66RS0004-01-2020-007249-28
Дело № 2-5391/2020 (8)
Мотивированное решение изготовлено 22 декабря 2020 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
г. Екатеринбург <//>
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга <адрес> в составе:
председательствующего судьи Смышляевой О.И.,
при секретаре Суслове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прозоровой Н. В. к Управлению жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Прозорова Н.В. обратилась к Управлению жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга с требованиями о перерасчете дохода за расчетный период с <//> по <//>, и пересмотре решения УЖКХ от <//> №.
Согласно уточненному исковому заявлению истец просила признать неверными расчеты дохода ответчиком для предоставления субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, признать незаконным решение об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от <//> №, и обязать ответчика предоставить субсидию.
В обоснование иска указано на то, что истец является собственником жилого помещения по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, секция 10-17, ком. 15. <//> она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. Ответчиком оспариваемым решением отказано в предоставлении субсидии по причине того, что расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов, не превышают максимально допустимую долю расходов заявителя на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. <//> истцом написана претензия ответчику о неправильном расчете дохода истца. В частности истец является индивидуальным предпринимателем и ее доходы относятся к абз. 6 ч. ж п. 1 Постановления Правительства от <//> № как доход от занятий предпринимательской деятельностью. Доходы индивидуальных предпринимателей регламентируются Налоговым законодательством. При этом учету подлежат все доходы, в том числе и отрицательные, при сложении которых итоговая сумма доходов составляет 87977 руб. 63 коп., среднемесячный доход за 6 месяцев составляет 14662 руб. 94 коп., такой доход является основанием для предоставления субсидии.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Олейниченко Н.Д., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении иска отказать, поддержав доводы отзыва на исковое заявление. Согласно отзыву в предоставлении субсидии истцу отказано по причине того, что расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размеров региональных стандартов, не превышают максимально допустимую долю расходов заявителя на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Расчетный период по заявлению истца составил с <//> по <//> В указанный период по сведениям книг учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в августе 2019 года доходы отсутствовали, в сентябре, ноябре 2019 года расходы заявителя превысили его доходы, в октябре 2019 доход составил 90283,37 руб. (340879,56 (доход) - 250596,19 (расход) = 90283,37 руб.); в декабре 2019 года доход составил 79253,92 руб. (307915,55 (доход) - 228661,63 (расход)= 79253,92 руб.); в январе 2020 доход составил 57337,53 руб. (60426,65 (доход) - 3089,12 (расход) = 57337,53 руб.). Таким образом, за расчетный период заявитель имел доход только за 3 месяца (октябрь, декабрь 2019 и январь 2020) на общую сумму 226874,82 руб. (90283,37 руб. + 79253,92 руб+57337,53 руб. = 226874,82 руб.). В соответствии с п. 37 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для расчета среднемесячного дохода приняты доходы заявителя октябрь, декабрь 2019 и январь 2020 на общую сумму 226874,82 руб., деленные на количество месяцев этого расчетного периода, в течение которых он имел данные доходы - 3 месяца (226874,82 руб./3 месяца = 5 624,94 руб.), в результате сумма среднемесячного дохода составляет 75 624,94 руб. (а не 14662,94 руб. как рассчитал истец). С учетом сумм социальных пособий на ребенка среднемесячный доход семьи составил 75 624,94 руб. (доход заявителя) +1 180 руб. (пособия на ребенка)= 76804,94 руб., учитывая, что семья заявителя состоит из 2х человек, то среднедушевой доход составил 76 804,94руб./2 чел. = 38 402,47руб. Учитывая, что среднедушевой доход 38 402,47 руб. составляет сумму превышающую величину прожиточного минимума 11 461,50 руб., рассчитанную в соответствии с п. 26 Правил с учетом прожиточного минимума, установленного Постановлением <адрес> 769-ПП от <//> (11 538 руб. для трудоспособного населения + 11 385 руб. для детей/2 членов семьи=11461,50 руб.), заявителю рассчитана субсидия по формуле, установленной в п. 23 Правил. Региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (МДДр) установлен ст.<адрес> от <//> № «О размерах региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в <адрес>»: 1) для одиноко проживающих граждан и семей, которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в <адрес>, с <//> - 13 процентов, с <//> - 12 процентов; 2) для иных одиноко проживающих граждан и семей, за исключением указанных в подпункте 1 настоящей статьи, - 22 процента. Расчет составил: 3914 руб.* 2 членов семьи - 22/100*76 804,94 руб. = 7 828-16897,08 = -9 069,08 руб. Согласно таким расчетом оснований для предоставления субсидии истцу не имеется.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (часть 1).
Право на субсидии имеют граждане:
1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;
3) члены жилищных кооперативов;
4) собственники жилых помещений (часть 2).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 7).
Согласно материалов дела истец является собственником жилого помещения по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, ком. 15.
Как следует из материалов дела, <//> истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>, ком. 15.
В пакете документов с заявлением заявителем представлены, в том числе книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, за период с марта 2019 по январь 2020 года.
Решением № от <//> истцу отказано в предоставлении субсидии в связи с тем, что расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размеров региональных стандартов, не превышают максимально допустимую долю расходов заявителя на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Не согласившись с указанным решением, истец обратилась с настоящим иском, указывая на неправильность расчетов ответчика при определении совокупного дохода семьи истца, так как ответчиком учтены только положительные доходы от предпринимательской деятельности, при этом из расчета исключены месяцы, в которых доход истца составил отрицательный результат.
Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от <//> N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил, субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что для получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг граждане представляют заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов:
а) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
б) документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги;
в) копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
г) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя - иностранного гражданина и членов его семьи к гражданству государства, с которым Российской Ф. заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
д) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения.
Размер субсидии определяется уполномоченным органом по соответствующим формулам, указанным в пунктах 23, 24 и 25 Правил, в зависимости от среднедушевого дохода семьи по отношению к прожиточному минимуму, установленному органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 32 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (далее - расчетный период).
В соответствии с п. 40 Правил совокупный доход семьи, учитываемый при расчете размера субсидии в соответствии с пунктами 23 и 24 настоящих Правил, равен произведению среднедушевого дохода семьи в расчетном периоде на количество лиц, входящих в состав семьи заявителя (получателя субсидии), определенное в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил.
Согласно статье 5 Федерального закона от <//> N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.
В соответствии со статьей 7 указанного Федерального закона доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 34 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона от <//> N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи". Во исполнение этого закона постановлением Правительства Российской Федерации от <//> N 512 утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.
Порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии урегулирован разделом V Правил, пункты 32 - 35 которого содержат перечень видов доходов граждан, как учитываемых, так и не учитываемых при исчислении совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина, в целях предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина определяется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на количество месяцев этого расчетного периода, в течение которых он имел данные доходы (пункт 37 постановления Правительства Российской Федерации от <//> N 761).
Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13 процентов, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 Кодекса, в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на прибыль организаций".
По смыслу положений вышеприведенных норм при определении размера среднедушевого дохода семьи принимаются во внимание только доходы каждого из членов семьи. При этом в законе указан перечень выплат, которые не принимаются во внимание при определении размера дохода, к которым расходы на осуществление предпринимательской деятельности не отнесены.
С учетом изложенного, ответчиком расчет совокупного дохода истца и членов ее семьи произведен правильно, оснований не согласиться с указанным расчетом суд не усматривает.
Таким образом, решение об отказе в предоставлении субсидии истцу, основанное на превышении максимально допустимой доли расходов заявителя на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи расходам на оплату жилищно-коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размеров региональных стандартов, является обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 196 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░: