Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-695/2021 ~ М-675/2021 от 22.11.2021

УИД 28RS0019-01-2021-001220-50

дело № 2а-695/2021

Р Е Ш Е Н И Е

     ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 декабря 2021 года                                                                                          пгт Серышево

Серышевский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой И.А.,

при секретаре судебного заседания Кузинкиной М.В.,

с участием представителя административного истца Водораздельненского сельсовета Серышевского района Амурской области Хаустовой В.А., действующей на основании прав по должности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Водораздельненского сельсовета Серышевского района Амурской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, отделению судебных приставов по Серышевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

      установил:

административный истец администрация Водораздельненского сельсовета Серышевского района Амурской области обратилась в суд с данным административным иском, мотивируя свои требования тем, что судебный пристав-исполнитель ОСП по Серышевскому району, рассмотрев материал исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника администрации Водораздельненского сельсовета, возбуждённый на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Серышевским районным судом по делу , предмет исполнения: обязать должника в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить действия по приобретению прибора учёта тепловой энергии на котельную <адрес>, вынесли постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 50000 рублей. Постановление мотивировано тем, что исполнительный документ не исполнен администрацией Водораздельненского сельсовета в срок, установленный для добровольного исполнения и доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения в срок для добровольного исполнения судебному приставу-исполнителю не представлено. Считает, что у администрации имеются основания для освобождения от уплаты исполнительского сбора, так как отсутствует вина в неисполнении требований исполнительного листа, поскольку истец со своей стороны принял все зависящие от него меры для исполнения указанного исполнительного документа. Решение суда исполнено. ДД.ММ.ГГГГ Министерством ЖКХ по программе «Модернизация жилищно-коммунального хозяйства» были выделены денежные средства в размере 12000 рублей на приобретение и монтаж прибора учёта тепловой энергии на котельную <адрес>, ранее был размещён план – график. ДД.ММ.ГГГГ был подписан акт о приёмке выполненных работ ДД.ММ.ГГГГ проведена оплата за монтаж прибора учёта тепловой энергии в сумме 400000 рублей согласно локальной смете от ДД.ММ.ГГГГ, счёта на оплату от ДД.ММ.ГГГГ и справке о стоимости выполненных работ. ДД.ММ.ГГГГ ОСП по <адрес> вынесло постановление об окончании исполнительного производства . На основании ст.ст. 112, 128 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» просит суд освободить должника администрацию Водораздельненского сельсовета Серышевского района Амурской области от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № 28017/19/342248-ИП.

В судебном заседании представитель административного истца Водораздельненского сельсовета Серышевского района Амурской области Хаустова В.А. настаивала на доводах административного искового заявления, просила требования административного искового заявления удовлетворить. Суду показала, что решение суда исполнено в полном объеме.

Представители административного ответчика Отдела судебных приставов по Серышевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. Заявлений и ходатайств в адрес суда не поступало.

В соответствии со ст. ст. 150, 226 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей административных ответчиков.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела и исполнительного производства оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных случаях, исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Согласно положениям ч. 3 ст. 363 КАС РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным ч. 2 ст. 358 настоящего Кодекса.

Администрация Водораздельненского сельсовета Серышевского района Амурской области обратилась с административным исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Решением Серышевского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу на администрацию Водораздельненского сельсовета Серышевского района Амурской области возложена обязанность оборудовать котельную, расположенную по адресу: <адрес> приборами учёта тепловой энергии и обеспечить их введение в эксплуатацию. Решение суда обращено к немедленному исполнению.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа серии от ДД.ММ.ГГГГ, выданного <адрес> судом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по делу , предмет исполнения: обязать администрацию Водораздельненского сельсовета Серышевского района оборудовать котельную, расположенную по адресу: <адрес> приборами учёта тепловой энергии и обеспечить их введение в эксплуатацию, возбуждено исполнительное производство -

Из указанного постановления следует, что должнику - администрации Водораздельненского сельсовета Серышевского района Амурской области установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Указанное постановление получено представителем администрации Водораздельненского сельсовета Хаустовой В.А. ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п.п. 11, 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

На основании п. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Определением Серышевского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ администрации Водораздельненского сельсовета предоставлена отсрочка исполнения решения суда по иску прокурора Серышевского района в интересах неопределённого круга лиц к МУП <адрес> «<адрес>», <адрес> <адрес>, администрации Водораздельненского сельсовета Серышевского района о возложении обязанности оборудовать котельные приборами учёта тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию сроком на 6 месяцев, с момента вступления определения суда в законную силу. Таким образом, отсрочка была предоставлена до ДД.ММ.ГГГГ.

В материалах исполнительного производства отсутствует требованием судебного пристава - исполнителя, в котором бы должник уведомлялся о необходимости в определённый исполнить решение суда в полном объеме и предоставить документы, подтверждающие данное исполнение.

Поскольку, администрацией Водораздельненского сельсовета Серышевского района добровольно не исполнены требования исполнительного документа, то постановлениями судебного пристава-исполнителя ОСП по Серышевскому району от ДД.ММ.ГГГГ с должника - администрации Водораздельненского сельсовета Серышевского района взыскан исполнительский сбор в размере по 50 000 рублей. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю, должником не предоставлено.

При этом указанное постановление было получено администрацией Водораздельненского сельсовета через Почту России только ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В силу ч. 2 ст. 112 Закона № 229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации взыскивается в размере пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на 1/4 от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции РФ).

Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2).

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, при рассмотрении требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора выяснению подлежат вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства.

Из разъяснений, содержащихся в п. 75 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Как следует из представленных суду стороной административного истца документов 10.06.2021 был подписан акт о приёмке выполненных работ, приборы учёта были введены в эксплуатацию. ДД.ММ.ГГГГ Министерством ЖКХ по программе «Модернизация жилищно-коммунального хозяйства» были выделены денежные средства в размере 12000 рублей на приобретение и монтаж прибора учёта тепловой энергии на котельную <адрес>, в связи с чем в этот же день проведена оплата за монтаж прибора учёта тепловой энергии в сумме 400000 рублей согласно локальной смете от ДД.ММ.ГГГГ, счёта на оплату от ДД.ММ.ГГГГ и справке о стоимости выполненных работ.

Суд принимает во внимание, что исполнение судебного решения по установке прибора учета тепловой энергии связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, а также с учетом того, что администрация в своей деятельности ограничена бюджетным финансированием и установленным порядком проведения конкурсных процедур.

Ограниченность бюджетного финансирования и обязанность использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленные законом порядке, предопределяют наличие объективных причин и отсутствие вины должника в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.

Неисполнение администрацией Водораздельненского сельсовета Серышевского района в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок обязанности по установке приборов учета тепловой энергии на котельных, нельзя расценивать в качестве противоправного виновного поведения должника, за которое могли быть применены дополнительные меры публично-правовой ответственности в связи с совершенным им в процессе исполнительного производства правонарушением.

Кроме того, судом учитывается, что постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ было получено должником ДД.ММ.ГГГГ, уже после того, как было исполнено решение суда.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что администрацию Водораздельненского сельсовета Серышевского района следует освободить от уплаты исполнительского сбора, поскольку должником при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, предприняты все меры для надлежащего исполнения обязательства; решение суда не было исполнено в установленный срок в силу объективных обстоятельств, не зависящих от должника, при отсутствии вины должника.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

    Р Е Ш И Л:

    Административное исковое заявление администрации Водораздельненского сельсовета Серышевского района Амурской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, отделению судебных приставов по Серышевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области - удовлетворить.

Освободить администрацию Водораздельненского сельсовета Серышевского района Амурской области от обязанности уплатить исполнительский сбор, взысканный на основании постановления судебного пристава - исполнителя отделения судебных приставов по Серышевскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ в размере 50000 рублей по исполнительному производству

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Серышевский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                                                                  И.А. Кузнецова

2а-695/2021 ~ М-675/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Водораздельненского сельсовета Серышевского района Амурской области
Ответчики
УФССП России по Амурской области
ОСП по Серышевскому району УФССП России по Амурской области
Другие
Прокурор Серышевского района
Суд
Серышевский районный суд Амурской области
Судья
Кузнецова И.А.
Дело на странице суда
serishevskiy--amr.sudrf.ru
22.11.2021Регистрация административного искового заявления
22.11.2021Передача материалов судье
22.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
22.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2021Подготовка дела (собеседование)
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее