Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4436/2016 ~ М-3159/2016 от 06.04.2016

№2а-4436/16-12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Петрозаводск 06 июля 2016 года

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Парамонова Р.Ю., при секретаре Коваль М.М., с участием представителя административного истца ФИО1 действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) о взыскании с Кокка А.А. обязательных платежей,

У С Т А Н О В И Л:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) обратилось в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки и пени по страховым взносам с <данные изъяты> Кокка А.А. В обоснование заявленных требований указывается, что административный ответчик с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в качестве <данные изъяты> и является плательщиком обязательных взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, однако не в полном объеме исполняет обязанность по уплате обязательных платежей, в связи с чем образовалась задолженность, на которую начислены пени в соответствие со ст.25 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон), размер которой составляет:

– 17328,48руб. – недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии;

– 3399,05руб. – недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

– 2538,72руб. – пени за несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть пенсии;

– 711,10руб. – пени за несвоевременную уплату страховых взносов на накопительную часть пенсии;

– 336,81руб. – пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – страховые взносы на медицинское страхование).

В адрес административного ответчика направлялось требование о необходимости уплаты обязательных платежей, которое в добровольном порядке не исполнено, в связи с чем административный истец просит взыскать задолженность в размере <данные изъяты> в судебном порядке.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объеме, сообщив, что недоимка по уплате обязательных платежей за ДД.ММ.ГГГГ взыскана с Кокка А.А. решением суда от ДД.ММ.ГГГГ

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Представил в суд письменные возражения о несогласии с требованиями пенсионного органа, сославшись на то, что с ДД.ММ.ГГГГ вместе с семьей постоянно проживает и работает в <данные изъяты>, <данные изъяты> на территории России не занимается. Обращает внимание, что с ДД.ММ.ГГГГ находился в <данные изъяты>, которому в ДД.ММ.ГГГГ была установлена <данные изъяты> Считает, что являясь резидентом другого государства и не осуществляя <данные изъяты> в России, он не обязан уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, поскольку является плательщиком налогов и обязательных страховых взносов в <данные изъяты>. Указывает, что ежегодно предоставляет в налоговую службу Российской Федерации декларацию нерезидента. Полагает, что административным истцом не соблюдены процессуальные требования по его извещению об обращении в суд с административным иском, а также пропущен срок подачи заявления.

Заслушав пояснения представителя истца, изучив письменные возражения административного ответчика и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Страхователь с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время имеет статус <данные изъяты> на территории Российской Федерации.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у страхователя образовалась задолженность по уплате страховых взносов на страховую часть пенсии за ДД.ММ.ГГГГ в сумме в сумме <данные изъяты>. и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты>. Также исчислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть пенсии в сумме <данные изъяты>., на накопительную часть пенсии - в сумме <данные изъяты>. и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере <данные изъяты>

В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ административный истец направил страхователю требование о необходимости уплаты задолженности в размере <данные изъяты>. в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Судебным приказом мирового судьи судебного участка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ с Кокка А.А. была взыскана недоимка и пени в пределах сумм, указанных в неисполненном им требовании от ДД.ММ.ГГГГ

По заявлению административного ответчика судебный приказ был отменен, о чем ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка <данные изъяты> вынесено соответствующее определение.

С настоящим административным иском Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) обратилось в суд 06.04.2016, то есть с соблюдением срока, установленного ч.2 ст.286 КАС РФ, ч.3 ст.21 Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

В силу взаимосвязанных положений п. 3 ч. 3 ст. 1, ст. 17, ч. 2 ст. 286, чч. 4, 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении судом общей юрисдикции административных дел о взыскании обязательных платежей, административное исковое заявление подается в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, при этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, а на суде лежит обязанность по проверке полномочий органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, соблюдение срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, наличие оснований для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверка правильности осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Управление, являясь территориальным органом ПФ РФ в силу ч.1 ст.3 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФ РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФФОМС.

С учетом изложенного, того обстоятельства, что требование, на основании которого заявлен настоящий административный иск, было направлено ГУ УПФ России в г. Петрозаводске (межрайонное), последнее применительно к положениям п. 1 ст. 21 Закона является надлежащим административным истцом по заявленным требованиям.

Административный ответчик применительно к положениям п.3 ст.2, п.2 ч.1 ст.5 Закона со дня регистрации в качестве <данные изъяты>, являлся плательщиком страховых взносов, в связи с чем на нем лежит обязанность по их уплате своевременно и в полном объеме, при этом в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок, взыскивается недоимка, а также независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах уплачиваются пени (чч.1, 2 ст.18, чч.1 и 2 ст.25 Закона).

В силу взаимосвязанных положений ч.2 ст.12, чч.1, 1.1, 1.2, 3, 4, 4.1, 11 ст.14 Закона страхователь в период осуществления им деятельности (со дня государственной регистрации по день, в котором государственная регистрация утратила силу, пропорционально количеству календарных месяцев и календарных дней) уплачивает страховые взносы в фиксированных размерах: по обязательному пенсионному страхованию, в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 руб., то в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФ РФ (равного 26 процентам), увеличенное в 12 раз; если превышает 300000 руб., то в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФ РФ (равного 26 %), увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 % от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 руб. за расчетный период. Сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФ РФ (равного 26 %), увеличенное в 12 раз;

Согласно чч.1,2,8 ст.16 Закона страхователь самостоятельно производит расчет сумм страховых взносов и осуществляет их уплату не позднее 31 декабря текущего календарного года, а в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплачивает страховые взносы не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) его деятельности включительно.

В соответствие с чч.3,5,6 ст.25 Закона пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным чч.1, 2, 8 ст.16 Закона сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно, в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов по процентной ставке, равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.

С учетом анализа вышеприведенных правовых норм и установленных в судебном заседании обстоятельств суд приходит к выводу об обоснованности заявленных административным истцом требований и необходимости принудительного взыскания с <данные изъяты> Кокка А.А. обязательных платежей по пенсионному страхованию, поскольку будучи, зарегистрированным в качестве <данные изъяты>, он обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, которые в силу Закона носят обязательный характер.

Размер предъявленной ко взысканию недоимки по страховым взносам на страховую часть пенсии за ДД.ММ.ГГГГ определен административным истцом правильно и составляет <данные изъяты>

Сведений о добровольной уплате страхового взноса материалы дела не содержат.

Поскольку административный ответчик, не полностью и несвоевременно исполнял обязанность по уплате страховых взносов и взносов на медицинское страхование, в том числе в ДД.ММ.ГГГГ, и срок давности предъявления исполнительных документов к исполнению до настоящего времени не истек, в отношении него исчислены подлежащие взысканию пени.

В отличие от недоимки по страховым взносам, для которой определены конкретные сроки уплаты (чч.2 и 8 ст.16 Закона), пени начисляются за каждый день просрочки до даты фактической уплаты задолженности.

Административным истцом представлен расчет пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по недоимке за <данные изъяты>, который с учетом суммы задолженности, количества просроченных дней и процентной ставки, который является правильным, поскольку в нем приведены размер исчисленных страховых взносов и неустойки по каждому виду страховых взносов, периоды, за которые исчислены пени, а также действовавшая в указанные периоды ставка рефинансирования Центрального Банка РФ.

Расчет пени за несвоевременную уплату страховых взносов за ДД.ММ.ГГГГ произведен за период с ДД.ММ.ГГГГ и содержит необходимую информацию, позволяющую убедиться в обоснованности заявленной ко взысканию суммы, не соглашаться с размером которой оснований не имеется.

Досудебный порядок урегулирования спора по настоящему делу соблюден и вопреки доводам административного ответчика, нарушений по его извещению о предъявлении административного иска в суд и направления требования пенсионного органа не допущено.

Требование административного истца о добровольной уплате недоимки и пени, а также административное исковое заявление с приложенными документами направлялись пенсионным органом по месту жительства страхователя, который был им сообщен в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, однако почтовая корреспонденция не была получена адресатом и возвращена по истечении срока хранения, что следует расценивать как надлежащее извещение.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места проживания и жительства в пределах Российской Федерации» №5242-1 от 25.06.1993, регистрационный учет имеет своей целью обеспечение необходимых условий для реализации гражданином его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством, обществом. В связи с этим, гражданин обязан следить за поступающей в его адрес корреспонденцией. Уклонение от этой обязанности свидетельствует о пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Доводы административного ответчика об отсутствии у него обязанности по уплате страховых взносов в связи с выездом за пределы территории Российской Федерации, утраты им статуса налогового резидента и нахождении <данные изъяты>, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении административного иска, поскольку указанные обстоятельства не освобождают лицо, зарегистрированное в качестве <данные изъяты>, от уплаты страховых платежей.

Отнесение <данные изъяты> к числу лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции РФ. Граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору; уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение ими права на получение трудовой пенсии. При этом, исходя из особенностей правового статуса лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (в том числе, <данные изъяты>), федеральный законодатель предусмотрел для них особый порядок исчисления страховых взносов с учетом минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 14 Закона, ст. 28 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). При этом размер страховых пенсий застрахованных лиц, включая <данные изъяты>, исчисляется с учетом сумм страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд РФ за указанных лиц (статьи 15 и 18 ФЗ «О страховых пенсиях»).

Такое правовое регулирование, предоставляющее лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой, к числу которых отнесены и <данные изъяты>, возможность формировать свои пенсионные права в рамках системы обязательного пенсионного страхования, направлено на реализацию права на пенсионное обеспечение, а потому не может расцениваться как нарушающее их конституционные права и противоречащее конституционным принципам равенства, справедливости и соразмерности.

Выбор гражданином той или иной формы реализации права на труд (заключение трудового договора с работодателем, заключение контракта о прохождении государственной службы, индивидуальная предпринимательская деятельность, приобретение статуса <данные изъяты> и пр.) влечет для него определенные правовые последствия, обусловленные правовым статусом, характерным для субъекта того или иного вида общественно-полезной деятельности.

Как и иные лица, относящиеся к категории самостоятельно обеспечивающих себя работой, <данные изъяты> действуют на принципах автономии воли и имущественной самостоятельности. Наличие у лица статуса <данные изъяты> не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с данным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих рисков и обязанностей, в том числе по самостоятельной уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и ФФОМС.

Соответственно с календарного месяца, в котором выдано удостоверение <данные изъяты> и до момента прекращения либо приостановления статуса <данные изъяты>, за исключением отдельных периодов, к числу которых отнесен и период <данные изъяты>. При условии предоставления документов, подтверждающих отсутствие профессиональной деятельности в указанный период, <данные изъяты> не исчисляет и не уплачивает указанные взносы.

В случае же более длительного осуществления <данные изъяты> <данные изъяты>, в том числе до достижения им возраста <данные изъяты> утрата в связи с этим возможности исполнения профессиональных обязанностей на продолжительный период (до полутора лет), позволяет приостанавливать статус <данные изъяты> в соответствии с <данные изъяты> (неспособность <данные изъяты> более <данные изъяты> месяцев исполнять свои профессиональные обязанности).

Когда <данные изъяты>, <данные изъяты>, придет к выводу о возможности возобновления профессиональной деятельности, он вправе обратиться в совет <данные изъяты>, принявший решение о приостановлении его статуса, с личным заявлением. По решению данного совета статус <данные изъяты> возобновляется.

Следовательно, после принятия советом <данные изъяты> того субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об этом <данные изъяты>, решения о приостановлении его статуса <данные изъяты> <данные изъяты> освобождается от обязанности по начислению и уплате взносов в Пенсионный фонд РФ и ФФОМС.

В связи с тем, что страхователь не предоставил документов, подтверждающих отсутствие профессиональной деятельности в течение ДД.ММ.ГГГГ, сведений о приостановлении статуса <данные изъяты> в спорный период, а также доказательств того, что его супругой не реализовывалось право на нахождение в отпуске <данные изъяты>, суд не усматривает оснований для освобождения административного ответчика от уплаты страховых взносов.

Доводы ответчика о необходимости применения к спорным правоотношениям Соглашения между Правительством РФ и Правительством <данные изъяты> от 04.05.1996 года «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы» не могут быть приняты во внимание, поскольку заявленные административным истцом требования обусловлены наличием задолженности по страховым платежам, имеющим иную правовую природу от налогов.

С учетом изложенного, того обстоятельства, что административным истцом соблюдены процедура предъявления требований о взыскании обязательных платежей и срок обращения в суд, имеются фактические и правовые основания для удовлетворения требований о взыскании сумм пени в заявленном размере, административный иск подлежит удовлетворению.

Применительно к положениям ч.1 ст.111 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден.

Руководствуясь ст.ст.111, 178-179 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Взыскать с Кокка А.А., последнее известное место жительства в Российской Федерации: <адрес>, в пользу государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное):

– 17328,48руб. – недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии;

– 3399,05 руб. – недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

– 2538,72руб. – пени за несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть пенсии;

– 711,10 руб. – пени за несвоевременную уплату страховых взносов на накопительную часть пенсии;

– 336,81 руб. – пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Взыскать с Кокка А.А. в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в сумме <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Р.Ю. Парамонов

Резолютивная часть решения оглашена 06.07.2016

Мотивированное решение изготовлено 11.07.2016

2а-4436/2016 ~ М-3159/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ГУ УПФ в г. Петрозаводске РК
Ответчики
Кокк Алексей Александрович
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Парамонов Роман Юрьевич
Дело на сайте суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
06.04.2016Регистрация административного искового заявления
06.04.2016Передача материалов судье
11.04.2016Решение вопроса о принятии к производству
11.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.07.2016Судебное заседание
06.07.2016Судебное заседание
11.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.11.2016Дело оформлено
08.11.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее