Дело № 2-1268/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Севастополь 2 июля 2020 года
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Сомовой И.В.,
при секретаре Лисничей А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Панкова Владимира Викторовича к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании реестровой ошибки, исключении из ЕГРН сведений о координатах границ земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Панков В.В. предъявил иск Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, указав, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в границах землепользования СТ «Афганец», участок №, площадью 679 кв.м. что подтверждается Государственным актом от 02.03.2005. Сведения о координатах характерных точек земельного участка содержатся в ЕГРН с 2017 года, были вынесены в натуру, о чем кадастровым инженером составлен акт восстановления границ земельного участка в натуре (на местности) от 10.12.2017. По данным координатам истцом за счет собственных средств и силами подрядчика был возведен капитальный забор в период с 08.12.2017 по 08.01.2018. В мае 2019 года при получении выписки из ЕГРН истец узнал, что после проведения комплексных кадастровых работ были изменены координаты границ принадлежащего ему земельного участка, площадь увеличилась до 680 кв.м. С данным уточнением границ истец не согласен, поскольку возведенный им забор оказался за пределами его земельного участка. Полагает, что при проведении комплексных кадастровых работ была допущена реестровая ошибка. Спора со смежными землепользователями не имеется. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец, уточнив требования в ходе судебного разбирательства, просил:
1. Признать реестровой ошибкой сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости о местоположении границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в границах землепользования СТ «Афганец», участок №, с характерными точками 4, 5, 6, 7, которым соответствуют следующие координаты:
Номер точки | Координаты | |
X | Y | |
1 | 2 | 3 |
4 | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
2. Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах характерных точек 4, 5, 6, 7 границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в границах землепользования СТ «Афганец», участок №, которым соответствуют следующие координаты:
Номер точки | Координаты | |
X | Y | |
1 | 2 | 3 |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
3. Исправить содержащуюся в Едином государственном реестре недвижимости реестровую ошибку в описании местоположения границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в границах землепользования СТ «Афганец», участок №, с характерными точками 4, 5, 6, 7, установив указанную границу по следующим координатам:
Номер точки | Координаты | |
X | Y | |
1 | 2 | 3 |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
В судебном заседании истец Панков В.В. поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ТСН «Афганец» Латухин А.В. в судебном заседании полагал обоснованными требования Панкова В.В.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя Деркач Ю.Н. в судебном заседании оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Семенов С.В., Бекиров С.Я. в судебное заседание не явились. Судом направлялись уведомления третьим лицам о назначенных судебных заседаниях по адресу их регистрации по месту жительства, судебные отправления возвращены с отметкой «истек срок хранения». В силу статьи 165.1 ГК РФ уведомление считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или он не ознакомился с ним. В этой связи на основании статьи 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.
Выслушав пояснения сторон и их представителей, исследовав представленные доказательства, суд находит, что иск Панкова В.В. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что в собственности истца Панкова В.В. находится земельный участок площадью 679 кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в границах землепользования СТ «Афганец», участок №, с видом разрешенного использования – для ведения садоводства.
Указанный земельный участок площадью 0,0679 га передан в собственность Панкова В.В. решением Гагаринского районного в г. Севастополе Совета от 30.09.2004, что подтверждается архивной копией решения и Государственным актом о праве собственности на земельный участок от 02.03.2005.
Государственный акт содержит графическую схему земельного участка с его линейными размерами и координатами, определенными в техническом отчете, составленном в 2003 году.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет в Российской Федерации в качестве ранее учтенного земельного участка 14.07.2015 с кадастровым номером №. Сведения о координатах местоположения его границ внесены в ЕГРН 07.12.2017 на основании сведений, указанных в Государственном акте от 02.03.2005.
В судебном заседании установлено, что смежными земельными участками являются земельный участок № в СТ «Афганец», принадлежащий ФИО10, земли общего пользования ТСН «Афганец» (проезд), земли общего пользования города Севастополя – проезд между территориями ТСН «Афганец» и ТСН «ДТ «Орбита». Напротив земельного участка истца через проезд находится земельный участок № в ТСН «ДТ «Орбита», принадлежащий ФИО5
10.12.2017 кадастровым инженером ФИО6 в присутствии заказчика Панкова В.В. на местности определены места установки межевых знаков земельного участка № в СТ «Афганец», о чем составлен акт восстановления границ земельного участка в натуре (на местности) от 10.12.2017. Согласно данному акту восстановление границ производилось в соответствии с геодезическими измерениями, в качестве исходных данных использовалась кадастровая выписка от 07.12.2017.
На основании договора подряда, заключенного между Панковым В.В. (Заказчиком) и ФИО7 (Подрядчиком), последним выполнены строительные работы по устройству забора из сетки «рабицы» по забетонированным металлическим профтрубам в период с 08.12.2017 по 08.01.2018.
Из материалов дела следует, что по распоряжению Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 07.11.2018 в ТСН «Афганец» проведены комплексные кадастровые работы, полученные по результатам которых сведения о границах и площади земельных участков внесены в ЕГРН.
Согласно уточненным в результате комплексных кадастровых работ сведениям изменилась конфигурация земельного участка №, принадлежащего Панкову В.В., а именно граница земельного участка с землями общего пользования города со стороны проезда между территориями ТСН «Афганец» и ТСН «ДТ «Орбита» значительно сместилась в сторону земельного участка истца.
Как следует из ответа Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 24.01.2020 в ходе проведения комплексных кадастровых работ границы земельного участка № были уточнены с учетом фактического проезда со стороны земельного участка № в СТ «Орбита».
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
На основании статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: описание местоположения объекта недвижимости; площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место.
Согласно статье 13 Закона № 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав: в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
- межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
В соответствии с частью 1 статьи 24.1 Закона № 218-ФЗ подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ карта-план территории содержит необходимые для государственного кадастрового учета сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ.
Статьей 43 Закона № 218-ФЗ определены особенности осуществления государственного кадастрового учета при уточнении границ земельных участков.
Согласно частям 3-5 статьи 43 Закона № 218-ФЗ внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ, осуществляется на основании заявления о внесении сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, форма которого устанавливается органом нормативно-правового регулирования, и карты-плана территории.
В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается согласованным, осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости.
В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается спорным по результатам выполнения комплексных кадастровых работ, в Единый государственный реестр недвижимости вносятся также сведения о наличии земельного спора о местоположении границ таких земельных участков с учетом заключений согласительной комиссии.
Порядок проведения комплексных кадастровых работ установлен в Федеральном законе от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
Согласно статье 42.1 данного закона под комплексными кадастровыми работами в целях настоящего Федерального закона понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов:
В результате выполнения комплексных кадастровых работ: 1) осуществляется уточнение местоположения границ земельных участков; 2) осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, указанных в части 1 настоящей статьи; 3) обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами; 4) обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами; 5) обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.
В соответствии с частью 3 статьи 42.6 закона в редакции, действовавшей до 01.07.2019, в отношении земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, комплексные кадастровые работы выполняются при наличии утвержденного в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории или проекта организации и застройки территории либо другого устанавливающего распределение земельных участков в садоводческом или огородническом некоммерческом товариществе документа. Для определения местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ также используются материалы землеустроительной документации, содержащейся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, материалы и данные федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах расположенных на земельных участках объектов недвижимости, которые находятся в архивах организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, планово-картографические материалы, имеющиеся в органах местного самоуправления муниципальных районов, органах местного самоуправления городских и сельских поселений, органах местного самоуправления городских округов, документы о правах на землю и иные документы, содержащие сведения о местоположении границ земельных участков.
Согласно статье 42.8 вышеназванного закона при выполнении комплексных кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельных участков оно определяется исходя из сведений, содержащихся в документах, предусмотренных частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В случае отсутствия в указанных в части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» документах сведений о местоположении границ земельных участков оно определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории.
При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таких земельных участках местоположение их границ определяется в соответствии с требованиями земельного законодательства и градостроительного законодательства с учетом границ, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, красных линий, которые обозначают существующие границы территорий общего пользования.
