Дело № 2а-557/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2018 года г. Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Чапайкиной Е.П.,
при секретаре Сидоровой Е.А.,
с участием заместителя прокурора г.Димитровграда Ульяновской области Фомичева Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г.Димитровграда Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Димитровграда Ульяновской области, муниципальному казенному учреждению «Дирекция инвестиционных и инновационных проектов», комитету по жилищно-коммунальному комплексу администрации г.Димитровграда Ульяновской области, муниципальному казенному учреждению «Городские дороги» о запрете размещения, устройства и содержания кладбища на земельных участках, понуждении к установлению (восстановлению) ограждения действующего кладбища,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Димитровграда Ульяновской области обратился в суд с административным иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Димитровграда Ульяновской области, муниципальному казенному учреждению «Дирекция инвестиционных и инновационных проектов» (далее – МКУ «ДИИП»), муниципальному казенному учреждению «Городские дороги» (далее – МКУ «Городские дороги»), комитету по жилищно-коммунальному комплексу администрации г.Димитровграда Ульяновской области о запрете размещения, устройства и содержания кладбища на земельных участках, понуждении к установлению (восстановлению) ограждения действующего кладбища, в обоснование своих требований указав, что прокуратурой г.Димитровграда была проведена проверка по обращению о незаконном размещении городского кладбища, в ходе которой установлено следующее.
На территории <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №* по адресу: <адрес> расположено действующее городское кладбище площадью 35,6 га, включающее в себя православную и мусульманскую части, составляющие единый участок, но фактически разделенные ограждением. Захоронения осуществляются с 1980 года. Общее количество захоронений составляет около 60 000.
В западном и северо-западном направлении от действующего кладбища расположен <адрес>, входящий в состав муниципального образования «<адрес>». Ориентировочная численность жителей <адрес> 5 000 человек.
(ДАТА) образован земельный участок площадью 287 001 кв.м. с кадастровым номером №* по адресу: <адрес>, севернее земельного участка по <адрес>, с видом разрешенного использования «для действующего кладбища». Постановлением администрации <адрес> от (ДАТА) №* указанный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МКУ «Городские дороги». (ДАТА) на данный земельный участок зарегистрировано право муниципальной собственности.
Постановлением администрации <адрес> от (ДАТА) №* прекращено право постоянного (бессрочного) пользования МКУ «Городские дороги» земельным участком с кадастровым номером 73:08:020101:1514. Одновременно данным постановлением указанный земельный участок был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МКУ «ДИИП».
Постановлением администрации города от (ДАТА) №* данный земельный участок разделен, в результате чего образовано три земельный участка:
- земельный участок площадью 177791 кв.м. (17,8 га) с адресом: <адрес>, присвоен кадастровый №*, территориальная зона – специального назначения, связанная с захоронениями;
- земельный участок площадью 9132 кв.м. (0,9 га) с адресом: <адрес>, присвоен кадастровый №*, территориальная зона – специального назначения, связанная с захоронениями;
- земельный участок площадью 100078 кв.м. (10 га) с адресом: <адрес>, присвоен кадастровый №*, территориальная зона – специального назначения, связанная с захоронениями.
Земельные участки с кадастровыми номерами №* планируются для создания новых мест захоронения.
В силу ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с п.2.4 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84, участок, отводимый под кладбище, должен иметь уклон в сторону, противоположную населенному пункту, открытых водоемов, а также при использовании населением грунтовых вод для хозяйственно-питьевых и бытовых целей.
Вместе с тем, из отчета инженерно-геодезических испытаний, проведенных ООО «ГРИС» в рамках муниципального контракта от (ДАТА), следует, что рельеф площадки (земельные участки 73:08:020101:1514 и 73:08:020101:1562) относительно ровный. Абсолютные отметки колеблются в пределах от 135,38 до 151,50 с общим уклоном в юго-западном направлении. Средний уклон участка изысканий не превышает 2 градуса.
Также установлено, что на территории <адрес> расположены две водозаборные скважины для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения. Одна из них (213б) - действующая, вторая (213\2) – резервная. Водозаборные скважины размещены в камерах подземного типа. В соответствии с концессионным соглашением от (ДАТА) №*-Д владение и пользование водозаборными скважинами осуществляет ООО «<адрес> водоканал».
В силу положений Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ и СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10, установлены требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Согласно п.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02, соблюдение данных санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
На основании п.1.5 п.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
В соответствии с п.1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия должны выполняться:
а) в пределах первого пояса зоны санитарной охраны – органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов;
б) в пределах второго и третьего поясов зоны санитарной охраны – владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
В 2017 году ООО «ГидроГеоПоволжье» составлен проект организации зоны санитарной охраны действующего водозабора, используемого для водоснабжения населения <адрес> МО «<адрес>» <адрес>.
Данным документов определены:
- граница первого пояса – зона радиусом 30 м вокруг каждой скважины;
- граница второго пояса – зона радиусом 30 м совпадает с первым;
- граница третьего пояса – объединена для скважин водозабора и составляет вверх по потоку 640 м, вниз по потоку - 120 м, ширины – 730 м.
Изучение проекта организации зоны санитарной охраны показало, что им не в полной мере проработан вопрос о перспективах строительства в районе расположения источника питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, а вопрос о размещении нового городского кладбища проектом вообще не рассматривался.
По информации руководителя Межрегионального управления № 172 ФМБА России, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории г.Димитровграда, от 19.09.2017 г., с учетом размещения нового городского кладбища гарантировать соответствие качества питьевой воды гигиеническим нормативам в поселке Дачный не представляется возможным.
В силу положений ч.5 ст.16 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», размер земельного участка для кладбища не может превышать сорока гектаров. С учетом размеров действующего кладбища (35,6 га) его расширение не допустимо.
Вместе с тем, действующее кладбище и один из участков, планируемых для создания новых мест погребения (с кадастровым номером 73:08:020101:1562) являются смежными.
В МДС 31-10.2004 «Рекомендации по планировке и содержанию зданий, сооружений и комплексов похоронного назначения», рекомендованных письмом Госстроя России от 20.01.2004 г. № СК-406\12, указано на необходимость применения зон моральной защиты, под которой понимается зона, разделяющая застройку, территорию общего пользования и объекты похоронного назначения.
В силу п.4.4, на территориях свыше 40 га следует предусматривать зону моральной защиты (ЗМЗ) между участками площадью до 40 га. Ширину ЗМЗ рекомендуется устанавливать с расчетом прокладки в ней магистральной дороги с комплексом инженерных систем и сетей, а также двухрядных посадок деревьев и кустарников с каждой стороны дороги.
Более того, доступ к трем земельным участкам, образованным из земельного участка с кадастровым номером 73:08:020101:1514, осуществляется исключительно через действующее кладбище, о чем указано в постановлении администрации города от 23.10.2017 №1965. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что земельный участок с кадастровым номером 73:08:020101:1562 будет являться расширением действующего кладбища, а не вновь создаваемым местом погребения, что недопустимо.
Кроме того, в ходе проверки выявлены факты отсутствия (повреждения) ограждения по всему периметру территории действующего кладбища, что противоречит положениям Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ и действующей в настоящее время Инструкции порядка устройства памятников, утвержденной постоянной комиссией при Президиуме ВЦИК по вопросу культов (ДАТА) (п.3).
Согласно уточненным требованиям, прокурор просит запретить администрации <адрес>, муниципальному казенному учреждению «Дирекция инвестиционных и инновационных проектов» размещение, устройство и содержание кладбища (кладбищ) на земельных участках с кадастровыми номерами №* (адрес: <адрес>), №* (адрес: <адрес>), №* (адрес: <адрес>).
Также прокурор просит обязать администрацию <адрес>, муниципальное казенное учреждение «Городские дороги», комитет по жилищно-коммунальному комплексу администрации <адрес> в срок до (ДАТА) установить (восстановить) ограждение действующего кладбища на земельном участке с кадастровым номером 73:08:020101:1560, расположенного по адресу: <адрес>, по всему периметру его территории (т.3 л.д.89-90).
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Фомичев Д.Ю. уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что полагает, что изменение уклона земельного участка путем вертикальной планировки не представляется возможным. Не отрицает, что смежным с действующим кладбищем является земельный участок площадью 17,7 га с кадастровым номером №*. Просил уточненные требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации <адрес> Шулимова О.В., действующая на основании доверенности от (ДАТА) (т.2 л.д.104), в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что в настоящий момент земельный участок, отведенный под кладбище, действительно имеет уклон в сторону <адрес>. Данное нарушение будет устранено путем проведения мероприятий по инженерной подготовке территории, существующий рельеф территории городского кладбища будет изменен и приведен к нормативным требованиям в соответствии с прошедшей госэкспертизу проектно-сметной документацией. На стадии проектирования кладбища будут соблюдены все требования санитарного законодательства. Если заключением государственной экспертизы будет установлено, что использовать земельный участок для обустройства кладбища невозможно, все дальнейшие действия в отношении данного участка будут прекращены.
Доводы прокурора г.Димитровграда о том, что проектируемое кладбище будет нарушать зоны санитарной охраны источников водоснабжения, необоснованны. Согласно сообщению Главного управляющего директора ООО «Ульяновский областной водоканал», основной водоток подземных вод имеет южное направление, территория нового кладбища расположена в 500 метрах к востоку от водозабора. Исходя из представленного графического материала, загрязнение водоносного слоя отсутствует, так как территории нового и существующего кладбища не затрагивает 1-3 пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения.
Согласно МДС 31-10.2004 «Рекомендации по планировке и содержанию зданий, сооружений и комплексов похоронного назначения» на территориях с площадью свыше 40 га следует предусматривать зону моральной защиты (ЗМЗ) между участками площадью до 40 га. Ширину ЗМЗ рекомендуется устанавливать с расчетом прокладки в ней магистральной дороги с комплексом инженерных систем и сетей, а также двухрядных посадок деревьев и кустарников с каждой стороны дороги. Роль зоны моральной защиты между жилыми зонами п.Дачный и городским кладбищем играет зеленые насаждения, произрастающие на землях Гослесфонда. Согласно п.б.2. МДС 31-10.2004 при отводе участка площадью, превышающей 40 га, определенных в соответствии с федеральным законом, в случае когда градостроительная ситуация требует большей площади, участок следует членить на зоны, разделенные зоной моральной защиты (ЗМЗ) так, чтобы каждая зона не превышала площадь 40 га и могла функционировать как самостоятельное место погребения.
Доводы прокурора г. Димитровграда о расширении территории действующего кладбища также не соответствуют действительности. Земельный участок, отведенный под новое кладбище, имеет собственный кадастровый номер, а также уникальные характеристики.
Относительно требования прокурора о восстановлении ограждения действующего кладбища считает администрацию г.Димитровграда ненадлежащим ответчиком, поскольку земельный участок под кладбищем передан в оперативное управление МКУ «Городские дороги», которое и должно осуществлять деятельность по содержанию участка. Функции учредителя МКУ «Городские дороги» переданы администрацией комитету по жилищно-коммунальному комплексу администрации г.Димитровграда. На Комитет также возложено решение задач по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
Просила в удовлетворении требований к администрации г.Димитровграда отказать в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации МКУ «ДИИП» Коншина К.А., действующая на основании доверенности от (ДАТА) (т.2 л.д.102), в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что в связи с острой нехваткой мест захоронения Учреждению (ДАТА) постановлением администрации города №* был передан в постоянное бессрочное пользование земельный участок с кадастровым номером 73:08:020101:1514 площадью 28 га, впоследствии разделенный на три земельных участка. По результатам электронного аукциона был заключен муниципальный контракт с ООО «ГРИС». В соответствии с техническим заданием подрядчиком были проведены работы на инженерные изыскания на всем земельном участке, а также геодезические работы на участке площадью 27,7 га и геологические, гидрометеорологические, экологические на участке площадью 10 га. В результате проведенных работ установлено, что на участке земли, предназначенном для проектирования, строительства и обустройства кладбища площадью 10 га опасных инженерно-геологических процессов не имеется. На период изысканий грунтовые воды на исследуемом участке скважинами глубиной 10,0 - 20,0 м не зафиксированы. Участок изысканий относится к неподтопляемому в силу неосвоенности территории. На исследуемой площадке специфические грунты не распространены. Объект изысканий расположен вне пределов охранных зон поверхностных водотоков. Ближайший водоток (р. Мелекесска) расположен в 1,2 км от объекта изысканий. В ходе проведения инженерно-экологических изысканий была проведена оценка степени химического и бактериологического загрязнения грунтов в соответствии с требованиями нормативных документов. Согласно полученным данным, грунты участка изысканий находятся в удовлетворительном состоянии, т.е. «чистые». Проведенные исследования показали, что МЭД гамма излучения на исследованном участке находятся в пределах нормы, при подготовке и эксплуатации объекта не планируется применение радиоактивных материалов. Это позволяет сделать заключение о радиационной безопасности исследуемого участка. Растительность на территории участка изыскания присутствует повсеместно, видов, занесенных в Красную книгу РФ и Красную книгу Ульяновского района, не обнаружено. Согласно данным заключения Агентства ветеринарии Ульяновской области скотомогильники и биотермические ямы на территории изысканий не числятся. Согласно письму Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, исследуемый земельный участок расположен вне границ ООПТ регионального значения. Согласно письму Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области, исследуемый земельный участок расположен вне границ объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Состав, объем и методы проведения инженерно-гидрометеорологических изысканий, приведенных в отчете, включают всю необходимую информацию для выработки проектных решений. В целом гидрометеорологические условия являются благоприятными, опасные гидрометеорологические процессы и явления ограничены или полностью отсутствуют. По данным рекогносцировочного обследования территории изысканий водных объектов, балок, оврагов и щелей на участке не обнаружено. Таким образом, участок земли, предназначенный для проектирования кладбища соответствует всем санитарно-эпидемиологическим нормам. Кроме того, проектируемое кладбище относится к III классу объектов (от 10 до 20 га). Его санитарно-защитная зона составляет 300 метров. Проектируемый участок находится на удалении от поселка Дачный на расстоянии 701 метр.
В настоящее время для устранения проблемы нехватки мест для захоронений, а также для одновременного поиска площадей земельных участков, которые позволят обеспечить потребности населения в наличии мест захоронения, была разработана документация, проведен электронный аукцион на проектные работы и прохождение государственной экспертизы по строительству кладбища. Исходя из технического задания, территория кладбища должна иметь ограду высотой не менее 2м.; территория кладбища должна разделяться на функциональные зоны: входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, иметь зону моральной (зеленой) защиты; должны быть разработаны мероприятия по охране окружающей среды с оценкой воздействия на окружающую природную среду. Проектом должны быть предусмотрены этапы строительства. Проектом должно быть предусмотрено использование современных строительных материалов и технологий, соответствующих экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям и имеющим сертификаты. Площадь земельного участка для проектирования составляет 10 га.
В соответствии с Санитарными правилами и нормами 2.1.4.1110-02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, на участке, предполагаемом для проектируемого кладбища, отсутствуют источники загрязнения почвы и грунтовых вод, что подтверждается заключением инженерных изысканий. Расстояние от границы земельного участка, выделенного под обустройство кладбища, до водонапорной башни <адрес> составляет 907 м., что соответствует требованиям законодательства.
Работы по инженерным изысканиям показали, что уклон земельного участка не превышает 2 градусов. В таких случаях в соответствии с санитарными правилами предусматривается вертикальная планировка территории, с помощью которой организуется инженерная планировка - организация стока поверхностных вод, размещение сооружений, организация проектного рельефа и т.д. Таким образом, земельный участок, выделенный под обустройство кладбища, не будет сохранен в первоначальном виде, будут проведены необходимые работы по устранению ненадлежащего уклона. Контракт на проведение проектно-изыскательских работ заключен только в отношении земельного участка с кадастровым номером 73:08:020101:1514 площадью 10 га.
Кроме того, размещение кладбища возможно при наличии положительного заключения государственной экспертизы. Просила в удовлетворении требований к МУП «ДИИП» отказать.
Представитель административного ответчика администрации МКУ «ДИИП» Русинова М.А., действующая на основании распоряжения о назначении от (ДАТА) (т.2 л.д.101), в судебном заседании исковые требования не признала по изложенным выше основаниям. Дополнительно пояснила, что первоначально (ДАТА) был образован земельный участок площадью 287 001 кв.м. После проведения геодезических работ на указанном земельном участке стало понятно, что использовать под обустройство кладбища возможно только самую отдаленную от п.Дачный часть земельного участка. Таким образом, земельные участки площадью 17,8 га и 0,9 не будут использоваться для строительства кладбища. Под строительство кладбища планируется использовать только земельный участок с кадастровым номером 73:08:020101:1514 площадью 10 га. Муниципальным контрактом предусмотрена вертикальная планировка данного земельного участка в виде комплекса работ, направленных на изменение рельефа земельного участка.
Просила в удовлетворении требований к МУП «ДИИП» отказать.
Представитель административного ответчика администрации МКУ «Городские дороги» Чистова Л.А., действующая на основании доверенности от (ДАТА) (т.3 л.д.21), в судебном заседании исковые требования не признала, фактически признала из частично и пояснила, что не отрицает, что действующим законодательством предусмотрено, что кладбище должно быть огорожено изгородью. Вместе с тем, МКУ «Городские дороги» является бюджетным учреждением, осуществляющим свои полномочия в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств. Исполнить требования прокурора г.Димитровграда о восстановлении ограждения по периметру территории действующего кладбища МКУ «Городские дороги» сможет лишь после получения лимитов. Распорядителем бюджетных денежных средств является администрация г. Димитровграда.
Представитель административного ответчика комитета по жилищно-коммунальному комплексу администрации <адрес> Валиуллин А.Т., действующий на основании доверенности от (ДАТА) (т.3 л.д.19), в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что комитет по жилищно-коммунальному комплексу администрации <адрес> осуществляет полномочия учредителя по отношению к МКУ «Городские дороги». Формирование сводной бюджетной росписи в части утверждения лимитов и определения предельных сумм также входит в полномочия комитета по жилищно-коммунальному комплексу администрации г.Димитровграда. Обеспечить восстановление ограждения на территории действующего кладбища без участия главного распорядителя бюджетных средств - Администрации г. Димитровграда не представляется возможным.
Представитель заинтересованного лица МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» Ерменеева И.Ю., действующая на основании доверенности от (ДАТА), в судебном заседании пояснила, что проектным решением Генерального плана <адрес> предусмотрено развитие городского кладбища с указанием новой территории (севернее существующего кладбища). Также проектным решением предусмотрена зона моральной защиты шириной 100 метров. Проект Генерального плана до его принятия обсуждался с жителями <адрес> на публичных слушаниях в июне 2010 года.
Существующий рельеф территории городского кладбища будет приведен к нормативным требованиям в соответствии с прошедшей госэкспертизу проектно-сметной документацией.
Согласно письму ООО «Ульяновскводоканал» с выкопировкой из Проекта организации зоны санитарной охраны действующего водозабора в п.Дачный, территория нового кладбища расположена на расстоянии, превышающем 500 метров к востоку от водозабора, выполнение предупреждающих мероприятий, намеченных к реализации по содержанию зон санитарной охраны водозаборного участка в надлежащем состоянии и контроля качества воды позволит своевременно предотвращать возможное загрязнение отбираемых вод и сохранить их хозяйственно-питьевое качество на неограниченный период времени.
Согласно МДС 31-10.2004 «Рекомендации по планировке и содержанию зданий, сооружений и комплексов похоронного назначения» на территориях с площадью свыше 40 га следует предусматривать зону моральной защиты (ЗМЗ) между участками площадью до 40 га. Ширину ЗМЗ рекомендуется устанавливать с расчетом прокладки в ней магистральной дороги с комплексом инженерных систем и сетей, а также двухрядных посадок деревьев и кустарников с каждой стороны дороги. Из карты градостроительного зонирования следует, что площадь земельных участков, выделенных под обустройство кладбища, не превышает 40 га. Однако проектом предусмотрена зона моральной защиты между действующим и новым кладбищами. Роль зоны моральной защиты между жилыми зонами п.Дачный и городским кладбищем играют зеленые насаждения, произрастающие на землях гослесфонда.
Представитель заинтересованного лица ООО «<адрес> водоканал» Салифанова Е.С., действующая на основании доверенности от (ДАТА) (т.3 л.д.70-71), в судебном заседании пояснила, что на территории <адрес> расположены две водозаборные скважины, владение и пользование которыми на основании концессионного соглашения осуществляет ООО «<адрес> водоканал». В настоящий момент заключено концессионное соглашение на модернизацию действующей водозаборной скважины и разработку еще одной. Водозаборные скважины находятся в пределах первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Зоны санитарной охраны скважин не затрагивают территорию земельного участка, выделенного под обустройство кладбища.
Представитель заинтересованного лица межрегионального управления № 172 ФМБА России Коляда А.П., действующий на основании доверенности от (ДАТА) (т.3 л.д.86), в судебном заседании пояснил, что считает, что уточненное административное исковое заявление прокурора <адрес> законно, обоснованно и подлежит удовлетворению. По второму пункту административного иска полагает, что администрация <адрес> является надлежащим административным ответчиком.
Представитель заинтересованного лица комитета по управлению имуществом <адрес> Прохоров Е.А., действующий на основании доверенности от (ДАТА) (т.3 л.д.162), в судебном заседании пояснил, что комитет по управлению имуществом <адрес> совместно с МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» предпринимал необходимые меры по поиску иных земельных участков для размещения кладбища. Были направлены запросы в Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу. Согласно поступившим ответам, на всех испрашиваемых земельных участках расположены природные ископаемые. Таким образом, размещение кладбища на иных земельных участках не представляется возможным.
Заинтересованное лицо Клюева Е.А. в судебном заседании поддержала иск прокурора по приведенным прокурором основаниям. Дополнительно пояснила, что все жители п.Дачный возражают против размещения на спорном земельном участке кладбища.
Заинтересованное лицо Яранкина В.Н. в судебном заседании также поддержала иск прокурора по приведенным прокурором основаниям
Выслушав заместителя прокурора, представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц, показания свидетеля, пояснения специалиста, исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 23 части 3 статьи 16 Федерального закона от 06.01.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Названный федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает в том числе санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения (пункт 3 статьи 1).
Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона N 8-ФЗ, порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.
Данный федеральный закон устанавливает, что места погребения - участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших, отводятся в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями (пункт 1 статьи 4).
Согласно статье 16 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ, выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения (пункт 1). Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы (пункт 3). Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 17).
В силу ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, на территории г.Димитровграда Ульяновской области расположено действующее кладбище площадью 35,6 га, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 73:08:020101:1560 по адресу: <адрес>.
Указанный земельный участок отнесен к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Разрешенное использование – для действующего кладбища.
Данные обстоятельства подтверждаются записью регистрации прав в Едином государственном реестре недвижимости (т.1 л.д.109).
Согласно п.3 Инструкции порядка устройства памятников, утвержденной постоянной комиссией при Президиуме ВЦИК по вопросу культов 16.10.1931 г., сохраняющей свое действие в настоящее время, кладбище должно быть огорожено изгородью и иметь стоки для удаления вод с его территории. В сельских местностях допускается огораживать кладбища только земляным валом с водостоками.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что в отношении действующего городского кладбища, расположенного на вышеуказанном земельном участке, указанное требование нарушено, поскольку по результатам прокурорской проверки выявлены факты отсутствия (повреждения) ограждения по всему периметру территории кладбища, что нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц.
Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела фотоматериалами (т.1 л.д.12-37), а также не отрицалось представителями административных ответчиков и заинтересованных лиц.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об обоснованности требования прокурора об установлении (восстановлении) ограждения действующего кладбища.
Разрешая вопрос о конкретных лицах, на которых подлежит возложению указанная обязанность, суд исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что земельный участок площадью 35,6 га, расположенное на земельном участке с кадастровым номером №* по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью, постановлением администрации <адрес> от (ДАТА) №*.57 предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МКУ «Городские дороги» (т.2 л.д.46-57).
Согласно уставу муниципального казенного учреждения «Городские дороги», утвержденному приказом председателя комитета по жилищно-коммунальному комплексу администрации г.Димитровграда от (ДАТА) (т.3 л.д.141-151), данное учреждение является некоммерческой организацией, к сфере деятельности которой относится помимо прочего организация и осуществление ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории муниципального образования «Город Димитровград» Ульяновской области (п.1.1).
Учредителем казенного учреждения является муниципальное образование «Город Димитровград» Ульяновской области.
От имени муниципального образования «Город Димитровград» Ульяновской области функции и полномочия учредителя осуществляет комитета по жилищно-коммунальному комплексу администрации г.Димитровграда Ульяновской области.
Собственником имущества МКУ «Городские дороги» является МО «Город Димитровград» Ульяновской области (п.п.1.5, 1.6).
Согласно положению о комитете по жилищно-коммунальному комплексу администрации г.Димитровграда Ульяновской области, утвержденному решение Городской Думы г.Димитровграда от (ДАТА) №* (т.2 л.д.27), комитете по жилищно-коммунальному комплексу администрации г.Димитровграда Ульяновской области является отраслевым (функциональным) органом администрации г.Димитровграда Ульяновской области, учредителем комитета является муниципальное образование «Город Димитровград» Ульяновской области (п.1).
В число задач и полномочий Комитета по ЖКК входит, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (п.1.9, 1,10).
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что прокурором г.Димитровграда в качестве надлежащих ответчиков по делу в части возложения обязанности восстановить ограждение действующего кладбища обоснованно указаны МКУ «Городские дороги», являющееся непосредственным исполнителем функций по содержанию земельного участка кладбища, а также администрация г.Димитровграда Ульяновской области и комитет по жилищно-коммунальному комплексу администрации г.Димитровграда Ульяновской области, являющиеся соответственно учредителем МКУ «Городские дороги» и лицом, исполняющим функции учредителя, в силу чего обеспечивающие финансирование деятельности учреждения за счет средств бюджета г.Димитровграда.
При этом, законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению надлежащего содержания мест захоронения на территории муниципального образования с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора в указанной части.
В связи с изложенным следует обязать МКУ «Городские дороги», администрацию г.Димитровграда Ульяновской области и комитет по жилищно-коммунальному комплексу администрации г.Димитровграда Ульяновской области установить (восстановить) ограждения действующего кладбища на земельном участке с кадастровым номером №*, расположенном по адресу: <адрес>, по всему периметру его территории.
При этом суд полагает, что ответчикам возможно предоставить заявленный прокурором срок для устранения указанных нарушений до (ДАТА).
В судебном заседании также установлено, что в западном и северо-западном направлении от действующего кладбища расположен <адрес>, входящий в состав муниципального образования «<адрес>».
На основании постановления администрации <адрес> от (ДАТА) №* (ДАТА) было зарегистрировано право собственности МО «<адрес>» <адрес> на земельный участок площадью 287 001 кв.м. с кадастровым номером №* по адресу: <адрес>, севернее земельного участка по <адрес> (т.1 л.д.110).
Постановлением администрации <адрес> от (ДАТА) №* указанный земельный участок был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МКУ «ДИИП» (т.1 л.д.111-112).
Постановлением администрации города от (ДАТА) №* данный земельный участок был разделен, в результате чего образовано три земельный участка:
- земельный участок площадью 177791 кв.м. (17,8 га) с адресом: <адрес>;
- земельный участок площадью 9132 кв.м. (0,9 га) с адресом: <адрес>;
- земельный участок площадью 100078 кв.м. (10 га) с адресом: <адрес> (т.1 л.д.113-115).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, вновь образованные в результате раздела земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет с категорией земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Разрешенное использование: для действующего кладбища.
Земельному участку площадью 177791 кв.м. (17,8 га) с адресом: <адрес> присвоен кадастровый №*.
Земельному участку площадью 9132 кв.м. (0,9 га) с адресом: <адрес>, присвоен кадастровый №*.
Земельному участку площадью 100078 кв.м. (10 га) с адресом: <адрес>, присвоен кадастровый №* (т.2 л.д.32-42, 58-64, 65-71).
Представителями ответчиков в судебном заседании не отрицалось, что изначально все три вновь образованных участка предполагалось использовать для размещения на территории <адрес> новых мест захоронения.
С этой целью (ДАТА) между МКУ «ДИИП» и ООО «ГРИС» был заключен муниципальный контракт на проведение инженерных изысканий (инженерно-геодезических, геологических, экологических, гидрометеорологических) по объекту «Строительство нового кладбища в городе <адрес>», результатом которых являются технические отчеты в объеме, достаточном для разработки в дальнейшем проектной и рабочей документации и прохождения государственной экспертизы проектной документации (получения положительного заключения (т. 1 л.д.118-130).
В рамках данного муниципального контракта подрядчиком ООО «ГРИС» были проведены работы на инженерные изыскания на всем изначально сформированном земельном участке площадью 287 001 кв.м. с кадастровым номером 73:08:020101:1514 по адресу: <адрес>, севернее земельного участка по <адрес>.
В отношении земельных участков площадью 27,7 га и 10 га проведены геодезические работы.
Все иные предусмотренные муниципальным контрактом работы - геологические, гидрометеорологические и экологические были проведены в отношении земельного участка площадью 10 га. Указанное обстоятельство подтверждается копиями технических отчетов, составленных ООО «ГРИС» по результатам соответствующих видов изысканий (т.2 л.д.110-190).
(ДАТА) был заключен муниципальный контракт между МУП «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» на выполнение проектных работ (проектной и рабочей документации), похождение государственной экспертизы по объекту «Строительство нового кладбища в городе <адрес>», из приложения к которому также следует, что проектные работы осуществляются только в отношении земельного участка площадью 10 га. (т.2 л.д.219-226).
С учетом изложенного находит установленным, что в настоящее время деятельность, направленная на размещение, устройство и содержание нового кладбища осуществляется только в отношении земельного участка площадью 100078 кв.м. (10 га), кадастровый №*, по адресу: <адрес>. Административным истцом указанный факт какими-либо доказательствами не опровергнут.
Разрешая доводы прокурора о недопустимости размещения на указанном земельном участке нового кладбища по изложенным в административном иске основаниям, суд исходит из следующего.
Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" устанавливает, что места погребения - участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших, отводятся в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями (пункт 1 статьи 4).
Согласно статье 16 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ, выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения (пункт 1).
Вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории.
Не разрешается устройство кладбищ на территориях:
1) первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения, минерального источника, первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта;
2) с выходами на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов;
3) на берегах озер, рек и других поверхностных водных объектов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей;
4) со стоянием грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных.
Селитебная территория, представляет собой территорию, предназначенную для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования (СНиП 23-05-95. Естественное и искусственное освещение, утв. Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. N 783).
Аналогичные требования к размещению кладбищ предусмотрены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84, согласно которым, размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий, сооружений, помещений похоронного назначения осуществляются в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности и санитарными правилами и нормативами (п.2.1).
Не разрешается размещать кладбища на территориях:
- первого и второго поясов зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения и минеральных источников;
- первой зоны санитарной охраны курортов;
- с выходом на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов;
- со стоянием грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных;
- на берегах озер, рек и других открытых водоемов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей (п.2.2).
Выбор земельного участка под размещение кладбища производится на основе санитарно-эпидемиологической оценки следующих факторов:
- санитарно-эпидемиологической обстановки;
- градостроительного назначения и ландшафтного зонирования территории;
- геологических, гидрогеологических и гидрогеохимических данных;
- почвенно-географических и способности почв и почвогрунтов к самоочищению;
- эрозионного потенциала и миграции загрязнений;
- транспортной доступности (п.2.3).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2014 года N 74 введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", согласно подразделу 7.1.12 которых, санитарно-защитная зона для кладбищ смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га составляет 300 м.
Пункт п.2.4 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» предусматривает, что участок, отводимый под кладбище, должен иметь уклон в сторону, противоположную населенному пункту, открытых водоемов, а также при использовании населением грунтовых вод для хозяйственно-питьевых и бытовых целей.
Вместе с тем, административный истец в обоснование заявленных требований указывает на несоблюдение указанного требования при размещении нового кладбища, в подтверждение чего ссылается на отчет инженерно-геодезических изысканий, проведенных ООО «ГРИС» в рамках муниципального контракта от (ДАТА)
Из указанного отчета действительно следует, что рельеф площадки (земельные участки №* и №*) относительно ровный. Абсолютные отметки колеблются в пределах от 135,38 до 151,50 с общим уклоном в юго-западном направлении. Средний уклон участка изысканий не превышает 2 градуса (т.1 л.д.137).
Факт отсутствия уклона в сторону, противоположную населенному пункту – п.Дачный, представителями административных ответчиков в судебном не отрицался.
Однако, административные ответчики в обоснование возражений против заявленных требований ссылаются на наличие возможности приведения уклона земельного участка в соответствии с необходимыми нормами путем проведения вертикальной планировки, под которой понимается инженерные мероприятия по искусственному изменению, преобразованию и улучшению существующего рельефа местности для использования его в градостроительных целях. Разрешая данные доводы, суд принимает во внимание следующее.
Пункт 11.13 МДК 11-01.2002 «Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации» Госстроя РФ предусматривает, что на участках, не имеющих естественного стока или с уклонами, превышающими максимально допустимые, необходимо проводить мероприятия по инженерной подготовке территории.
Согласно пункту 6.1 МДС 31-10.2004 «Рекомендации по планировке и содержанию зданий, сооружений и комплексов похоронного назначения» Госстроя РФ, при выборе участка для размещения мест захоронения следует ориентироваться на результаты проведенных инженерных изысканий и иных исследований территории и на их основании установить, в том числе возможные преобразования рельефа, путей стока ливневых вод.
Таким образом, возможность изменения рельефа местности действительно предусмотрена положениями, относящимися к порядку размещения мест захоронения.
Наличие таковой возможности также следует из пояснений допрошенного в качестве специалиста Котельникова В.Е., согласно которым, уклон земельного участка возможно изменить в результате работ по вертикальной планировке земельного участка. Изменение рельефа производится согласно проекту на этапе проведения строительно-монтажных работ. В проектно-сметной документации данные работы включаются в пункт «планировка земельного участка».
Наличие у лица, допрошенного в качестве специалиста знаний в области выполнения проектных работ следует из представленных суду документов о прохождении соответствующего обучения.
Как следует из технического задания к муниципальному контракту от (ДАТА), подрядчик принял на себя обязательства разработать проект на объект «Строительство нового кладбища в городе Димитровграде Ульяновской области» в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, действующими строительными, санитарными нормами и правилами (в частности СанПиН (ДАТА)-11).
Также предусмотрена обязанность подрядчика без дополнительной оплаты осуществлять сбор недостающих исходных данных для проектирования объекта, вносить в проектную документацию по результатам рассмотрения изменений и дополнений, не противоречащих настоящему заданию, в том числе в отношении чертежей, решений, требующий более детального изображения для понимания принятого решения.
В письме подрядчик ООО «<данные изъяты>» довел до сведения заказчика МКУ «<данные изъяты>» о том, что в ходе изучения исходно-разрешительной документации, предоставленной заказчиком для разработки проектной документации на объект «Строительство нового кладбища в городе Димитровграде Ульяновской области» установлено, что существующий уклон поверхности земли на территории проектируемого объекта имеет направление в сторону населенного пункта, в связи с чем в целях соблюдения требований нормативно-правовых актов РФ предлагается выполнить вертикальную планировку (изменение существующих планировочных отметок) земельного участка для изменения его уклона на противоположный от населенного пункта. Вышеуказанные мероприятия отражаются в томе проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка» на листе «Вертикальная планировка» (т.3 л.д.119).
Таким образом, суд находит обоснованными доводы административных ответчиков о возможности разрешения на стадии проектирования вопроса об устранении несоответствия земельного участка необходимым требованиям в части его уклона путем проведения инженерных мероприятий по искусственному изменению существующего рельефа местности.
Административным истцом каких-либо доказательств в опровержение указанных доводов административных ответчиков и представленных ими доказательств суду представлено не было.
Также из материалов дела следует и не опровергается никем из участников процесса, что на территории п.Дачный г.Димитровграда расположены две водозаборные скважины для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения. Одна из них (213б) - действующая, вторая (213\2) – резервная (т.1 л.д.221).
Положениями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10, установлены требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
В соответствии с п.1.5 п.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Проектом организации зоны санитарной охраны действующего водозабора, используемого для водоснабжения населения п.Дачный МО «Город Димитровград» Ульяновской области, составленным ООО «ГидроГеоПоволжье» и прошедшим государственную экспертизу, определены следующие зоны санитарной охраны:
- граница первого пояса – зона радиусом 30 м вокруг каждой скважины;
- граница второго пояса – зона радиусом 30 м совпадает с первым;
- граница третьего пояса – объединена для скважин водозабора и составляет вверх по потоку 640 м, вниз по потоку - 120 м, ширины – 730 м. (т.1 л.д.215-276).
Как было указано выше, положения Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", а также СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» содержат запрет на устройство кладбищ на территориях первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения.
Административным истцом каких-либо доказательств того, что предполагаемый к размещению кладбища земельный участок площадью 10 га расположен в пределах территорий первого и второго поясов зоны санитарной охраны источников водоснабжения п.Дачный суду не представлено.
Ссылка в административном иске на письмо Межрегионального управления № 172 ФМБА России от 19.09.2017 г., согласно которому, с учетом размещения нового городского кладбища гарантировать соответствие качества питьевой воды гигиеническим нормативам в поселке Дачный не представляется возможным (т.1 л.д.116), безусловным доказательством доводов прокурора быть признано не может, поскольку указанное письмо носит исключительно предположительный характер, не подкрепленный какими-либо конкретными обоснованиями.
Из вышеприведенного Проекта организации зоны санитарной охраны действующего водозабора следует, что обследование участка водозабора и прилегающих площадей с целью выявления источников загрязнения подземных вод, соблюдения режима хозяйственной деятельности в поясах зон санитарной охране осуществлялось проектной организацией в 2017 году, когда Генеральным планом города Димитровграда уже было предусмотрено развитие городского кладбища с указанием новой территории.
В судебном заседании установлено и следует из пояснений участников процесса, что расстояние от п.Дачный до земельного участка площадью 10 га составляет 701 м.
При сравнении ситуационных планов водозаборного участка, представленных представителями ООО «Ульяновскводоканал» и МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г.Димитровграда» (т.3 л.д.53-59, 92), видно, что первый и второй пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения п.Дачный проектируемое кладбище не затрагивает.
Данное обстоятельство также подтверждено в судебном заседании представителем ООО «Ульяновский областной водоканал», осуществляющим владение и пользование водозаборными скважинами, также пояснившей, что в настоящий момент заключено концессионное соглашение на модернизацию действующей водозаборной скважины и разработку еще одной.
Из материалов дела следует, что концессионным соглашением от (ДАТА) №*-Д, заключенным между МО «<адрес>» <адрес> и ООО «<адрес> водоканал», предусмотрено строительство и (или) реконструкция, а также ввод в эксплуатацию имущества, входящего в состав Соглашения, согласно Приложению №*.
В Приложении №* к Соглашению указана в том числе водонапорная башня с принадлежностями, расположенная на территории <адрес> т.1 л.д.147-178).
Административным истцом доказательств в опровержение содержащихся в вышеуказанных документах сведений представлено не было.
В обоснование иска административный истец также указывает на превышение допустимой площади захоронений в случае размещения нового кладбища, которое является смежным с действующим.
Часть 5 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусматривает, что размер земельного участка для кладбища не может превышать сорока гектаров.
Согласно п.4.4 МДС 31-10.2004 «Рекомендации по планировке и содержанию зданий, сооружений и комплексов похоронного назначения», рекомендованных письмом Госстроя России от 20.01.2004 г. № СК-406\12, на территориях свыше 40 га следует предусматривать зону моральной защиты (ЗМЗ) между участками площадью до 40 га. Ширину ЗМЗ рекомендуется устанавливать с расчетом прокладки в ней магистральной дороги с комплексом инженерных систем и сетей, а также двухрядных посадок деревьев и кустарников с каждой стороны дороги.
Как указано выше, размер действующего кладбища составляет 35,6 га.
Из административного иска и пояснений административного истца в судебном заседании следует, что смежным с действующим кладбищем является лишь один из участков, изначально планируемых для размещения нового кладбища, - площадью 17,8 га с кадастровым номером 73:08:020101:1562.
Однако, как установлено в судебном заседании, инженерные изыскания в рамках муниципального контракта от 12.12.2017 г. полном объеме (инженерно-геодезические, геологические, экологические, гидрометеорологические) произведены только в отношении земельного участка площадью 10 га с кадастровым номером 73:08:020101:1514, дальнейшие проектные работы в рамках муниципального контракта от 05.03.2018 г. также ведутся только в отношении указанного земельного участка, который смежным с действующим кладбищем не является, и, соответственно превышения территории захоронений сверх предельно установленного не влечет.
В отношении указанного земельного участка по результатам инженерных изысканий кроме несоответствия требованиям правовых норм существующего на настоящий момент уклона земельного участка каких-либо иных нарушений санитарных правил и норм установлено не было.
При этом, представленными в дело доказательствами установлено наличие возможности корректирования рельефа площадки на стадии проектирования путем разработки и проведения работ по вертикальной планировке земельного участка.
Доводы административного истца о невозможности изменения рельефа указанного земельного участка доказательствами не подтверждены.
Наличие обстоятельств, предусмотренных ст.16 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", а также п.2.2 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», при которых не разрешается устройство кладбищ, в отношении разрабатываемого земельного участка площадью 10 га не установлено.
Муниципальным контрактом от (ДАТА) предусмотрено помимо выполнения проектных работ похождение государственной экспертизы по объекту «Строительство нового кладбища в городе <адрес>».
В соответствии с п. 3 и п. 4 ст. 16 ФЗ "О погребении и похоронном деле" создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.
Таким образом, прохождение государственной экспертизы является заключительным этапом, в ходе которого устанавливается возможность проведения работ в отношении конкретного участка. На настоящий момент государственная экспертиза земельного участка не проведена. Доказательств того, что по результатам проведения проектных работ и экологической и санитарно-гигиенической экспертизы размещение на земельном участке площадью 10 га будет противоречить каким-либо санитарным нормам и правилам, суду также не представлено.
Доводы о нарушении предельно допустимой площади места захоронения в случае размещения на данном участке кладбища не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Доводы о возможном влиянии нового кладбища на качество воды источников водоснабжения п.Дачный носят предположительный характер и какими-либо доказательствами не подкреплены.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что на момент рассмотрения настоящего административного дела нарушений каких-либо прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц в результате действий администрации г.Димитровграда и МКУ «<данные изъяты>» по размещению кладбища на земельном участке площадью 100078 кв.м. (10 га) с адресом: <адрес>, не установлено.
Доводы административного истца о возможном последующем освоении двух других земельных участков площадью 17,8 га по адресу: <адрес>, кадастровый №*, и земельного участка площадью 9132 кв.м. (0,9 га) с адресом: <адрес>, также носят предположительный характер и о нарушении чьих-либо прав в настоящее время не свидетельствуют. Разрешенный вид использования данных земельных участков – для размещения кладбища сам по себе нарушения прав граждан также не влечет.
Отнесение земельных участков к категории: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с разрешенным видом использования: для размещения кладбища соответствует Генеральному плану города Димитровграда. В качестве земель указанной выше категории земельные участки внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
По смыслу положений ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предъявление заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица (в рассматриваемом случае – прокурора в интересах неопределенного круга лиц), а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
Исследовав и оценив доказательства в их совокупности, на основании указанных выше положений материального закона, суд приходит к выводу о том, что административным истцом не представлено достаточных, допустимых и относимых доказательств нарушений каких-либо прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц в результате действий административных ответчиков администрации <адрес> и МКУ «ДИИП» по размещению кладбища на земельном участке площадью 100078 кв.м. (10 га) с адресом: <адрес>, а потому полагает, что административные требования прокурора <адрес> к администрации <адрес>, МКУ «Дирекция инвестиционных и инновационных проектов» о запрете размещения, устройства и содержания кладбища на земельных участках удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.39, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора <адрес>, заявленный в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Обязать администрацию <адрес>, комитет по жилищно-коммунальному комплексу администрации <адрес>, муниципальное казенное учреждение «Городские дороги» в срок до (ДАТА) установить (восстановить) ограждения действующего кладбища на земельном участке с кадастровым номером №*, расположенном по адресу: <адрес>, по всему периметру его территории.
В удовлетворении административных исковых требований прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, муниципальному казенному учреждению «Дирекция инвестиционных и инновационных проектов» о запрете размещения, устройства и содержания кладбища на земельных участках отказать.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 23.04.2018 года.
Председательствующий судья Е.П. Чапайкина