мировой судья судебного участка № ***
судебного района г. Сызрани Самарской области
номер дела суда первой инстанции № ***
УИД 63МS0№ ***-22
номер дела суда апелляционной инстанции № ***
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
24 августа 2021 года
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Зининой А.Ю.
при секретаре Камневой И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Мартынова В. А. на решение мирового судьи судебного участка № 81 судебного района г. Сызрани Самарской области от 30.04.2021 по гражданскому делу № 2-785/2021 по иску ООО «ЭкоСтройРесурс» к Мартынову В. А. о взыскании задолженности по оплате предоставленных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
у с т а н о в и л:
Истец ООО «ЭкоСтройРесурс» обратился к мировому судье с исковым заявлением о взыскании с Мартынова В.А. задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 23?366,49 руб. за период с января 2019 года по сентябрь 2020 года, а также расходов по оплате госпошлины в размере 901 руб., ссылаясь на то, что по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального?хозяйства Самарской области от <дата> ООО «ЭкоСтройРесурс» осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Самарской области. В силу публичности договор с региональном оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя, а оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с <дата>, то есть с даты фактического оказания истцом услуг потребителю. Мартынов В.А. является собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: Самарская область, <адрес>, общая площадь объекта недвижимости составляет 245,3 кв. м. Согласно представленного расчета ежемесячная плата за данную коммунальную услугу для ответчика составляет 1?112,69 руб. С?<дата> истец?принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом. Истцом в адрес ответчика были направлены платежные документы на оплату оказанных услуг. Обязательство по оплате оказанных услуг ответчиком исполнено не было. Сумма задолженности за период?с января 2019 года по сентябрь 2020 года?составила 23?366,49 руб. <дата> мировым судьей судебного участка № 81 судебного района г.?Сызрани Самарской?области вынесен судебный приказ о взыскании с Мартынова В.А. в пользу ООО «Экостройресурс» вышеуказанной задолженности, однако определением мирового судьи от <дата> данный судебный приказ был отменен в связи с поступившими от ответчика возражениями.
Мировым судьей судебного участка № 81 судебного района г. Сызрани Самарской области <дата> была вынесена резолютивная часть решения: Исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс» удовлетворить. Взыскать с Мартынова В.А. в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с <дата> по <дата> в размере 23?366,49 рублей и расходы истца по оплате государственной пошлины в размере 901 руб., а всего в общей сумме 24?267,49 руб.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Не согласившись с данным решением ответчиком Мартыновым В.А. была подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение мирового судьи отменить и принято новое решение по делу, которым снизить сумму за период с января 2019 по сентябрь 2020 года за услугу по обращению с ТКО до 10 000 руб. и взыскать с ООО «ЭкоСтройРесурс» в пользу Мартынова В.А. компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., ссылаясь на то, что решение мирового судьи является незаконным и необоснованным, поскольку мировой судья отказал в принятии встречного искового заявления, что лишило его права на защиту своих прав, как потребителя услуг по вывозу ТКО и правильного определения суммы задолженности за вывоз ТКО. Выписка из маршрутного журнала (из системы ГЛОНАС) не была предоставлена, что ставит под сомнение качество и своевременность предоставляемых услуг по вывозу ТКО. По поводу несвоевременного выполнения обязательств по вывозу ТКО были предоставлены заявления, акты и фотоматериалы, которые должны служить основанием для снижения взыскиваемой с ответчика суммы за вывоз ТКО. Полагает, что истец не предоставил доказательства оказания услуг по своевременному вывозу ТКО, что ведет к перерасчету суммы, взыскиваемой с ответчика.
В судебном заседании ответчик Мартынов В.А. апелляционную жалобу поддержал, привел доводы, изложенные в ней, добавил, что не согласен с качеством, тарифами и нормативами ТКО. Он является собственником жилого дома по <адрес> г. Сызрани, мусор у него имеется, он его выбрасывает в контейнер по адресу г. Сызрань, <адрес>, вообще он может выбрасывать мусор в любые контейнеры, услуга по ТКО оказывается, но оказывается некачественно, имеются акты, но истцов для составления данных актов не вызывали, считает, что подвал в жилом доме не должен учитываться в площади дома для расчета объема ТКО, платежные документы получал, но не оплачивал их.
Представитель ООО «ЭкоСтройРесурс» в судебное заседание не явился, в суд представлены ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и возражения на апелляционную жалобу, согласно которых просит решение мирового судьи оставить без изменения, жалобу Мартынова В.А. без удовлетворения, с доводами ответчика, указанные в жалобе не согласен, поскольку услуга по ТКО региональным оператором оказывалась своевременно, надлежащим образом и подлежит оплате с <дата>. Ответчиком не представлено ни одного акта, соответствующего требованиям действующего законодательства относительно неоказания услуги по обращению с ТКО.
Представитель Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о.?Сызрань в судебное заседание не явился, в суд представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, поддерживают решение мирового судьи от <дата>.
Суд, проверив дело, исследовав письменные материалы, считает апелляционную жалобу ответчика Мартынова В.А. не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу ст. 57 ГПК РФ доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Мировым судьей верно установлено, что с <дата> Мартынов?В.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу Самарская область, г. Сызрань, <адрес> <адрес>, общей площадью 245,3?кв.?м., в котором зарегистрирован и фактически проживает с <дата>, в связи с чем у ответчика образуются твердыми коммунальные отходы, которые он вывозит в бункер для сбора ТКО по адресу г. Сызрань, <адрес>, что так же подтверждено выпиской из ЕГРН, записями в паспорте о факте регистрации, что так же подтверждено Мартыновым В.А. в судебном заседании.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения, осуществляя права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, помимо иных обязанностей обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путём заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В силу положений ст. ст. 153-155 ЖК РФ обращение с твердыми коммунальными отходами является одним видов коммунальных услуг, плата за которую, подлежит внесению потребителем ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правовые отношения в области обращения с отходами регулируются Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», а также другими законами и иными нормативным правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (п.1 ст. 2 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020).
Статья 1 данного федерального закона относит к твердым коммунальным отходам - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Статьей 24.7 п.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
<дата> в целях организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Самарской области между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и ООО «ЭкоСтройРесурс» было заключено Соглашение «Об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Самарской области».
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области № 846 от 18.12.2018 первоначально установлен единый предельный тариф на услугу регионального оператора ООО «ЭкоСтройРесурс» по обращению с ТКО для населения: в размере 598,16 руб. на период с <дата> по <дата> и в размере 619,32 руб. на период с <дата> по <дата>.
Приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области № 95 от 28.03.209 указанный тариф для населения на период с <дата> по <дата> был изменен и составил 598,16 руб.
Приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области № 781 от 19.12.2019 на период 2020 года оказания населению услуг регионального оператора ООО «ЭкоСтройРесурс» утвержден тариф в размере 598,16 руб. (с учетом НДС).
Вышеуказанные нормативные правовые акты органа исполнительной власти Самарской области опубликованы в установленном порядке на официальном портале (сайте) Правительства Самарской области в сети Интернет (www.pravo.samregion.ru), а также в официальном печатном издании Правительства Самарской области - «Волжская коммуна» (№343 (30578).
Норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории г.о. Самарской области: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск на 1 кв.м. общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов (0,091 куб. метров в год) утвержден Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области № 1023 от 29.12.2018, принятым в рамках полномочий органа государственной власти Самарской области, предусмотренных п. 4.1 Постановления Правительства РФ № 857 от 27.08.2012, опубликованным на официальном портале (сайте) Правительства Самарской области в сети Интернет (www.pravo.samregion.ru), а также в официальном печатном издании Правительства Самарской области - «Волжская коммуна» (№ 2 (30585) и распространяется на правоотношения, возникшие после 01.01.2019.
Факт публикации предложения регионального оператора ООО «ЭкоСтройРесурс» для сведения населения о заключении договора, а также типового договора, размещенных на официальном сайте https://ecostr.ru в сети Интернет 23.12.2018 и в печатных средствах массовой информации (газете «Волжская коммуна» - 25.12.2018 (выпуск №343 (30578) от 25.12.2018), ответчиком не оспорен.
Указанный норматив подлежит применению для расчета платы за услугу по обращению с ТКО на территории г.о. Сызрань (исходя из 1 кв.м. общей площади жилого помещения многоквартирного и индивидуального дома) и на дату рассмотрения настоящего гражданского дела является действующим, то также подтверждено ответом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 07.04.2021.
К отношениям, возникающим между собственниками жилых домов и региональными операторами, применяются Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (ред. от 15.12.2018) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 641», в части, не урегулированной жилищным законодательством РФ.
В силу пункта 8(4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункта 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В рамках Соглашения от 01.11.2018 ООО «ЭкоСтройРесурс», являясь региональным оператором в период образования спорной задолженности (с 01.01.2019 по настоящее время), уполномочен в установленном порядке осуществлять обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Самарской области, в том числе на территории городского округа Сызрань.
Во исполнение ст. 13.4 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» органом местного самоуправления г.о.?Сызрань в лице Комитета ЖКХ Администрации г.о. Сызрань определена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляется ведение соответствующего реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории городского округа Сызрань, который размещен в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Комитета ЖКХ Администрации г.о. Сызрань (kgkh.syzran.ru).
Согласно п. 121 данного Реестра по адресу г. Сызрань <адрес>, <адрес> установлен контейнер для сбора и накопления ТКО населения ёмкостью 8 куб.м.; балансодержателем данного места накопления является АО «Экопром» (л.д.?158).
Индивидуальный договор на оказание услуг по обращению с ТКО между ООО «ЭкоСтройРесурс» и Мартыновым В.А. не заключался, что так же подтверждено сторонами.
На основании вышеизложенного, мировым судьей пришел к верному выводу о том, что между ООО «Экостройресурс» и Мартыновым?В.А. заключен договора об оказании услуги по обращению с ТКО на условиях типового договора, услуга по обращению с ТКО оказывалась.
Направляемые истцом в адрес ответчика платежные документы на оплату оказанных услуг не оплачивались ответчиком, в связи с чем за период с января 2019 года по сентябрь 2020 года по лицевому счету ответчика № *** образовалась задолженность в размере 23?366,49 руб., что также подтверждается и карточкой расчетов.
С учетом указанных выше обстоятельств мировой судья пришел к верному выводу об обоснованности требований истца.
Обоснованно мировым судьей не приняты во внимание для решения вопроса о возможности освобождения ответчика Мартынова В.А. от обязанности по внесению платы за оказанную коммунальную услугу несогласие ответчика с тарифами, нормативами накопления и определением размера ежемесячной платы за услугу по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого дома, несоответствие (завышении) объемов ТКО, указанных в квитанциях истца, фактически вывозимому объему отходов из контейнера по <адрес>.
Обоснованно представленные ответчиком акты № *** от <дата>, № *** от <дата>, № *** от <дата>, № *** от <дата>-<дата>, № *** от <дата>-<дата>, № *** от <дата>-<дата> и № *** от <дата>-<дата> «о нарушении обязательств по договору», мировым судьей признаны недостоверности и недопустимости, составленными ответчиком в отсутствие представителя регионального оператора, и не могут служить доказательством оказания услуги по обращению с ТКО некачественно, поскольку порядок фиксации нарушений по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (ред. от 18.03.2021) «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641».
В силу п. 16 указанных Правил в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
С учетом всех собранных по делу доказательств мировой судья пришел к правильному выводу о том, что заявленные исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Так же обоснованно и законно с ответчика в пользу истца взысканы расходы по оплате госпошлины в размере 901 руб.
Доводы апелляционной жалобы том, что отказав в принятии встречного иска он был лишен права на защиту своих прав и правильного определения суммы задолженности по услуге по обращению с ТКО, суд считает необоснованными, поскольку в соответствии со ст. 138 ГПК РФ ПК РФ судья принимает встречный иск в случае, если: встречное требование направлено к зачету первоначального требования; удовлетворение встречного иска исключает полностью или в части удовлетворение первоначального иска; между встречным и первоначальным исками имеется взаимная связь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному рассмотрению споров, однако данные условия в данном случае суд не усматривает. При этом Мартынов В.А. не лишен права обратиться в суд с самостоятельным иском в защиту нарушенного права.
При таких обстоятельствах решение мирового судьи является правильным, законным и обоснованным.
Доводы жалобы не содержат каких-либо конкретных доказательств незаконности и необоснованности решения мирового судьи, которые могут повлиять на отмену или изменение решения мирового судьи, на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Суд апелляционной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, мировым судьей выяснены и изучены, определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
При этом нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Мартынова В.А. оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л:
Решение мирового судьи судебного участка № 81 судебного района г. Сызрани Самарской области от <дата> по гражданскому делу № *** по иску ООО «ЭкоСтройРесурс» к Мартынову В. А. о взыскании задолженности по оплате предоставленных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - оставить без изменения, апелляционную жалобу Мартынова В. А. - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и иными лицами, если их права и законные интересы нарушены судебным решением, было реализовано право на апелляционное обжалование решения.
Судья: Зинина А.Ю.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 августа 2021 года.
Судья: Зинина А.Ю.