именем Российской Федерации
9 августа 2013 г. г. Улан-Удэ
Судья Верховного суда Республики Бурятия Куницына Т.Н.
с участием прокурора Григорьевой Н.Н.
при секретаре Помишиной Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гармаева А.В. об отмене решения окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 9 от 22 июля 2013 г. № 16 о регистрации кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 Цыденова А.Б.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Народного Хурала Республики Бурятия от 06.07.2013 г. № 3399-IV на 08.09.2013 г. назначены выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва.
Кандидат в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 Гармаев А.В., зарегистрированный решением окружной избирательной комиссией от 31.07.2013 г., обратился в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата Цыденова А.Б., выдвинутого по одномандатному избирательному округу избирательным объединением Регионального объединения в Республике Бурятия Политической партии «Гражданская Платформа».
В обоснование заявленного требования Гармаев А.В. ссылается на то, что кандидатом Цыденовым А.Б. в нарушение требований закона в заявлении о согласии баллотироваться не указаны дата и номер решения съезда (конференции) избирательного объединения о выдвижении кандидата; к заявлению не приложено Приложение № 2, которое является неотъемлемой частью протокола решения общего собрания Регионального отделения в Республике Бурятия Политической партии «Гражданская платформа». Кроме того, согласие кандидата баллотироваться в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия дано, исходя из проставленной им в заявлении даты, до его выдвижения избирательным объединением. Заявитель считает, что такое заявление должно расцениваться как отсутствие документа. Поскольку кандидатом Цыденовым А.Б. был представлен пакет документов не в том объеме, как того требует Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации», Гармаев А.В. считает, что окружная избирательная комиссия должна была отказать кандидату Цыденову А.Б. в регистрации на основании п.п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
В заседании суда Гармаев А.В. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Председатель окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 9 Терехова Т.И. не согласилась с доводами заявителя, полагая, что оснований для отказа в регистрации кандидата Цыденова А.Б. у комиссии не было. Кандидаты, выдвинутые от политических партий по одномандатным округам, не должны представлять протокол решения съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения и списки, поскольку эти документы предоставляются в Избирательную комиссию Республики Бурятия самими избирательными объединениями, откуда поступают в окружные избирательные комиссии. Указание даты и номера решения съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения в заявлении о согласии баллотироваться предусмотрено Законом Республики Бурятия от 06.01.2004 г. № 603-III «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия». В федеральном законодательстве такие требования отсутствуют, поэтому несоблюдение Цыденовым А.Б. требований республиканского законодательства не могло повлечь отказа в регистрации. Кроме того, считает, что указание Цыденовым А.Б. в заявлении о согласии баллотироваться даты 21.06.2013 г. при том, что он был выдвинут избирательным объединением 01.07.2013 г., не нарушает норм избирательного права, так как значение имеет дата поступления заявления в избирательную комиссию.
Цыденов А.Б. в заседание суда не явился, направив письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Его представитель Хаптаев А.Р. также не согласился с заявлением Гармаева А.В., пояснив, что дата и номер решения (конференции, общего собрания) избирательного объединения не относится к обязательным сведениям, которые кандидат обязан указать в заявлении о согласии баллотироваться. Дата в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с требованиями закона может не проставляться, поскольку значение имеет не дата написания заявления, а дата его поступления в окружную избирательную комиссию. В отношении доводов заявления о копии протокола решения общего собрания избирательного объединения и Приложения к нему поддержал позицию председателя окружной избирательной комиссии.
Выслушав пояснения указанных лиц, заключение прокурора, проверив доводы заявления, суд не находит оснований для отмены регистрации кандидата Цыденова А.Б.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 32 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской Федерации» (далее Федеральный закон № 67-ФЗ), граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом.
Согласно п. 1 ст. 35 Федерального закона N 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата.
Пунктом 1.1. ст. 35 Федерального закона N 67-ФЗ оговорено, что законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному избирательному округу выдвигается каждый кандидат. В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным избирательным округам избирательной комиссией, организующей выборы.
В случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в организующую выборы избирательную комиссию предусмотренный п. 14.1 ст. 35 Федерального закона N 67-ФЗ пакет документов.
Организующая выборы избирательная комиссия в силу п. 14.2 ст. 35 Федерального закона N 67-ФЗ в течение трех дней со дня приема этих документов обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован.
Пунктом 14.3. ст. 35 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что решение о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) направляются организующей выборы избирательной комиссией в соответствующие окружные избирательные комиссии. Кандидаты, включенные в заверенный список кандидатов по одномандатным избирательным округам, представляют в соответствии с п. 5 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ в окружные избирательные комиссии документы, указанные в п. 2 и п. 3 ст. 33 названного Федерального закона.
Закон Республики Бурятия «О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия» от 06.01.2004 г. № 603-III в п. 12 ст. 24 (далее Закон республики Бурятия) предусмотрел выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам списком, который подлежит заверению Избирательной Комиссией Республики Бурятия.
Как следует из материалов дела, список кандидатов от Регионального объединения в Республике Бурятия Политической партии «Гражданская Платформа», был передан избирательным объединением в Избирательную комиссию Республики Бурятия, заверен её постановлением № 81/1094-5 от 10.07.2013 г. и направлен в окружные избирательные комиссии.
Кроме того, из подтверждения получения документов о выдвижении кандидата от 12.07.2013 г. видно, что кандидатом Цыбеновым А.Б. в окружную избирательную комиссию был представлен протокол общего собрания Регионального отделения в Республике Бурятия Политической партии «Гражданская платформа», то есть, требование Закона Республики Бурятия, которым установлено, что к заявлению кандидата о согласии баллотироваться прилагается надлежаще заверенная копия протокола решения съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения о выдвижении кандидата, соблюдено.
Не может являться основанием к отмене регистрации отсутствие в заявлении кандидата о согласии баллотироваться даты и номера решения съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения о выдвижении кандидата.
Пункт 2 ст.22 Закона Республики Бурятия предусматривает, что в случае выдвижения по одномандатному избирательному округу избирательным объединением кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться указывается дата и номер решения съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения.
Однако такое требование в Федеральном законе № 67-ФЗ отсутствует.
Перечень обязательных сведений, подлежащих указанию кандидатом в его заявлении о согласии баллотироваться, предусмотрен п.2 ст.33 Федерального закона № 67-ФЗ, согласно которого в заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Конституционный Суд РФ в Определении от 01.06.2010 г. № 784-О-О указал, что законодатель субъекта Российской Федерации, вводя конкретные избирательные процедуры, связан требованием ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, и, во всяком случае, не должен снижать уровень федеральных гарантий избирательных прав, обеспечиваемый в Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Кроме того, даже если и допустить, что кандидат Цыденов Ц.Б. допустил неполноту в представленных сведениях и документах, то это не может быть поставлено ему в вину.
В соответствии п.1.1 ст. 26 Закона Республики Бурятия, продублировавшем п.1.1 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ, при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдении требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение – в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутым им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 22 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
При регистрации кандидата Цыбенова Ц.Б. окружная избирательная комиссия по одномандатному округу № 9 не выявила недостатков в представленных кандидатом документах и не известила об этом кандидата, соответственно она не вправе была принимать решение об отказе в регистрации кандидата.
Суд находит необоснованным довод заявителя о том, что указанная в заявлении о согласии баллотироваться Цыденовым Ц.Б. дата должна расцениваться как отсутствие документа (заявления).
В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные данным Федеральным законом, иным законом, после поступления в комиссию заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Из приведенной норма следует, что права и обязанности кандидата гражданин приобретает после поступления заявления о согласии баллотироваться в соответствующую избирательную комиссию. То есть, правовое значение имеет дата поступления заявления о согласии баллотироваться в избирательную комиссию, а не дата его написания.
Цыбеновым Ц.Б. заявление о согласии баллотироваться было подано в окружную избирательную комиссию после выдвижения его избирательным объединением.
При изложенных обстоятельствах суд считает, что основания для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия пятого созыва Цыденова Ц.Б. отсутствуют.
Руководствуясь изложенным и ст.ст. 260.1 и 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Гармаева А.В. об отмене решения № 16 от 22.07.2013 г. окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 9 о регистрации кандидата в депутаты Народного Хурала республики Бурятия пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 Цыденова А.Б. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 5 дней со дня его вынесения.
Судья Верховного суда Т.Н. Куницына
Республики Бурятия