№ 2-395/25-2012
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
25 января 2012 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Сенюшкиной Э.Е.,
при секретаре Тихоновой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осипова А.В. к Администрации Петрозаводского городского округа, Правительству Республики Карелия о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилья вне очереди,
УСТАНОВИЛ:
Осипов А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Петрозаводского городского округа о признании нуждающимся в улучшении условий и предоставлении жилья вне очереди. Иск заявлен по тем основаниям, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец воспитывался в <данные изъяты> в связи с тем, что его отец умер, а мать была лишена родительских прав. Постановлением главы самоуправления г.Петрозаводска от ДД.ММ.ГГГГ № за истцом было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение (1/2 неблагоустроенного дома) находилось в собственности матери истца ФИО1 В результате пожара ДД.ММ.ГГГГ указанный дом сильно пострадал. Распоряжением главы Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №-р закрепленное за истцом жилое помещение было признано непригодным для проживания. Администрация детского дома не обратилась в Управление жилищного хозяйства Администрации Петрозаводского городского округа с ходатайством о принятии истца на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В права наследования на сгоревшее жилое помещение истец не вступал, права собственности или права пользования каким-либо жилым помещением не имеет. ДД.ММ.ГГГГ после освобождения из мест лишения свободы истец обратился с заявлением в Управление жилищного хозяйства Администрации Петрозаводского городского округа о выделении маневренного жилого помещения. Ответчик сообщил истцу, что готов предоставить ему маневренное жилье, однако, подбор варианта займет время. До настоящего времени никакой информации о предоставлении жилого помещения истцу не поступало. Истец указывает, что закрепленное за ним жилое помещение по адресу: <адрес> не только непригодно для проживания, но и полностью отсутствует, отремонтировать его или реконструировать нельзя. В связи с изложенными в заявлении обстоятельствами истец просил обязать Администрацию Петрозаводского городского округа признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставить жилое помещение вне очереди не ниже установленных социальных норм.
Определением суда от 20.12.2011 года по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Республики Карелия.
В процессе судебного разбирательства истец уточнил заявленные требования, просил обязать ответчиков предоставить ему вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ответчик Администрация Петрозаводского городского округа представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ранее представитель Администрации Петрозаводского городского округа исковые требования не признал.
Представитель ответчика Правительства Республики Карелия Грейсман А.Е., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменный отзыв на иск. Пояснил, что поскольку за истцом было закреплено жилое помещение, соответственно, он не относится к числу граждан, которые обеспечиваются жилыми помещениями на основании абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Кроме того, надлежащим ответчиком по данному иску является Администрация Петрозаводского городского округа, поскольку государственные полномочия по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы в установленном законом порядке органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Карелия.
Представитель третьего лица органа опеки и попечительства Администрации Петрозаводского городского округа Петропавловская Р.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседание полагала исковые требования подлежащими удовлетворению, пояснила, что удовлетворение иска будет соответствовать интересам истца, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленное за ним жилое помещение отсутствует по причине пожара.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч.6 ст.3 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма.
Часть 5 ст. 57 ЖК РФ предусматривает, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В силу ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В судебном заседании установлено, что истец Осипов А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, остался без попечения родителей, его отец умер, а мать была лишена родительских прав. Постановлением главы самоуправления г. Петрозаводска от ДД.ММ.ГГГГ № истец был определен в муниципальное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и за ним была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Осипов А.В. находился на воспитании и полном государственном обеспечении в <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Осипов А.В. отбывал наказание в местах лишения свободы.
Согласно сведениям, предоставленным Территориальным отделом государственного пожарного надзора г.Петрозаводска в результате пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> огнем повреждены строительные конструкции дома. В соответствии с заключением о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания Межведомственной комиссии, назначенной Постановлением главы самоуправления г. Петрозаводска № от ДД.ММ.ГГГГ (с изм. внесенными Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ №, частный дом по адресу <адрес> сгорел, ремонту не подлежит, квартира <адрес> признана непригодной для проживания. Распоряжением главы Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № квартира <адрес> признана непригодной для проживания. По данным обследования на ДД.ММ.ГГГГ, проведенного ГУП РК РГЦ «Недвижимость» установлено, что жилой дом № расположенный по адресу: <адрес> снесен, фундамент имеет 80% износа, ремонту не подлежит.
По сведениям ГУП РК РГЦ «Недвижимость» и Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Карелия за Осиповым А.В. не зарегистрированы какие-либо права на объекты недвижимого имущества.
ДД.ММ.ГГГГ Осипов А.В. обратился в Управление жилищного хозяйства с заявлением о постановке на очередь на получение жилого помещения в связи с тем, что он относится к категории лиц числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на предоставление ему по месту жительства (в г. Петрозаводске) вне очереди жилого помещения не ниже установленных социальных норм как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Ч. 4 статьи 49 ЖК РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В соответствии с абз.2 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу ч.1 ст.4 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения. Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия. Расчет общего объема субвенций на исполнение расходных обязательств муниципальных образований и нормативов для определения указанного объема субвенций осуществляется в процессе составления проекта бюджета Республики Карелия на очередной финансовый год в установленном данным законом порядке.
В соответствии с ч.3 ст.20 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является Администрация Петрозаводского городского округа, как орган местного самоуправления г. Петрозаводска, наделенный государственными полномочиями Республики Карелия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения в г. Петрозаводске.
Действующее законодательство, устанавливая внеочередной порядок предоставления жилья необеспеченным жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не предусматривает существование очереди между этими лицами в органах местного самоуправления. Судом установлено, что в 2011 году бюджету Петрозаводского городского округа за счет средств бюджета Республики Карелия выделена субвенция в размере <данные изъяты>, в том числе за счет остатка неиспользованных на начало года средств в размере <данные изъяты> В 2012 году бюджету Петрозаводского городского округа предусмотрена субвенция в размере <данные изъяты>, остаток неиспользованных на ДД.ММ.ГГГГ средств составил <данные изъяты>.
В настоящее время Администрации Петрозаводского городского округа в установленном законом порядке переданы полномочия Республики Карелия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения в г. Петрозаводске. Прекращение осуществления государственных полномочий Администрацией Петрозаводского городского округа в порядке, установленном ст.4 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не осуществлялось, соответствующий Закон Республики Карелия не принимался. Администрация Петрозаводского городского округа о своем отказе от осуществления указанных государственных полномочий в порядке, установленном ст.20 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не заявляла.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что обязанность предоставить Осипову А.В. вне очереди жилое помещение на одного человека по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления жилых помещений в г. Петрозаводске следует возложить на Администрацию Петрозаводского городского округа.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
решил:
Исковые требования Осипова А.В. к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить Осипову А.В. вне очереди жилое помещение на семью из одного человека по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления жилых помещений в г. Петрозаводске.
Исковые требования Осипова А.В. к Правительству Республики Карелия о предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Э.Е. Сенюшкина