Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1602/2016 ~ М-1385/2016 от 08.08.2016

Дело № 2-1602/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Енисейск 22 сентября 2016 года

Енисейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Артемьевой М.П.,

с участием помощника Енисейского межрайонного прокурора Пономаревой А.А., представителя ответчика администрации города Енисейска – Евланова О.О.,

при секретаре Смолячковой Н.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах Смирнова В.А., к администрации города Енисейска Красноярского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Енисейский межрайонный прокурор, действуя в интересах Смирнова В.А., обратился в суд с иском к администрации города Енисейска Красноярского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Заявленные требования мотивированы тем, что по результатам проведенной прокурорской проверки были установлены нарушения жилищных прав Смирнова В.А., который является лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации города Енисейска от ДД.ММ.ГГГГ за Смирновым В.А. закреплено жилое помещение по адресу: <данные изъяты>. Распоряжением администрации города Енисейска от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности проживания Смирнова В.А. в жилом помещении по указанному адресу. Краевой комиссией по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, принято решение о постановке Смирнова В.А. на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья. В настоящее время Смирнов В.А. продолжает проживать в жилом помещении по адресу: <адрес> общая площадь которого составляет 34,30 кв.м., в квартире зарегистрировано и проживает 4 человека, таким образом, на одного проживающего приходится менее 12 кв.м. Учитывая, что Смирнов В.А. не обеспечен надлежащим образом жилым помещением как лицо, из категории детей, оставшихся без попечения родителей, он имеет право в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»» и Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 «О защите прав ребёнка», на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, размером не ниже установленных норм предоставления. На основании изложенного, прокурор просит обязать администрацию города Енисейска предоставить Смирнову В.А. по договору найма специализированного жилого помещения изолированное, благоустроенное, применительно к условиям города Енисейска жилое помещение специализированного жилищного фонда, исходя из общей площади 33 кв.м., с допусками, установленными ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка».

В судебном заседании помощник Енисейского межрайонного прокурора Пономарева А.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Истец Смирнов В.А., извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика администрации города Енисейска Евланов О.О. заявленные требования не признал, просил отказать в их удовлетворении по тем основаниям, что действующим законодательством не предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Предоставление жилья вышеуказанным лицам осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком. На сегодняшний день Смирнов В.А. включен в указанный список под .

Третье лицо – Министерство образования и науки Красноярского края, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте разбирательства дела в судебное заседание своего представителя не направило. В представленных возражениях представитель Шрайнер Н.Б. (действующая на основании доверенности от 21.12.2015 г.) просила отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве администрации г.Енисейска, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему:

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

До 1 января 2013 года в соответствии с требованиями ст. 57 Жилищного Кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения предоставлялись по договорам социального найма.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в том числе в случае их проживания на любом законном основании в жилом помещении общая площадь которого, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом законодатель предусмотрел, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Законом, сохраняется за лицами, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до обеспечения их жилыми помещениями.

Таким образом, изменения в соответствии с требованиями ст.4 данного закона распространяются и на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу этого закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

С 1 января 2013 года в соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление жилых помещений осуществляется только по договорам найма специализированных жилых помещений.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ст. 1, Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение на территории Красноярского края закреплены ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 (ред. от 20.12.2012) « О защите прав ребенка».

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются этим лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Предоставление жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком.

Уполномоченные органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельным законом края.

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем приобретения в муниципальную собственность (строительства) жилых домов или квартир, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются. Приобретенные (построенные) жилые помещения включаются в муниципальный специализированный жилищный фонд.

Жилые помещения, предоставляемые перечисленным категориям граждан по договорам найма специализированных жилых помещений должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.

Общая площадь таких жилых помещений определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров.

С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров.

При предоставлении индивидуального жилого дома, расположенного на территории сельского населенного пункта, допускается превышение размера общей площади жилого помещения, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем в два раза.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Смирнов В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку заочным решением Енисейского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, его родители – ФИО13. и ФИО14 лишены родительских прав.

Постановлением администрации города Енисейска от ДД.ММ.ГГГГ., над Смирновым В.А. установлена опека ФИО15 и, одновременно за ним было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в котором он проживает в настоящее время.

Распоряжением администрации города Енисейска от ДД.ММ.ГГГГ. установлен факт невозможности проживания Смиронова В.А. в жилом помещении по указанному адресу в связи с тем, что в данном жилом помещении прописаны четыре человека, и на одного проживающего приходится менее 12 кв.м.

Краевой комиссией по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, принято решение о постановке Смирнова В.А на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья.

Каких-либо объектов недвижимого имущества на праве собственности или ином вещном праве за Смирновым В.А. и за его родителями – ФИО14 и ФИО13 не зарегистрировано, что подтверждается данными ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Красноярскому краю и уведомлением об отсутствии сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно сведениям Отдела по вопросам имущественных отношений администрации города Енисейска со Смирновым В.А. договор социального найма не оформлялся.

Таким образом, из материалов дела усматривается, что Смирнов В.А. жильем не обеспечен.

Возражая против удовлетворения иска, ответчик и третье лицо ссылаются на то, что внеочередным предоставлением жилого помещения истцу будут нарушены права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец.

Между тем, ни нормами Жилищного кодекса РФ, ни Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности. По своей сути, формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору специализированного жилого помещения.

С учетом изложенного, принимая во внимание статус истца, признание его лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вышеприведенные нормы закона, по которым обязанность по предоставлению жилья возложена на органы местного самоуправления, учитывая, что администрацией г. Енисейска данная обязанность до настоящего времени не исполнена, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению и считает необходимым возложить на ответчика обязанность предоставить Смирнову В.А, пригодное для проживания жилое помещение, специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в котором оно будет предоставляться, в размере не менее 33 кв. м. общей площади, с допусками, установленными ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах Смирнова В.А. удовлетворить.

Обязать администрацию города Енисейска предоставить Смирнову В.А. по договору найма специализированного жилого помещения, изолированное, благоустроенное, применительно к условиям города Енисейска, жилое помещение специализированного жилищного фонда, исходя из нормы предоставления 33 кв.м, с допусками, установленными ст.17 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 года №12-961 «О защите прав ребенка».

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд Красноярского края.

Председательствующий М.П. Артемьева

Мотивированное решение составлено 10 октября 2016 года.

Копия верна. Решение суда в законную силу не вступило.

Подлинник решения суда находится в Енисейском районном суде Красноярского края в гражданском деле № 2-1602/2016.

Судья М.П. Артемьева

2-1602/2016 ~ М-1385/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Смирнов Владимир Анатольевич
Енисейский прокурор
Ответчики
Администрация г.Енисейска
Другие
Министерство образования и науки Красноярского края
Суд
Енисейский районный суд Красноярского края
Судья
Артемьева М.П.
Дело на странице суда
eniseysk--krk.sudrf.ru
08.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.08.2016Передача материалов судье
10.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.09.2016Судебное заседание
10.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2017Дело оформлено
19.01.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее