Дело № 2-4978/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июля 2017 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Горбаконенко А.В.,
при секретаре Юсовой Е.Ю.,
с участием истца Манаковой Е.И.,
представителя истца Манаковой О.М.,
представителя ответчика Алексеевой А.В.,
третьего лица Козлова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Манаковой Е. И. к ПАО «МТС-Банк» о признании договора последующей ипотеки недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Манакова Е.И. обратилась в суд с исковым заявлением в обоснование указав, что 07 февраля 2008 года между ОАО «Далькомбанк», правопреемником которого в настоящее время является ПАО «МТС-Банк», и Щельской А.Г. заключен кредитный договор, в соответствии с которым ей предоставлен потребительский кредит в размере 5 000 000 рублей. Согласно п.5.1 договора, предоставленный кредит обеспечен залогом недвижимости. 29 февраля 2008 года между банком (залогодержатель) и Щельской А.Г., Козловым Д.А. (залогодатели) был заключен договор последующей ипотеки на встроенное нежилое помещение, общей площадью 416,7 кв.м., расположенное по адресу: ***, с кадастровым номером ***.
18 октября 2016 года Благовещенским городским судом было принято к производству исковое заявление ПАО «МТС-Банк» к Щельской А.Г., Козлову Д.А. о взыскании задолженности по кредитному договору, обращении взыскания на заложенное имущество. 24 марта 2017 года истец была привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, после этого она узнала о договоре ипотеки в отношении совместно нажитого вышеуказанного имущества. В указанный период Козлов Д.А. и истец состояли в браке, согласия на распоряжение совместно нажитого имущества она не давала.
Просит признать недействительным договор последующей ипотеки № Ф-015-04/53К.
В судебном заседании истец, его представитель настаивали на удовлетворении заявленных требований, привели доводы, аналогичные, изложенным в иске, дополнительно указав, что брали кредит на приобретение вышеуказанного помещения, согласия на ипотеку истец не давала, соответственно, договор недействительный. Трехлетний срок исковой давности не пропущен, так как узнала о существующем договоре ипотеки только когда была привлечена к участию в деле в качестве третьего лица в августе 2015 года.
В судебном заседании представителя ответчика ПАО «МТС-Банк», с исковыми требованиями не согласился, представил письменное заявление о применении срока исковой давности, сказав, что истец все знала с момента начала исполнения договора, с 29 февраля 2010 года, который истек в 2013 году, а исковое заявление подано 03 мая 2017 года. Дополнительно указал, что в 2008 году представлялись документы в соответствии с существующими на тот момент правилам, иначе договор не прошел бы государственную регистрацию. Форма согласия супруга есть, в 2008 году она была предусмотрена в имеющемся в регистрационном деле виде.
В судебном заседании третье лицо поддержало позицию истца, дополнительно указал, что проживают совместно с истцом, который знал, что кредит был взят на приобретение офиса, но они не обсуждали с нею договор последующей ипотеки. Залог зарегистрирован в 2008 году.
Третье лицо Щельская А.Г., представитель третьего лица Управления Росреестра по Амурской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, определил: рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно материалам дела, 23 августа 2002 года между Козловым Д. А. и Манаковой Е. И. был заключен брак, что подтверждается свидетельство ***.
В период брака на основании договора купли продажи № 17/7 от 18 февраля 2008 года ими было приобретено встроенное нежилое помещение, общей площадью 416,7 кв.м., расположенное по адресу: ***, с кадастровым номером ***, на праве общей долевой собственности (по ?).
06 февраля 2008 года между ОАО «Дальневосточный коммерческий банк «Далькомбанк» (правопреемником которого в настоящее время является ПАО «МТС-Банк») (кредитор) и Козловым Д. А. (заемщик) был заключен договор потребительского кредита № Ф-015-04/52К на сумму 5 000 000 рублей под 9% годовых.
В качестве обеспечения исполнения обязательств Козловым Д.А. по указанному выше договору потребительского кредита, 28 февраля 2008 года между ОАО «Дальневосточный коммерческий банк «Далькомбанк» (залогодержатель) и Щельской А.Г., Козловым Д.А. (залогодатели) был заключен договор залога недвижимого имущества Ф-015-04/52К, по условиям которого для обеспечения надлежащего исполнения обязательств по кредитному договору залогодатели передают, а залогодержатель принимает в залог следующее недвижимое имущество: нежилое помещение, общей площадью 416,7 кв.м., расположенное по адресу: ***, с кадастровым номером ***. Договор прошел регистрацию в Управлении федеральной регистрационной службы по Амурской области.
07 февраля 2008 года между ОАО «Дальневосточный коммерческий банк «Далькомбанк» (правопреемником которого в настоящее время является ПАО «МТС-Банк») (кредитор) и Щельской А.Г. (заемщик) был заключен договор потребительского кредита № Ф-015-04/53К, на сумму 5 000 000 рублей под 9% годовых.
В качестве обеспечения исполнения ее обязательств по указанному выше договору, 29 февраля 2008 года между ОАО «Дальневосточный коммерческий банк «Далькомбанк» (залогодержатель) и Щельской А.Г., Козловым Д.А. (залогодатели) был заключен договор последующей ипотеки Ф-015-04/53К, по условиям которого для обеспечения надлежащего исполнения обязательств по кредитному договору залогодатели передают, а залогодержатель принимает в залог следующее недвижимое имущество: нежилое помещение, общей площадью 416,7 кв.м., расположенное по адресу: ***, с кадастровым номером ***. Договор прошел регистрацию в Управлении федеральной регистрационной службы по Амурской области.
Оспаривая договор последующей ипотеки от 29 февраля 2008 года между ОАО «Дальневосточный коммерческий банк «Далькомбанк» (залогодержатель) и Щельской А.Г., Козловым Д.А. (залогодатели), Манакова Е.И. указывает, что не давала согласия своему супругу на распоряжение совместно нажитым имуществом как предметом договора последующей ипотеки Ф-015-04/53К.
Проверяя законность и обоснованность заявленного истцом требования, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2,3 ст. 35 Семейного Кодекса РФ (в редакции, действовавшей в феврале 2008 года), при совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга.
Сделка, совершенная одним из супругов по распоряжению общим имуществом супругов, может быть признана судом недействительной по мотивам отсутствия согласия другого супруга только по его требованию и только в случаях, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о несогласии другого супруга на совершение данной сделки.
Для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.
Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки.
В ходе рассмотрения настоящего спора представителем ответчика ПАО «МТС-Банк» заявлено о пропуске истцом срока исковой давности для обращения с настоящим иском в суд.
Из ч. 2 ст. 199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу ст. 196, ч. 1 ст. 197 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса. Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
Согласно позиции стороны истца, заявленной в судебном заседании, Манаковой Е.И. стало известно о наличии оспариваемого договора последующей ипотеки в августе 2015 года, после ее привлечения к участию в деле в качестве третьего лица по гражданскому делу исковому заявлению ПАО «МТС-Банк» к Щельской А.Г., Козлову Д.А. о взыскании задолженности по кредитному договору, обращении взыскания на заложенное имущество. Рассматриваемое исковое заявление подано 03 мая 2017 года.
Решение по делу № 2-3335/15 принято Благовещенским городским судом 19 октября 2015 года.
В силу ч.2 ст. 68 ГПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Учитывая изложенное, срок требования о признании договора Ф-015-04/53К последующей ипотеки от 29 февраля 2008 года недействительным истек не позднее 01 сентября 2016 года, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Нотариально заверенное согласие супруга № 28-01/362650 на приобретение, аренду, уступку прав, продажу любого имущества, находящегося в г.Благовещенске или Благовещенском районе Амурской области, выдано Манаковой Е.И. Козлову Д.А. 15 февраля 2008 года.
Суд, принимая во внимание, что находясь в браке с Козловым Д.А. и проживая с ним в одной квартире, и учитывая, что Манаковой Е.И. было известно о договоре залога этого же имущества № Ф-015-04/52К от 28 февраля 2008 года, ей должно было быть известно также и о наличии договора последующей ипотеки № Ф-015-04/52К, оформленного той же датой и в отношении того же имущества. Соответственно, согласие супруга на совершение сделки по распоряжению имуществом, находящимся в совместной собственности от 15 февраля 2008 года, распространялось как на договор ипотеки, так и договор последующей ипотеки. Указанное согласие обосновано было принято банком и Управлением Росреестра по Амурской области для оформления и регистрации договора последующей ипотеки.
Исходя из положений ст. 35 СК РФ, ст. 253 ГК РФ, устанавливается презумпция согласия другого супруга на распоряжение общим имуществом одним из супругов. Требование о признании договора недействительным может быть удовлетворено только в случае, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об отсутствии согласия супруга на совершении сделки.
Однако, доказательств того, что банк мог знать об отсутствии согласия истца на совершение спорной сделки, в материалах дела не имеется.
Оснований для удовлетворения исковых требований нет.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Манаковой Е. И. в удовлетворении исковых требований к ПАО «МТС-Банк» о признании договора № Ф-015-04/53К последующей ипотеки недействительным.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Горбаконенко
Решение в окончательной форме принято 02 августа 2017 г. А.В. Горбаконенко