Дело № 2-2841/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2013 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Самойловой Н.В.,
при секретаре Улицкой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бальчуса В. В. к Министерству социальной политики Калининградской области, ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» о взыскании стоимости санаторно-курортной путевки за 2012 год и понуждении ежегодно вне очереди предоставлять санаторно-курортную путевку,
УСТАНОВИЛ:
Истец Бальчус В.В. обратился в суд с указанным выше иском, указав, что имеет право на получение социальной услуги в виде путевки на санаторно-курортное лечение. Несмотря на его обращения к ответчикам, санаторно-курортная путевка за 2012 год не была предоставлена. В связи с этим просит взыскать с ответчиков денежную компенсацию за не оказанные социальные услуги в виде не предоставленной путевки за 2012 год и обязать ответчиков ежегодно вне очереди предоставлять санаторно-курортную путевку.
В судебном заседании истец Бальчус В.В. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, настаивая на их удовлетворении.
Представитель ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» - Л.В.Л., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями Бальчуса В.В. не согласилась, указав, что истец с заявлением об отказе от получения набора социальных услуг в установленном порядке не обращался, поэтому оснований для получения денежной компенсации за неиспользованную санаторно-курортную путевку не имеет. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В судебное заседание представитель Министерства социальной политики Калининградской области не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Представил в суд письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Бальчус В.В. является инвалидом <данные изъяты>. Заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. Как ликвидатору аварии на ЧАЭС ему гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных действующим законодательством для граждан данной категории. С заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в рамках государственной социальной помощи истец обратился 07 ноября 2012 года. На основании поданного заявления истец был поставлен в очередь. В 2012 году и на момент рассмотрения дела путевка истцу предоставлена не была.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Такой Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитационных услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р в качестве одного из реабилитационных мероприятий предусматривает санаторно-курортное лечение.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
Пунктом 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
Статья 6.3 данного Федерального закона предусматривает, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
В соответствии с п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328, организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 01 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
Вместе с тем, ни Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», ни Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями и дополнениями), ни Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной помощи инвалидов в Российской Федерации», в редакциях на момент обращения истца с заявлением о предоставлении путевки, не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение.
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 данного Федерального закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п. 2 ч. 1 ст. 6.2 настоящего Федерального закона.
Гражданин может до 01 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 01 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).
Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее ст. 7 (ч. 1), гарантируя каждому социальное обеспечение в предусмотренных законом случаях (ч. 1 ст. 39), вместе с тем не определяет конкретные объемы, способы и порядок предоставления такой защиты тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя, который располагает определенной свободой усмотрения при установлении мер социальной защиты, включая выбор формы их предоставления (денежной или натуральной).
До принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 (в редакции от 26 апреля 2004 года) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривал бесплатное ежегодное обеспечение путевкой в санаторно-курортное учреждение, а в случае невозможности предоставления путевки денежную компенсацию в размере ее средней стоимости (п. 1 ч. 1 ст. 14).
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, введенным в действие с 01 января 2005 года, внесены существенные изменения и дополнения в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», которые повлияли на объем льгот, предоставляемых лицам, пострадавшим вследствие радиационного воздействия.
Статья 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 изложена в новой редакции, не предусматривающей возможность получения денежной компенсации в случае не предоставления путевки на санаторно-курортное лечение. Изменен порядок предоставления других льгот и введены новые выплаты. Данная редакция закона действует с 01 января 2005 года.
В то же время Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» был дополнен главой 2, в соответствии с которой ряду категорий граждан (к их числу относится и истец) предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг, который включает в себя, в том числе бесплатное предоставление путевки на санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний). Одновременно гражданам предоставлено право выбора: получать набор социальных услуг или отказаться от его предоставления (полностью или в части) и воспользоваться правом на получение ежемесячной денежной выплаты. Возможность конвертации Законом не предусмотрена.
Такое правовое регулирование направлено на реализацию права граждан на социальное обеспечение и какие-либо конституционные права и свободы граждан не нарушает, поскольку изменения в нормативном содержании прав, гарантий и льгот, ранее установленных для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не могут рассматриваться как лишение данной категории граждан возможности пользоваться соответствующими социальными благами в натуральной форме либо получать взамен определенную денежную компенсацию.
Предоставление санаторно-курортной путевки входит в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, представляет по существу меру социальной поддержки, является правом федерального законодателя.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что компенсация на санаторно-курортное лечение, проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно в денежном выражении нормативно-правовыми актами не предусмотрены.
Как указывалось выше, порядок предоставления набора социальных услуг регулируется Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В силу ст. 6.7 приведенного Федерального закона лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг в соответствии с настоящей главой.
Порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением указанным лицам набора социальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правилами финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2000 № 542 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2011 года № 157).
Так, согласно п. 5 приведенных Правил финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки в части пенсионного обеспечения и иных видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию осуществляется Министерством финансов Российской Федерации путем ежемесячного перечисления в установленном порядке средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели, в бюджет соответственно Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства от 29 декабря 2004 года № 864 «О порядке финансового обеспечения расходов по представлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установление платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на семипалатинском полигоне, и приравненным к ним категориям граждан» финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.
Таким образом, обязательства ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» по обеспечению санаторно-курортным лечением граждан ограничены объемом средств, выделенных из федерального бюджета на оплату путевок.
С учетом изложенного доводы истца о том, что действующим законодательством очередность предоставления санаторно-курортных путевок не предусмотрена, не могут быть приняты судом во внимание.
Соответственно, исковые требования Бальчуса В.В. о понуждении ответчиков ежегодно вне очереди предоставлять санаторно-курортную путевку не подлежат удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, путевка на санаторно-курортное лечение, за получением которой истец обратился в 2012 году, не была ему предоставлена, поскольку на момент его обращения количество заявлений получателей набора социальных услуг, которые не были обеспечены путевками, превысило имеющуюся квоту по обеспечению данными льготами.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что за период 2012 года за истцом сохранялось право на получение льгот в натуральной форме, и он не лишен права на получение санаторно-курортной путевки в порядке, предусмотренном действующим законодательством, суд приходит к вводу, что законных оснований для взыскания в его пользу стоимости путевки за 2012 год в связи с непредставлением ему такой путевки не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бальчуса В. В. к Министерству социальной политики Калининградской области, ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» о взыскании стоимости санаторно-курортной путевки за 2012 год и понуждении ежегодно вне очереди предоставлять санаторно-курортную путевку - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2013 года.
Судья Н.В. Самойлова