РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Чита 11 декабря 2013 года
Читинский гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи Леонтьева О.В., при секретаре Агишевой Ю.А., с участием представителя заявителя Томилина В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> Егорова Д.В. об оспаривании действий начальника 4 отдела Федерального государственного казённого учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ), связанных со снятием его и членов семьи с учета, нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства,
установил:
Егоров Д.В., обратившись через своего представителя Томилина В.В. в суд, указал, что он проходит военную службу в войсковой части №, аоенно-врачебной комиссией он признан негодным к военной службе по состоянию здоровья и подлежит увольнению с неё по указанному основанию.
В настоящее время он и члены его семьи проживают в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>. Кроме того, ему на праве собственности посредством участия в приватизации принадлежала одна четвёртая доля жилого помещения предоставленного его родителям по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., которое было зарегистрировано 7 февраля 2003 года и отчуждено 27 июня 2012 года. При этом 24 мая 2012 года решением ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ он был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма, по избранному после увольнения с военной службы месту жительства и 25 октября 2013 года ему распределено жилое помещение по адресу: <адрес> на состав семьи из трёх человек. Вместе с тем, начальником 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ документы на распределенное ему жилое помещение в городе <адрес> не были согласованы и его решением от 28 ноября 2013 года он снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку являлся обладателем объекта недвижимости в городе <адрес>.
Заявитель, полагая указанные действия начальника 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ незаконными, просил суд признать их таковыми, обязав указанное должностное лицо обеспечить его и членов его семьи жилым помещением по избранному месту жительства. Кроме того он просил возместить ему судебные расходы состоящие из оплаты государственной пошлины при подачи в суд заявления в размере 200 рублей и из оплаты услуг представителя в размере 4.000 рублей.
Представитель заявителя Томилин В.В., в судебном заседании требования, уточнил и просил обязать начальника 4-го отдела ФГУ «Востокрегионжильё» МО РФ, восстановить Егорова Д.В. и членов его семьи в списках нуждающихся в жилом помещении. При этом пояснил, что в феврале 2003 года его доверитель, наряду с родственниками участвовал в приватизации жилого помещения по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. предоставленного родителям и его доля в праве составляла одну четвёртую жилого помещения, то есть 13 кв.м., которую в июне 2012 года, он добровольно передал сестре Ш. М.В. В связи с чем, он просил признать незаконными действия начальника 4-го отдела ФГУ «Востокрегионжильё»МО РФ, связанные со снятием его доверителя и членов его семьи с учёта, нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства, обязав указанное должностное лицо распределить его доверителю жилое помещение на состав семьи 3 человека с учётом отчуждённой им доли (13 кв.м.) жилого помещения.
Начальник ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ и начальник Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения МО РФ по Хабаровскому краю» (далее ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю»), надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились. Поскольку о причинах неявки они суду не сообщили и не ходатайствовали о рассмотрении дела исключительно в их присутствии, суд, в соответствии с п. 2 ст. 257 ГПК РФ, полагал возможным рассмотреть данное дело в их отсутствие.
Начальник 4 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ Ермолина С.С., надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыла и в представленных на заявление возражениях просила рассмотреть дело без её участия. При этом требования заявителя она не признала и просила суд в их удовлетворении отказать, указав, что решением ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 24 мая 2013 года Егоров Д.В. признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма с составом семьи три человека и ему 25 октября 2013 года, распределено жилое помещение по адресу <адрес>. Однако в ноябре 2013 года из Росреестра поступил ответ, на их запрос о праве собственности Егорова Д.В., на одну четвёртую доли жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., зарегистрированное 7 февраля 2003 года, которая отчуждена заявителем 27 июня 2012 года, о чём он им не сообщал. В связи с тем, что Егоров Д.В. был обеспечен жилым помещением в городе <адрес> по норме установленной жилищным законодательством, а учётная норма признания нуждающимся в жилищных помещениях в указанном городе составляет 11 кв. м., общей площади занимаемого жилого помещения на одного человека, он был снят с учёта нуждающихся в жилом помещении. Вместе с тем, члены семьи заявителя не имеют субъективного права на обеспечение жилым помещением, так как оно производно от права военнослужащего, поэтому они подлежат снятию с учёта вместе с военнослужащим.
Представитель начальника ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» Клименко А.В., действующий на основании доверенности, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился и в представленных на заявление возражениях также просил рассмотреть дело без его участия. Вместе с тем в случае удовлетворения судом требований о взыскании в пользу заявителя судебных расходов произвести их с ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ, через лицевой счет ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю».
Выслушав доводы представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 40 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на жилище и указывает на возможность его предоставления из государственных, муниципальных и других жилищных фондов малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, бесплатно или за доступную плату в соответствии с установленными законом нормами. Названные конституционные положения развиваются и конкретизируются в жилищном законодательстве, регламентирующем отношения по обеспечению граждан жилыми помещениями, включая определение условий и порядка предоставления жилья.
Так, согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее Закона) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей;
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствие с пунктом 16 статьи 15 Закона военнослужащими и уволенными с военной службы после 1 января 2005 года гражданами, признанными в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, при их желании могут быть приобретены либо получены в собственность жилые помещения общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 настоящего Федерального закона, за счет собственных средств военнослужащих-граждан для оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения, порядок оплаты, которой определён Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 15.1. Закона установлена норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, которая составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно пункту 3 статьи 15.1. Закона с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности.
Из пункта 3. статьи 6 Закона усматривается, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В соответствие с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного Кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
Из части 2 той же статьи следует, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно части 8 статьи 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
В соответствие с частью. 5 статьи 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Решением <данные изъяты> городского Совета депутатов от 1 декабря 2005 года № (в ред. от 19.06.2008 №) «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе <адрес>» установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях в размере 11 кв. м. общей площади занимаемого жилого помещения на одного человека.
Согласно справке начальника штаба войсковой части № от 3 октября 2013 года № <данные изъяты> Егоров Д.В. подлежит увольнению с военной службы по состоянию здоровья, после обеспечения его жильём по избранному месту жительства.
Из ответа Росреестра от 19 ноября 2013 года № и свидетельства о государственной регистрации права от 7 февраля 2003 года усматривается, что Егорову Д.В. на праве собственности принадлежала одна четвёртая доля жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., которая им отчуждена 27 июня 2012 года. При этом собственниками данного жилого помещения также являлись его мать, сестра и брат.
Как видно из договора дарения от 20 июня 2012 года свою одну четвёртую доли в праве общей долевой собственности в указанной выше квартире Егоров Д.В. подарил сестре Ш. М.В.
Согласно извещению о распределении жилого помещения от 25 октября 2013 года № и корешка № к нему, Егорову Д.В. на состав семьи три человека на него, супругу и сына супруги распределено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Из сообщения начальника 4-го отдела ФГКУ «Востокрегионжильё» МО РФ от 28 ноября 2013 года № следует, что документы на распределённое Егорову Д.В. жилое помещение по адресу: <адрес>, рассмотрены и не согласованы, поскольку заявитель являлся обладателем одной четвёртой доли объекта недвижимости по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Как видно из выписки решения начальника 4-го отдела ФГКУ «Востокрегионжильё» МО РФ от 28 ноября 2013 года № Егоров Д.В. с составом семьи три человека снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма.
Таким образом, Егорову Д.В. в городе <адрес> с 7 февраля 2003 года принадлежала на праве общей долевой собственности одна четвёртая доли жилого помещения площадью <данные изъяты> кв. м. собственниками которой также являлись его мать сестра и брат, а с учётом его супруги и её сына на момент отчуждения заявителем 27 июня 2012 года своей доли в пользу сестры на одного человека приходилось 8,6 кв.м. общей площади, то есть менее, действующей с 19 июня 2008 года, установленной учетной нормы площади жилого помещения для принятия на учет, нуждающихся в жилых помещениях в размере 11 кв. м. общей площади занимаемого жилого помещения на одного человека.
Оценив вышеизложенное в совокупности, суд приходит к выводу, что Егоров Д.В., отчуждая принадлежащую ему на праве собственности долю жилого помещения в городе <адрес>, со времени которого не прошло пяти лет, при наличие других собственников жилого помещения и учитывая членов его семьи, являлся нуждающимся в получении жилого помещения, за вычетом ранее принадлежащей жилой площади, поэтому решение начальника 4-го отдела ФГКУ «Востокрегионжильё» МО РФ, о снятии его и членов семьи с учёта, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является не правомерным, а требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению
При разрешении вопроса о возмещении судебных расходов, связанных с рассмотрением настоящего дела, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст.ст. 98 и 103 ГПК РФ, государственная пошлина, расходы и издержки, понесенные стороной в связи с рассмотрением дела, подлежат возмещению другой стороной.
К издержкам согласно ст. 94 ГПК РФ относится также и расходы на оплату услуг представителей.
Согласно ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из заявления Томилин В.В. просит возместить в пользу Егорова Д.В. судебные расходы связанные с оплатой юридических услуг в сумме 4.000 рублей, которые в силу требований ст.100 ГПК РФ подлежат возмещению в порядке указанных выше статей ГПК РФ. С учетом оказания представителем заявителя Томилиным В.В., юридической помощи Егорову Д.В. по составлению заявления и его участие в подготовке дела к рассмотрению судом и одном судебном заседании, суд считает возможным удовлетворить указанное требование на сумму 2.475 рублей, и издержки по делу в виде уплаченной при подаче заявления в суд государственной пошлины в размере 200 рублей, а всего на сумму 2.675 рублей, которые подлежат взысканию в пользу Егорова Д.В. с ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ, через лицевой счет ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Хабаровскому краю».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд,
решил:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 4 ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 4 ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. 2675 (░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░