Дело № 2а-281/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ковылкино 15 июня 2020 года
Ковылкинский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Артемкиной Л.В.,
при секретаре судебного заседания – Киржаевой М.И.,
с участием в деле:
прокурора – помощника Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия Шомполовой Ю.А.,
заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Республике Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет информацией распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
Ковылкинский межрайонный прокурор Республики Мордовия, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет информацией распространение которой в Российской Федерации запрещено, указывая, что Ковылкинской межрайонной прокуратурой Республики Мордовия проведен мониторинг сайтов сети «Интернет» в целях проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц на сайте с URL-адресом <данные изъяты> информации, оправдывающей противоправное поведение, распространяющей в молодежной субкультуре ориентированной на внедрение в повседневную жизнь стиля общения и законов криминального мира (<данные изъяты>-арестантско-уркаганское единство).
При просмотре содержания информации установлено, что она имеет открытый для всех пользователей страницы по адресу: <данные изъяты> доступ и содержит информацию, запрещенную на территории Российской Федерации, оправдывает антиобщественное противоправное поведение, содержит информацию о жизни в тюрьме, ее укладе, правилах поведения в местах лишения свободы.
Содержание данного Интернет-ресурса, его специфика не соответствует требованиям части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей относится: обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным; оправдывающая противоправное поведение, содержащая нецензурную брань.
Легкость и доступность поиска информации, содержащейся на указанном сайте, распространяет идеологию неформального молодежного криминализованного движения <данные изъяты> (название которого расшифровывается как «<данные изъяты>», также встречается трактовка «<данные изъяты>») создает угрозу конституционному строю Российской Федерации, поскольку пропагандирует философию «<данные изъяты>» и тюремные «понятия», ставя их выше законодательства Российской Федерации, подрывает авторитет легитимных органов исполнительной и судебной власти.
Вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурсов сайтов не требуется. Ознакомиться с содержанием сайтов и скопировать материал в электронном виде может любой интернер-пользователь, в том числе несовершеннолетний. Ограничения на его передачу, копирование и распространение отсутствуют. Указатели страниц данного сайта, в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отсутствует.
На основании изложенного просил признать информационные материалы, размещенные на странице сайта в сети «Интернет» с URL-адресом <данные изъяты> запрещенными к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании помощник Ковылкинского межрайонного прокурора Шомполова Ю.А. административные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, и просила удовлетворить.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Республике Мордовия не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил. При этом представитель Пискунова О.В., действующая на основании доверенности №8352 от 20.05.2020 года, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Судом принимались меры к установлению владельца или администратора сайта <данные изъяты> через аккредитованного регистратора доменных имен АО «Региональный Сетевой Информационный Центр» на сайте URL-адресом: http://www.whois-service.ru. Однако установить владельца или администратора указанного сайта не представилось возможным.
Заслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Из нормы пункта 9 статьи 2 данного федерального закона следует, что под распространением информации признаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, - информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с настоящим Федеральным законом; оборот информационной продукции - предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее продажу (в том числе распространение по подписке), аренду, прокат, раздачу, выдачу из фондов общедоступных библиотек, публичный показ, публичное исполнение (в том числе посредством зрелищных мероприятий), распространение посредством эфирного или кабельного вещания, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи.
Статья 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях ребенка в Российской Федерации» устанавливает такие цели государственной политики, как содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, в том числе и их защиту от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Как следует из материалов дела, проведенным Ковылкинской межрайонной прокуратурой Республики Мордовия мониторингом Интернет - ресурсов обнаружен сайт с URL-адресом: <данные изъяты>, на котором размещена информация о жизни в тюрьме, ее укладе, правилах поведения в местах лишения свободы.
При просмотре содержания информации установлено, что она имеет открытый для всех пользователей страницы по адресу <данные изъяты> доступ и содержит информацию, запрещенную на территории Российской Федерации, оправдывает антиобщественное противоправное поведение, содержит информацию о жизни в тюрьме, ее укладе, правилах поведения в местах лишения свободы.
Таким образом, прокурором обоснованно указано, что содержание указанного Интернет-ресурса, его специфика не соответствует требованиям части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится: обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань. Легкость и доступность поиска информации, содержащаяся на указанном сайте, распространяет идеологию неформального молодежного криминализованного движения <данные изъяты> (название которого расшифровывается как «<данные изъяты>», также встречается трактовка - «<данные изъяты>») создает угрозу конституционному строю Российской Федерации, поскольку пропагандирует философию «<данные изъяты>» и тюремные «понятия», ставя их выше законодательства Российской Федерации, подрывает авторитет легитимных органов исполнительной и судебной власти.
Вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурсов сайтов не требуется. Ознакомиться с содержанием сайтов и скопировать материал в электронном виде может любой интернет - пользователь, в том числе несовершеннолетний. Ограничения на его передачу, копирование и распространение отсутствуют. Указатели страниц указанного сайта, в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отсутствует.
Статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Учитывая, что информация носит противоправный характер, нарушить права неопределенного круга лиц, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства Российской Федерации следует информацию, размещенную на сайте с URL-адресом <данные изъяты> признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (часть 3 статьи 1 КАС Российской Федерации).
Полномочия по созданию, формированию и ведению «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101.
На момент рассмотрения дела указатель сайта с URL-адресом: <данные изъяты>, на котором размещена вышеуказанная информация, в едином реестре отсутствует.
Признание тех или иных информационных материалов запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством.
По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети "Интернет", запрещенной.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым заявленные административные исковые требования Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные требования административного истца Ковылкинского межрайонного прокурора Республики Мордовия, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет информацией распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать информационные материалы, размещенные на странице сайта в сети «Интернет» с URL-адресом <данные изъяты>, запрещенными к распространению на территории Российской Федерации.
Копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Китайский проезд, д.7, стр.2, г. Москва, Россия, 109074), для включения указателя страницы сайта в сети «Интернет» <данные изъяты> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Верховный суд Республики Мордовия через Ковылкинский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ковылкинского районного суда
Республики Мордовия Л.В. Артемкина
Мотивированное решение суда изготовлено 19 июня 2020 года.
Судья Ковылкинского районного суда
Республики Мордовия Л.В. Артемкина