Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-310/2020 ~ М-306/2020 от 11.09.2020

Дело а-310/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Лахденпохья Республика Карелия 26 ноября 2020 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сущевской Е.А., при секретаре Овчарове С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Овсянникова Виктора Николаевича, поданное в его интересах ФИО2, к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и понуждении к действиям,

установил:

Овсянников В.Н. обратился с вышеуказанным административным исковым заявлением, поданным в его интересах представителем ФИО2

Заявленные требования мотивированны тем, что Овсянников В.Н. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство) с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, площадью кв.м., образуемого из земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в северной части кадастрового квартала , из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства – ведения личного подсобного хозяйства. Министерством отказано административному истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне защитного леса. С данным отказом административный истец не согласен, считает его незаконным, поскольку земельный участок полностью расположен на землях сельскохозяйственного назначения.

На основании изложенного, ссылаясь на положения п.п. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), истец просил суд признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ .4-21, по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, обязать административного ответчика принять решение о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью кв.м., образуемого из земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в части кадастрового квартала , из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства – ведения личного подсобного хозяйства.

В судебном заседании административный истец Овсянников В.Н., извещенный надлежащим образом, отсутствовал.

Представитель административного истца – ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителя.

В представленном письменном отзыве на административный иск привели основания аналогичные тем, которые изложены в оспариваемом отказе. Полагали заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Представители заинтересованных лиц – Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, администрации Мийнальского сельского поселения, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Выслушав позицию представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что ФИО2, действующий на основании доверенности в интересах Овсянникова В.Н., ДД.ММ.ГГГГ обратился в Министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, район <адрес>, площадью кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства, без проведения торгов.

В своем решении, выраженном в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. Министерство отказало Овсянникову В.Н. в удовлетворении поданного заявления по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне защитного леса, и использование земельного участка для цели ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта повлечет за собой нарушение требований, установленных Лесным кодексом Российской Федерации (далее – ЛК РФ).

Овсянников В.Н., не согласившись с принятым решением Министерства, обратился в суд с настоящим административным иском.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 части 2 и 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.

На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 года № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 года № 446-П, от 26.09.2017 № 326-П и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, принятие решений на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков относится к компетенции административного ответчика.

Таким образом, принятие решений по вопросам о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду относится к компетенции административного ответчика.

Согласно ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 15 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ.

Согласно п.п.19 п.2 ст.39.6 ЗК РФ Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

В силу ч. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов, также в случае подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном ст. 39.17 ЗК РФ.

В соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.

Как следует из ответа Министерства, основанием для отказа Овсянникову В.Н. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду явился тот факт, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне защитного леса.

Указанное административным ответчиком основание о расположении испрашиваемого земельного участка в зоне защитного леса не нашел своего подтверждения.

В силу ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, и не относятся к землям лесного фонда. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 110 ЛК РФ отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Полномочия в области лесных отношений, в том числе полномочия по ведению государственного лесного реестра (ГРЛ) в отношении лесов, расположенных в границах территории Республики Карелия, в соответствии со ст.83 ЛК РФ переданы Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия.

Согласно представленным заинтересованным лицом Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия сведениям границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, не имеют координат поворотных точек границ, вместе с тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН не содержатся сведения о прохождении границ Лахденпохского лесничества. Отмечают, что смежным к образуемому земельному участку, площадью кв.м, является земельный участок с КН . При сопоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН о границе земельного участка с КН и сведений, содержащихся в ГЛР, выявлено несоответствие границ земельного участка с КН границам земель лесного фонда, поэтому полагают, что при постановке земельного участка с КН на государственный кадастровый учет допущена реестровая ошибка, которую имеется возможность исправить. При этом специалист заинтересованного лица посредством телефонной связи пояснил, что испрашиваемый заявителем земельный участок не расположен в зоне защитного леса, возможность установления ответчиком такого факта, по его мнению, имеет место только из-за реестровой ошибки в отношении земельного участка с КН ; испрашиваемый истцом земельный участок расположен на землях сельхозназначения.

Таким образом, с учетом позиции заинтересованного лица и исследованных материалов дела, суд приходит к выводу, что испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен на землях, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем оспариваемым решением права административного истца нарушены, что дает основания для удовлетворения исковых требований.

Согласно п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.

Нарушенное право истца, должно быть восстановлено путем возложения на Министерство повторно рассмотреть заявление Овсянникова В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ вх. о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка.

К указанному выводу суд приходит в связи с тем, что земельное законодательство содержит значительный перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Вместе с тем в материалах дела отсутствуют сведения о том, что иные основания для отказа проверялись административным ответчиком. Суд в рамках административного судопроизводства не вправе предрешать рассмотрение вопроса по существу, входящего в полномочие другого органа.

Суд полагает, что при отсутствии иных оснований для отказа Овсянникову В.Н. в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ вх. Министерство должно принять решение о предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ :

Административный иск удовлетворить частично.

Признать решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе ФИО3 в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 25000 кв.м., образуемого из земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в северной части кадастрового квартала , для ведения личного подсобного хозяйства, незаконным.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Овсянникова Виктора Николаевича от ДД.ММ.ГГГГ вх. о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, и при отсутствии иных оснований для отказа Овсянникову В.Н. в удовлетворении заявления, обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия принять решение о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью кв.м., образуемого из земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в северной части кадастрового квартала , для ведения личного подсобного хозяйства.

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Овсянникова Виктора Николаевича судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

В удовлетворении остальных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Е.А.Сущевская

Мотивированное решение составлено 09.12.2020.

2а-310/2020 ~ М-306/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Овсянников Виктор Николаевич
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Другие
Администрация Мийнальского сельского поселения
Министерство природных ресурсов и экологии РК
Тинькин К.Ю.
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Сущевская Е. А.
Дело на странице суда
lahdenpohsky--kar.sudrf.ru
11.09.2020Регистрация административного искового заявления
12.09.2020Передача материалов судье
15.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
15.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.10.2020Судебное заседание
30.10.2020Судебное заседание
02.11.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
26.11.2020Судебное заседание
10.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2021Дело оформлено
28.04.2021Дело передано в архив
10.06.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
10.06.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
18.06.2021Судебное заседание
29.06.2021Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее