Дело № 2-226/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2014 года г.Сковородино
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Федорчук Н.Б.,
при секретаре Бей О.Н.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Сковородинского района Дидик А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сковородинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей пгт. Уруша Сковородинского района к администрации пгт. Уруша об обязании произвести устройство дренажных систем от затопления и подтопления и открытых водоотводящих устройств,
у с т а н о в и л :
Прокурор Сковородинского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц – жителей пгт. Уруша Сковородинского района обратился с иском к администрации пгт. Уруша об обязании произвести устройство дождевых канализаций закрытого типа и открытых водоотводящих устройств. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Сковородинского района в рамках проведения мониторинга соблюдения норм действующего законодательства на поднадзорной территории проведена проверка в части соблюдения законодательства об организации благоустройства, участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций вы границах поселения. В ходе проверки выявлены нарушения Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселений отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, а также обеспечение их функционирования. При этом в силу ст. 2 вышеуказанного закона благоустройство территории поселения – это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения мероприятий по содержанию территорий, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. Пп. 8 п. 1 ст. 14 закона к вопросам местного значения поселения также относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Постановлением Правительства Амурской области от 30.12.2011 года № утверждены нормативы градостроительного проектирования Амурской области, в силу которых проектирование дождевой канализации и дренажных систем следует осуществлять в соответствии с требованиями СНиП 2.04.03-85, СанПиН 2.1.5.980-00, СНиП 2.06.15-85, СНиП 2.06.03-85 с учетом пособия к СНиП 2.06.15-85 «Прогнозы подтопления и расчет дренажных систем на застраиваемых и застроенных территориях», Водного кодекса РФ. Вместе с тем, в ходе проверки, проведенной прокуратурой Сковородинского района установлено, что подполье жилого <адрес> пгт. Уруша заполнено водой, во дворе дома имеется наледь. Наледь имеется и в районе иных домов по <адрес>, 30, 32 пгт. Уруша. При осмотре территории, прилегающей к <адрес>, а также насыпной дороги, расположенной параллельно <адрес> пгт. Уруша установлено, что на обочинах данной грунтовой дороги и во дворах домов, расположенных по <адрес> из-под земли выдавливаются грунтовые воды, образуются наледи. Однако, администрацией пгт. Уруша, несмотря на поступающие обращения жителей, не принимаются меры по установления участков выхода подземных вод и меры по организации дренажной системы в границах поселения, чем существенно нарушаются права неопределенного круга лиц – жителей подтопленных территорий пгт. Уруша на благоприятные условия жизнедеятельности. Данные обстоятельства, ставят под угрозу благополучие населения на территории пгт. Уруша и могут привести к негативным последствиям. По результатам указанной проверки 28.02.2014 года прокурором Сковородинского района главе Урушинского сельсовета внесено представление об устранении нарушений требований законодательства. В письменном ответе на указанное представление глава пгт. Уруша пояснил, что восстановление дренажной системы на территории муниципального образования невозможно, в связи с отсутствием денежных средств в бюджете поселения. На основании изложенного, просит обязать администрацию пгт. Уруша в границах муниципального образования произвести устройство дождевых канализаций закрытого типа и открытых водоотводящих устройств (канав, кюветов, лотков) с соответствующим согласованием с территориальными органами Федерального агентства водных ресурсов, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Роспотребнадзора, Ростехнадзора по Амурской области в срок до 01 сентября 2014 года.
Впоследствии исковые требования были уточнены просит суд обязать администрация пгт. Уруша в границах муниципального образования произвести устройство дренажных систем от затопления и подтопления и открытых водоотводящих устройств (канав, кюветов, лотков) с соответствующим согласованием с территориальными органами Федерального агентства водных ресурсов, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Роспотребнадзора, Ростехнадзора по Амурской области в срок до 01 сентября 2014 года.
В судебном заседании помощник прокурора Сковородинского района Дидик А.А. уточненные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика администрации пгт. Уруша в судебное заседание не явился, согласно телефонограммы просили рассмотреть дело в отсутствие представителя. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания и просившего о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что 29.01.2014 года, 03.02.2014 года и 07.02.2014 года от граждан – жителей пгт. Уруша в прокуратуру Сковородинского района поступали жалобы подтопление их жилых домов грунтовыми водами.
12 февраля 2014 года проведена проверка исполнения федерального законодательства по указанным обращениям и согласно акту проверки установлено, что подполье жилого <адрес> пгт. Уруша заполнено водой, во дворе дома имеется наледь. Наледь имеется и в районе иных домов по <адрес>, 30, 32 пгт. Уруша. При осмотре территории, прилегающей к <адрес>, а также насыпной дороги, расположенной параллельно <адрес> пгт. Уруша установлено, что на обочинах данной грунтовой дороги и во дворах домов, расположенных по <адрес> из-под земли выдавливаются грунтовые воды, образуются наледи, что подтверждается актом проверки от 12.02.2014 года и фототаблицей.
28 февраля 2014 года главе Урушинского сельсовета прокурором Сковородинского района внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в месячный срок.
Из письменного ответа на указанное представление, данного главой пгт. Уруша следует, что представление об устранении нарушений действующего законодательства, регламентирующего исполнение благоустройства, участие в предупреждении ЧС в границах поселения было рассмотрено в установленные законом сроки. Лицо, допустившее нарушение требований законодательства привлечено к дисциплинарной ответственности. Для восстановления дренажной системы по <адрес> необходимо привлечение сторонних специалистов, с целью обследования и составления проектов реконструкции дренажной системы, данное мероприятие невозможно в виду отсутствия денежных средств в местном бюджете. Администрацией поселка принимаются меры по вскрытию наледи на данной улице.
Согласно распоряжения № от 27.03.2014 года ФИО3 – глава рабочего поселка Уруша привлечен к дисциплинарной ответственности за допущенное нарушение требований федерального законодательства и ему объявлено замечание в соответствии с представлением прокурора Сковородинского района от 28.03.2014 года пояснил, что восстановление дренажной системы на территории муниципального образования невозможно, в связи с отсутствием денежных средств в бюджете поселения.
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления решают вопросы местного значения.
Из ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселений отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, а также обеспечение их функционирования.
В силу ст. 2 вышеуказанного закона благоустройство территории поселения – это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения мероприятий по содержанию территорий, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Пп. 8 п. 1 ст. 14 закона к вопросам местного значения поселения также относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Постановлением Правительства Амурской области от 30.12.2011 года № 984 утверждены нормативы градостроительного проектирования Амурской области.
В силу п. 8.4.20 вышеуказанных нормативов дренажные системы являются одним из основных средств инженерной защиты от затопления и подтопления. При выборе систем дренажных сооружений должны быть учтены форма и размер территории, требующей дренирования, характер движения грунтовых вод, геологическое строение, фильтрационные свойства и емкостные характеристики водоносных пластов, область распространения водоносных слоев с учетом условий питания и разгрузки подземных вод, определены количественные величины составляющих баланса грунтовых вод, составлен прогноз подъема уровня грунтовых вод и снижения его при осуществлении защитных мероприятий.
При расчете дренажных систем необходимо соблюдать требования СНиП 2.06.ю15-85 и определить рациональное их местоположение и заглубления, обеспечивающее нормативное понижение грунтовых вод на защищаемой территории (п. 8.4.21 Нормативов).
На защищаемых от подтопления территориях в зависимости от топографических и геологических условий, характера и плотности застройки, условий движения подземных вод со стороны водораздела к естественному или искусственному стоку следует применять одно-, двух-, многолинейные, контурные и комбинированные системы.
При проектировании дренажных систем для предотвращения или ликвидации подтоплений территорий следует выполнять требования СНиП 2.06.15-85, СНиП 2.06.14-85 и СНиП 2.06.03-85 с учетом пособия в СНиП 2.06.15-85 «Прогнозы подтопления и расчет дренажных систем на застраиваемых и застроенных территориях» (п. 8.4.24 Нормативов).
Дренажная система должна обеспечивать требуемый по условиям защиты уровненный режим грунтовых вод: на территориях населенных пунктов – в соответствии с требованиями СНиП 2.06.15-85 (п. 8.4.25 Нормативов).
В силу п. 8.3.43 указанных Нормативов проектирование дождевой канализации следует осуществлять в соответствии с требованиями СНиП 2.04.03-85, СанПиН 2.1.5.980-00, Водного кодекса РФ. При этом отвод поверхностных вод должен проектироваться со всего бассейна стока территории населенного пункта со сбросом из сети дождевой канализации преимущественно после очистки водотоки и водоемы. Не допускается проектирование выпуска поверхностного стока в непроточные водоемы, в размываемые овраги, в замкнутые ложбины, заболоченные территории, в границах населенных пунктов.
В соответствии с п. 8.3.49 Нормативов в районах многоэтажной застройки следует проектировать дождевую канализацию закрытого типа. Применение открытых водоотводящих устройств (канав, кюветов, лотков) допускается в районах одно-, двухэтажной застройки и в сельских населенных пунктах, а также на территории парков с устройством мостиков или труб на пересечении с улицами, дорогами, проездами и тротуарами. Отведение поверхностных вод по открытой системе водостоков допускается при соответствующем обосновании и согласовании с территориальными органами Федерального агентства водных ресурсов, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Роспотребнадзора, Федерального агентства по рыболовству, Ростехнадзора по Амурской области.
Из анализа приведенных положений вышеуказанных нормативных правовых актов, следует, что на органы местного самоуправления поселения возлагается обязанность по благоустройству территории поселения, в том числе, проектирование и обустройство дренажных систем от затопления и подтопления, открытых и закрытых водоотводящих дождевых канализаций.
В судебном заседании установлено, что по <адрес> пгт. Уруша жилые дома подтапливаются грунтовыми водами, поскольку, не организованы дренажные системы от затопления и подтопления. На территории пгт. Уруша не организованы открытые водоотводящие дождевые канализации.
Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствие дренажных систем от затопления и подтопления и открытых водоотводящих устройств (канав, кюветов, лотков) приводит подтоплению указанных территорий и как следствие нарушению прав жителей города на благоприятные условия проживания в границах населенного пункта.
На основании изложенного требования прокурора Сковородинского района об обязании администрации пгт. Уруша по проектированию и обустройству дренажных систем от затопления и подтопления, открытых водоотводящих дождевых канализаций подлежат удовлетворению, поскольку, они соответствуют требования гражданского законодательства.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течении которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая время необходимое на вступление решения суда в законную силу и его исполнение, суд считает необходимым установить срок для устранения допущенных нарушений федерального законодательства – до 01 сентября 2014 года, данный срок является разумным и достаточным для исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Сковородинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей пгт. Уруша Сковородинского района к администрации пгт. Уруша об обязании произвести устройство дренажных систем от затопления и подтопления и открытых водоотводящих устройств - удовлетворить.
Обязать администрацию пгт. Уруша в границах муниципального образования произвести устройство дренажных систем от затопления и подтопления и открытых водоотводящих устройств (канав, кюветов, лотков) с соответствующим согласованием с территориальными органами Федерального агентства водных ресурсов, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Роспотребнадзора, Ростехнадзора по Амурской области в срок до 01 сентября 2014 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Амурского областного суда через Сковородинский районный суд в течение месяца.
Председательствующий Н.Б. Федорчук