Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2090/2014 ~ М-2375/2014 от 25.11.2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 2 - 2090/14

г. Изобильный                                                                                16 декабря 2014 года

Изобильненский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Блудова В.П.,

с участием старшего помощника прокурора Изобильненского района Ставропольского края Пилипко Д.А.,

представителя заинтересованного лица - Подлужненского сельсовета Изобильненского района Ставропольского края по доверенности Плотниковой М.В.,

при секретаре судебного заседания Яицкой Н.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора <адрес>, обратившегося в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Подлужненского сельсовета <адрес> по непринятию мер по восстановлению Мемориального комплекса «<данные изъяты>» незаконным, и обязать произвести восстановление Мемориального комплекса «<данные изъяты>»,

УСТАНОВИЛ:

В суд обратился заместитель прокурора <адрес> Казаков В.Е. с заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Подлужненского сельсовета <адрес> по не принятию мер по восстановлению Мемориального комплекса «<данные изъяты>» на <адрес> в <адрес>; обязать администрацию Подлужненского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести восстановление Мемориального комплекса «<данные изъяты>» на <адрес>.

В судебном заседании старший помощник прокурора Пилипко Д.А. суду пояснил, что прокуратурой района по заданию прокуратуры <адрес> проведена проверка доводов статьи «<данные изъяты>», опубликованной в газете «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ по вопросу непринятия администрацией Подлужненского сельсовета мер по восстановлению Мемориального комплекса «<данные изъяты>» землякам, не вернувшимся с фронтов Великой Отечественной войны, располагавшегося на въезде в <адрес>.

Установлено, что Мемориал на <адрес> был построен к 35-летию Победы в Великой Отечественной войне, представлял собой большую пятиконечную звезду, за которой располагалось изображение Вечного огня у Кремлевской стены в городе Москве. На гранитных плитах были высечены имена уроженцев села, не вернувшихся с фронта. Мемориал опоясывали декоративные кустарники и деревья. Согласно информации администрации Подлужненского сельсовета место для строительства Мемориала располагалось на окраине села. Мемориал сооружался на денежные средства жителей без проектно-сметной документации на земельном участке с близким расположением грунтовых вод, из-за чего, предположительно и произошло его разрушение со временем. Памятник обветшал, дал просадку, появились трещины, мемориальные плиты с Фамилиями Именами Отчествами погибших разрушились и не сохранились. В месте расположения Мемориала захоронений погибших и умерших участников Великой Отечественной войны не было. Мемориал являлся объектом, увековечивающим память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах Великов Отечественной войны. В настоящее время Мемориал разрушен и не существует.

В соответствии со ст. ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 80-ФЗ «Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», орган местного самоуправления - администрация Подлужненского сельсовета, является ответственной за сохранение памятников Великой Отечественной войны, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне.

В нарушение указанной нормы закона администрацией Подлужненского сельсовета не приняты меры к сохранению и реставрации Мемориала в <адрес>, что привело к его разрушению временем.

Считает, что указанные обстоятельства свидетельствует о бездействии администрации Подлужненского сельсовета по восстановлению Мемориала, увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, памяти погибших при защите Отечества. Просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

В судебном заседании заинтересованное лицо представитель Подлужненского сельсовета <адрес> по доверенности Плотникова М.В. суду пояснила, что к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне, на въезде в <адрес> было установлено сооружение в память односельчанам, погибшим в годы войны. Данное сооружение было построено на средства бывшего совхоза «<данные изъяты>» без проекта и правоустанавливающих документов, которое не было оборудовано чашей Вечного огня, воинских захоронений не было. Данное сооружение не состояло на государственном учете как объект регионального или местного значения.

Постепенно, на протяжении 20 лет, в результате постоянных оползней, сооружение давало осадку, появились трещины, что привело к его разрушению.

В 2010 году, к 65-ой годовщине Победы, по решению администрации, совета депутатов Подлужненского сельсовета, Совета ветеранов <адрес>, жителей села, был сооружен памятник в центре села Подлужного. Данный памятник сооружен в виде стелы, на которой находятся плиты с именами погибших в годы Великой Отечественной войны, горит Вечный огонь, заложен сквер. Была проведена большая работа по составлению списков погибших и умерших односельчан в годы войны для Мемориальных плит.

Администрация Подлужненского сельсовета оформила памятник в муниципальную собственность, Памятник находится в хорошем состоянии, на прилегающей территории регулярно ведутся работы по благоустройству. В целях содержания памятника в надлежащем состоянии, за ним закреплено ЗАО СХП «<данные изъяты>». Обращает внимание суда, что восстановить бывшее сооружение на прежнем месте нецелесообразно из-за близкого прилегания грунтовых вод, денежных средств бюджете администрации на восстановление мемориала не имеется.Просила отказать в удовлетворении заявления прокурора <адрес>.

Суд, выслушав старшего помощника прокурора Пилипко Д.А., представителя заинтересованного лица Подлужненского сельсовета <адрес> по доверенности Плотникову М.В., исследовав письменные доказательства, содержащиеся в материалах дела, приходит к следующему.

В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Установлено, что прокуратуройИзобильненогорайона по заданию прокуратуры <адрес> проведена проверка доводов статьи «Ни по закону, ни по совести», опубликованной в газете «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ по вопросу непринятия администрацией Подлужненского сельсовета мер по восстановлению Мемориального комплекса «<данные изъяты>» (далее Мемориал») землякам, не вернувшимся с фронтов Великой Отечественной войны, располагавшегося на въезде в <адрес>.

В ходе проведенной проверки установлено, что Мемориал на <адрес> был построен к 35-летию Победы в Великой Отечественной войне, представлял собой большую пятиконечную звезду, за которой располагалось изображение Вечного огня у Кремлевской стены в городе Москве. На гранитных плитах были высечены имена уроженцев села, не вернувшихся с фронта. Мемориал опоясывали декоративные кустарники и деревья.

Мемориал располагался на окраине села, сооружался на денежные средства жителей без проектно-сметной документации на земельном участке с близким расположением грунтовых вод, из-за чего, предположительно и произошло его разрушение со временем. Памятник обветшал, дал просадку, появились трещины, мемориальные плиты с Фамилиями Именами Отчествами погибших разрушились и не сохранились. В месте расположения Мемориала захоронений погибших и умерших участников Великой Отечественной войны не было. Мемориал являлся объектом, увековечивающим память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах Великов Отечественной войны. В настоящее время Мемориал разрушен и не существует.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В судебном заседании установлено, что к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне, на въезде в <адрес> было установлено сооружение в память односельчанам, погибшим в годы войны Мемориал «<данные изъяты>».

Данное сооружение было построено на средства бывшего совхоза «<данные изъяты>» без проекта и правоустанавливающих документов, которое не было оборудовано чашей Вечного огня, воинских захоронений не было. Данное сооружение не состояло на государственном учете как объект регионального или местного значения, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ года.

Распоряжением администрации Подлужненского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была создана комиссия по проведению технического осмотра (сооружения) Подлужненского сельсовета, с целью проверки состояния Мемориального комплекса «<данные изъяты>» расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно Акта обследования Мемориального комплекса «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ года, следует, что мемориал находится в аварийном состоянии из - за близкого залегания грунтовых вод, на восстановление которого требуются большие денежные вложения.

Из Заключения от ДД.ММ.ГГГГ года, следует, что Мемориальный комплекс «<данные изъяты>» находится в разрушенном состоянии и восстановлению не подлежит. Решением Совета Подлужненского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в честь 65 летия Великой Победы в Великой Отечественной Войне было решено, в связи с разрушением мемориала «<данные изъяты>» по <адрес> и невозможностью его восстановления, по причине отсутствия правоустанавливающих документов, одобрить предложение администрации Подлужденского сельсовета о целесообразности строительства мемориала «<данные изъяты>» на центральной площади села Подлужного, где на мемориальных плитах увековечить имена погибших и умерших участников и инвалидов Великой Отечественной Войны, проживающих на день смерти в <адрес>.

Указанный памятник сооружен в виде стелы, на которой находятся плиты с именами погибших в годы Великой Отечественной войны, горит Вечный огонь, заложен сквер.

Памятник находится в хорошем состоянии, на прилегающей территории регулярно ведутся работы по благоустройству, что подтверждается Распоряжениями администрации Подлужненского сельсовета <адрес> «О проведении двухмесячника по благоустройству и улучшению санитарного состояния территории Подлежненского сельсовета» от ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ года.

Распоряжениями администрации Подлужненского сельсовета <адрес> «О регламенте функционирования расположенного на территории Подлужненского сельсовета мемориала «Вечный огонь» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, от ДД.ММ.ГГГГ в целях упорядочивания работы и качественного использования расположенного на территории Подлужненского сельсовета мемориала «<данные изъяты>» установлен регламент проведения на территории Подлужненского сельсовета праздничных мероприятий возле мемориала в праздничные дни.

В целях содержания памятника в надлежащем состоянии, за ним закреплено ЗАО СХП «<данные изъяты>».

Установлено, что администрация Подлужненского сельсовета <адрес> оформила памятник - Мемориал «<данные изъяты>» в муниципальную собственность, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года.

В судебном заседании установлено, что в период ликвидации совхоза «<данные изъяты>» по причине банкротства, производилась передача имущества (объекты социальной значимости) совхоза «<данные изъяты>» на баланс администрации села Подлужного.

Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено мировое соглашение, в соответствии с которым определен перечень объектов, подлежащих передаче администрации села Подлужного. В данном перечне памятник (мемориал), указанный в заявлении прокуратуры не значится. Соответственно, на баланс муниципального образования данный объект не передавался.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982г памятники истории - это здания, сооружения, памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, в частности, Великой Отечественной войной.

Порядок осуществления мероприятий по государственному учету, охране, использованию и реставрации недвижимых памятников истории и культуры определен Инструкцией о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Минкультуры СССР от ДД.ММ.ГГГГг № 203, согласованному письмом Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГг № ИП-1682.

В соответствии с вышеуказанной Инструкцией принадлежность недвижимого памятника истории и культуры к соответствующему виду и категории определяется при составлении документов государственного учета памятников и устанавливается при утверждении соответствующего государственного списка недвижимых памятников истории и культуры.

Государственный учет памятников истории и культуры осуществляют в пределах установленной компетенции государственные органы охраны памятников.

Государственному учету подлежат все памятники истории и культуры, независимо от того, в чьем пользовании или собственности они находятся. Государственные списки недвижимых памятников составляются по категориям и видам памятников.

В соответствии со ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГг № 14-кз «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации в <адрес>» решение о включении (об исключении) объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр (из реестра) либо об отказе во включении ( в исключении) данного объекта в реестр (из реестра) принимается <адрес> по представлению уполномоченного органа в срок, установленный Федеральным законом для принятия решения о включении объектов культурного наследия в реестр.

Согласно Решения исполнительного комитета <адрес>вого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ ( в редакции постановления <адрес> от 22.12.2004г. № 144-п), которым утвержден Список памятников истории и культуры края, подлежащих государственной охране как памятники местного и республиканского значения, в данном Списке сооружение в <адрес>, указанное в заявлении прокурора, не значится (ни как памятник, ни как мемориал).

Таким образом, учитывая вышеизложенное, данное сооружение не может именоваться ни памятником, ни мемориалом.

Соответственно, какие- либо денежные средства на его восстановление выделяться не могут, поскольку данные затраты будут являться нецелевым использованием бюджетных средств, т.к. объект памятником истории не является.

Ссылка заявителя на ст. 7 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», которая предусматривает, что пришедшие в негодность захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению органами местного самоуправления, является необоснованной, поскольку в месте сооружения объекта захоронения не имеется, данное сооружение мемориальным сооружением не являлось, что также подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ года.

Статья 5 Федерального закона от 19.05.1995г. № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» предусматривает, что сохранение и реставрация памятников Великой Отечественной войны обеспечивается выделением средств из федерального бюджета на памятники федерального значения, бюджетов субъектов Российской Федерации- на памятники регионального значения и местных бюджетов- на памятники местного (муниципального) значения, а также пожертвования физических и юридических лиц.

В связи с тем, что указанное сооружение не является памятником местного (муниципального) значения, то из местного бюджета выделение денежных средств не допустимо.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» воссоздание- это комплекс мероприятий по восстановлению утраченного объекта культурного наследия при наличии достаточных научных данных и при особой исторической, научной, художественной или иной культурной значимости объекта культурного наследия.

Согласно ст.9.3 вышеуказанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

1. сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; 2. государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; 3. определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.

Данная статья была введена Федеральным законом от 29.12.2006г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий». Законом закреплены полномочия органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия исключительно в отношении объектов, находящихся в собственности поселений или городских округов, и в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Установлено, что спорный объект в муниципальной собственности Подлужненского сельсовета не находился, в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (ст. 17 данного Федерального закона) не включен.

Статья 47 данного Федерального закона предусматривает порядок воссоздания утраченного объекта культурного наследия.

В частности, воссоздание утраченного объекта культурного наследия - это научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.

Воссоздание утраченного объекта культурного наследия проводится в исключительных случаях, если утраченный объект культурного наследия представляет собой особую историческую, архитектурную, научную, художественную, градостроительную, эстетическую или иную значимость, и при наличии достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания.

Решение о воссоздании утраченного объекта культурного наследия принимается Правительством Российской Федерации. Основаниями для принятия решения являются: представление Министерства культуры, согласованное с органом государственной власти субъекта Российской Федерации; заключение историко-культурной экспертизы; общественное мнение; мнение религиозных организаций в случае воссоздания памятника или ансамбля религиозного назначения.

Таким образом, законодатель четко предусмотрел случаи и порядок воссоздания объекта культурного наследия.

Относительно данного объекта, не имеется ни одного из вышеперечисленных документов, необходимых для проведения работ по его воссозданию.

С учетом фактических обстоятельств по данному делу, и учитывая, что в <адрес>, имеется надлежащим образом зарегистрированном и поставленном на учёт новый памятник Участникам Великой Отечественной Войны, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требовании прокурора <адрес>, обратившегося в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 254, 194-199, ГПК РФ, суд

                                                    

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления прокурора Изобильненского района Ставропольского края о признании бездействия администрации Подлужненского сельсовета Изобильненского района Ставропольского края по непринятию мер по восстановлению Мемориального комплекса «Вечный огонь» незаконным, и обязать произвести восстановление Мемориального комплекса «<данные изъяты>», на <адрес> СК- отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Изобильненский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом.

                     Согласовано судья

Изобильненского районного суда                                                    В.П. Блудов

2-2090/2014 ~ М-2375/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Казаков В.Е.
Другие
Администрация Подлужненского сельсовета Изобильненского района Ставропольского края
Суд
Изобильненский районный суд Ставропольского края
Судья
Блудов Владимир Петрович
Дело на странице суда
izobylnensky--stv.sudrf.ru
25.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.11.2014Передача материалов судье
26.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.11.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.12.2014Предварительное судебное заседание
16.12.2014Судебное заседание
16.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.06.2015Дело оформлено
10.06.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее