Решение по делу № 2-74/2015 ~ М-67/2015 от 02.04.2015

Дело № 2-74/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Панкрушиха      10 апреля 2015 года

Панкрушихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Терпуговой Ю.В.

при секретаре Пашковой Л.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Поповой З.В о признании незаконным решения Комитета по образованию администрации Панкрушихинского района об отказе в разрешении сделки купли-продажи недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

    Попова З.В. обратилась в суд с указанным заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Комитета по образованию администрации Панкрушихинского района в разрешении сделки по купле-продаже дома по адресу: ул. <адрес>. В обоснование ссылается на то, что проживает с детьми Н, и Г, в доме по адресу: <адрес> в <адрес>, ? часть которого принадлежит её бывшему супругу, а ? часть, то есть 33, 2 кв. м ей. На основании закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» она имеет право на получение материнского капитала в размере 00 рублей 00 копеек и использование его на улучшение жилищных условий путем приобретения жилого помещения, которое должно находиться на территории РФ и оформляться в общую собственность родителей и детей с определением доли каждого. В соответствии с указанными нормами ею была подыскана квартира, расположенная по адресу: ул. <адрес>, 01.02.2015 с продавцом был заключен договор купли-продажи земельного участка и расположенного на нем дома (квартиры) с использованием средств материнского капитала. Стоимость приобретаемой квартиры составляет 00 рублей, что является приемлемым для их семьи. Найти за такую цену аналогичное жилье в <адрес> не представилось возможным. Однако, данный договор купли-продажи не может быть зарегистрирован, поскольку Комитетом по образованию письмом от 16.03.2015 отказал в даче разрешения на совершение указанной сделки. Полагает, что действия Комитета не соответствуют законодательству, регулирующему порядок выделения и расходования средств материнского капитала. В письме Комитета не указаны правовые основания и мотивы принятого решения о том, что переезд из районного центра в <адрес> ухудшает жилищные условия детей и нарушает их права. Относительно довода об уменьшении жилой площади, новый дом имеет площадь 45, 3 кв. м, а часть дома, в которой они на настоящий момент живут с детьми – 33, 2 кв. м. Переехав с детьми в новый дом, они будут занимать отдельную жилую площадь, бывший супруг не будет ограничивать их жилищные права, что имеет место в настоящее время. Кроме того, в письме Комитета идет речь о залоге жилого дома, что не имеет места в действительности согласно условий договора. Договор не зарегистрирован, поскольку при сделках с участием несовершеннолетних требуется согласие органов опеки и попечительства. То есть фактическими действиями Комитета ей отказано в распоряжении средствами материнского капитала, что нарушает жилищные права её и детей. Также Попова просит возложить на Комитет обязанность дать согласие на совершение сделки купли-продажи.

    В судебном заседании заявитель Попова З.В. поддержала заявление в полном объеме, пояснила, что она обратилась в Росреестр для регистрации договора купли-продажи, где ей пояснили о необходимости предоставления решения органа опеки и попечительства, в связи с чем она обратилась в Комитет по образованию и получила от них отказ.

Представитель заинтересованного лица – Комитета по образованию администрации Панкрушихинского района Алтайского края Миненко Е.В. пояснила, что решение об отказе в покупке жилого дома принято на основании положений Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Комитет по образованию должен принимать меры к защите имущественных прав несовершеннолетних согласно Закону Алтайского края «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству…» № 149-ЗС от 25.12.2007.

Представитель заинтересованного лица – ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Панкрушихинском районе Алтайского края Львович С.В., будучи надлежаще извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ранее в судебном заседании от 09.04.2015 пояснила, что Попова З.В. не обращалась в Пенсионный фонд с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала, положения Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» могут применяться только Пенсионным фондом, а не Комитетом по образованию.

Представители заинтересованного лица – Хабарского отдела Управления Росреестра, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Установлено, что Попова З.В. является матерью П, она имеет право на получение материнского капитала в соответствии с Федеральным законом № 256-ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», о чем свидетельствует представленный сертификат от 27.04.2009, выданный на основании решения ГУ-УПРФ в Панкрушихинском районе Алтайского края от 20.04.2009.

10.02.2015 между Поповой З.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка, с К. был заключен договор купли-продажи земельного участка и расположенного на нем жилого дома (квартиры) с использованием материнского капитала, по адресу: <адрес>.

24.02.2015 Попова З.В. обратилась в Комитет по образованию администрации Панкрушихинского района с заявлением о разрешении залога квартиры по адресу: ул. <адрес> <адрес>, приобретаемой за счет средств материнского капитала, ? которого будет принадлежать её несовершеннолетнему сыну.

16.03.2015 под Поповой З.И. был дан ответ за подписью заместителя главы администрации района по социальным вопросам, председателя Комитета по образованию Б о том, что в залоге жилого дома отказано, поскольку уменьшение жилой площади и переезд из районного центра в <адрес> является ухудшением жилищных условий и нарушает права несовершеннолетнего П.

В отзыве на заявление Поповой Комитетом указано, что отказ в разрешении сделки основан на положениях Федерального закона № 256-ФЗ, поскольку средства материнского капитала предназначены для улучшения жилищный условий, а переезд семьи в дом меньшей площади таковым не является, кроме того, в <адрес> отсутствуют детские сады и имеется только начальная школа.

Согласно ст. 28 ГК РФ за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса.

В силу положений Федерального закона № 256-ФЗ лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского капитала в полном объеме либо по частям, в том числе на направлению улучшения жилищных условий (ст. 7, п.3).

Заявление о распоряжении средствами материнского капитала подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда РФ, по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления (ст. 8, п. 1).

Правила направления средств (части средств) материнского капитала на улучшение жилищных условий утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 № 862.

Как следует из п. 29 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имуществом и сделок с ним», утвержденных Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 № 184, согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в установленных законодательством РФ случаях на государственную регистрацию могут представляться дополнительные документы, необходимые для государственной регистрации, в частности:

разрешение (согласие) органа опеки и попечительства на распоряжение имуществом лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных судом недееспособными, их законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами) (пункт 1 статьи 28, пункт 2 статьи 37 Кодекса, пункт 3 статьи 60 Семейного кодекса);

разрешение (согласие) органа опеки и попечительства на дачу законными представителями (родителями, усыновителями, попечителями) согласия несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет и гражданам, признанными судом ограниченно дееспособными, на распоряжение имуществом (пункт 1 статьи 26, пункт 2 статьи 37 Кодекса, пункт 3 статьи 60 Семейного кодекса);

согласие органа опеки и попечительства на отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц (пункт 4 статьи 292 Кодекса);

разрешение органа опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние, независимо от того, являются ли они собственниками, сособственниками или членами семьи собственников, в том числе бывшими, имеющие право пользования данным жилым помещением, а также в отношении приватизированных жилых помещений, в которых несовершеннолетние не проживают, однако на момент приватизации имели на это жилое помещение равные с собственником права (абзац второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").

В силу положений главы 25 ГПК РФ гражданин в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

К решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил, что при рассмотрении дел указанной категории по существу надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Как следует из Положения о Комитете по образованию администрации Панкрушихинского района Комитет обладает статусом юридического лица, является структурным подразделением Администрации Панкрушихинского района уполномоченным в сфере управления образованием, реализующим основные принципы проведения государственной политики в области дошкольного, начального общего, основного общего, дополнительного образования детей, уполномоченным в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству над детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Согласно положений Закона Алтайского края от 25.12.2007 N 149-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей", начавшим свое действие с 01.01.2015, на который ссылается Комитет по образованию Панкрушихинского района, органы местного самоуправления осуществляет государственные полномочия, в том числе по защите прав несовершеннолетних детей, контролю и надзору за соблюдением прав и законных интересов детей: п. д) дача предварительного разрешения родителям (законным представителям) на расходование в интересах несовершеннолетнего его доходов, в том числе, причитающихся несовершеннолетнему от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми несовершеннолетний вправе распоряжаться самостоятельно; п. е) дача предварительного разрешения (согласия) родителям (законным представителям) на совершение сделок по отчуждению имущества, принадлежащего несовершеннолетнему, в том числе по обмену или дарению, сдаче его внаем (в аренду), предоставлению в безвозмездное пользование или в залог (ипотеку), разделу имущества несовершеннолетнего или выделу из него долей, сделок, влекущих отказ от принадлежащих несовершеннолетнему прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества несовершеннолетнего.

Поповой З.В. соблюден установленный ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд, оспариваемое решение принято 16.03.2015, заявление поступило в Панкрушихинский районный суд 02.04.2015.

Таким образом, выслушав мнение заявителя и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что Комитет по образованию администрации Панкрушихинского района Алтайского края не обладал полномочиями на принятие решения об отказе Поповой З.В. в разрешении совершения сделки купли-продажи, по условиям которой в собственность несовершеннолетнего П. и его матери приобретаются по ? доле жилого дома и земельного участка за счет средств материнского капитала, поскольку в компетенцию данного органа не входит оценка степени улучшения либо ухудшения жилищных условий в рамках положений Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Согласно положений данного закона данные полномочия отнесены на счет органов Пенсионного фонда. Кроме того, разрешение органа опеки и попечительства при приобретении недвижимого имущества в собственность несовершеннолетнего, а не его отчуждении из правообладания последнего, (не находящегося под опекой и попечительством) законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имуществом и сделок с ним не предусмотрено.

На основании изложенного суд приходит к выводу о признании решения Комитета по образованию администрации Панкрушихинского района Алтайского края от 16.03.2015 незаконным, как не соответствующее закону и нарушающее права и свободы заявителя. Заявление Поповой З.В. в части возложения на Комитет по образованию администрации Панкрушихинского района Алтайского края обязанности дать согласие на совершение сделки купли-продажи недвижимого имущества удовлетворению не подлежит ввиду вышеприведенных оснований.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, к каковым относится уплата госпошлины, в этой связи с Комитета по образованию администрации Панкрушихинского района Алтайского края в пользу Поповой З.В. подлежит взысканию сумма госпошлины, уплаченной заявителем при подаче иска в суде в размере 00 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 16.03.2015 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 00 ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13.04.2015

2-74/2015 ~ М-67/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Попова Зоя Владимировна
Другие
Комитет по образованию администрации Панкрушихинского района Алтайского края
Хабарский отдел Управления Росреестра по Алтайскому краю
Суд
Панкрушихинский районный суд Алтайского края
Судья
Терпугова Юлия Владимировна
Дело на сайте суда
pankrushihinsky--alt.sudrf.ru
02.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2015Передача материалов судье
06.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.04.2015Судебное заседание
10.04.2015Судебное заседание
13.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.06.2015Дело оформлено
15.06.2015Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее