Судья: Швецов С.И. УИД:23 RS002001-2019000810-59
Дело № 2-727/19
№ 33-33293/19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ19 ноября 2019 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Быстрова А.Н.
судей Назаренко О.Н., Диденко И.А.,
при ведении протокола
помощником судьи Айбатулиным С.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ким Олеси Викторовны на решение Кореновского районного суда Краснодарского края от 09 июля 2019 года,
заслушав доклад судьи Быстрова А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Ким О.В. обратилась в суд с иском к ответчику администрации муниципального образования Кореновскогорайона, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании за ней права на обеспечение жилым помещением на территории Кореновского района как лица, оставшегося без попечения родителей.
В обоснование иска указывалось на то, что, ссылаясь на то, что в соответствии со свидетельством о рождении родителями Ким О.В. (в девичестве < Ф.И.О. >6) являлись < Ф.И.О. >7 и < Ф.И.О. >9
Постановлением главы администрации Кореновского района от 07.04.2000 г. < Ф.И.О. >8 была назначена попечителем над несовершеннолетней внучкой < Ф.И.О. >6 (в настоящее время Ким).
Решением Кореновского районного суда от 22.02.2001 < Ф.И.О. >7 и < Ф.И.О. >9 были лишены родительских прав в отношении дочери < Ф.И.О. >6- <...> г.р. В период с <...> и до своего совершеннолетия, Ким О.В. находилась в семье своего попечителя < Ф.И.О. >8 Она неоднократно предпринимала попытки реализовать своё право на получение жилья, направляла запросы главе администрации г. Кореновска, однако, эти обращения не привели к реализации права истца на жилье. В настоящее время, в ГУП КК «Крайтехинвентарнзация - Краевое БТИ» по Кореновскому району Краснодарского края сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости за Ким О.В. отсутствуют.
Ссылаясь на положения ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), статьи 1,8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 7 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» (с последующими изменениями и дополнениями) просила суд признать за ней право на обеспечение жилым помещением в Кореновском районе Краснодарского края, как лицу, относившемуся к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обжалуемым решением в удовлетворении исковых требований Ким О.В. отказано.
В жалобе истец просит отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение. Доводы жалобы мотивированы тем, что решение является незаконным и необоснованным. Судом допущено нарушение норм материального права.
В судебном заседании представитель администрации МО Кореновский район по доверенности Грицаев Д.Н. указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Ким О.В. иные участвующие в деле лица в судебное разбирательство суда апелляционной инстанции не явились, будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени проведения судебного заседания, заявлений, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не представили.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения истца, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности имеющиеся доказательства по делу, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Судом установлено, что постановлением главы администрации Кореновскогорайона от 07.04.2000 г., < Ф.И.О. >8 назначена опекуном над своей несовершеннолетней внучкой < Ф.И.О. >6 - <...> года рождения.
Решением Кореновского районного суда Краснодарского края от 22.02.2001 года < Ф.И.О. >7 и < Ф.И.О. >9 были лишены родительских прав в отношении дочери < Ф.И.О. >6- <...> г.р.
В период с <...>, до своего совершеннолетия Ким О.В. находилась в семье своего попечителя - АвдюхинойН.А.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
При этом, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8).
По смыслу указанных положений закона для постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений лицам указанной категории предусмотрен заявительный характер. В целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением из специализированного жилого фонда дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, должны до достижения возраста 23 лет встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные приведенным Федеральным законом N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. При этом предоставление жилых помещений вне очереди по договору социального найма действующим в настоящее время законодательством не предусмотрено.
Гарантируемая лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей социальная поддержка в виде обеспечения жильем, предоставляется в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими 23 лет.
Пунктом. 1 статьи 7 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», формирование списка, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края.
В соответствии с ч. 8 ст. 7 указанного закона, лица, относящиеся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 года, не обратившиеся в возрасте с 18 до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по месту их жительства по вопросу включения в список, имеют право обратиться в суд с исковым заявлением о признании за ними права на обеспечение их жилыми помещениями.
Данная норма была принята законом Краснодарского края от 3 июля 2015 года 3213-КЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 7 Закона Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилые помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае». Закон вступил в силу 13 июля 2015 года.
До вступления в силу данной нормы, ограничение по возрасту при подаче заявления о включении в список на обеспечение жилым помещением отсутствовали.
Установлено и не оспаривается по делу то обстоятельство, что по состоянию на январь 2015 года Ким О.В. исполнился полных 31 год. Также не оспаривается то обстоятельство, что Ким О.В. не была лишенина права и возможности на обращение с заявлением, о включении ее в этот список, до достижения ею возраста 31 года.
В исковом заявлении Ким О.В. указывалось, что она якобы неоднократно предпринимала попытки реализовать своё право на получение жилья, направляла запросы главе администрации МО Кореновский район, однако эти обращения, не привели к реализации права истца на жилье.
Вместе с тем, в обоснование указанных доводов Ким О.В. представлена лишь светокопия ответа Главы муниципального образования Кореновский район < Ф.И.О. >11 от <...> по вопросу включения истца в список детей-сирот, с разъяснением необходимости предоставления пакета документов, в том числе вступившего в законную силу решения суда о признании права на обеспечение жилым помещением.
Таким образом, истцом представлено лишь одно вышеуказанное письменное доказательство, свидетельствующее об обращении в 2018 году о включении её в списки детей-сирот, когда Ким О.В. уже исполнилось 34 года.
Других данных, объективно свидетельствующих о своевременных обращениях истца о включении ее в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ким О.В. не представлено.
В соответствии с принципами состязательности и диспозитивности суд не имеет права по своей инициативе осуществлять сбор доказательств.
Суд лишь способствует заинтересованным лицам в сборе доказательств при условии, что эти лица не имеют возможности самостоятельно получить необходимое им доказательство.
Кроме того, в силу присущего гражданскому судопроизводству принципу диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 21.03.2013 №398-О) наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса, (ч.3 ст.123 Конституции РФ), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ч.1 ст.56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
Судом первой инстанции также достоверно установлено, что Ким О.В. не состояла и в настоящее время не состоит на учете нуждающихся в жилом помещении, а доказательств уважительности причин, препятствующих своевременному обращению в уполномоченный орган, истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не может согласиться с доводами истца о том, что ею пропущен срок обращения за реализацией своих нарушенных прав, на получение жилья, по уважительной причине.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод истца о том, что до вступления в законную силу Федерального Закона от 21.12.1996 года N 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривался порядок обеспечения жилыми помещения данной категории лиц при наличии соответствующих оснований.
Так, действовавшим до 1 января 2013 года законодательством в отношении детей-сирот и иных лиц данной категории предусматривалось внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, при достижении ими 18 лет и наличии определенных условий.
Ранее в соответствии с пунктом 2 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставлялись жилые помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
С достижением возраста 23 лет такие, граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв.Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013) указано, что несмотря на то, что с 1 января 2013года установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, судам следует учитывать, что подходы к разрешению вопросов, в том числе о круге лиц, на которых распространяется действие статьи8 Федерального закона от 21 декабря 1996года N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. ФЗ от 29.02.2012№15-ФЗ), о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, остаются прежними.
Другие доводы жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы принятого по делу решения.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что в настоящее время в соответствии с законом Краснодарского края от 05.07.2019 №4065-КЗ (вступившего в действие с 19.07.2019 года) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Краснодарского края в сфере обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» статья 7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» изложена в новой редакции, в соответствии с которой включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список или исключение их из списка, а также внесение в список иных изменений осуществляется на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края.
Порядок принятия решения о включении в список либо об отказе во включении в него детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также решения об исключении указанных лиц из списка устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края.
При этом, решение об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список принимается в случае отсутствия оснований, предусмотренных статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Соответственно, в настоящее время указанным нормативным актом, предусмотрен порядок рассмотрения заявлений указанной категории граждан и принятий по ним решений о наличии либо отсутствии оснований, предусмотренных статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела судом приняты все меры для объективного и всестороннего рассмотрения спора по существу заявленных требований. Необходимые условия для всестороннего и полного исследования доказательств по делу судом созданы. Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений норм материального, либо процессуального права, влекущих отмену либо изменение решения, не имеется.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Кореновского районного суда Краснодарского края от 09 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ким Олеси Викторовны без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи