Дело № 2-304/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Бакчар Томской области 15 июня 2015 года
Бакчарский районный суд Томской области в составе:
председательствующего – судьи Шатохина В.В., при секретаре Башковой В.А.,
с участием:
- старшего помощника прокурора Бакчарского района Томской области СаенкоА.Ю.,
- Главы Поротниковского сельского поселения Бакчарского района Томской области Ревера С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бакчарского района Томской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия Администрации муниципального образования «Поротниковское сельское поселение» Бакчарского района Томской области, понуждении к проведению мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бакчарского района Томской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления – администрации муниципального образования «Поротниковское сельское поселение» Бакчарского района Томской области и о понуждении указанного органа местного самоуправления к проведению мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Обосновывая своё заявление, прокурор указал, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения администрацией Поротниковского сельского поселения требований о пожарной безопасности, в ходе которой были установлены нарушения законодательства в указанной сфере, выразившиеся в том, что в населенных пунктах <адрес> сельского поселения в местах нахождения источников противопожарного водоснабжения не установлены соответствующие F07 Приложения Ж ГОСТ Р 12.4.026.2001 знаки пожарной безопасности. Кроме того, в населенных пунктах Поротниковского сельского поселения не обеспечено функционирование звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре. Прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ на имя Главы Поротниковского сельского поселения внесено представление, однако до настоящего времени указанные нарушения не устранены. Бездействие администрации Поротниковского сельского поселения в случае возникновения чрезвычайной ситуации может привести к трагическим последствиям.
Прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Поротниковского сельского поселения; обязать администрацию Поротниковского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ: установить в местах нахождения источников противопожарного водоснабжения в <адрес> знаки пожарной безопасности, соответствующие ГОСТ 12.4.026.2001; обеспечить исправное функционирование в <адрес>, <адрес>, <адрес> звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре в населенных пунктах Поротниковского сельского поселения.
В судебном заседании старший помощник прокурора Бакчарского района Томской области Саенко А.Ю. заявление прокурора поддержал, сославшись на изложенные в нём доводы.
Глава Администрации Поротниковского сельского поселения с требованиями прокурора согласился. Пояснил, что внесённое прокурором представление об устранении нарушений требований пожарной безопасности частично было исполнено. Часть нарушений, указанных в представлении, уже устранены. Не исполнены только требования в части работы звуковой сигнализации оповещения людей при пожаре и в части установления знаков «пожарный водоём», соответствующих ГОСТу. Сигнализации оказались неработающими по причине того, что в них перегорели предохранители. Знаки «пожарный водоём» установлены, но они не соответствуют ГОСТу. В настоящее время знаки закуплены и в скором будут установлены. До ДД.ММ.ГГГГ все требования прокурора будут исполнены.
Рассмотрев дело, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно статье 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Пункт 9 части 1 и часть 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения сельского поселения обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространи пожарно-технических знаний.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые устанавливают правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В силу пункта 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан должно быть обеспечено наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Согласно пункту 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации органы местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создают условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
Статья 19 вышеуказанного Федерального закона №69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» устанавливает, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; организация и принятие мер по оповещению населения при пожаре.
Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178 утверждён «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» (далее – Свод правил СП 8.13130.2009), пункты 4.1 и 5.3 которого устанавливают, что на территории поселений и организаций должно предусматриваться наружное противопожарное водоснабжение. В сельских районах при отсутствии водопровода для пожаротушения зданий функциональной пожарной опасности Ф2, Ф3 должен быть предусмотрен пожарный водоем или резервуар, обеспечивающий тушение пожара в течение трех часов.
Согласно Примечанию 3 пункта 9.9 Свода правил СП 8.13130.2009, у мест расположения пожарных резервуаров и водоемов должны быть предусмотрены указатели по ГОСТ Р 12.4.026.
Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 12.4.026-2001 устанавливает требования к сигнальным цветам, знакам безопасности и сигнальной разметке для производственной, общественной и иной хозяйственной деятельности людей, производственных, общественных объектов и иных мест, где необходимо обеспечение безопасности. Стандарт разработан в целях предотвращения несчастных случаев, снижения травматизма и профессиональных заболеваний, устранения опасности для жизни, вреда для здоровья людей, опасности возникновения пожаров или аварий.
Приложением Ж «Знаки пожарной безопасности» ГОСТ Р 12.4.026-2001 предусмотрен знак F 07 «Пожарный водоисточник», который следует устанавливать в местах нахождения пожарного водоема или пирса для пожарных машин.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Бакчарского района Томской области была проведена проверка исполнения администрацией Поротниковского сельского поселения требований законодательства о пожарной безопасности. В ходе проверки были выявлены нарушения требований о пожарной безопасности, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ прокурором Бакчарского района Томской области в адрес Главы Поротниковского сельского поселения Ревера С.П. внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, в котором содержались требования принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и недопущению подобных нарушений впредь. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах надлежало сообщить прокурору Бакчарского района в месячный срок.
Как следует из сообщения Главы Поротниковского сельского поселения РевераС.П. от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора, установленные прокуратурой нарушения законодательства о пожарной безопасности администрацией Поротниковского сельского поселения устранены не в полном объёме. В частности, Глава Поротниковского сельского поселения указал, что аппараты звуковой сигнализации были отправлены в ремонт в РТУ с. Бакчар, а знаки нахождения источников противопожарного водоснабжения не установлены, поскольку соответствующие денежные средства запланированы на 2-ое полугодие 2015 года.
Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что администрацией Поротниковского сельского поселения допущены факты невыполнения требований законодательства о пожарной безопасности, что нарушает права граждан, проживающих на территории Поротниковского сельского поселения, на защиту их жизни, здоровья и имущества от пожара, и в случае возникновения чрезвычайных происшествий способны привести к трагическим последствиям.
При изложенных обстоятельствах заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Предложенный прокурором срок для устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности до ДД.ММ.ГГГГ суд находит разумным и обоснованным. Глава администрации Поротниковского сельского поселения с указанным сроком согласился, возражений относительно указанного срока администрация Поротниковского сельского поселения не выдвинула.
Руководствуясь статьями 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Бакчарского района Томской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Поротниковского сельского поселения Бакчарского района Томской области, выразившееся в непринятии всех необходимых мер по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Обязать администрацию Поротниковского сельского поселения Бакчарского района Томской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить в местах нахождения источников противопожарного водоснабжения в населенных пунктах <адрес> Поротниковского сельского поселения знаки пожарной безопасности F07 «Пожарный водоисточник», соответствующие требованиям ГОСТ Р 12.4.026.2001 (Приложение Ж).
Обязать администрацию Поротниковского сельского поселения Бакчарского района Томской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить исправное функционирование звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре в населенных пунктах <адрес> Поротниковского сельского поселения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Бакчарский районный суд Томской области.
Председательствующий Шатохин В.В.
В окончательной форме решение принято 20 июня 2015 года.
Копия верна,
судья Бакчарского районного суда
Томской области Шатохин В.В.