При уточнении местоположения границ земельных участков, расположенных в границах территории ведения садоводства или огородничества местоположение границ этих земельных участков определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории или проектом организации и застройки территории либо другим устанавливающим распределение земельных участков в садоводческом или огородническом некоммерческом товариществе документом.
Из приведенных положений законов следует, что при проведении комплексных кадастровых работ и уточнении границ земельного участка их местоположение должно определяться, в первую очередь, исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (часть 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ). В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В судебном заседании установлено, что земельный участок № в СТ «Афганец», принадлежащий истцу Панкову В.В., был образован впервые в 2004 году, при его образовании определены индивидуальные характеристики земельного участка – площадь, местоположение границ и характерных точек. Указанные характеристики (площадь и линейные размеры) отражены в Государственном акте о праве собственности на земельный участок, выданном истцу 02.03.2005, в первичной землеустроительной документации, а в дальнейшем перенесены в ЕГРН и не изменялись до проведения комплексных кадастровых работ.
При проведении комплексных кадастровых работ не были учтены сведения о границах данного земельного участку, содержащиеся в правоустанавливающих документах – Государственном акте о праве собственности на земельный участок от 02.03.2005 и в первичной технической документации на него, что не соответствует требованиям статьи 42.8 Федерального закона «О кадастровой деятельности» и части 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ.
Из ответа Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 24.01.2020 и приложенной к нему схемы границ земельного участка до и после проведения комплексных кадастровых работ, выполненной на материалах аэрофотосъемки, видно, что в при проведении данных работ границы земельного участка № в СТ «Афганец», принадлежащего ФИО1, были изменены с учетом фактического проезда между ТСН «Афганец» и ТСН «ДТ «Орбита». При этом земельный участок истца со стороны проезда уменьшен, а по другой границе увеличен за счет земель общего пользования, с целью сохранения площади земельного участка.
Вместе с тем оснований для определения местоположения границ земельного участка истца по фактически существующему проезду, без учета имеющихся правоустанавливающих документов при проведении комплексных кадастровых работ не имелось.
Такое изменение границ земельного участка нарушает права истца, поскольку возведенное им ограждение (забор) в настоящее время не совпадает с координатами границ земельного участка, внесенными в ЕГРН по результатам комплексных кадастровых работ, часть ограждения оказалась за пределами его земельного участка, что может служить основанием для предъявления к нему требований о сносе ограждения.
Данных о том, что местоположение проезда между ТСН «Афганец» и ТСН «ДТ «Орбита» было установлено в документах территориального планирования, сведениях ЕГРН, а также о том, что проезд отнесен к автомобильным дорогам общего или необщего пользования по делу не установлено.
На основании части 3 статьи 61 Закона № 218-ФЗ реестровой ошибкой признается воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Допущенные при выполнении комплексных кадастровых работ недостатки могут быть квалифицированы как реестровая ошибка, которая подлежит устранению, поскольку нарушает права истца.
В этой связи суд полагает необходимым удовлетворить требования истца о восстановлении границ принадлежащего ему земельного участка в соответствии со сведениями правоустанавливающих документов, установлении местоположения границ его земельного участка, смежных с землями общего пользования, в соответствии с ранее существовавшими координатами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Панкова Владимира Викторовича удовлетворить.
Признать реестровой ошибкой сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости в результате комплексных кадастровых работ, о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, ТСН «Афганец», №, по характерным точкам 4, 5, 6, 7 со следующими координатами:
Номер точки | Координаты | |
X | Y | |
1 | 2 | 3 |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Исправить реестровую ошибку, исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения, внесенные в результате комплексных кадастровых работ, об указанных координатах характерных точек 4, 5, 6, 7, установить границу земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, ТСН «Афганец», №, по характерным точкам 4, 5, 6, 7 со следующими координатами:
Номер точки | Координаты | |
X | Y | |
1 | 2 | 3 |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) И.В. Сомова
Решение в окончательной форме составлено 08.07.2020.
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна.
Судья И.В. Сомова