Судья Летунова Э.В. Дело № 2-189/2019 (1 инстанция)
Дело № 33-12778/2019 (2 инстанция)
УИД 52RS0001-01-2018-003783-39
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
29 октября 2019 года г.Нижний Новгород
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Кузиной Т.А., судей Жилкина А.М., Серова Д.В.,
при секретаре Белоусовой М.В.,
с участием прокурора Четайкина А.В., истицы Полуниной Л.М. и ее законного представителя Шубиной А.В., представителя ответчика Осиповой Е.П. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузиной Т.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Нижегородской области
на решение Автозаводского районного суда г.Нижнего Новгорода от 08 апреля 2019 года
по иску прокурора Автозаводского района г.Нижнего Новгорода, действующего в интересах Полуниной Л. М., Министерству здравоохранения Нижегородской области, ГБУЗ Нижегородской области «Детская городская больница № 25 Автозаводского района г.Нижнего Новгорода» о возложении обязанности обеспечить медицинскими расходными материалами,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Автозаводского района г. Нижнего Новгорода, действующий в интересах Полуниной Л.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с исковыми требованиями к Министерству здравоохранения Нижегородской области и ГБУЗ Нижегородской области «Детская городская больница №25 Автозаводского района г.Нижнего Новгорода» о возложении обязанности обеспечить медицинскими расходными материалами, указав, что Полунина Л.М. наблюдается в поликлинике ГБУЗ Нижегородской области «Детская городская больница № 25 Автозаводского района г.Нижнего Новгорода». В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя находилась <данные изъяты> медицинского университета, где ей оказана высокотехнологическая медицинская помощь в виде установки инсулиновой помпы <данные изъяты>. После установления ей диагноза сахарный диабет <данные изъяты> типа она состоит на учете у врача-эндокринолога. Ребенку установлен статус <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ. В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за счет средств бюджета Нижегородской области в ДД.ММ.ГГГГ Полуниной Л.М. установлена инсулиновая помпа <данные изъяты>. Вместе с тем, обеспечение Полуниной Л.М. расходными материалами к инсулиновой помпе, необходимыми для ее функционирования, за счет средств бюджета не осуществляется. Министерство здравоохранения Нижегородской области в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ отказал в обеспечении Полуниной Л.М. расходными материалами к инсулиновой помпе, обосновав тем, что предоставление расходных материалов к инсулиновой помпе за счет средств бюджета региона не предусмотрено, поскольку указанные материалы отсутствуют в перечнях медицинских изделий, отпускаемых по рецептам при предоставлении набора социальных услуг.
Поскольку сахарный диабет входит в перечень заболеваний, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 890, при этом применяемая при его лечении инсулиновая помпа включена в перечень медицинских изделий, предоставляемых в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, у Министерства здравоохранения Нижегородской области отсутствовали основания для отказа в обеспечении Полуниной Л.М. расходными материалами к инсулиновой помпе, отсутствие в указанных перечнях инсулиновой помпы и расходных материалов к ней не является основанием для отказа в их предоставлении, поскольку лицо, страдающее сахарным диабетом вправе получать бесплатную медицинскую помощь, включая все лекарственные препараты и средства медицинского назначения, необходимые для лечения и компенсации данного заболевания.
На основании изложенного, истец с учетом изменения исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ окончательно просил признать незаконным бездействие ГБУЗ НО «Детская городская больница № 25 Автозаводского района г.Нижнего Новгорода», выразившиеся в непринятии мер к обеспечению Полуниной Л.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, расходными материалами к инсулиновой помпе, а также к обеспечению тест-полосками к глюкометру, в соответствии с медицинским показаниями; признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Нижегородской области, выразившиеся в непринятии мер к обеспечению Полуниной Л.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, расходными материалами к инсулиновой помпе, а также к обеспечению тест-полосками к глюкометру, в соответствии с медицинским показаниями; обязать ГБУЗ НО «Детская городская больница № 25 Автозаводского района г.Нижнего Новгорода», Министерство здравоохранения Нижегородской области организовать обеспечение Полуниной Л.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, расходными материалами к инсулиновой помпе <данные изъяты> (<данные изъяты>).
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор Романова К.Э., законный представитель Шубина А.В. и ее представители по устному ходатайству Кондаков Е.П., Калинина Е.С. исковые требования поддержали.
Извещенная, в соответствии с положениями п. 3 ст. 37 ГПК РФ, о дате судебного заседания несовершеннолетняя Полунина Л.М. в суд не явилась.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Нижегородской области Быкова М.Ю. по доверенности с иском не согласилась, представила письменные возражения в дело.
Представитель ГБУЗ НО «Детская городская больница № 25 Автозаводского района г.Нижнего Новгорода» представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Решением Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода от 08 апреля 2019 года исковые требования удовлетворены частично. Постановлено:
Признать бездействие Министерства здравоохранения Нижегородской области, выразившееся в не обеспечении Полуниной Л. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, расходными материалами к инсулиновой помпе, а также обеспечению тест-полосками к глюкометру, в соответствии с медицинскими показаниями, незаконным.
Обязать Министерство здравоохранения Нижегородской области организовать ежемесячное обеспечение Полуниной Л. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, расходными материалами к инсулиновой помпе <данные изъяты> (<данные изъяты>), а именно: <данные изъяты> из расчета <данные изъяты>; <данные изъяты> из расчета <данные изъяты> <данные изъяты> (набор сервисный <данные изъяты>) в комплектации: крышка для батареи - 1 шт.; ключ - 1 шт.; батарея АА 1,5 В - 4 шт., адаптер из расчета 1 штука в 2 месяца; тест-полосками глюкометра <данные изъяты> не менее <данные изъяты> раз в сутки в соответствии с медицинскими показаниями.
В иске прокурора Автозаводского района г.Нижнего Новгорода, действующего в интересах Полуниной Л.М. в лице законного представителя Шубиной А.В. к ГБУЗ НО «ДГБ № 25 Автозаводского района г.Нижнего Новгорода» отказано.
Определением Автозаводского районного суда г.Нижнего Новгорода от 29 мая 2019 года исправлены описки, допущенные в решении суда от ДД.ММ.ГГГГ. По всему тексту решения датой рождения несовершеннолетней Полуниной Л.М. считать ДД.ММ.ГГГГ года рождения. По тексту решения читать: на странице 4 абзац 6 сверху – «<данные изъяты>»; на странице 7 абзац 3 сверху – «сахарный <данные изъяты>»; на странице 9 абзац 1 сверху – «медицинской помощи на 2018 и на плановый период 2019 и 2020…».
В апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Нижегородской области содержится требование об отмене решения суда как постановленного с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, неправильным применением норм материального права и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указано, что обеспечение расходными материалами для инсулиновой помпы <данные изъяты> не было предусмотрено действующим законодательством на момент предъявления иска. В решении суд неверно толкует положения ст.ст.10, 25 Конвенции о правах инвалидов. Суд, ссылаясь на Федеральный закон № 178-ФЗ от 17.07.1999 года, не учитывает, что обеспечение осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи. Суд не учел, что Постановлением Правительства Нижегородской области от 27 ноября 2018 года внесены изменения в Программу государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, предусматривающие возможность обеспечения детей, больных сахарным диабетом <данные изъяты> типа, расходными материалами для инсулиновых помп.
Законный представитель несовершеннолетней Полуниной Л.М. - Шубина А.В. представила возражения на апелляционную жалобу.
В судебное заседание не явились не явились представители ГБУЗ Нижегородской области «Детская городская больница № 25 Автозаводского района г.Нижнего Новгорода», ГБУЗ Нижегородской области «Нижегороская областная детская клиническая больница», НРО ФСС РФ, указанные лица извещены надлежащим образом заблаговременно по почте, уведомления о получении почтовых отправлений имеются в материалах дела. НРО ФСС РФ представило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
При указанных обстоятельствах в соответствии со ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя ответчика, прокурора, истицы и ее законного представителя, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене либо изменению решения суда, поскольку оно вынесено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 г. №715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 1403.
Федеральной программой, в частности, установлены: перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Согласно разделу V Программы за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Аналогичные положения закреплены и в Программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области от 19.12.2016 г. № 866.
Распоряжением Правительства РФ от 22.10.2016 № 2229-Р утвержден Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в котором под № 207640 поименована помпа инфузионная инсулиновая амбулаторная и под № 207650 поименована помпа инфузионная инсулиновая амбулаторная со встроенным глюкометром. Инфузионные наборы к инсулиновой помпе и резервуары к инсулиновой помпе ни в вышеуказанном Перечне, ни в Перечне бесплатных медицинских изделий, утвержденном Постановлением № 890 не поименованы.
Постановлением Законодательного собрания Нижегородской области № 775-VI от 27.09.2018 года были внесены изменения в Программу государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. Предусматривающие возможность обеспечения детей, больных сахарным диабетом 1 типа, расходными материалами для инсулиновых помп.
Согласно п.4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан лекарственных средств и изделий медицинского назначения является государственной гарантией Российской Федерации.
Таким образом, предоставление мер социальной поддержки населению в виде бесплатных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках, определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Полуниной Л.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена группа инвалидности – <данные изъяты>» на срок до ДД.ММ.ГГГГ. После установления ей диагноза сахарный диабет тип <данные изъяты> <данные изъяты> года. С момента рождения состоит на медицинском обслуживании в поликлинике ГБУЗ НО «Детская городская больница №25 Автозаводского района г.Нижнего Новгорода».
В связи с тяжёлым течением заболевания и невозможностью компенсации уровня глюкозы в крови Полуниной Л.М. назначена помповая инсулинотерапия.
В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, за счет средств бюджета Нижегородской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ году Полуниной Л.М. установлена инсулиновая помпа <данные изъяты>, которая позволяет проводить инсулинотерапию в сочетании с мониторингом уровня глюкозы. В выписном эпикризе из истории болезни Клинической больницы им. С.Р. Миротворцева ФГБОУВО «СГМУ» были даны рекомендации для дальнейшего амбулаторного лечения Полуниной Л.М. по месту жительства с указанием тактики; лечения основного заболевания и множественных осложнений, включая рекомендации по регулярному самоконтролю гликемии с помощью дистанционного пульта управления помпой.
В соответствии с инструкцией системы самоконтроля глюкозы крови с возможностью ведения инсулина «<данные изъяты>» и дозатором инсулиновым инфузионным носимым «<данные изъяты>», для использования данного аппарата необходимы расходные материалы: инфузионные наборы <данные изъяты> сервисные наборы <данные изъяты> (крышка для установки батареи и адаптер).
Нуждаемость в данных расходных материалах подтверждена ГБУЗ НО «ДГБ № 25 Автозаводского района г.Нижнего Новгорода».
Согласно сведениям ГБУЗ НО «Детская городская больница № 25 Автозаводского района г.Нижнего Новгорода» Полунина Л.М. находится на помповой инсулинотерапии (помпа <данные изъяты>.; глина иглы инфузорного набора - <данные изъяты>.
Выпиской из истории болезни № Клинической больницы им. С.Р. Миротворцева ФГБОУВО «СГМУ» была рекомендована смена инфузорной системы <данные изъяты>.
В соответствие с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 года № 715 «Об утверждении социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» сахарный диабет является социально значимым заболеванием.
От получения набора социальных услуг Полунина Л.М. не отказывалась.
Судом установлено, что несовершеннолетней Полуниной Л.М. оказана высокотехнологичная медицинская помощь по установке инсулиновой помпы.
Оценив представленные доказательства в совокупности и во взаимосвязи, по правилам ст.67 ГПК РФ, проанализировав возражения и доводы участвующих в деле лиц, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку истцом представлена достаточная совокупность доказательств того, что отсутствие лечения Полуниной Л.М. с помощью инсулиновой помпы приводит к жизнеугрожающим для нее последствиям, что является нарушением приведенных выше конституционных принципов приоритета и высшей ценности прав и свобод человека, не допускающих ставить жизнь пациента под непосредственную угрозу и зависимость только лишь от управленческих решений уполномоченных на лекарственное обеспечение органов публичной власти, даже в случае формального соответствия действий последних установленных для них регламентов и иных руководящих документов, поскольку иное противоречит социальной природе и гуманитарной основе государства в целом.
При этом суд обоснованно исходил из того, что сахарный диабет входит в Перечень заболеваний, при амбулаторном лечении которого лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный Постановлением № 890, при этом применяемая при его лечении инсулиновая помпа включена в Перечень медицинских изделий, предоставляемых в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, у ответчиков отсутствовали основания для отказа истцу в обеспечении расходными материалами к инсулиновой помпе и тест-полосками.
Отсутствие в Перечне бесплатных медицинских изделий, утвержденном Постановлением № 890, инсулиновой помпы и расходных материалов к ней не является основанием для отказа в их предоставлении, поскольку лицо, страдающее сахарным диабетом, в силу указанного постановления вправе получать бесплатную медицинскую помощь, включая все лекарственные препараты и средства медицинского назначения, необходимые для лечения и компенсации данного заболевания.
Однако обеспечение больных сахарным диабетом инсулиновой помпой подразумевает и обеспечение расходными материалами к ней, поскольку работа помпы без данных материалов сама по себе невозможна, в связи с чем довод ответчика о том, что расходные материалы к инсулиновой помпе не включены в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства от 22.10.2016 № 2229-Р, обоснованно признаны несостоятельными.
Доказательств, опровергающих нуждаемость пациента в применении помповой инсулинотерапии, а также наличия у них противопоказаний для лечения заболевания с помощью помпы ответчиками представлено не было.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы о том, что обеспечение расходными материалами для инсулиновой помпы <данные изъяты> не предусмотрено действующим законодательством, отклоняются по следующим основаниям.
Пунктами 3 и 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены Постановлением № 890.
Сахарный диабет входит в перечень заболеваний, утвержденный Постановлением № 890.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.10.2016 года № 2229-Р утвержден Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в который включена Помпа амбулаторная инсулиновая инфузионная со встроенным глюкометром (Приложение 1).
Судебная коллегия соглашается с выводом судом о том, что отсутствие в Перечне бесплатных медицинских изделий, утвержденном Постановлением № 890, инсулиновой помпы и расходных материалов к ней не является основанием для отказа в их предоставлении, поскольку лицо, страдающее сахарным диабетом, в силу указанного постановления вправе получать бесплатную медицинскую помощь, включая все лекарственные препараты и средства медицинского назначения, необходимые для лечения и компенсации данного заболевания.
Правомерно судом первой инстанции отклонен довод ответчика о том, что Постановлением Правительства Нижегородской области № 797 от 27.12.2018 года внесены изменения в программу государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на 2018 года и на плановый период 2019 и 2020 годов, поскольку спорные правоотношения возникли до внесения указанных изменений.
Довод о том, что в решении суд неверно толкует ст.10, ст.25 Конвенции о правах инвалидов, отклоняется, поскольку статьи 10, 25 Конвенции о правах инвалидов устанавливают, что государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья, о чем суд и говорит в своем решении.
Государства-участники реализуют указанные в Конвенции права путем предоставления мер поддержки инвалидам уполномоченными на то органами, о чем суд в своем решении постановил, возлагая обязанности по обеспечению на Министерство здравоохранения Нижегородской области.
Довод о том, что суд, ссылаясь на Федеральный закон № 178-ФЗ от 17.07.1999 года, не учитывает, что обеспечение осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи, отклоняется, поскольку ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Ссылка жалобы о том, что, ссылаясь на распоряжение Правительства РФ от 22.10.2016 года № 2229-Р, суд не учел, что в нем имеется ссылка на ограничение установки инсулиновых помп, отклоняется, поскольку судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ года ребенку назначена помповая инсулинотерапия. В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за счет средств бюджета Нижегородской области Полуниной Л.М. в ДД.ММ.ГГГГ году установлена инсулиновая помпа с функцией непрерывного мониторинга гликемии. Медицинские изделия, в данном случае помпа, используются в первую очередь для предотвращения осложнений, и для недопущения ухудшения здоровья несовершеннолетних детей-инвалидов.
Указание о том, что обеспечение тест-полосками в большем объеме, чем предусмотрено Стандартом, является незаконным, отклоняется, поскольку судом установлено, что по медицинским показаниям Полуниной Л.М. рекомендовано проводить контроль гликемии с использованием тест-полосок в указанном размере.
Довод о том, что у Полуниной Л.М. отсутствуют жизненные показания для бесплатного обеспечения требуемых им изделий медицинского назначения, отклоняется по следующим основаниям.
Наличие у Полуниной Л.М. медицинских показаний обусловлено установлением диагноза – сахарный диабет <данные изъяты> типа, в связи с указанным заболеванием установлен статус <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой МСЭ-ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с требованиями Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» он включен в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной помощи, в том числе на дополнительную бесплатную помощь, предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по рецептам врача (фельдшера).
От получения набора социальных услуг Полунина Л.М. и его законный представитель не отказывались.
Вместе с тем, обеспечение ребенка-инвалида расходными материалами к инсулиновой помпе, необходимыми для ее функционирования, за счет средств регионального бюджета не осуществляется.
Иных доводов о незаконности принятого решения апелляционная жалоба не содержат, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность принятого решения только в пределах доводов жалобы, и не находит оснований для отмены решения по изложенным доводам.
Доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. С учетом изложенного, принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, которые могут повлечь отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Автозаводского районного суда г.Нижнего Новгорода от 08 апреля 2019 года (с учетом определения об исправлении описки от 29 мая 2019 года) оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Нижегородской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи