Дело № года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Архаринский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Самойленко Л.А.,
секретаря судебного заседания ФИО2,
с участием заместителя прокурора <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации к администрации Грибовского сельсовета о возложении обязанности зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги общего пользования,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации к администрации Грибовского сельсовета о возложении обязанности зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги общего пользования, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности в деятельности администраций муниципальных образований <адрес>, в ходе которой установлено, что в границах муниципального образования «Грибовский сельсовет» имеются следующие автомобильные дороги: в <адрес> - протяженностью 2,0 км, по <адрес> - протяженностью 0,5 км, до лагеря - протяженностью 1,0 км, в <адрес> - протяженностью 1,5 км, по <адрес> - протяженностью 0,5 км, по <адрес> - протяженностью 0,7 км, до кладбища - протяженностью 3,0 км, выезд из села - протяженностью 0,8 км.
Право муниципальной собственности на автомобильные дороги, расположенные в границах муниципального образования «Грибовский сельсовет», не зарегистрировано.
Считает, что несоблюдение администрацией Грибовского сельсовета требований федерального законодательства в части непринятия мер по регистрации права собственности на автомобильные дороги в границах муниципального образования «Грибовский сельсовет» нарушает единство правового пространства Российской Федерации.
Просит обязать администрацию муниципального образования «Грибовский сельсовет» зарегистрировать право собственности на вышеуказанные автомобильные дороги общего пользования в <адрес>, в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании заместитель прокурора ФИО3 исковые требования поддержала.
Глава Грибовского сельсовета в судебное заседание не явился, просила дело рассмотреть в его отсутствие, против удовлетворения требований не возражал.
Суд, изучив материалы дела, заслушав прокурора, приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона, к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 8 ст. 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
На основании ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью; - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
На основании ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» установлено право собственности поселений на автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения.
Частью 1 ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
В нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства до настоящего времени администрацией Грибовского сельсовета мер по регистрации права собственности на автомобильные дороги в границах муниципального образования «Грибовский сельсовет» не принято.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В силу ст. 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Из информации Отдела ЖКХ, промышленности, транспорта, связи, архитектуры и строительства администрации <адрес> следует, что в границах муниципального образования «Грибовский сельсовет» имеются следующие автомобильные дороги: в <адрес> - протяженностью 2,0 км, по <адрес> - протяженностью 0,5 км, до лагеря - протяженностью 1,0 км, в <адрес> - протяженностью 1,5 км, по <адрес> - протяженностью 0,5 км, по <адрес> - протяженностью 0,7 км, до кладбища - протяженностью 3,0 км, выезд из села - протяженностью 0,8 км.
Согласно ответу главы администрации Грибовского сельсовета право муниципальной собственности на автомобильные дороги, расположенные в границах муниципального образования «Грибовский сельсовет» не зарегистрировано.
На основании ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Поскольку несоблюдение администрацией Грибовского сельсовета требований федерального законодательства в части непринятия мер по регистрации права собственности на автомобильные дороги в границах муниципального образования «Грибовский сельсовет» нарушает единство правового пространства Российской Федерации, суд считает требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию муниципального образования «Грибовский сельсовет» в срок до ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировать право собственности на автомобильные дороги общего пользования:
в <адрес> - протяженностью 2,0 км, по <адрес> - протяженностью 0,5 км, до лагеря - протяженностью 1,0 км, в <адрес> - протяженностью 1,5 км, по <адрес> - протяженностью 0,5 км, по <адрес> - протяженностью 0,7 км, до кладбища - протяженностью 3,0 км, выезд из села - протяженностью 0,8 км.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение одного месяца.
Председательствующий: Л.А. Самойленко