Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-727/2016 (33а-31416/2015;) от 16.12.2015

Судья: Емельянов А.А. Дело № 33а-727/2016

Апелляционное определение

18 февраля 2016 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Шакитько Р.В.

судей Рыбиной А.В., Кудинова А.В.

по докладу судьи Рыбиной А.В.

при секретаре Дементеевой М.В.

слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования Северский район по доверенности < Ф.И.О. >5, апелляционной жалобе представителя Министерства природных ресурсов Краснодарского края по доверенности < Ф.И.О. >6, апелляционной жалобе руководителя Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов < Ф.И.О. >7, апелляционной жалобе представителя Федерального агентства водных ресурсов по доверенности < Ф.И.О. >4 на решение Северского районного суда Краснодарского края от 12 августа 2015 года и возражениям представителя администрации муниципального образования Северский район по доверенности < Ф.И.О. >5,

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Северского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования Северский район, администрации Северского сельского поселения, Федеральному агентству водных ресурсов, Кубанскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов, Министерству природных ресурсов Краснодарского края о возложении обязанности по производству мероприятий по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод реки Убин в районе улицы Островского в ст. Северской. В обосновании своего требований указал, что 12 января 2015 года в результате комплекса неблагоприятных условий произошел подъем уровня воды в водных объектах, протекающих по территории Северского района, в том числе р. Убин, в связи, с чем произошло подтопление 173 придомовых территорий. Анализ причин и условий, способствующих возникновению сложившейся на территории Северского сельского поселения чрезвычайной ситуации, а также результаты проведенной прокуратурой района с привлечением специалистов кубанского бассейнового водного управления, Министерства природных ресурсов Краснодарского края, показали, что, в первую очередь, препятствие для безаварийного прохождения паводковых вод в районе ул. Островского создает мостовой переход через реку Убин. Кроме того, в районе недостроенного мостового перехода через реку Убин, в виду его низкого расположения, а также с близким расположением по левой стороне реки Убин забора территории ПМК «Северское», имеются участки береговой полосы, не защищенные дамбами обвалования. По правой стороне русла реки отсутствует дамба обвалования на участке около 30 метров, в том числе мостовой переход и по правой стороне реки Убин в районе ул. Островского на протяжении около 90 м также отсутствует дамба обвалования. В данном месте жилая застройка располагается на расстоянии не более 10 м. от бровки реки в связи с чем, устройство дамбы обвалования в данном месте невозможно без переселения жителей домовладений, попадающих в зону производства работ. Вместе с тем, проверкой установлено, что в 2004 году был разработан рабочий проект «Расчистка реки Убин севернее ст. Северской, в районе ж/д моста, на территории заказника. 1-я очередь строительства». Проектом предусмотрена реконструкция автодорожного переезда, предусматривающая демонтаж пролетного строения - металлической платформы (20 тонн) и устройство монолитного железобетонного ростверка под опоры платформы, соответствующих защитных сооружений и съездов. При этом, отметка мостового сооружения на 0,5 метра должна превышать отметку расчетного уровня при паводке 0,5%-ой обеспеченности. Однако, действенных мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации не принято. Мероприятия, направленные на своевременную реконструкцию вышеуказанного моста - не проводились. В ходе проверки установлено ненадлежащее осуществление работ по организации водоотведения. На ул. Вокзальной Северского сельского поселения отсутствует система ливневой канализации, что приводит к подтоплению жилых домов. С учетом вышеизложенного, имеется реальная угроза повторного возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера по выходу берегов вод реки Убин.

Обжалуемым решением Северского районного суда Краснодарского края от 12 августа 2015 года иск прокурора Северского района удовлетворен в полном объеме.

На Федеральное агентство водных ресурсов возложена обязанность произвести финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации вредного взаимодействия вод реки Убин в районе ул. Островского, ст. Северской путем проведения берегоукрепительных работ, в том числе по обустройству дамб обвалования.

На Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентство водных ресурсов возложена обязанность произвести мероприятия по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод реки Убин в районе ул. Островского ст. Северской путем проведения берегоукрепительных работ.

На администрацию муниципального образования Северский район возложена обязанность создать надлежащие условия для реализации Федеральным агентством водных ресурсов и Кубанским бассейном водным управлением мероприятий по предупреждению вредного воздействия вод реки Убин, в том числе по обустройству дамб обвалования путем проведения процедур изъятия земельных участков жилой застройки и территории ПМК «Северское».

На администрацию муниципального образования Северский район и администрацию Северского сельского поселения возложена обязанность произвести мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации путем реконструкции автодорожного переезда через реку Убин в районе улицы Островского со стороны ул. Комендантской Северского сельского поселения путем поднятия мостового сооружения выше отметки дамбы обваливания, провести работы по организации системы водоотведения по ул. Вокзальной Северского сельского поселения, отвечающей требованиям действующего законодательства.

На Министерство природных ресурсов Краснодарского края возложена обязанность обеспечить безопасность гидротехнического сооружения, расположенного на территории Северского сельского поселения Северского района.

В апелляционной жалобе представитель администрации МО Северский район по доверенности < Ф.И.О. >5 просит решение суда отменить в части возложенных на администрацию муниципального образования Северский район обязательств и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором к администрации МО Северский район требований, ссылаясь на отсутствие у администрации полномочий по проведению мероприятий, указанных в резолютивной части решения суда.

В апелляционной жалобе представитель Министерства природных ресурсов Краснодарского края по доверенности < Ф.И.О. >6 просит решение суда отменить в части заявленных прокурором к Министерству требований и вынести новое об отказе в удовлетворении таких требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.

В апелляционной жалобе руководитель Кубанского бассейнового водного управления < Ф.И.О. >7 просит решение суда отменить полностью, как необоснованное и несоответствующее нормам действующего законодательства, прекратив производство по делу.

В апелляционной жалобе представитель Федерального агентства водных ресурсов по доверенности < Ф.И.О. >8 просит решение суда отменить и вынести новое об отказе в удовлетворении требований прокурора, ссылаясь на то, что Федеральное агентство водных ресурсов является ненадлежащим ответчиком, в связи с тем, что оно не обладает полномочиями по финансированию мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сложившихся на территории муниципального образования.

В письменных возражениях на апелляционные жалобы, представитель администрации муниципального образования Северский район по доверенности < Ф.И.О. >5 просит отказать в удовлетворении жалоб Министерства природных ресурсов Краснодарского края и Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, ссылаясь на незаконность указанных в них доводов.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и письменных возражений, выслушав представителя Министерства природных ресурсов Краснодарского края по доверенности < Ф.И.О. >6, представителя администрации МО Северский район по доверенности < Ф.И.О. >5, представителя администрации Северского сельского поселения Северского района по доверенности < Ф.И.О. >9, которые поддержали доводы своих жалоб и настаивали на их удовлетворении, мнение прокурора Руденко М.В., которая просила решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены вынесенного по делу судебного решения по следующим основаниям.

Как установлено, 12 января 2015 года в результате комплекса неблагоприятных условий произошел подъем уровня воды в водных объектах, протекающих по территории Северского района, в том числе р. Убин, в связи с чем произошло подтопление 173 придомовых территорий. На территории муниципального образования Северский район постановлением главы района 13 января 2015 № 32 введен режим чрезвычайной ситуации.

Проведенной прокуратурой района с привлечением специалистов Кубанского бассейнового водного управления и Министерства природных ресурсов Краснодарского края проверкой было выявлено, в первую очередь, что препятствие для безаварийного прохождения паводковых вод в районе ул. Островского создает мостовой переход через реку Убин. Расположение мостовых конструкций уменьшает пропускное сечение русла, сужая его. Низкое расположение мостового перехода способствует выходу воды из русла и затоплению ул. Островского.

В районе недостроенного мостового перехода через реку Убин, в виду его низкого расположения, а также с близким расположением по левой стороне реки Убин забора территории ПМК «Северское», имеются участки береговой полосы, не защищенные дамбами обвалования. Близкое расположение забора ПМК «Северское» делает невозможным устройство дамбы обвалования без сноса части капитальных строений, забора территории ПМК «Северское», а также использование части данной территории для производства работ, в том числе в настоящее время. Общая протяженность участка, на котором отсутствует дамба обвалования, превышение верхней отметки дамбы над нижней отметкой забора ПМК «Северское» около 1 м. При прохождении паводка 12-13 января, согласно отметки, оставленной на заборе, слой затопления составлял не более 0,5 м. при этом стоит учесть, что мостовой переход, нижняя опора, сужает русло реки на 0,5м.

По правой стороне русла реки в данном месте также отсутствует дамба обвалования на участке около 30 метров, в том числе мостовой переход.

Также по правой стороне реки Убин в районе ул. Островского на протяжении около 90 м отсутствует дамба обвалования. В данном месте жилая застройка располагается на расстоянии не более 10 м от бровки реки. Устройство дамбы обвалования в данном месте невозможно без переселения жителей домовладений, попадающих в зону производства работ.

Вместе с тем установлено ненадлежащее осуществление работ по организации водоотведения на ул. Вокзальной Северского сельского поселения, где отсутствует система ливневой канализации.

20 января 2003 года по заказу МУ «Управление сельского хозяйства Северского района» институтом «Кубаньводпроект» в 2004 году разработан рабочий проект «Расчистка реки Убин севернее ст. Северской, в районе ж/д моста, на территории заказника. 1-я очередь строительства».

Проектом предусмотрена реконструкция автодорожного переезда, предусматривающая демонтаж пролетного строения - металлической платформы (20 тонн) и устройство монолитного железобетонного ростверка под опоры платформы, соответствующих защитных сооружений и съездов. При этом, отметка мостового сооружения на 0,5 метра должна превышать отметку расчетного уровня при паводке 0,5%-й обеспеченности.

Согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЭ от 06 октября 2003 года к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. В соответствии с ч. 1 ст. 14 вышеуказанного федерального закона к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы.

Как правильно установлено судом первой инстанции, вопреки вышеуказанным требованиям закона администрацией муниципального образования Северский район и администрацией Северского сельского поселения действенных мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации не принято. Мероприятия, направленные на своевременную реконструкцию вышеуказанного моста не проводились.

Весте с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ, ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь. Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Установлено, что проведение надлежащих мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций препятствует соответствующая жилая застройка, расположенная на ул. Островского Северского сельского поселения, а также прилегающая к руслу реки территория ПМК «Северское», огороженная забором.

Однако, никаких мер, направленных на создание надлежащих условий для реализации мероприятий по устранению указанных препятствий администрацией муниципального образования Северский район, так же не принимается.

В соответствии с п. 17 ст. 24 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

Река Убин является собственностью Российской Федерации, поскольку протекает по территории Краснодарского края и Республике Адыгея.

Постановлением Правительства РФ от 06.04.2004 № 169 «Вопросы Федерального агентства водных ресурсов» определено, что Федеральное агентство водных ресурсов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере водных ресурсов. Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В соответствии с пп. «а», «д» п. 4 вышеуказанного постановления Правительства РФ от 06.04.2004 № 169 основными функциями Федерального агентства водных ресурсов является обеспечение в пределах своей компетенции мероприятий по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод, обеспечение разработки и осуществления противопаводковых мероприятий.

В соответствии с п. 5.13 Положения о федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года № 282, федеральное агентство водных ресурсов осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций.

Согласно п. 4.10 Типового положения о территориальном органе федерального агентства водных ресурсов, утвержденного Приказом МПР России 11 октября 2007 года № 264, территориальный орган федерального агентства водных ресурсов в установленном порядке вносит в Федеральное агентство водных ресурсов предложения по финансированию водохозяйственных мероприятий.

В данном случае имеет место чрезвычайная ситуация муниципального характера по выходу из берегов паводковых вод реки Убин в результате частичного отсутствия дамб обвалования на указанных выше участках. Имеется реальная угроза повторного возникновения чрезвычайной ситуации.

Однако, как правильно установлено судом первой инстанции, Кубанским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов никаких мер по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод не принимается. Финансирование таких мероприятий Федеральным агентством водных ресурсов не производится.

Согласно акту обследования состояния русла реки Убин на территории Северского сельского поселения Северского района Краснодарского края, подписанного заместителем руководителя Кубанского бассейнового водного управления, установлено, что в результате избыточных осадков в предгорной и равнинной зоне паводковая обстановка по улице Островского Северского сельского поселения осложняется отсутствием дамбы обвалования в пределах автодорожного моста на ул. Островского со стороны ул. Комендантской Северского сельского поселения, а также низким расположением самого моста, который в период паводка создает препятствие для прохождения паводковых вод.

Вместе с тем, расположенная в пределах Северского сельского поселения Северского района дамба не имеет собственника.

В соответствии с п. 6 «Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 1999 года № 237 обеспечение безопасности (капитальный ремонт, консервация и (или) ликвидация) гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого расположено это гидротехническое сооружение.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений разрабатывает и выполняет согласованный с органом государственного надзора план мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений: обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территориях субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1.1 Положения о министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 октября 2012 гожа № 1250, министерство природных ресурсов Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в установленном законодательством порядке реализацию государственной политики, в том числе в области использования, охраны водных объектов, предотвращения негативного воздействия вод (водных отношений) и обеспечения безопасности гидротехнических сооружений на территории Краснодарского края.

Таким образом, как правильно установлено судом первой инстанции, министерство природных ресурсов Краснодарского края несет ответственность за безопасность гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался и которые находятся на территории Краснодарского края.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что непринятие вышеуказанными органами исполнительной власти необходимых мер по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод реки Убин в районе ул. Островского ст. Северской создают угрозу повтора возникновения чрезвычайной ситуации, угрожающей жизни и здоровью граждан, а также принадлежащего им имущества, выводы суда первой инстанции об удовлетворении требований прокурора Северского района о возложении на администрацию муниципального образования Северский район, администрацию Северского сельского поселения, Федеральное агентство водных ресурсов, Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, министерство природных ресурсов Краснодарского края обязанности по производству мероприятий по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод реки Убин в районе улицы Островского в ст. Северской, судебная коллегия находит законными и обоснованными.

Доводы апелляционных жалоб не содержат обстоятельств, которые опровергали бы выводы решения суда и потому не могут служить основанием к его отмене.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения Северского районного суда Краснодарского края от 12 августа 2015 года, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Северского районного суда Краснодарского края от 12 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть оспорено в течение 6 месяцев в Президиум Краснодарского краевого суда.


Председательствующий:

Судьи:

33а-727/2016 (33а-31416/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
прокурор Северского р-на
Ответчики
АМО Северский р-н
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Рыбина Анжелика Владимировна
Дело на странице суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
26.01.2016Судебное заседание
18.02.2016Судебное заседание
25.02.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.02.2016Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее