дело № 2а-18/2017 (2а-387/2016) |
|
РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации | |
17 января 2017 года |
п. Суксун Пермского края |
Суксунский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Ярушиной А.А.,
при секретаре судебного заседания Вязовиковой О.Б.,
с участием административного истца Золиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Золиной Н. А. к межрайонному территориальному управлению № 3 Министерства социального развития Пермского края отдел по Суксунскому муниципальному району о признании незаконным отказа на получение государственной услуги по назначению и выплате единовременного пособия при рождении детей, возложении обязанности по выплате такого пособия,
установил:
Золина Н.А. обратилась в суд с административным иском к межрайонному территориальному управлению № 3 Министерства социального развития Пермского края отдел по Суксунскому муниципальному району о признании незаконным уведомления межрайонного территориального управлению № 3 Министерства социального развития Пермского края отдел по Суксунскому муниципальному району об отказе в предоставлении государственной услуги от ДД.ММ.ГГГГ №, восстановлении срока на получение указанного пособия, возложении обязанности по выплате такого пособия.
Требования мотивированы тем, что согласно ст. 17.2 ФЗ №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 года и п. 80 «Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей» она имеет право на получение единовременного пособия при рождении детей З.Т. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и З.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Административный истец неоднократно обращалась к административному ответчику с указанной просьбой, на что был получен устный отказ. Как следует из обжалуемого уведомления, ей было отказано, в связи с пропуском истцом установленного законом шестимесячного срока обращения за назначением единовременного пособия при рождении детей. Однако, она своевременно в установленный шестимесячный срок после рождения детей за получением указанного пособия не обратилась и не представила необходимый пакет документов по уважительной причине в виду того, что отбывала наказание в местах лишения свободы, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты>. Считая причину пропуска срока уважительной, административный истец просит восстановить срок обращения за назначением единовременного пособия при рождении детей, обязать административного ответчика выплатить пособие.
В судебном заседании административный истец на требовании настаивает по изложенным выше доводам. Также в судебном заседании пояснила, что в период отбывания наказания в местах лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ у нее родилось двое детей Т. и В.. После освобождения из мест лишения свободы в ДД.ММ.ГГГГ она впервые обратилась по вопросу выплаты единовременного пособия при рождении детей к административному ответчику в ДД.ММ.ГГГГ, ей пояснили, что детей необходимо прописать. После регистрации детей по месту ее жительства в ДД.ММ.ГГГГ она вновь обратилась устно в соцзащиту, представив справки о рождении детей и остальные документы, специалист, посмотрев справки о рождении, отказалась их принять, пояснив, что ею пропущен шестимесячный срок для обращения за пособием, не разъяснив, что она может обратиться с письменным заявлением о выплате такого пособия. При этом в этот же день у нее приняли пакет документов на выплату пособия по уходу за детьми до полутора лет. Летом или осенью, точно не помнит, она рассказала об отказе в выплате пособия специалистам комиссии по делам несовершеннолетних, которые обещали ей помочь и посоветовали взять письменный отказ. После чего при ней неоднократно специалист КДН звонила в отдел соцзащиты по поводу выплаты указанного пособия, просила помочь ей получить это пособие. Затем бланк заявления на выплату единовременного пособия ей выдали у административного ответчика уже после того, как это попросили сделать специалисты комиссии по делам несовершеннолетних.
Представитель административного ответчика – МТУ №3 Минсоцразвития по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления. В представленном суду сопроводительном письме, о направлении копии документов, представленных Золиной Н.А. для назначения и выплаты единовременного пособия указано, что Золина Н.А. обращалась устно в отдел по вопросу назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка, когда оформляла документы на назначение и выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Суд, заслушав административного истца, допросив свидетелей, исследовав материалы административного дела, установил следующее.
Оспариваемое уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги административным ответчиком принято ДД.ММ.ГГГГ, Золина Н.А. обратилась в суд с административным иском ДД.ММ.ГГГГ, следовательно трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный частью 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным истцом не пропущен.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> родились З.В и З.Т., матерью которых является Золина Н. А., в графе отец стоит прочерк, что подтверждается свидетельствами о рождении от ДД.ММ.ГГГГ № и № и справками о рождении на детей №, №, выданными ДД.ММ.ГГГГ отделом записи актов гражданского состояния <адрес> (л.д. 9-12).
Согласно справке ФКУ ИК -<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, Золина Н.А. отбывала наказание в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, откуда освобождена по отбытии наказания с учетом зачета времени с ДД.ММ.ГГГГ в срок отбытого наказания (л.д. 11).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Золина Н.А. обратилась с заявлением в отдел по Суксунскому району МТУ № 3 Минсоцразвития Пермского края о предоставлении государственной услуги по назначению и выплате единовременного пособия при рождении детей З.В. и З.Т. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заявление заполнено на соответствующем бланке (л.д. 35).
Уведомлением межрайонного территориального управления № 3 Министерства социального развития Пермского края отделом по Суксунскому району от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении указанной государственной услуге было отказано, со ссылкой на 17.2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ, из которой следует, что единовременное пособие при рождении ребенка, назначается, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка (л.д. 7).
В соответствии с частью 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Оценивая законность принятого административным ответчиком уведомления об отказе Золиной Н.А. в предоставлении государственной услуги, суд исходит из следующего.
Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ) установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Статьей 3 названного Федерального закона установлен такой вид государственных пособий, как единовременное пособие при рождении ребенка.
В силу статьи 4 указанного закона, выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, на выплату единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях (за исключением единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предусмотренных абзацем третьим настоящей части). Порядок финансирования указанных расходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части первой статьи 17.2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а также единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребенка, со дня достижения ребенком возраста полутора лет, со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении, или со дня вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки (попечительства), или со дня заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - не позднее шести месяцев со дня окончания военнослужащим военной службы по призыву.
Указанное выше не содержит каких-либо положений, ограничивающих право лица на обращение в суд с заявлением о восстановлении пропущенных сроков, предусмотренных данной нормой, формальное истечение которых не отменяет право на получение государственных пособий.
В соответствии с п. 28 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009 года N 1012Н "Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" (раздел 4 "Единовременное пособие при рождении ребенка") для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка - в случае, если назначение и выплата пособия осуществляется органом социальной защиты населения - предоставляется, в том числе заявление о назначении пособия, справка о рождении ребенка (детей), выданная органами записи актов гражданского состояния; копия свидетельства о рождении ребенка, выписки из трудовой книжки, военного билета или другого документа о последнем месте работы (службы, учебы), заверенные в установленном порядке, - в случае, если назначение и выплата пособия осуществляются органом социальной защиты населения, - в случае, если назначение и выплата им единовременного пособия при рождении ребенка осуществляются органами социальной защиты населения; документ, подтверждающий совместное проживание на территории Российской Федерации ребенка с одним из родителей.
Как следует из объяснений административного истца, она неоднократно обращалась устно за указанной выше услугой к административному ответчику, однако ей в устной форме специалистом отдела было отказано. При этом, административным ответчиком подтверждается, что Золина Н.А., ДД.ММ.ГГГГ обращалась устно в отдел по вопросу назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка, когда оформляла документы на назначение и выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет (л.д. 30).
Допрошенный в качестве свидетеля главный специалист КДН и ЗП Администрации Суксунского муниципального района Р. в судебном заседании также подтвердила, что семью Золиной Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ специалисты КДН посещают регулярно, поскольку по ходатайству МТУ № 3 эта семья поставлена на учет в КДН и ЗП. Летом, точно месяц она не помнит, Золина Н.А. им сообщила о том, что неоднократно обращалась в МТУ № 3 за выплатой пособия при рождении детей, ей было отказано. Золина Н.А. летом неоднократно приезжала в КДН, при этом она сама лично неоднократно звонила в МТУ № 3 по поводу выплаты этого пособия Золиной Н.А., просила работников МТУ № 3 ей помочь получить пособие. Ей также было сказано, что Золиной Н.А. пособие не положено, так как поздно обратилась. При этом никто из специалистов МТУ не предложил письменно написать данное заявление. После консультации с юристом в администрации района Золиной Н.А. разъяснили, что надо подать заявление в письменном виде. Написать письменное заявление в МТУ № 3 Золиной Н.А. помогли только в октябре 2016 года, специалисты КДН вместе с Золиной Н.А. взяли соответствующий бланк в МТУ № 3 и помогли ей его заполнить, а также сняли копии необходимых документов. После получения письменного отказа, Золиной Н.А. помогли в КДН составить заявление в суд. Также указала, что Золиной Н.А. действительно не с кем оставлять детей, чтобы выехать для оформления документов, детский сад они не посещают в силу возраста, мать же, с которой она проживает, часто выпивает. Золина Н.А. уход за детьми осуществляет добросовестно, у детей есть все необходимое, в доме поддерживается порядок и чистота. Пособие на рождение детей ей просто необходимо, поскольку пока она не имеет возможности трудоустроиться. Полагает, что орган МТУ, как субъект профилактики, должен был оказать необходимую помощь Золиной Н.А. в получении указанного пособия.
Пояснения свидетеля и доводы административного истца по обстоятельствам обращения к административному ответчику с соответствующим заявлением подтверждаются материалами дела. Так, заявление о выплате единовременного пособия от ДД.ММ.ГГГГ заполнено Золиной Н.А. на специальном бланке, который, как установлено судом, выдан административным ответчиком (л.д.35).
Согласно представленному личному делу получателя пособия, ДД.ММ.ГГГГ Золина Н.А. обратилась также с заявлением о назначении пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. При этом, как следует из указанного личного дела, пакет документов, представленный Золиной ДД.ММ.ГГГГ аналогичен документам, представленным ею ДД.ММ.ГГГГ, за исключением справок о рождении детей, которые Золина Н.А., по ее пояснениям, не опровергнутым административным ответчиком, предъявляла в подлиннике ДД.ММ.ГГГГ специалисту МТУ № 3 (л.д.36-49).
Исходя из изложенного, суд считает установленным, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обращалась к административному ответчику за выплатой единовременного пособия при рождении детей, имея весь необходимый пакет документов для назначения указанного пособия.
Учитывая установленные судом обстоятельства, суд считает, что пропуск истцом шестимесячного срока обращения за пособием обусловлен объективными обстоятельствами, то есть уважительными причинами, поскольку истец родила детей в местах лишения свободы, освобождена она была ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, срок для обращения за вышеуказанной государственной услугой следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании нашел факт подтверждения того, что в ДД.ММ.ГГГГ она обращалась к административному ответчику в устной форме за выплатой пособия при рождении детей со всеми необходимыми документами, что не оспорено административным ответчиком, исходя из вышеизложенного, указанный срок подлежит восстановлению.
Принимая во внимание закрепленное в Конституции Российской Федерации, семейном законодательстве и законодательстве о социальном обеспечении принцип приоритетной защиты прав и интересов детей, а также поддержки семьи, учитывая, что сам по себе формальный пропуск гражданином срока обращения за назначением государственного пособия не может являться основанием для лишения его права на получение такого гарантированного государством пособия, суд приходит к выводу о том, что при изложенных обстоятельствах отказ в удовлетворении заявления Золиной Н.А. о назначении и выплате ей единовременного пособия на рождение детей, изложенный в оспариваемом уведомлении, нельзя признать законным. Учитывая, что срок для выплаты указанного пособия судом восстановлен, на что указано выше, принимая во внимание, что именно указанное основание явилось причиной отказа в назначении и выплате Золиной Н.А. единовременного пособия при рождении детей, на административного ответчика следует возложить обязанность произвести Золиной Н. А. выплату единовременного пособия при рождении детей: З.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и З.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск удовлетворить.
Признать уведомление межрайонного территориального управления № 3 Министерства социального развития Пермского края отдел по Суксунскому муниципальному району об отказе в предоставлении государственной услуги № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Восстановить Золиной Н.А. пропущенный шестимесячный срок для обращения за получением пособия при рождении детей.
Обязать межрайонное территориальное управление № 3 Министерства социального развития Пермского края отдел по Суксунскому муниципальному району произвести Золиной Н. А. выплату единовременного пособия при рождении детей: З.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и З.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Ярушина
Мотивированное решение составлено 19 января 2017