Дело № 2-104/2019
10RS0009-01-2019-000071-80
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 июля 2019 года пгт.Муезерский
Муезерский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Варламовой В.Л., при секретаре Лыткиной Т.В., с участием истца Любовина В.К., представителя ответчика администрации Муезерского муниципального района Хандога А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Любовина В.К. к администрации Муезерского муниципального района о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен аварийного,
установил:
Любовин В.К. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Муезерского муниципального района о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен аварийного. Иск мотивирован тем, что Любовин В.К. является нанимателем жилого помещения, зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес>. Распоряжением Главы администрации Муезерского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> жилом доме <адрес> признана непригодной для проживания, однако квартира истцу не предоставлена, тогда как в силу ст. 57 ЖК РФ истец имеет право на предоставление другого благоустроенного жилья по договору социального найма вне очереди. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> отнесен к категории непригодного для проживания. Истец имеет право на предоставление по договору социального найма другого благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 37,5 кв.м., по степени благоустройства применительно к условиям соответствующего населенного пункта и находящегося в черте г.Петрозаводск Республики Карелия. Требование о предоставлении жилого помещения в г.Петрозаводск обусловлено медицинскими показаниями и частыми обследованиям и наблюдением у <данные изъяты>, что подтверждается выписными эпикризами на Любовина В.К. и супругу Любовину Л.М. На основании постановления Правительства РК от 27.08.2007 № 129-П «О социальных нормах площади жилья» установлены социальные нормы площади жилья: на одиноко проживающего гражданина 38 кв.м. общей площади жилого помещения; на одного члена семьи, состоящей из двух человек 22,5 кв.м. общей площади жилого помещения; на одного члена семьи, состоящей из трех человек 21 кв.м. обшей площади жилого помещения; на одного члена семьи, состоящей из четырех и более человек 18 кв.м. общей площади жилого помещения. Согласно справке администрации Суккозерского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ в составе семьи истца два человека Любовина В.К. и Любовина Л.М. Площадь предоставляемого жилья должна составлять не менее 45 кв.м. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практики при применении ЖК Российской Федерации» разъяснено, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст.ст. 86-88 ЖК РФ, другое жилое благоустроенное помещение предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий. А поэтому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Предоставление жилья взамен непригодного носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Истец неоднократно обращался администрацию Муезерского муниципального района, в Министерство строительства и жилищного-коммунального хозяйства РК, везде получен отказ в предоставлении жилого помещения. Истец просит суд обязать администрацию Муезерского муниципального района предоставить истцу Любовину В.К. вне очереди по договору социального найма другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, в черте г.Петрозаводск Республики Карелия, общей площадью не менее 45 кв.м. состоящее не менее, чем из двух комнат.
Впоследствии истец увеличил исковые требования, окончательно истец просит суд обязать администрацию Муезерского муниципального района предоставить истцу Любовину В.К. вне очереди по договору социального найма другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, в черте г.Петрозаводск Республики Карелия в районе улиц Ровио, Балтийская, Фролова либо на любой другой улице микрорайона Кукковка, общей площадью не менее 45 кв.м. состоящее не менее, чем из двух комнат.
Истец Любовин В.К. в судебном заседании окончательно заявленные требования поддержал по изложенным в иске и дополнениям к иску основаниям, просил об удовлетворении окончательно заявленных исковых требований.
Представитель ответчика администрации Муезерского муниципального района – Хандога А.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании подержала письменные возражения относительно иска, относительно окончательно заявленных исковых требований возражала, просила об отказе в их удовлетворении. Представлены письменные возражения относительно иска, администрация Муезерского муниципального района не обладает полномочиями по предоставлению жилья в черте г.Петрозаводске. Жилой дом <адрес> не признан аварийным. Распоряжением администрации Муезерского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение № дома <адрес> признано непригодным для проживания. На основании решения жилищно-бытовой комиссии администрации Суккозерского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № семья Любовина В.К. принята на учет на первоочередное получения жилья в <адрес>, однако в данном поселении отсутствуют свободные жилые помещения, жилое помещение предоставляется в границах населенного пункта. Поселениям администрацией Муезерского муниципального района направлены письма об имеющихся жилых помещениях, однако соответствующие установленным требованиям помещения отсутствуют. Администрация Муезерского муниципального района направляла истцу письмо с разъяснением для участия в программе РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» по категории «граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», однако истец не обращался с заявлением о регистрации и постановки на учет в данной программе для получения социальной выплаты в рамках государственной программы РФ по категории «граждане выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Согласно краткосрочному плану реализации в 2017-2019 годах региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории РК на 2015-2044 годы, в 2019 году запланированы работы по обследованию общего имущества в многоквартирных домах, дом № включен в данный список. Договор социального найма отсутствует, поскольку полномочия по заключению данного договора переданы на уровень сельских поселений администрации Суккозерского сельского поселения, в соответствии с Решением 29 сессии 6 созыва совета Муезерского муниципального района «О передаче (принятии) части полномочий решению вопросов местного значения на 2017-2019 годы» от 21.12.2016. Сведений об обращении истца с заявлением о включении его семьи в число участников программы «Жилье для российской семьи» не отсутствуют, ввиду отсутствия данной программы.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Любовина Л.М. в судебном заседании не присутствовала, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Представлен письменный отзыв относительно иска, исковое заявление поддерживает.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, администрация Суккозерского сельского поселения в судебное заседание своего представителя не направила, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Представлен письменный отзыв относительно иска, разрешение спора полагают на усмотрение суда, постановлением Правительства Республики Карелия от 17.09.2015 № 301-П «О разграничении имущества между муниципальным образованием «Муезерский муниципальный район» и сельскими поселениями к его составе» жилищный фонд передан па уровень Муезерского муниципального района. ДД.ММ.ГГГГ Любовин В.К. обращался с письмом в администрацию поселения о выделении жилого помещения, поскольку распоряжением администрации Муезерского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ квартира, где проживает Любовии В.К. признана непригодной для проживания. Поскольку в Суккозерском сельском поселении отсутствуют свободные квартиры, пригодные для проживания, Любовии В.К. решением № от ДД.ММ.ГГГГ поставлен на первоочередное получение жилья в <адрес>, о чем заявителю и администрации Муезерского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ сообщено письменно. В период проживания в <адрес> Любовину В.К. были выделены квартиры по адресам: <адрес> (проживал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), <адрес> (проживал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сгорел), <адрес>, где истец проживает с ДД.ММ.ГГГГ. Сведениями о создании межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания и об утверждении Положения о соответствующей межведомственной комиссии не располагают. Информацией, о том, что Любовин В.К. является малоимущим, сведениями о площади занимаемого жилого помещения Любовиным В.К. не располагают. Сведениями об обращении Любовина В.К. с заявлением о включении его семьи в число участников программы «Жилье для российской семьи», о регистрации и постановки на учет для получения социальной выплаты в рамках государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» по категории «Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера приравненных к ним местностей», о включении многоквартирного дома <адрес> в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включении многоквартирного дома <адрес> в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не располагают.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика администрация Петрозаводского городского округа в судебное заседание своего представителя не направила, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Представлен письменный отзыв относительно иска, указано, что местное самоуправление как форма власти, осуществляет решение вопросов местного значения в пределах границ муниципальных образований для населения проживающего на данной территория. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч.4 ст.52 ЖК РФ документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. В Республике Карелия порядок определен Законом Республики Карелия от 06.02.2006 № 958-ЗРК «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и некоторых вопросах предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Республике Карелия», принятие на учет и отказ в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сохранение за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и снятие граждан с такого учета, осуществляется по основаниям и в порядке, установленном ЖК РФ. Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма установлен ст.51 ЖК РФ. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании их заявления и с заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие данное право, Любовин В.К. с соответствующим заявлением в администрацию Петрозаводского городского не обращался, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории Петрозаводского городского округа не состоит.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в судебное заседание своего представителя не направила, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, надзорные производства прокуратуры Муезерского района, медицинские документы, эпикризы, приходит к следующим выводам.
Согласно ст.25 Всеобщей декларации прав человека, ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах одним из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень является осуществление конституционного права гражданина Российской Федерации на жилище.
Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2). Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на жилище, при этом, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч.1 ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Жилищного кодекса РФ, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение ст. 51 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч.4), учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч.5).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии со ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч.1), вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п.1 ч.2), вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне (п.3 ч.2), гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений (ч.3), по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч.5), комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса (ч.6), при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности (ч.7), порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (ч.9).
На основании п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв.постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 уполномоченным органом признания помещения непригодным для проживания является межведомственная комиссия.
Статьей 85 ЖК РФ предусмотрено, что граждане выселяются из жилых помещением с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В соответствии со ст.87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта (ч.1), если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат (ч.2).
В соответствии со ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч.1), малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч.2), жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч.3).
В соответствии со подп.6 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления граждан в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства относится к вопросам местного значения городского поселения.
В соответствии с ч.1 ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
Исходя из п.37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» По делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Решением председателя Петрозаводского городского Совета от 27.12.2005 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в г.Петрозаводске» на территории г.Петрозаводска норма предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма установлена в размере 15 кв.м. общей пощади жилого помещения на одного человек, учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в г.Петрозаводске составляет 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Постановлением администрации Муезерского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» на территории Муезерского городского поселения учетная норма площади жилого помещения при принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий установлена в размере 11 кв.м. общей площади на каждого члена семьи (п.1), норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (п.2).
Решением администрации Суккозерского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» на территории Суккозерского сельского поселения учетная норма площади жилого помещения при принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий установлена в размере 11 кв.м. общей площади на каждого члена семьи (п.1), норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (п.2).
В соответствии с подп.1 п.1 ст.6 Устава МО Муезерский муниципальный район к вопросам местного значения Муезерского муниципального района относится владение, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Согласно п.3 решения Совета Муезерского муниципального района 29 сессии 6 созыва от 21.12.2016 № 254 полномочия, относящиеся к вопросам местного значения Муезерского муниципального района (за исключением Ледмозерского и Ребольского сельского поселения) по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принятия решений о предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма жилого помещения, переданы для исполнения на уровень сельских поселений.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что истец Любовин В.К., а также супруга истца Любовина Л.М. зарегистрированы и фактически проживают на условиях договора социального найма в квартире, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>.
Из письма администрации Суккозерского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истцу Любовину В.К. в период проживания на территории <адрес> выделялись квартиры по адресам: <адрес> которой семья истца проживала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; <адрес>, в которой семья истца проживала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ до произошедшего в доме пожара; <адрес> которой семья истца проживает с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Постановлением Правительства РК от 17.09.2015 № 301-П жилой дом по адресу: <адрес>, передан в муниципальную собственность муниципального образования «Муезерский муниципальный район».
Распоряжением администрации Муезерского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № жилые помещения в квартирах 2, 4, 6, расположенные в доме <адрес> признанны непригодными для проживания в связи с выявлением вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан (п.1), администрации Суккозерского сельского поселения постановлено в очередном порядке предоставить жилые помещения гражданам, проживающим по указанным адреса, при отсутствии свободных жилых помещений на территории Суккозерского сельского поселения включить указанных жильцов в перечень граждан, нуждающихся в первоочередном предоставлении жилья (п.2).
Решением администрации Суккозерского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № Любовин В.К. принят на учет на первоочередное получение жилья в <адрес>, на основании п.2 распоряжения администрации Муезерского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании помещений, расположенных в доме <адрес> непригодным для проживания» составом семьи один человек (Любовин В.К.).
Супруга истца Любовина Л.М. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не признана.
Сведений о постановке Любовина В.К., супруги истца Любовиной Л.М. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, на первоочередное получение жилья в г.Петрозаводске, сведений о признании истца Любовина В.К., супруги истца Любовиной Л.М. малоимущими органом местного самоуправления Петрозаводского городского округа, не имеется.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ « О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Однако многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> установленном законом порядке аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, не признан, не включен в адресный перечень муниципальных программ по переселению граждан из аварийного жилья.
Постановлением Правительства РК от 26.11.2014 № 346-П многоквартирный жилой дом расположенный по адресу: <адрес>, включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на 2015-2044 годы, предусмотрен капитальный ремонт указанного многоквартирного дома.
Сведения об обращении истца Любовина В.К. и супруги истца Любовиной Л.М. с заявлением о включении семьи истца в число участников программы «Жилье для российской семьи», утв.постановлением Правительства РК от 15.12.2014 № 376-П «О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы РФ «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в части обеспечения права отдельных категорий граждан на приобретение жилья экономического класса на территории Республики Карелия», об обращении с заявлением о регистрации и постановки на учет для получения социальной выплаты в рамках государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» по категории «Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», не имеется.
В соответствии с п.3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 ч.1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно п.4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащее на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Сведений о наличии у истца Любовина В.К. и супруги истца Любовиной Л.М. заболеваний, при наличии которых жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе включенных в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире утв.постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378, не имеется.
В установленном законом порядке истец Любовин В.К., супруга истца Любовина Л.М. малоимущими не признавались, на соответствующем учете не состоят.
Согласно справке администрации Суккозерского сельского поселения о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ № по месту жительства истца по адресу: <адрес>, семья истца состоит из двух человек:Любовин В..К. (истец) и супруга истца Любовина Л.М.
Согласно технического паспорта на жилой дом <адрес>, общая площадь квартиры № составляет 37,5 кв.м., жилая площадь 22,7 кв.м., квартира состоит из двух комнат.
Таким образом, семья истца Любовина В.К. состоящая из двух человек: истца и супруги истца, зарегистрированных в жилом помещении (квартире) по адресу: <адрес>, общей площадью 37,5 кв.м. имеет превышающий учетную норму уровень обеспеченности жилым помещением. Учетная норма площади жилого помещения действующая в пределах территории Муезерского городского поселения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет 11 кв.м., в пределах территории Петрозаводского городского округа 10 кв.м., у истца и супруги истца на каждого члена семьи приходится по 18,7 кв.м.(37,5 кв.м./2), что более установленных 11 кв.м. и 10 кв.м.
Исходя из уведомлений Управления Росреестра по РК от 30.04.2019, сведения о правах Любовина В.К. и Любовиной Л.М. на имеющиеся у них объекты недвижимости на территории Российской Федерации, отсутствуют.
Сам факт признания квартиры <адрес> предоставленной истцу по договору социального найма непригодной для проживания, учитывая, что многоквартирный дом № по данному адресу в установленном порядке аварийным, подлежащим сносу или реконструкции не признан, учитывая, что истец и супруга истца в установленном порядке малоимущими не признаны, не может являться самостоятельным и достаточным основанием для обязании администрации Муезерского муниципального района предоставить семье истца во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям находящегося в черте г.Петрозаводска равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению общей площадью не менее чем 37,5 кв.м. общей площади на одного человека взамен непригодного для проживания.
Статья 52 ЖК РФ устанавливает порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Так, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в орган местного самоуправления по месту своего жительства.
В соответствии п.6 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со ст.ст.14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочиями по обеспечению граждан, проживающих на территории сельских поселений жилыми помещениями по договорам социального найма наделены администрации соответствующих районов.
Из материалов дела следует, что истец Любовин В.К. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в администрации Суккозерского сельского поселения, как проживающий на территории Суккозерского сельского поселения Муезерского муниципального района, то есть жителем г.Петрозаводска он не является, малоимущим не признан.
Таким образом, с позиции приведенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств, администрация Муезерского муниципального района не обладает полномочиями по предоставлению истцу Любовину В.К. на соответствующий состав семьи по договору социального найма вне очереди, в черте Петрозаводского городского округа благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта, жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, несмотря на то, что истец имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Подвергнув анализу приведенное законодательство и установленные обстоятельства, оценив все собранные по делу доказательства в совокупности, исходя из требований закона об их относимости, допустимости и достоверности, учитывая конкретные обстоятельства дела, разрешая требования исходя из ч.3 ст.196 ГПК РФ в пределах заявленных, учитывая, что истец наставал на разрешении спора именно к заявленному в иске ответчику, исходя из принципа диспозитивности гражданского процесса, согласно которому суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, исходя из принадлежности права определения предмета иска только истцу, который должен сам выбрать надлежащий способ защиты гражданских прав, в связи с чем исходя из заявленных требований все иные формулировки и толкование данного требования судом означают фактически выход за пределы заявленного истцом к ответчику требования, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Исходя из п.15 ч.1 ст.333.36 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании подп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ администрация Муезерского городского поселения, являющаяся органом местного самоуправления, освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судом общей юрисдикции при участии в деле в качестве истца или ответчика.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления Любовина В.К. к администрации Муезерского муниципального района о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен аварийного отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Л. Варламова
Мотивированное решение в порядке ст.199 ГПК РФ составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Последний день подачи апелляционной жалобы ДД.ММ.ГГГГ.
Судья В.Л. Варламова