Дело № 2-592/2021
УИД 83RS0001-01-2021-0000867-09
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Нарьян-Мар 16 июля 2021 года
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Волковой О.Н.,
при секретаре Ярмухаметовой Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования «Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа к администрации муниципального района «Заполярный район», 3-лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании права собственности на недвижимое имущество,
У С Т А Н О В И Л :
администрация муниципального образования «Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа обратилась в суд с иском о признании права собственности на недвижимое имущество. Требования мотивирует тем, что с 2013 г. владеет недвижимым имуществом сооружением – Парк Памяти в пос. Хонгурей, с кадастровым номером 83:00:030011:246, расположенным на земельном участке, площадью 104 кв.м, с кадастровым номером 83:00:030011:224. На указанном сооружении находятся три обелиска по увековечиванию памяти погибшим в ВОВ. Государственная регистрация права собственности на сооружение Администрацией проведена не была. На содержание парка памяти выделяются денежные средства. С 2013 года муниципальное образование открыто, непрерывно и добросовестно владеет как своим собственным имуществом сооружением–парком памяти, содержит его.
Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
По определению суда дело рассмотрено в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что на основании распоряжения Департамента финансов, экономики и имущества Ненецкого автономного округа от 07.08. 2015 №1410 –з МО «Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок с кадастровым номером 83:00:030011:224, площадью 104 кв.м, расположенный в п.Хонгурей, Ненецкого автономного округа, с видом разрешенного использования под размещение объекта «Парк памяти». Государственная регистрация права собственности за заявителем произведена 22.09.2015.
В пределах указанного земельного участка находится сооружение - Парк Памяти в пос. Хонгурей, с кадастровым номером 83:00:030011:246, где находятся три обелиска по увековечиванию памяти погибшим в ВОВ право на который не зарегистрировано, при этом данный объект внесен в 2013 году в реестр имущества МО «Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа, что подтверждается выпиской из реестра имущества муниципального образования.
Указанный парк памяти числится в реестре имущества МО «Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа, что подтверждается выпиской из реестра имущества муниципального образования.
Парку памяти присвоен кадастровый номер 83:00:030011:246 и осуществлена его постановка на кадастровый учет, однако права собственности на указанный объект до настоящего момента не зарегистрировано.
Решением Совета депутатов муниципального образования «Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа от 28.12.2020 № 10 внесены изменения и дополнения в Устав муниципального образования Пустозерский сельсовет» Ненецкого автономного округа определено новое наименование муниципального образования – сельское поселение «Пустозерский сельсовет» Заполярного района Ненецкого автономного округа.
В соответствии со ст.ст.22,43 Устава Сельского поселения «Пустозерский сельсовет» Заполярного района Ненецкого автономного округа официальное наименование администрация сельского поселения «Пустозерский сельсовет» Заполярного района Ненецкого автономного округа.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
В силу п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно пункту 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (пункт 3 статьи 222 ГК РФ).
Одним из критериев самовольной постройки в силу п. 1 ст. 222 ГК РФ является возведение недвижимого имущества на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами. При этом, в соответствии с п. 3 названной статьи право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
В соответствии со взаимосвязанными положениями подп. 2 п. 1 ст. 40 и Земельного кодекса Российской Федерации лицо, кому земельный участок предоставлен по основаниям, предусмотренным законом, имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранением объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные ст. 51 Градостроительного кодекса РФ документы.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Статьей 33 указанного Федерального закона определено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Статьей 48 того же Федерального закона установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (ч. 1). Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия (ч. 3).
В соответствии со статьей 4.6 Закона НАО от 17.02.2010 №8-оз «О регулировании отдельных вопросов организации местного самоуправления на территории Ненецкого автономного округа» к полномочиям сельских поселений относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
В силу п. 13 ч. 1 ст. 14, п. 9 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения. При этом в собственности поселения могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения.
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что истец владеет парком памяти, где находятся три обелиска по увековечиванию памяти погибшим в ВОВ, каких-либо притязаний на данное имущество не имеется, права иных лиц на указанное сооружение не установлены.
Из представленных в суд уведомлений следует, что в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о собственниках названного сооружения.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что владение возможно признать добросовестным, поскольку указанное имущество необходимо для осуществления полномочий, возложенных на истца в силу закона, отвечает публичным интересам, истец в течение всего периода владения считал себя полноправным его собственником на условиях добросовестности и открытости, в связи с чем заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш ИЛ:
Иск администрация сельского поселения «Пустозерский сельсовет» Заполярного района Ненецкого автономного округа о признании права собственности на недвижимое имущество удовлетворить.
Признать за администрацией сельского поселения «Пустозерский сельсовет» Заполярного района Ненецкого автономного округа право собственности на объект недвижимости «Парк памяти в п.Хонгурей», с кадастровым номером 83:00:030011:246, расположенным на земельном участке, площадью 104 кв.м. с кадастровым номером 83:00:030011:224.
Решение суда может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня вынесения решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.
Председательствующий О.Н. Волкова