Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Калужский районный суд Калужской области в составе
судьи Липановой А.В.
при секретаре судебного заседания Мурзиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 14 сентября 2020 года гражданское дело по иску Житова В. И. к товариществу собственников недвижимости «Правобережье» о переквалификации гражданско-правового договора в трудовой договор, восстановлении на работе, взыскании денежных средств за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Житов В.И. обратился в суд с иском к товариществу собственников недвижимости (далее - ТСН «Правобережье») о переквалификации гражданско-правового договора в трудовой договор, с возникновением всех обязательств работодателя по увольнению его в соответствии с трудовым законодательством с выплатой всех компенсаций; восстановлении его на работе в долженности экономиста-аналитика; взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда в размере 15000 рублей.
В судебном заседании назначенном на 27.08.2020г., объявлялись перерывы до 09.09.2020г., 11.09.2020г., 14.09.2020г.
Истец Житов В.И. в судебном заседании исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика ТСН «Правобережье» по доверенности Маслов А.Г, Симешкина М.А., руководитель ликвидационной комиссии ТСН «Правобережье» Глотова В.Ю. в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, указывая, что истец не состоял с ТСН «Правобережье» в трудовых отношениях.
Представитель третьего лица Государственной инспекции труда в <адрес>, извещенной надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшей, что имеются предусмотренные законом основания для удовлетворения исковых требований, исследовав письменные материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ТСН «Правобережье» (заказчик) и Житовым В.И. (исполнитель) был заключен договор № на оказание консультационных услуг.
В соответствии с п. 1.1. договора оказания услуг, исполнитель обязуется оказывать заказчику консультационные услуги по экономическим вопросам на протяжении действия договора, а заказчик обязуется оплатить эти услуги в порядке и сроки, оговоренные в данном договоре.
В соответствии с п.п. 3.3.1., 3.3.2. указанного договора, оплата аванса в размере 14500 рублей производится заказчиком до 15 числа текущего месяца. Окончательный платеж в размере 14500 рублей производится в течение 3-х рабочих дней с даты окончания отчетного месяца и подписания акта выполненных услуг за месяц.
Согласно п. 5.1. срок оказания услуг составляет 12 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Если ни одна из сторон не заявит об расторжении договора по окончания его срока действия, он пролонгируется еще на 12 месяцев.
В материалах дела имеются акты выполненных работ к договору на оказания консультационных услуг от 01.10.2017г. за 2017, 2018г.
Материалами дела подтверждается, что оплата труда Житова В.И. производилась путем перечисления на счет истца (карточку). При этом, согласно сведениям 2-НДФЛ, ТСН «Правобережье» Житову В.И. осуществлялись выплаты по коду дохода – 2000 («заработная плата»), что также подтверждается платежными поручениями.
Согласно сведениям из Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ТСН «Правобережье» ежемесячно и ежегодно (с 01.10.2017г. по первый квартал 2020г. (включительно)) подавались сведения о Житове В.И. как о работнике ТСН «Правобережье».
В материалы дела представлена справка о том, что в ТСН «Правобережье» не имеется штатного расписания и правил внутреннего трудового распорядка.
Как следует из пояснений истца и показаний свидетелей, истец имел постоянное рабочее место по адресу: <адрес>, стр. 1, был обеспечен инвентарем, оборудованием, воспринимал председателя ТСН «Правобережье» Евстигнеева А.Р. как своего работодателя, подчинялся режиму работы (с 09:00 до 18:00, обед с 13:00 до 14:00, выходные – суббота, воскресенье). Также истец пояснил, что договор № на оказание консультационных услуг с ТСН «Правобережье» он не подписывал, был допущен к работе с ведома и по поручению председателя ТСН «Правобережье», выполнял не разовые услуги, а проводил ежедневные консультации по экономическим вопросам с председателем ТСН «Правобережье», получал ежемесячно заработную плату, представленные ответчиком акты выполненных работ он не подписывал.
Из представленных документов следует, что договор № на оказание консультационных услуг от 01.10.2017г. содержит признаки трудового, поскольку из представленных документов следует, что услуги носили систематический характер, производилась ежемесячная оплата труда.
Вместе с тем, уведомлением № от 13.05.2020г. Житов В.И. уведомлен о том, что ТСН «Правобережье» с ним расторгает договор № на оказание консультационных услуг от 01.10.2017г. с 01.05.2020г.
Согласно ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Такое право выражается в имеющейся у гражданина возможности свободно распорядиться своими способностями к труду, т.е. выбрать как род занятий, так и порядок оформления соответствующих отношений - заключить трудовой договор либо выполнять работу (оказывать услуги) на основании гражданско-правового договора.
Согласно ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданско-правовым договором признается соглашение двух и более лиц, об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, при этом условия договора, в соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяются по усмотрению сторон.
Согласно абз. 4 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно п. 1 ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовыми отношениями являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается (п. 2 ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
Согласно статье 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. Фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается.
В силу ч. 1 ст. 19.1 Трудового кодекса Российской Федерации признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями может осуществляться: лицом, использующим личный труд и являющимся заказчиком по указанному договору, на основании письменного заявления физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору, и (или) не обжалованного в суд в установленном порядке предписания государственного инспектора труда об устранении нарушения ч. 2 ст. 15 настоящего Кодекса; судом в случае, если физическое лицо, являющееся исполнителем по указанному договору, обратилось непосредственно в суд, или по материалам (документам), направленным государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами.
Как предусмотрено ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Для разрешения вопроса о возникновении между сторонами трудовых отношений необходимо установление таких юридически значимых обстоятельств, как наличие доказательств самого факта допущения работника к работе и доказательств согласия работодателя на выполнение работником трудовых функций в интересах организации.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания факта наличия соглашения между сторонами о выполнении работы, а также того, что работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя лежит на лице, заявившем требования о признании отношений трудовыми.
Исходя из совокупного толкования названных норм трудового права, к характерным признакам трудового правоотношения относятся: личный характер прав и обязанностей работника; обязанность работника выполнять определенную, заранее обусловленную трудовую функцию в условиях общего труда с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка; выполнение в процессе труда распоряжений работодателя, за ненадлежащее выполнение которых работник может нести дисциплинарную ответственность; возмездный характер трудового отношения (оплата производится за живой затраченный труд). В трудовых отношениях работнику предоставляются гарантии социальной защищенности.
В рамках гражданско-правовых отношений лицо, являющееся исполнителем самостоятельно организует деятельность по выполнению предусмотренных договором обязательств по выполнению работ (оказанию услуг) вне зависимости от затраченного на это времени, при этом получая разовые выплаты (вознаграждение) в размере согласно условиям заключенного договора.
В соответствии со статьей 67 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом.
Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора (статья 68 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем п. 8 и в абзаце втором п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части четвертой ст. 11 ТК РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (часть вторая ст. 67 ТК РФ).
Оценивая в совокупности объяснения сторон, иные доказательства, имеющиеся в материалах дела, в соответствии с требованиями трудового законодательства, суд приходит к выводу о том, что, несмотря на оформление между сторонами договора гражданско-правового характера, на самом деле этим договором регулировались трудовые отношения сторон, гражданско-правовой характер в сложившихся правоотношениях между истцом и ответчиком материалами дела не подтвержден.
На основании изложенного, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд признает трудовыми отношениями Житова В.И. с товариществом собственников недвижимости «Правобережье» в должности экономиста-аналитика и восстанавливает Житова В.И. на работе в должности экономиста-аналитика товарищества собственников недвижимости «Правобережье» с ДД.ММ.ГГГГ с обязанием товарищества собственников недвижимости «Правобережье» оформить трудовые отношения с Житовым В.И. в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 234 Трудового кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца суммы заработка за период вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 77368,20 рублей из расчета: 850,20 руб. (средний заработок за период с 01.05.2019г. по 01.05.2020г.: 210000 руб./247 дней) х 91 рабочий день в расчетном периоде).
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Принимая решение об удовлетворении требований истца о восстановлении на работе, суд, таким образом, пришел к выводу о неправомерности действий ответчика и наличии его вины. Факт причинения истцу морального вреда суд находит доказанным. При определении размера взыскиваемой компенсации морального вреда суд учитывает характер нравственных страданий истца, степень вины ответчика и взыскивает с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, поскольку считает, что компенсация в таком размере отвечает фактическим обстоятельствам причинения вреда, требованиям разумности и справедливости.
Согласно статье 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда о выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, о восстановлении на работе подлежит немедленному исполнению.
Согласно статье 226 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах.
Возможность вынесения судом частных определений, направленных на устранение нарушений законности, является правом суда, а не его обязанностью.
Само по себе разрешение спора судом и удовлетворение исковых требований стороны при признании прав этой стороны не являются основанием для вынесения по делу частного определения, поскольку нарушенное право или охраняемый законом интерес стороны восстановлены судебным актом.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд не усматривает достаточных оснований для вынесения в адрес ТСН «Правобережье» частного определения по доводам заявленного прокурором ходатайства.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взысканию с ответчика подлежат расходы по оплате госпошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 77 368 ░░░░░░ 20 ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10000 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2821 ░░░░░░ 05 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
.