Решение по делу № 2-132/2020 ~ М-912/2019 от 20.12.2019

Дело № 2-132/2020

УИД 22RS0001-01-2019-001487-30

Решение в окончательной форме изготовлено 10 июля 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июля 2020 года г.Алейск

Алейский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Иноземцевой И.С.,

при секретаре Митяевой Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в интересах Ануфриева Андрея Владимировича, Дьячук Владимира Ивановича, Капустина Владимира Георгиевича, Лапочкина Владимира Юрьевича к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Алтайская краевая общественная организация «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник», действуя в интересах Ануфриева А.В., Дьячук В.И., Капустина В.Г., Лапочкина В.Ю. обратились в Алейский городской суд с исковым заявлением к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ о защите прав потребителей, указывая на то, что Ануфриев А.В. проживает в квартире <адрес>, Дьячук В.И. в квартире <адрес>, Капустин В.Г. в квартире <адрес>, Лапочкин В.Ю. в квартире <адрес> жилого дома по <адрес> г. Алейска Алтайского края. Ответчик ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ является компанией обслуживающей жилой дом в г. Алейске в котором проживают истцы.

Согласно ст.161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство РФ устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.

В состав общего имущества согласно Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491, включаются, в том числе, технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции). В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством РФ.

Перечнем работ, относящихся к текущему ремонту, являющемуся приложением к Постановлению Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», в частности фундаментов и стен подвалов, отмосток и тротуаров, стен, стыков панелей, козырьков, перекрытий, полов, перегородок, крыш, окон, дверей, световых фонарей, лестниц. Техническое обслуживании жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей. Перечень работ, относящихся к текущему ремонту определен в Приложении №7 вышеуказанных правил.

Согласно п.4.6.4.1 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года №170, неисправности системы водоотвода: наружного (загрязнение и разрушение желобов и водосточных труб, нарушение сопряжений отдельных элементов между собой и с кровлей, обледенение водоотводящих устройств и свесов) и внутреннего (протечки в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, засорение и обледенение воронок и открытых выпусков, разрушение водоотводящих лотков от здания, протекание стыковых соединений водосточного стояка, конденсационное увлажнение теплоизоляции стояков) следует устранять по мере выявления дефектов, не допуская ухудшения работы системы.

Бездействиями ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ истцам причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях, пережитых ими в результате неправомерных действий управляющей компании выразившихся в не проведении текущего ремонта. Нанесенный моральный вред потребители оценивают в сумме 3000 рублей в пользу каждого.

На основании изложенного истцы просят обязать ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ провести работы по восстановлению организованного водостока <адрес> в г.Алейске Алтайского края в соответствии с национальными стандартами и строительными правилами исключив прямое попадание стекающей воды на пешеходов и пешеходные зоны, с расположением отметов не выше 20 см от земли в течении 10 дней с момента вынесения решения; взыскать с ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ в пользу Ануфриева А.В., Дьячук В.И., Капустина В.Г., Лапочкина В.Ю. компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей каждому; взыскать с ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ в пользу Ануфриева А.В., Дьячук В.И., Капустина В.Г., Лапочкина В.Ю. компенсацию за ожидание исполнение решения суда в размере 1000 рублей за каждый день просрочки в случае неисполнения решения суда в сроки установленные судом.

Представитель Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в судебное заседание не явился о времени и месте извещен в установленном законом порядке.

Истцы Ануфриев А.В., Дьячук В.И., Капустин В.Г., Лапочкин В.Ю. в судебное заседание не явились о времени и месте извещены в установленном законом порядке.

Представитель истцов Алифанов Д.В. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил обязать ответчика провести работы по организации водостока, установленные экспертным заключением, взыскать с ответчика в пользу истцов компенсацию морального вреда и компенсацию за ожидание исполнение решения суда.

Представитель ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ (по Центральному военному округу) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

От представителя ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России поступили письменные возражения на иск от 05 марта 2020 года из которых следует, что управление МКД, в которых доля собственности Минобороны России на помещения в них составляет менее 100%, более 50 % Учреждение осуществляет на основании Договора управления жилищным фондом, закрепленным за ВС РФ от 13 сентября 2019 года.    

По результатам проведенного администрацией г.Алейска открытого конкурса на основании постановления администрации г.Алейска от 06 марта 2019 года по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами (далее-МКД), расположенными на территории военного городка №1 в г.Алейске, признано Учреждение.

В соответствии с приказом Государственной инспекции Алтайского края от 31 июля 2019 года о внесении изменений в приказ от 18 августа 2017 года /Л/619 Государственной инспекции Алтайского края Учреждение приступило к управлению МКД, расположенными на территории военного городка в г. Алейске, в том числе и МКД по <адрес> в г.Алейске, с 01 августа 2019 года.

Договор управления между собственниками помещений в МКД по <адрес> г.Алейска и Учреждением не заключался.

Учреждение полностью не согласно с исковыми требованиями, считает исковые требования необоснованными, незаконными, противоречат фактическим обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права РФ, не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Учреждением во исполнение указанных выше требований был проведен общий осенний осмотр МКД в г.Алейске, в том числе МКД , в результате которого выявлено неудовлетворительное состояние его водосточной системы, требующей капитального ремонта вместе с кровлей, стропилами, балками, о чем составлен акт общего осеннего осмотра МКД от 27 сентября 2019 года.

Учреждение принимает все зависящие от него меры согласно порядку, установленному действующими нормативно-правовыми актами: п.13.1 постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», п.2.1.5 постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

Подача искового заявления со стороны Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей» (далее АКООАЗПП «Сутяжник») Учреждение считает вмешательством в производственную деятельность Учреждения, поскольку последний не учитывает установленные п.13.1 Правил №491, п.2.1.5 Правил №170 порядок подготовки проведения текущего ремонта, а также п.2.3.4 Правил №170, согласно которому периодичность текущего ремонта следует принимать в пределах трех-пяти лет с учетом группы капитальности зданий, физического износа и местных условий. Учреждение приступило к исполнению обязанностей по управлению МКД №15 с 01 августа 2019 года, то есть фактически управляет данным МКД с августа 2019 года по февраль 2020 года, что составляет 7 месяцев.

Полагают, что в действиях АКООАЗПП «Сутяжник» имеется недобросовестное осуществление гражданских прав по защите нарушенных прав указанных четырех граждан с намерением причинить вред другому лицу. Подача серийных аналогичных исков о защите прав потребителей в Алейский городской суд (№№2-57/2020, 2-59/2020, 2-56/2020, 2-81/2020, 2-83/2020, 2-84/2020, 2-85/2020, 2-125/2020, 2-126/2020, 2-127/2020, 2-159/2020, 2130/2020) свидетельствует о злоупотреблении правом, стремлением причинить вред Учреждению, нанести материальный ущерб федеральному бюджету, поскольку только его требования по компенсации морального вреда четырем указанным гражданам в размере 3 000 рублей каждому обойдется федеральному бюджету в случае удовлетворения этих требований в 12 000 рублей, которые можно было направить на проведение ремонта МКД №74.

Учреждение не оспаривает необходимость проведения ремонта водосточной системы МКД №74. Фактов письменного обращения, подачи претензии в Учреждении в связи с неудовлетворительным состоянием водосточной системы МКД и намокании в связи с этим наружных стен истцом не представлено. Какие-либо фотоматериалы, оформленные в установленном порядке акты, иные доказательства, свидетельствующие о неудовлетворительном состоянии водосточной системы МКД и намокании в связи с этим наружных стен МКД , истцом не представлены. Доказательств причинения морального вреда истцам также не представлено.

Претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора является обязательным в случаях, предусмотренных законом или договором (п.3 ст.132 ГПК РФ). Просили отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

С учетом мнения представителя истцов Алифанова Д.В., в соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть заявленные требования в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав представителя истца Алифанова Д.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пунктам 3, 4 ч.1 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно преамбулы Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие, в частности, между потребителями и исполнителями при оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, а также определяет механизм реализации этих прав.

Статьей 4 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлено, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

Качественное оказание услуги по техническому содержанию жилищного фонда предполагает поддержание конструктивных элементов дома в технически исправном состоянии, соответствующем требованиям стандартов, строительным нормам и правилам, исключающем причинение вреда не только жизни и здоровью проживающих в нем лиц, но и их имуществу.

Из материалов дела следует, что истец Ануфриев А.В. является нанимателем <адрес>, расположенной по адресу: Алтайский край, г.Алейск, <адрес>, что подтверждается договором найма служебного жилого помещения от 15 марта 2007 года.

Истец Дьячук В.И. является собственником ? <адрес>, расположенной по адресу: Алтайский край, г. Алейск, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Капустин В.Г. является собственником <адрес>, расположенной по адресу: Алтайский край, г. Алейск, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец Лапочкин В.Ю. является нанимателем <адрес>, расположенной по адресу: Алтайский край, г. Алейск, <адрес>, что подтверждается договором найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.

Согласно требованиям ч.2 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

На основании проведенного администрацией г.Алейска Алтайского края открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: г.Алейск, территория военного городка открытого типа № 01 (протокол от 12 апреля 2019 года), 30 апреля 2019 года между Министерством обороны РФ, выполняющим полномочия собственника жилых (нежилых) помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ заключен договор управления многоквартирным домом , согласно которому УК ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по заданию собственника (нанимателя) помещения в многоквартирном доме по адресу: г.Алейск, <адрес>, имеющего на праве собственности жилое (нежилое) помещение и долю в праве общей долевой собственности на общее имущества в многоквартирном доме за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (п.3.1 Договора).

В соответствии с приказом Государственной инспекции Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ /Л/502 о внесении изменений в приказ от ДД.ММ.ГГГГ /Л/619 государственной инспекции Алтайского края Учреждение приступило к управлению многоквартирными домами, расположенными на территории военного городка в г.Алейске, в том числе и многоквартирным домом по <адрес> в г.Алейске с ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленных стороной истца платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг получателем платежей и исполнителем услуг указано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ.

Таким образом, из материалов дела следует, что управление многоквартирным домом по <адрес> г. Алейска осуществляет управляющая организация ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые устанавливают требования к содержанию общего имущества.

На основании пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включаются, в том числе: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

В соответствии с п. 5 Правил № 491 в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

Пунктом 10 названных Правил предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Таким образом, обслуживающая общее имущество организация обязана предоставлять гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, услуги по надлежащему содержанию жилья и по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.

Подпунктом "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил.

На основании пунктов 13, 14 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.

Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений).

Из представленного стороной ответчика акта осеннего осмотра объекта жилищного фонда – <адрес> в/г г. Алейска, следует, что осмотром установлено неудовлетворительное состояние водосточной системы, требующее капитального ремонта.

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 (далее – Правила №170), определяют, что техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Система технического обслуживания (содержания и текущего ремонта) жилищного фонда обеспечивает нормальное функционирование зданий и инженерных систем в течение установленного срока службы здания с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров. Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей (раздел 2).

Согласно положениям раздела IV Правил и норм технической эксплуатации в отношении подготовки жилищного фонда к эксплуатации установлено, что неисправности стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений должны быть устранены.

В соответствии с п. 4.6.1.1 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.

В соответствии с п. 4.6.4.1 Правил неисправности системы водоотвода: наружного (загрязнение и разрушение желобов и водосточных труб, нарушение сопряжений отдельных элементов между собой и с кровлей, обледенение водоотводящих устройств и свесов) и внутреннего (протечки в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, засорение и обледенение воронок и открытых выпусков, разрушение водоотводящих лотков от здания, протекание стыков соединений водосточного стояка, конденсационное увлажнение теплоизоляции стояков) следует устранять по мере выявления дефектов, не допуская ухудшения работы системы.

Согласно п.4.2.1.11 Правил №170 отметы водосточных труб устанавливаются на 20 - 40 см выше уровня тротуаров. Желоба, лотки, воронки и водосточные трубы должны быть выполнены как единая водоприемная система с соблюдением необходимых уклонов, для чего лежачие фальцы загибают по уклону, лотки в нижней части заводят под желоба, колена и звенья водосточных труб вставляют один в другой (верхние внутрь нижних).

Приложение №7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, замена водосточных труб, ремонт гидроизоляции относятся к текущему ремонту.

Из анализа приведенных норм следует, что работы по ремонту водостока относятся к работам по текущему ремонту многоквартирного жилого дома, подлежащими выполнению управляющей организацией в рамках договора на управление многоквартирным жилым домом независимо от обращения собственников помещений по этим вопросам и от того, что по этому вопросу не принималось решение общим собранием собственников дома, поскольку эти работы обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.

Приступая к управлению домом, управляющая компания взяла на себя обязанность за плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту указанного жилого дома.

В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как разъяснено в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (п.4 ст.13, п.5 ст.14, п.5 ст.23.1, п.6 ст.28 Закона о защите прав потребителей, ст.1098 ГК РФ).

Согласно ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения. Нормы проектирования»: «п. 1.1. Настоящее Положение устанавливает состав и порядок функционирования системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее здания и объекты) по перечню согласно СНиП 2.08.02-85 независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. п. 1.2. Настоящее Положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий п. 2.2. Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий, и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. При планировании ремонтно-строительных работ периодичность их проведения может приниматься в соответствии с рекомендуемым прил. 2 (для зданий и объектов) и рекомендуемым прил. 3 (для элементов зданий и объектов). Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации».

Текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения очередного текущего ремонта приведена в рекомендуемом Прил. 6, а состав основных работ по текущему ремонту - в рекомендуемом Прил. 7. (п. 4.1).

Из действующих Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года №170, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491, положений ведомственных строительных норм ВСН 58-88 «Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально культурного назначения», утвержденных приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года № 312, регламентирующих спорные правоотношения, следует, что в обязанности эксплуатирующего предприятия входит комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смена, восстановление или замена их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий, осуществление благоустройства домов.

Согласно Правилам и Приложению №7 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» при обслуживании крыш следует обеспечить: исправность системы водостока; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояков; водосточные трубы следует прокладывать вертикально; стояки внутреннего водостока, проходящие в чердачном помещении, следует утеплять; (п. 4.6.1.26.).

Согласно заключению эксперта ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» от 17 апреля 2020 года , установлено, что по фасадам здания имеется 10 водосточных труб, выполненных из листовой оцинкованной стали, диаметр труб составляет 135 мм, на отдельных участках имеются локальные разрушения антикоррозийного покрытия водосточных труб: восточная труба расположена на углу здания (в месте стыка наружных стен дворового и торцевого фасада здания, справа от входа в подъезд ), высота водосточной трубы над уровнем отмостки составляет 2,3 м; водосточная труба расположена со стороны дворового фасада здания между входами в подъезд и , высота водосточной трубы над уровнем отмостки составляет 2,18 м., водоприемная воронка смещена относительно водоприемного лотка; водосточная труба расположена со стороны дворового фасада здания между входами в подъезды и , высота водосточной трубы над уровнем отмостки составляет 1,83 м; водосточная труба расположена со стороны дворового фасада здания между входами в подъезды и , высота водосточной трубы над уровнем отмостки составляет 3,74 м; водосточная труба расположена на углу здания (в месте стыка наружных стен дворового и торцевого фасада здания, слева от входа в подъезд ), высота водосточной трубы над уровнем отмостки составляет 2,3 м, водоприемная воронка отсутствует; водосточная труба расположена на углу здания (в месте стыка наружных стен тылового и торцевого фасада здания, симметрично водосточной трубы ), высота водосточной трубы над уровнем отмостки составляет 1,84 м, водоприемная воронка смещена относительно водоприемного лотка; труба расположена со стороны тылового фасада здания (симметрично водосточной трубы ), высота водосточной трубы над уровнем отмостки составляет 2,4 м, водоприемная воронка и водоприемный лоток (в карнизной части крыши) отсутствуют; водосточная труба расположена со стороны тылового фасада здания (симметрично водосточной трубы ), высота водосточной трубы над уровнем отмостки составляет 4,2 м; водосточная труба расположена со стороны тылового здания (симметрично водосточной трубы ), высота водосточной трубы над уровнем отмостки составляет 2,3 м, водосточная воронка смещена относительно водоприемного лотка; водосточная труба расположена на углу здания (в месте стыка наружных стен тылового и торцевого фасада здания, симметрично водосточной трубы ), высота водосточной трубы над уровнем отмостки 3,71 м, водоприемная воронка отсутствует.

Техническое состояние системы наружного организованного водоотвода с кровли многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Алтайский край, г.Алейск, <адрес>, , на дату проведения экспертного осмотра неудовлетворительное (имеются дефекты и повреждения), а именно:

- высота водосточных труб над уровнем отмостки составляет более 400 мм, что не соответствует требованиям п.4.2.1.11 МДК 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» (отметы водосточных труб устанавливаются на 20-40 см выше уровня тротуаров);

- имеется разрушение антикоррозионного покрытия водосточных труб на отдельных участках, что не соответствует требованиям п.4.2.3.1. МДК 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда»;

- имеется разрушение антикоррозионного покрытия настенных желобов и кровельного покрытия в карнизной части крыши, что не соответствует требованиям п.4.6.1.2 и п.4.6.1.6. МДК 2-03.2003 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;

- на отдельных участках имеется сквозное поражение коррозией стенок настенных желобов, что не соответствует требованиям п.4.6.1.2 МДК 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда»;

- на отдельных участках отсутствуют водоприемные лотки и настенные желоба, что не соответствует требованиям п.4.6.4.1 МДК 2-03.2003 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда»;

- у водосточных труб , и отсутствуют водоприемные воронки, в месте расположения водосточной трубы отсутствует водоприемный лоток, что не соответствует требованиям п.4.6.1.26 МДК 2-03.2003 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;

- у водосточных труб , и водоприемная воронка смещена относительно водоприемного лотка, что не соответствует требованиям п.4.6.1.26 МДК 2-03.2003 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;

Для устранения дефектов и повреждений элементов системы наружного организованного водоотвода с кровли многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Алтайский край, г.Алейск, ул.им. В. Олешко,74 необходимо произвести следующие ремонтно-строительные работы:

- выполнить разборку кровельного ограждения в местах поражения
коррозией стенок настенных желобов, а также в местах отсутствия стенок
настенных желобов;

- выполнить разборку настенных желобов в местах поражения коррозией стенок настенных желобов;

- выполнить устройство настенных желобов из не оцинкованной кровельной стали в местах демонтажа и в местах отсутствия настенных желобов;

- выполнить восстановление и устройство антикоррозионного покрытия настенных желобов и кровельного покрытия в карнизной части крыши с предварительной подготовкой окрашиваемой поверхности;

- выполнить устройство водоприемного лотка в месте расположения водосточной трубы ;

- выполнить перенавеску верхних секций водосточных труб , и (включая водосточные воронки и колена) таким образом, чтобы оси водоприемных воронок находились на одной оси с водоприемными лотками;

- выполнить восстановление антикоррозионного покрытия существующих водосточных труб, включая водосточные воронки (с предварительной очисткой воронок от засорений);

- выполнить установку водосточных воронок из листовой оцинкованной стали на водосточных трубах , и ;

- выполнить наращивание водосточных труб элементами из листовой оцинкованной стали (прямые звенья водосточных труб, колена, отметы) таким образом, чтобы отметы водосточных труб находились на расстоянии 0,2-0,4 метра от поверхности отмостки;

- выполнить восстановление кровельного ограждения в местах демонтажа.

Ремонтно-строительные работы, необходимые для устранения дефектов и повреждений элементов системы наружного организованного водоотвода с кровли многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Алтайский край, г.Алейск, ул. им. В. Олешко, <адрес>, относятся к текущему ремонту.

У суда не имеется оснований не доверять данному экспертному заключению.

Суд полагает, что экспертное заключение соответствует требованиям положений ст.86 ГПК РФ, указанное экспертное заключение в силу требований ст. 67 ГПК РФ, является допустимым доказательством, так как оно произведено в соответствии с нормативными, методическими и справочными источниками в соответствии с действующим законодательством, заключение содержит подробное описание проведенного исследования, выводы эксперта обоснованы, достаточно мотивированы, неясностей и противоречий не содержат, перед производством экспертизы эксперты, имеющие соответствующую квалификацию и стаж работы по профессии, были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 УК РФ, им были разъяснены права и обязанности. Суд соглашается с выводами экспертов и учитывает, что данным экспертным заключением ремонтные работы по устранению дефектов и повреждений элементов системы наружного организованного водоотвода с кровли многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Алтайский край, г.Алейск, <адрес>, отнесены к текущему ремонту.

В соответствии с ч.2 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Согласно п.29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

При определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома (п. 31 Правил).

Поскольку услуги и работы по обслуживанию общего имущества, являющиеся предметом данного иска, отнесены к услугам по содержанию общего имущества многоквартирного дома, то, исходя из анализа приведенных норм права, плата за данные услуги должна производиться за счет средств, вносимых собственниками в счет платы на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Таким образом, материалами дела установлено, что истцы являются жителями жилого дома по <адрес> г.Алейска, который находится в управлении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, техническое состояние системы наружного организованного водоотвода с кровли жилого дома неудовлетворительное, имеются дефекты и повреждения, что не соответствует требованиям действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования к управляющей компании, которая в настоящее время управляет данным многоквартирным жилым домом – ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, - об обязании провести работы по устранению дефектов и повреждений элементов системы наружного организованного водоотвода с кровли многоквартирного жилого дома, подлежащими удовлетворению.

При этом, не имеет правового значения в рассматриваемом случае то обстоятельство, что данная управляющая компания управляет спорным домом недолгое время и все установленные дефекты имели место ранее, поскольку данное обстоятельство не снимает с ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ обязанности по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил содержания общего имущества).

Согласно ст.14 Закона «О защите прав потребителей», вред, причиненный потребителю вследствие недостатка оказанной услуги, подлежит возмещению в полном объеме.

Поскольку факт нарушения ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ прав истцов установлен, требования в части компенсации морального вреда являются обоснованными.

В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу ст.15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.45 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

Поскольку судом был установлен факт нарушения прав истцов, как потребителей коммунальных услуг, постольку имеются основания для взыскания компенсации морального вреда, однако суд полагает, что заявленная ко взысканию сумма морального вреда в размере 3 000 рублей в пользу каждого истца завышена, и с учетом степени нравственных страданий истцов, вины ответчика, периода осуществления управления спорным МКД, руководствуясь принципом разумности и справедливости, полагает достаточным определить размер компенсации морального вреда в сумме 100 рублей в пользу каждого истца, которые подлежат взысканию с ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ.

Согласно пункту 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.

В соответствии с п. 46, 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).

В связи с изложенным суд полагает подлежащим взысканию с ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ в пользу каждого истца штраф в размере 25 рублей, и в пользу Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» штраф в размере 100 рублей.

Согласно части 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Учитывая изложенное, суд полагает, что срок для исполнения управляющей компанией текущего ремонта по организации системы наружного организованного водоотвода с кровли многоквартирного жилого дома, который истец указывает в просительной части искового заявления, - в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу, не отвечает требованиям разумности и справедливости. В связи с чем, суд полагает необходимым установить срок для исполнения ответчиком обязанности по проведению текущего ремонта - в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Разрешая требования о взыскании неустойки на случай неисполнения указанного судебного акта, суд исходит из следующего.

В силу ч.ч. 2, 3 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (п. 1 ст. 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1).

Верховный Суд Российской Федерации в пунктах 31,32,35 Постановления от 24 марта 2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснил, что суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре. Судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства (ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, ч. 1 и 2.1 ст. 324 АПК РФ). Удовлетворяя требования истца о присуждении судебной неустойки, суд указывает ее размер и/или порядок определения. Размер судебной неустойки определяется судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ). В результате присуждения судебной неустойки исполнение судебного акта должно оказаться для ответчика явно более выгодным, чем его неисполнение. Если объективная невозможность исполнения обязательства в натуре возникла после присуждения судебной неустойки, то такая неустойка не подлежит взысканию с момента возникновения такого обстоятельства. При этом такая привходящая объективная невозможность исполнения обязательства в натуре, например, гибель индивидуально-определенной вещи, подлежащей передаче кредитору, не препятствует взысканию присужденных сумм судебной неустойки за период, предшествующий возникновению данного обстоятельства. Возникновение указанных обстоятельств является основанием для прекращения исполнительного производства как по требованию о понуждении к исполнению в натуре, так и по требованию о взыскании судебной неустойки (п. 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Как следует из приведенных норм и разъяснений, правовая природа судебной неустойки заключается в побуждении стороны к исполнению решения суда, и взыскание неустойки осуществляется на будущее до момента исполнения судебного акта.

В связи с чем, суд полагает необходимым установить размер судебной неустойки, подлежащей взысканию с ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ в пользу истцов Ануфриева А.В., Дьячук В.И., Капустина В.Г., Лапочкина В.Ю. в размере 50 рублей каждому ежемесячно, начиная со дня следующего за днем истечения срока установленного судом для исполнения решения суда по день фактического исполнения решения суда, полагая указанный размер соответствующим принципам справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения.

Согласно ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Истцы освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче иска, поскольку их исковые требования вытекают из защиты прав потребителей, следовательно, подлежащая уплате государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика. При этом исковые требования носят неимущественный характер, в связи с чем, подлежащая уплате государственная пошлина в соответствии с положениями ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет 300 рублей. Указанная государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ в доход местного бюджета.

В соответствии со ст.96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с надлежащего ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ в пользу общества с ограниченной ответственностью «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» подлежат взысканию расходы на проведение экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 22 400 рублей.

Руководствуясь ст.194-196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд

РЕШИЛ

Исковые требования «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в интересах Ануфриева Андрея Владимировича, Дьячук Владимира Ивановича, Капустина Владимира Георгиевича, Лапочкина Владимира Юрьевича к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ удовлетворить частично.

Обязать ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, произвести работы по устранению дефектов и повреждений элементов системы наружного организованного водоотвода с кровли многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Алтайский край, г.Алейск, <адрес>, выполнив следующие работы по текущему ремонту:

-выполнить разборку кровельного ограждения в местах поражения коррозией стенок настенных желобов, а также в местах отсутствия стенок настенных желобов;

- выполнить разборку настенных желобов в местах поражения коррозией стенок настенных желобов;

-выполнить устройство настенных желобов из не оцинкованной кровельной стали в местах демонтажа и в местах отсутствия настенных желобов;

- выполнить восстановление и устройство антикоррозионного покрытия настенных желобов и кровельного покрытия в карнизной части крыши с предварительной подготовкой окрашиваемой поверхности;

- выполнить устройство водоприемного лотка в месте расположения водосточной трубы ;

- выполнить перенавеску верхних секций водосточных труб , и (включая водосточные воронки и колена) таким образом, чтобы оси водоприемных воронок находились на одной оси с водоприемными лотками;

- выполнить восстановление антикоррозионного покрытия существующих водосточных труб, включая водосточные воронки (с предварительной очисткой воронок от засорений);

- выполнить установку водосточных воронок из листовой оцинкованной стали на водосточных трубах , и ;

- выполнить наращивание водосточных труб элементами из листовой оцинкованной стали (прямые звенья водосточных труб, колена, отметы) таким образом, чтобы отметы водосточных труб находились на расстоянии 0,2-0,4 метра от поверхности отмостки;

- выполнить восстановление кровельного ограждения в местах демонтажа.

Взыскать с ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ в пользу каждого из истцов: Ануфриева Андрея Владимировича, Дьячук Владимира Ивановича, Капустина Владимира Георгиевича, Лапочкина Владимира Юрьевича в счет компенсации морального вреда 100 рублей, штраф 25 рублей, всего взыскать 125 рублей в пользу каждого.

Взыскать с ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ в пользу Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» штраф в размере 100 рублей.

Взыскать с ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ в пользу Ануфриева Андрея Владимировича, Дьячук Владимира Ивановича, Капустина Владимира Георгиевича, Лапочкина Владимира Юрьевича в случае неисполнения решения суда судебную неустойку в размере по 50 рублей каждому ежемесячно, начиная со дня следующего за днем истечения срока установленного судом для исполнения решения суда по день фактического исполнения решения суда.

В удовлетворении остальной части исковых требований Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в интересах Ануфриева Андрея Владимировича, Дьячук Владимира Ивановича, Капустина Владимира Георгиевича, Лапочкина Владимира Юрьевича к ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, отказать.

Взыскать с ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» расходы по оплате производства судебной строительно-технической экспертизы в размере 22 400 рублей.

Взыскать с ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ в доход муниципального бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через отдел судопроизводства Алейского городского суда Алтайского края.

    Судья И.С.Иноземцева

Не вступило в законную силу

2-132/2020 ~ М-912/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Алтайская краевая общественная организация "Агентство по защите прав потребителей "Сутяжник" в интересах Ануфриева Андрея Владимировича, Дьячук Владимира Ивановича, Капустина Владимира Георгиевича, Лапочкина Владимира Юрьевича
Капустин Владимир Георгиевич
Лапочкин Владимир Юрьевич
Дьячук Владимир Иванович
Ануфриев Андрей Владимирович
Ответчики
ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ
Другие
Алифанов Дмитрий Витальевич
Филиал ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" МО РФ
Суд
Алейский городской суд Алтайского края
Судья
Иноземцева Ирина Сергеевна
Дело на странице суда
aleysky--alt.sudrf.ru
20.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.12.2019Передача материалов судье
25.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.01.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.01.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2020Судебное заседание
10.03.2020Судебное заседание
16.06.2020Производство по делу возобновлено
16.06.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
06.07.2020Судебное заседание
10.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2021Дело оформлено
04.02.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее