Судья Второва Н.Н. Дело № 33-683/2021
№ 2-2373/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 марта 2021 года г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Должикова С.С.,
судей Коротченковой И.И., Жидковой Е.В.,
при секретаре Лобовой С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на снижение пенсионного возраста в связи с работой в зоне с льготным социально - экономическим статусом,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 28 декабря 2020 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Должикова С.С., выслушав объяснения представителя Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности ФИО., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения ФИО., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
ФИО обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее - УПФР в г.Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на снижение пенсионного возраста в связи с работой в зоне с льготным социально - экономическим статусом.
В обоснование указал, что в период с 10 марта 1986 г. по 27 сентября 1991 г. работал в должности заготовителя в Заготконторе Урицкого районного потребительского общества (далее – Урицкое райпо) пос. Нарышкино Урицкого района Орловской области, в период с 05 апреля 1994 г. по 03 декабря 1997 г. в должности шофера-заготовителя в Урицком райпо. Указанные организации располагались в пос. Нарышкино Урицкого района Орловской области, который относится к территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС.
30 июня 2020 г. истец обратился в УПФР в г.Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с работой на территории с льготным социально - экономическим статусом.
Ответчик отказал в его удовлетворении.
Полагая отказ в назначении досрочной пенсии незаконным, уточнив исковые требования, просил суд признать за ним право на досрочное назначение пенсии в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением общеустановленного пенсионного возраста на три года; обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии с 08 июля 2020 г.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе УПФР в г.Орле и Орловском районе Орловской области просит отменить решение суда, принять по делу новое, которым в иске отказать.
Считает, что истец не имеет права на назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку факт его работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом документально не подтвержден.
Указывает, что право истца на получение досрочной пенсии возникает с даты вступления решения суда в законную силу. В связи с этим, не имеется оснований для признания за истцом права на пенсию с 08 июля 2020 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ФИО. 30 июня 2020 г. обратился в УПФР в г.Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с работой на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Решением пенсионного органа от 20 августа 2020 г. в назначении досрочной пенсии истцу отказано. Свое решение ответчик мотивировал отсутствием сведений о месторасположении Заготконторы Урицкого райпо, а также отсутствием документального подтверждения факта постоянного пребывания на загрязненной территории в период работы в Урицком райпо.
В судебном заседании истец пояснил, что в период с 10 марта 1986 г. по 27 сентября 1991 г. он работал в должности заготовителя в Заготконторе Урицкого райпо Урицкого района Орловской области, с 05 апреля 1994 г. по 03 декабря 1997 г. работал шофером - заготовителем в Урицком райпо, которые были расположены в пос. Нарышкино Урицкого района Орловской области. Адрес Урицкого райпо указан в уставе организации. В связи с работой на загрязненной территории ему предоставлялся дополнительный отпуск, производились ежемесячные денежные выплаты.
Материалами дела подтверждено, что согласно записям в трудовой книжке ФИО <дата>, с 10 марта 1986 г. был принят заготовителем в Урицкое райпо, 24 мая 1991 г. переведен рабочим по складам, 27 сентября 1991 г. уволен переводом в свободные предприниматели. С 05 апреля 1994 г. принят шофером-заготовителем переводом из свободных предпринимателей в Урицкое райпо, 03 декабря 1997 г. уволен по собственному желанию.
Из архивных справок отдела культуры и архивного дела администрации Урицкого района Орловской области следует, что ФИО в период с 10 марта 1986 г. по 27 сентября 1991 г. работал в Заготконторе Урицкого райпо пос. Нарышкино Урицкого района Орловской области. В период с 10 марта 1986 г. по 24 мая 1991 г. в должности заготовителя, с 24 мая 1991 г. переведен рабочим по складам, 27 сентября 1991 г. уволен переводом в свободные предприниматели. В Урицком райпо ФИО работал в период с 05 апреля 1994 г. по 03 декабря 1997 г. в должности шофера-заготовителя.
Согласно исторической справке Заготконторы Урицкого райпо, на территории пос. Нарышкино Урицкого района Орловской области находилась Заготконтора Урицкого райпо, которая была ликвидирована, ее правопреемником стало Урицкое райпо.
В соответствии с выпиской из протокола совместного заседания правления и профсоюзного комитета Урицкого райпо от 02 декабря 1993 г. №9, Коопзаготпромторг Урицкого райпо ликвидировано с 01 апреля 1994 г., его правопреемником следует считать Урицкое райпо.
Согласно Уставу Урицкого райпо, зарегистрированному 11 июня 1992 г., субъектом потребительского общества является, в том числе, объединение Коопзаготпром.
В Уставах Урицкого райпо 1993 г. и 1997 г. его юридическим адресом указан: Орловская область, Урицкий район, п. Нарышкино, ул. Привокзальная, д. 3.
Из постановления администрации пос. Нарышкино Урицкого района от <дата> следует, что Заготконтора Урицкого райпо пос. Нарышкино Урицкого района Орловской области располагалась по адресу: Урицкий район, пос. Нарышкино, ул. Горького, д. 1а.
Согласно приказам о представлении отпуска от <дата> г., от <дата>. ФИОА., занимающему должность заготовителя, к основным 24 дням отпуска предоставлялось 7 календарных дней дополнительно.
В представленных годовых отчетах, книге по счету «Основные средства», статистических отчетах Заготконторы Урицкого райпо и Урицкого райпо, расположенных в пос. Нарышкино Орловской области, в числе работников данных организаций значится ФИО
Допрошенные судом первой инстанции в качестве свидетелей ФИО ФИО работавшие в спорные периоды в Заготконторе Урицкого райпо и Урицком райпо, пояснили, что данные организации располагались на территории пос. Нарышкино Урицкого района Орловской области. Работникам данных организаций в связи с работой на загрязненной территории выплачивались ежемесячные денежные выплаты, предоставлялся дополнительный отпуск.
Таким образом, установлено, что предприятие Заготконтора Урицкого райпо и Урицкое райпо были зарегистрированы и фактически располагались в пос. Нарышкино Урицкого района Орловской области. Разрешив спор, суд удовлетворил исковые требования о досрочном назначении пенсии. При этом исходил из доказанности факта постоянной работы ФИО в период с 10 марта 1986 г. по 27 сентября 1991 г. и с 05 апреля 1994 г. по 03 декабря 1997 г. в населенном пункте, относящемся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Принимая во внимание, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.
В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Согласно части 2 статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей до 01 января 2019 года) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно статье 34 и примечанию к статье 35 данного Закона гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 – 35 вышеуказанного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В соответствии с абзацем 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон проживания с льготным социально-экономическим статусом и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
В Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 года №1074, включен населенный пункт пгт. Нарышкино Урицкого района Орловской области, относящийся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года №1582 (утратившим силу с 21 октября 2015 года), а также Перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденным Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 №237-р (утратившим силу с 01 февраля 1998 года), населенный пункт - Нарышкино Урицкого района Орловской области также был отнесен к территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, а именно к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Учитывая, что факт работы ФИО. в спорные периоды на территории с льготным социально-экономическим статусом подтверждается допустимыми и относимыми доказательствами, истец имеет право на досрочное назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением общеустановленного пенсионного возраста на три года.
Исходя из частей 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Федерального закона.
Поскольку право ФИО., <дата>, на досрочную пенсию возникло с момента достижения им возраста пятидесяти семи лет, а с заявлением в пенсионный орган о назначении льготной пенсии он обратился 30 июня 2020 г., то есть до достижения указанного возраста, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о назначении истцу пенсии с момента возникновения такого права – с 08 июля 2020 г.
Доводы УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области о возникновении права Старчикова Ю.А. на пенсию с иного момента времени основаны на неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах, вышеприведенные, а также иные доводы апелляционной жалобы, на законность постановленного решения не влияют и не являются основанием для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом также не допущено.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 28 декабря 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Второва Н.Н. Дело № 33-683/2021
№ 2-2373/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 марта 2021 года г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Должикова С.С.,
судей Коротченковой И.И., Жидковой Е.В.,
при секретаре Лобовой С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на снижение пенсионного возраста в связи с работой в зоне с льготным социально - экономическим статусом,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 28 декабря 2020 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Должикова С.С., выслушав объяснения представителя Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности ФИО., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения ФИО., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
ФИО обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее - УПФР в г.Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на снижение пенсионного возраста в связи с работой в зоне с льготным социально - экономическим статусом.
В обоснование указал, что в период с 10 марта 1986 г. по 27 сентября 1991 г. работал в должности заготовителя в Заготконторе Урицкого районного потребительского общества (далее – Урицкое райпо) пос. Нарышкино Урицкого района Орловской области, в период с 05 апреля 1994 г. по 03 декабря 1997 г. в должности шофера-заготовителя в Урицком райпо. Указанные организации располагались в пос. Нарышкино Урицкого района Орловской области, который относится к территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС.
30 июня 2020 г. истец обратился в УПФР в г.Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с работой на территории с льготным социально - экономическим статусом.
Ответчик отказал в его удовлетворении.
Полагая отказ в назначении досрочной пенсии незаконным, уточнив исковые требования, просил суд признать за ним право на досрочное назначение пенсии в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением общеустановленного пенсионного возраста на три года; обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии с 08 июля 2020 г.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе УПФР в г.Орле и Орловском районе Орловской области просит отменить решение суда, принять по делу новое, которым в иске отказать.
Считает, что истец не имеет права на назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку факт его работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом документально не подтвержден.
Указывает, что право истца на получение досрочной пенсии возникает с даты вступления решения суда в законную силу. В связи с этим, не имеется оснований для признания за истцом права на пенсию с 08 июля 2020 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ФИО. 30 июня 2020 г. обратился в УПФР в г.Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с работой на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Решением пенсионного органа от 20 августа 2020 г. в назначении досрочной пенсии истцу отказано. Свое решение ответчик мотивировал отсутствием сведений о месторасположении Заготконторы Урицкого райпо, а также отсутствием документального подтверждения факта постоянного пребывания на загрязненной территории в период работы в Урицком райпо.
В судебном заседании истец пояснил, что в период с 10 марта 1986 г. по 27 сентября 1991 г. он работал в должности заготовителя в Заготконторе Урицкого райпо Урицкого района Орловской области, с 05 апреля 1994 г. по 03 декабря 1997 г. работал шофером - заготовителем в Урицком райпо, которые были расположены в пос. Нарышкино Урицкого района Орловской области. Адрес Урицкого райпо указан в уставе организации. В связи с работой на загрязненной территории ему предоставлялся дополнительный отпуск, производились ежемесячные денежные выплаты.
Материалами дела подтверждено, что согласно записям в трудовой книжке ФИО <дата>, с 10 марта 1986 г. был принят заготовителем в Урицкое райпо, 24 мая 1991 г. переведен рабочим по складам, 27 сентября 1991 г. уволен переводом в свободные предприниматели. С 05 апреля 1994 г. принят шофером-заготовителем переводом из свободных предпринимателей в Урицкое райпо, 03 декабря 1997 г. уволен по собственному желанию.
Из архивных справок отдела культуры и архивного дела администрации Урицкого района Орловской области следует, что ФИО в период с 10 марта 1986 г. по 27 сентября 1991 г. работал в Заготконторе Урицкого райпо пос. Нарышкино Урицкого района Орловской области. В период с 10 марта 1986 г. по 24 мая 1991 г. в должности заготовителя, с 24 мая 1991 г. переведен рабочим по складам, 27 сентября 1991 г. уволен переводом в свободные предприниматели. В Урицком райпо ФИО работал в период с 05 апреля 1994 г. по 03 декабря 1997 г. в должности шофера-заготовителя.
Согласно исторической справке Заготконторы Урицкого райпо, на территории пос. Нарышкино Урицкого района Орловской области находилась Заготконтора Урицкого райпо, которая была ликвидирована, ее правопреемником стало Урицкое райпо.
В соответствии с выпиской из протокола совместного заседания правления и профсоюзного комитета Урицкого райпо от 02 декабря 1993 г. №9, Коопзаготпромторг Урицкого райпо ликвидировано с 01 апреля 1994 г., его правопреемником следует считать Урицкое райпо.
Согласно Уставу Урицкого райпо, зарегистрированному 11 июня 1992 г., субъектом потребительского общества является, в том числе, объединение Коопзаготпром.
В Уставах Урицкого райпо 1993 г. и 1997 г. его юридическим адресом указан: Орловская область, Урицкий район, п. Нарышкино, ул. Привокзальная, д. 3.
Из постановления администрации пос. Нарышкино Урицкого района от <дата> следует, что Заготконтора Урицкого райпо пос. Нарышкино Урицкого района Орловской области располагалась по адресу: Урицкий район, пос. Нарышкино, ул. Горького, д. 1а.
Согласно приказам о представлении отпуска от <дата> г., от <дата>. ФИОА., занимающему должность заготовителя, к основным 24 дням отпуска предоставлялось 7 календарных дней дополнительно.
В представленных годовых отчетах, книге по счету «Основные средства», статистических отчетах Заготконторы Урицкого райпо и Урицкого райпо, расположенных в пос. Нарышкино Орловской области, в числе работников данных организаций значится ФИО
Допрошенные судом первой инстанции в качестве свидетелей ФИО ФИО работавшие в спорные периоды в Заготконторе Урицкого райпо и Урицком райпо, пояснили, что данные организации располагались на территории пос. Нарышкино Урицкого района Орловской области. Работникам данных организаций в связи с работой на загрязненной территории выплачивались ежемесячные денежные выплаты, предоставлялся дополнительный отпуск.
Таким образом, установлено, что предприятие Заготконтора Урицкого райпо и Урицкое райпо были зарегистрированы и фактически располагались в пос. Нарышкино Урицкого района Орловской области. Разрешив спор, суд удовлетворил исковые требования о досрочном назначении пенсии. При этом исходил из доказанности факта постоянной работы ФИО в период с 10 марта 1986 г. по 27 сентября 1991 г. и с 05 апреля 1994 г. по 03 декабря 1997 г. в населенном пункте, относящемся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Принимая во внимание, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.
В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Согласно части 2 статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей до 01 января 2019 года) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно статье 34 и примечанию к статье 35 данного Закона гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 – 35 вышеуказанного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В соответствии с абзацем 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон проживания с льготным социально-экономическим статусом и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
В Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 года №1074, включен населенный пункт пгт. Нарышкино Урицкого района Орловской области, относящийся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года №1582 (утратившим силу с 21 октября 2015 года), а также Перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденным Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 №237-р (утратившим силу с 01 февраля 1998 года), населенный пункт - Нарышкино Урицкого района Орловской области также был отнесен к территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, а именно к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Учитывая, что факт работы ФИО. в спорные периоды на территории с льготным социально-экономическим статусом подтверждается допустимыми и относимыми доказательствами, истец имеет право на досрочное назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением общеустановленного пенсионного возраста на три года.
Исходя из частей 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Федерального закона.
Поскольку право ФИО., <дата>, на досрочную пенсию возникло с момента достижения им возраста пятидесяти семи лет, а с заявлением в пенсионный орган о назначении льготной пенсии он обратился 30 июня 2020 г., то есть до достижения указанного возраста, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о назначении истцу пенсии с момента возникновения такого права – с 08 июля 2020 г.
Доводы УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области о возникновении права Старчикова Ю.А. на пенсию с иного момента времени основаны на неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах, вышеприведенные, а также иные доводы апелляционной жалобы, на законность постановленного решения не влияют и не являются основанием для его отмены.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом также не допущено.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 28 декабря 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи