Дело 2-842/2019
Решение
Именем Российской Федерации
г. Канск Красноярского края 27 ноября 2019 года
Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего - судьи Конищевой И.И., при секретаре Ляпуновой О.В., с участием представителя истца Попик С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Сотниковского сельсовета Канского района к Отделу судебных приставов по г. Канску и Канскому району УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Администрация Сотниковского сельсовета обратилась в суд с исковым заявлением к Отделу судебных приставов по г. Канску и Канскому району, в котором просит освободить ее от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением ОСП по г. Канску и Канскому району от 10.09.2019 № 24065/19/348354 полностью в размере 50000 рублей.
Заявление мотивировано тем, что 31.10.2018 Канским районным судом (дело №2а-688/2018) было рассмотрено исковое заявление Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ, администрации Канского района Красноярского края, администрации Сотниковского сельсовета Канского района Красноярского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей, которым исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края частично удовлетворены, признаны незаконным бездействие администрации Сотниковского сельсовета Канского района Красноярского края в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов лесопиления общей площадью 8640 кв.м., расположенной в границах земельного участка с кадастровым №- и возложена обязанность на администрацию Сотниковского сельсовета Канского района Красноярского края ликвидировать несанкционированную свалку отходов лесопиления общей площадью 8640 кв.м. - до 31 августа 2019 года.
04.03.2019 апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда решение Канского районного суда Красноярского края от 31.10.2018 оставлено без изменения, апелляционные жалобы представителей ответчиков без удовлетворения. Решение Канского районного суда от 31.10.2018 вступило в законную силу 04.03.2019.
В соответствии с чем, 08.04.2019 было возбуждено исполнительное производство за №4405/19/2405-ИП, на основании выданного исполнительного листа ФС 02747670 от 26.03.2019.
Ответчиками были направлены кассационные жалобы в суд кассационной инстанции. 20.08.2019 постановлением суда кассационной инстанции Президиума Красноярского краевого суда апелляционное определение от 04.03.2019 отменено и возвращено на новое рассмотрение.
Постановлением №24065/19/348354 от 10.09.2019 судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Канску и Канскому району было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Данное постановление было получено администрацией Сотниковского сельсовета Канского района – 17.09.2019.
Исполнить решение Канского районного суда от 31.10.2018, вступившего в законную силу 04.03.2019, в срок установленный для добровольного исполнения, администрация Сотниковского сельсовета Канского района не имела возможности, в связи с отсутствием денежных средств, а также в связи с обжалованием решения Канского районного суда от 31.10.2018 в вышестоящих судах. 20.08.2019 Постановлением суда кассационной инстанции Президиума Красноярского краевого суда апелляционное определение от 04.03.2019 отменено и возвращено на новое рассмотрение. Умысла на неисполнение решения Канского районного суда от 31.10.2018 администрация Сотниковского сельсовета Канского района не имела. Возможность исполнения данного решения суда судебным приставом-исполнителем при вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора не устанавливалась. При этом такая мера, как вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора, примененная без учета возможности исполнения решения суда в установленный срок не только создает условия для понуждения к исполнению решения суда, но и влечет негативные последствия муниципального образования, бюджет которого является дотационный.
При наделении органов местного самоуправления полномочиями по решению вопросов местного значения на федеральном и краевом уровне не учитывается фактическая возможность бюджетов муниципальных образований по финансированию мероприятий, необходимых для решения данных вопросов. Имеющиеся лимиты не позволяют осуществлять финансирование в полном объеме.
При формировании бюджета обязательно принимается во внимание, что в первую очередь учитываются обязательные платежи (на заработную плату работников, таких как образовательные учреждения, на коммунальные расходы, другие обязательные расходы в рамках бюджета), что составляет большую часть бюджета. Оставшаяся часть распределяется с учетом необходимости решения вопросов местного значения в рамках лимитов. Информация о потребностях финансирования на исполнение решений судов доводится до министерств путем направления запросов о необходимости дополнить финансирования в полном объеме. Вместе с тем софинансирование в виде субсидий из краевого бюджета может осуществляться только в определенном процентном соотношении к средствам местного бюджета и только при наличии средств в краевом бюджете.
Представитель истца администрации Сотниковского сельсовета Попик С.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика – ОСП по г. Канску и Канскому району УФССП России по Красноярскому краю, надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений по иску не представил.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 12 ст. 30 Закона N 229-ФЗ, срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 105 Закона N 229-ФЗ, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.
Согласно ст. 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного на добровольное исполнение судебного акта, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных или непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (ч. 2 ст. 112).
В силу ч. 3 ст. 112 Закона N 229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.
В части 6 ст. 112 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном данным Законом обратиться в суд с иском об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 названной статьи установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.
При этом основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
По смыслу приведенных норм, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.
Суд полагает, что в данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует.
Судом установлено, что решением Канского районного суда от 31.10.2018 на администрацию Сотниковского сельсовета Канского района возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов лесопиления общей площадью 8640 кв.м., расположенной в границах земельного участка с кадастровым номером 24:18:0000000:3006 - до 31 августа 2019 года.
Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 04 марта 2019 года решение Канского районного суда Красноярского края от 31 октября 2018 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы представителей администрации Канского района, администрации Сотниковского сельсовета, ФГКУ «Сибирское ТУИО», Минобороны РФ - без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу 04.03.2019.
На основании указанного решения 08.04.2019 судебным приставом- исполнителем ОСП по Канскому району возбуждено исполнительное производство № 44055/19/24065-ИП в отношении администрации Сотниковского сельсовета Канского района.
Поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения, требования, содержащиеся в исполнительном документе, должником администрацией Сотниковского сельсовета Канского района не были исполнены, судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Канску и Канскому району вынесено постановление от 10.09.2019 № 24065/19/348354 о взыскании с должника исполнительского сбора на общую сумму 50000 рублей.
Как следует из материалов дела, бюджет администрации Сотниковского сельсовета является высокодотационным.
Кроме того, постановлением Президиума Красноярского краевого суда от 20 августа 2019 года апелляционное определение Красноярского краевого суда от 04 марта 2019 года отменено в части признания незаконным бездействия администрации Сотниковского сельсовета Канского района Красноярского края в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов лесопиления общей площадью 8640 кв.м., расположенной в границах земельного участка с кадастровым номером 24:18:0000000:3006, с возложением на администрацию Сотниковского сельсовета Канского района обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов лесопиления до 31.08.2019. В отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением Красноярского краевого суда от 25 сентября 2019 года решение Канского районного суда Красноярского края от 31 октября 2018 года в части признания незаконным бездействие администрации Сотниковского сельсовета Канского района Красноярского края в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов лесопиления общей площадью 8640 кв.м., расположенной в границах земельного участка с кадастровым номером 24:18:0000000:3006, с возложением на администрацию Сотниковского сельсовета Канского района Красноярского края обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов лесопиления - до 31 августа 2019 года отменить.
Принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении административным исковым требованиям Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к администрации Сотниковского сельсовета Канского района Красноярского края – отказать.
Изменить решение суда указанием на признание незаконным бездействие администрации Канского района Красноярского края в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов лесопиления общей площадью 8640 кв.м., расположенную в границах земельного участка с кадастровым номером 24:18:0000000:3006.
Возложить обязанность на администрацию Канского района Красноярского края ликвидировать несанкционированную свалку отходов лесопиления общей площадью 8640 кв.м., расположенной в границах земельного участка с кадастровым номером 24:18:0000000:3006 - до 31 мая 2020 года.
С учетом изложенного, суд полагает, что в действиях должника отсутствует вина по неисполнению в установленный законом срок решения суда, поскольку установлено, что должник принимал все возможные меры к исполнению решения суда, однако в связи с отсутствием финансирования у него отсутствовала возможность исполнить данное решение, с учетом того, что судебное решение на основании которого возбуждено исполнительное производство отменено, заявление должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление администрации Сотниковского сельсовета Канского района удовлетворить.
Освободить администрацию Сотниковского сельсовета Канского района от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Канску и Канскому району УФССП России по Красноярскому краю от 10.09.2019 № 24065/19/348354 в размере 50 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий И.И. Конищева