Решения по делу № 2-490/2020 от 14.01.2020

Дело №2-490/2020 26 мая 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе

председательствующего по делу судьи Поликарповой С.В.

при секретаре судебного заседания Жидковой Л.В..,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ломоносовского районного суда г. Архангельска гражданское дело по иску Лисовенко М. Н. к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании недоплаченной заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда,

установил:

Лисовенко М.Н. обратился в суд с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «ЦЖКУ», учреждение, ответчик) о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований указал, что на основании трудового договора с <Дата> работает механиком на дизельной электростанции <№> ... в жилищно-коммунальной службе <№> (архипелаг Новая Земля) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по 12 ГУ МО). Основной трудовой функцией является обслуживание и эксплуатация оборудования, обеспечение бесперебойной и безаварийной работы дизельной электростанции <№> ... в рамках должностной инструкции механика дизельной электростанции. Местом работы является архипелаг Новая Земля Архангельской области. <Дата> между работниками ЖКС <№> и работодателем был заключен коллективный договор, зарегистрированный Министерством труда, занятости и социального развития Архангельской области под <№> от <Дата>. Договор подписан от работников председателем профсоюза, а от работодателя - начальником ЖКС № 3 на основании доверенности от 01 февраля 2019 года № 15. Коллективный договор разработан в соответствии с отраслевым соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы от 16 марта 2017 года. Ответчик уклоняется от выполнения условий коллективного договора. На основании п. 2.3 коллективного договора минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (норма труда), устанавливается согласно приложению № 1 к договору. Размер минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда подразделений электроснабжения в 2019 году составляет 10 303 рубля. Оплата труда производится в соответствии с тарифной сеткой для тарификации трудовой деятельности работников и создания системы оплаты труда в организации на 2019-2020 годы (п. 2.4 коллективного договора и приложение № 2). В соответствии с п. 3242 приложения № 1 к ППО/74/П механику дизельной электростанции устанавливается 10 тарифный разряд. В соответствии с приложением № 2 к коллективному договору для квалификационного уровня 10 применяется тарифный коэффициент 3,5. Соответственно, размер месячной тарифной ставки должен составлять 36 060 рублей 50 копеек (10 303 рубля х 3,5). Однако в нарушении условий коллективного договора установлен должностной оклад в размере 7291 рубль. Согласно п. 2.8 коллективного договора применяются доплаты (надбавки) к тарифным ставкам и должностным окладам стимулирующего и компенсационного характера, связанные с режимом работы. Пункт 2.8.2 коллективного договора указывает, что применяются выплаты компенсационного характера за работу вне места постоянного жительства или в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу п. 2.8.6 коллективного договора также применяются ежемесячные вознаграждения за выслугу лет. Просит взыскать с ответчика задолженность по недоначисленной и невыплаченной заработной плате за период с мая 2019 года по июль 2019 года в размере 335 746 рублей 02 копейки, компенсацию за задержку выплаты заработной платы и расчетных выплат в размере 5892 рубля 80 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей 00 копеек. Названные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемыми требованиями.

Истец Лисовенко М.Н., представитель ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Р., представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем заседание проведено при данной явке.

В отзыве на исковое заявление представитель ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Р. Т. А.А. с исковыми требованиями не согласился. Указал, что ответчик является федеральным бюджетным учреждением. Установить свои дополнительные тарифы к окладам возможности не имеется, поскольку финансирование происходит за счет федерального бюджета. Согласно штатному расписанию должность механика дизельной электростанции <№> ... предусматривает тарифную ставку в размере 7 921 рубль. Соглашение, на которое имеется ссылка в коллективном договоре, применяется в отношении определенных видов деятельности. ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ не является участником этого соглашения. Основным видом деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ является обеспечение обороноспособности Российской Федерации. Просил в иске отказать.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании судом установлено, что истец с <Дата> работает в филиале ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по 12 ГУ МО) в должности механика вахтовым методом в ... архипелага Новая Земля. В соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору от <Дата> работник принимается на работу в должности «механик» (по обслуживанию дизельных электростанций)», дизельная электростанция <№> ..., жилищно-коммунальная служба <№>.

Заключенным с истцом трудовым договором и дополнительным соглашением к нему установлен должностной оклад в размере 7 291 рубль, районный коэффициент 2,0 и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере 100%, а также предусмотрены предоставление льгот и выплата компенсаций на условиях, в порядке и размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами работодателя и трудовым договором.

В качестве основания для взыскания с ответчика задолженности по недоначисленной и невыплаченной заработной плате истцом указывается на условия коллективного договора от <Дата>, которые ответчиком не соблюдаются.

Истцом в подтверждении своих доводов представлен коллективный договор от <Дата>, подписанный от работодателя начальником ЖСК <№> (архипелаг Новая Земля) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по 12 ГУ МО) Марачем Л.В. и от работников - председателем первичной профсоюзной организации ЖКС <№> (архипелаг Новая Земля) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по 12 ГУ МО) Шавструком Р.В.

Указанный коллективный договор зарегистрирован в Министерстве труда, занятости и социального развития Архангельской области <Дата> под номером 348.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях (часть 4 статьи 40 ТК РФ).

В силу п. 5 ст. 40 ТК РФ для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо в соответствии с частью первой статьи 33 ТК РФ. При этом правом представлять интересы работников наделяется представитель работников этого подразделения, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными для ведения коллективных переговоров в организации в целом (части вторая - пятая статьи 37 настоящего Кодекса).

В силу абз. 1 ст. 33 ТК РФ интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

Таким образом, норма ч. 1 ст. 33 ТК РФ уточняет правило о представительстве работодателей при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров: интересы работодателя представляют руководитель организации или уполномоченные им лица.

В соответствии со ст. 34 ТК РФ представителями работодателей - организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления.

Из коллективного договора усматривается, что он подписан от работодателя начальником ЖСК <№> (архипелаг Новая Земля) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по 12 ГУ МО) Марачем Л.В. на основании доверенности от <Дата> <№>, выданной начальником филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по 12 ГУ МО Соловьевым М.А.

Согласно уставу учредителем ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.

Таким образом, ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ является подведомственной организацией Министерства обороны Российской Федерации и, соответственно, является учреждением, получателем бюджетных средств, финансируется из средств, выделяемых Министерством обороны Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что коллективный договор со стороны работодателя был заключен без участия Министерства обороны Российской Федерации (учредителя учреждения).

Кроме того, п. 21.1 доверенности от <Дата> <№> предусматривает, что Марач Л.В имеет право на участие в коллективных переговорах по вопросам подготовки и заключения коллективного договора с профессиональным союзом гражданского персонала Учреждения в целях обеспечения социально-трудовых прав лиц гражданского персонала Учреждения с правом подписания коллективного договора с обязательным согласованием с Учреждением в установленном порядке в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Таким образом, доверенность предусматривает право подписания коллективного договора с профессиональным союзом гражданского персонала учреждения, в то время как коллективный договор подписан Марачем Л.В. с первичной профсоюзной организацией ЖКС <№> (архипелаг Новая Земля) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по 12 ГУ МО), и, соответственно, у последнего не было полномочий на подписание вышеуказанного коллективного договора.

Также материалы дела не содержат сведений о согласовании Марачем Л.В. коллективного договора непосредственно с Учреждением – ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных истцом исковых требований о взыскании задолженности по заработной плате на основании коллективного договора не имеется, поскольку договор не является заключенным ввиду его подписания со стороны работодателя неуполномоченным лицом и с нарушением норм трудового законодательства.

Кроме того, оснований для применения тарифной ставки в соответствии с отраслевым тарифным соглашением независимо от наличия или отсутствия коллективного договора, также не имеется.

Согласно п. 1.2 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 – 2019 годы (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 16 марта 2017 года) (ред. от 07 декабря 2018 года) (далее по тексту – Соглашение) Соглашение – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений между полномочными представителями работников и работодателей организаций установленных в соответствии с п. 1.4 Соглашения, на которые распространяются условия Соглашения, вне зависимости от форм собственности организаций. Соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства.

Пункт 1.4 определяет, что организации жилищно-коммунального хозяйства – юридические лица, осуществляющие виды экономической деятельности, услуги, работы, приведенные в Приложении № 1 и Приложении № 2 к Соглашению. На данные организации жилищно-коммунального хозяйства распространяется действие Соглашения, в случае их присоединения к Соглашению в порядке, предусмотренном действующим законодательством и Соглашением.

В соответствии с п. 1.8 Соглашение является обязательным к применению при заключении коллективных договоров, региональных отраслевых соглашений и индивидуальных трудовых договоров для организаций, на которые оно распространяется. Коллективные договоры в организациях принимаются с учетом положений Соглашения. Соглашение не ограничивает права организаций в расширении социальных гарантий работникам за счет собственных средств.

В случае отсутствия коллективного договора Соглашение имеет прямое действие в организациях, на которые оно распространено и присоединившийся к нему в установленном порядке (в ред. Дополнительного соглашения, утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 27 февраля 2018 года).

Материалы дела не содержат сведения о том, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ присоединилось к вышеуказанному соглашению в порядке п. 1.4 Соглашения.

Кроме того, в силу п. 1.4 Соглашения к нему могут присоединиться только юридические лица, в то время как ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ является бюджетной организацией и финансируется из средств Министерства обороны Российской Федерации и, соответственно, оплата труда в нем регулируется в соответствии с утвержденными локальными и ведомственными нормативно-правовыми актами и не может произвольно изменяться.

В соответствии с п. 3 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ определено, что учреждение непосредственно подчинено руководителю Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации.

Пунктом. 9 Устава предусмотрено, что организационно-штатная структура учреждения определяется штатом и штатным расписанием, утверждаемым в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации.

Право на утверждение, изменение штата Учреждения предоставлено руководителю Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации.

Департаментом эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций МО РФ утверждено штатное расписание ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, в том числе и филиала (по 12 ГУ МО) на 2019 год.

Трудовым договором с учетом дополнительного соглашения истцу установлены должностные оклады в размере 6407 рублей и 7291 рубль в месяц, выплата заработной платы осуществляется в соответствии с Положением о системе оплаты труда гражданского персонала в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Р. (п. 4.1 трудового договора), о чем свидетельствуют его подписи в трудовом договоре и дополнительном соглашении.

При таких обстоятельствах, оснований для применения тарифной ставки в соответствии с отраслевым тарифным соглашением не имеется.

На основании вышеизложенного, требования истца о взыскании задолженности по заработной плате на основании коллективного договора и о взыскании компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда как производные от основного требования, по иным основаниям данное требование не заявлялось, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Лисовенко М. Н. к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании недоплаченной заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда отказать.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий          С.В.Поликарпова

2-490/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лисовенко Михаил Николаевич
Ответчики
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
Другие
Министерство обороны Российской Федерации
Суд
Ломоносовский районный суд г. Архангельска
Судья
Поликарпова Светлана Владимировна
Дело на странице суда
lomonosovsky--arh.sudrf.ru
14.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
14.01.2020Передача материалов судье
14.01.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.02.2020Предварительное судебное заседание
26.05.2020Производство по делу возобновлено
26.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.05.2020Судебное заседание
26.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.07.2020Дело оформлено
Решения

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее