва 2019 года истцу после определения категории годности «Б-3» предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением по по п. А ч. 2 статьи 24Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 01.05.2020 года. В связи с предоставлением истцу академического отпуска 27.10.2020 года призывной комиссией истцу предоставлялась отсрочка от призыва по тому же основанию до 30.06.2023 года. Приказом от 06.04.2021 года истец отчислен из университета по собственному желанию, в связи с чем 07.04.2021 года прошел военно-врачебную комиссию и 16.04.2021 года был призван на военную службу. В ходе медицинского освидетельствования истцу установлена категория годности Б-3, установлены заболевания: <данные изъяты>
При определении категории годности в связи с выявленным пониженным питанием военно-врачебная комиссия исходила из требований расписания болезней, согласно которым при наличии недостаточности питания граждане подлежат обследованию и (или) лечению в стационарных условиях. При этом граждане при призыве на военную службу (военные сборы) признаются временно не годными к военной службе на 6 месяцев. Если по результатам обследования у граждан не выявлено вызывающих снижение массы тела заболеваний, то они подлежат освидетельствованию по пункту «д» (для призывников категория «Б-3»). При выявлении заболеваний, обуславливающих пониженное питание или недостаточность питания, граждане подлежат освидетельствованию по соответствующим статьям расписания болезней.
По доводам иска основания для предоставления истцу отсрочки по основаниям п. А ч. 1 статьи 24Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»18.11.2018года упризывной комиссии не имелось, поскольку истец на тот момент имел право на отсрочку для получения профессионального образования.
С указанными доводами суд не соглашается, поскольку это не следует из статьи 24 приведенного закона. Решение от 18.11.2018 года истцом не обжаловалось, незаконным не признавалось. В период времени до следующего призыва, а фактически до апреля 2021 года у истца имелась возможность обследоваться, если он полагал, что причиной недостаточного питания является заболевание, препятствующее прохождению военной службы, однако данных о таких обследованиям и результатах суду не представлены.
То обстоятельство, что призывная комиссия и Военный комиссариат никаких направлений на обследование и лечение истцу не выдавали, не свидетельствует о том, что истец был лишен возможности организовать обследование в связи с предъявляемыми им жалобами на состояние здоровья.
Более того анализ данных о ИМТ за прошедшие годы, начиная с 2017 до 2021 года, свидетельствует о том, что отрицательной динамики веса не наблюдается, ИМП не снижается, а растет, что подтверждает выводы военно-врачебной комиссии о достаточных основаниях для признания истца годным к прохождению военной службы.
Все озвученные Белоусовым М.С. жалобы на состояние здоровья были отражены в листе медицинского освидетельствования, учтены при вынесении решении об определении категории годности к военной службе.
Само по себе оспариваемое решение о призыве вынесено полномочным коллегиальным органом, осуществляющим свою деятельность в соответствии с нормами ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», распоряжением Главы Республики Карелия от 30.03.2021 N 156-р, прав административного истца не нарушает.
Согласно статье 227 КАС РФрешение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными принимается, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Необходимая совокупность обстоятельств, подлежащих установлению для решения об удовлетворении иска, судом не установлена в связи с чем суд приходит к выводу о отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 177, 178 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Тарабрина Н.Н.
Мотивированное решение изготовлено
в соответствии со ст. 177 КАС РФ 10.06.2021 года