Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 февраля 2012г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи): Киселева К.И.
при секретаре: Гуренковой В.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абрамкина А.И. к Избирательной комиссии Смоленской области об оспаривании действий (бездействия), возложении обязанности по выплате ежемесячного денежного содержания с учетом индексации, взыскании денежной компенсации за его несвоевременную выплату, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Абрамкин А.И. обратился в суд с вышеуказанным иском к Избирательной комиссии Смоленской области.
В обоснование требований сослался на то, что на него с 05 июля 2011г. (с момента освобождения от занимаемой должности <данные изъяты>) распространялись гарантии, предусмотренные Областным законом от 03 мая 2005г. №29-з (в ред. от 01.11.2010г.) «О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области» в виде ежемесячного денежного содержания по последней замещаемой государственной должности Смоленской области с учетом индексации до устройства на новое место работы (но не более одного года со дня оставления должности).
Вопреки требованиям закона, выплата соответствующих денежных сумм с 01 ноября 2011г. прекращена, в связи с внесением соответствующих изменений в указанный нормативный акт.
Ссылаясь на незаконность оспариваемых действий (бездействия) ответчика, истец указывает на то, что Закон Смоленской области от 30.09.2011 №69-з не может применяться к правоотношениям по выплате ему денежного содержания, поскольку ухудшает уровень предоставляемых гарантий по сравнению с тем, как он был определен законом, действовавшим на момент освобождения от упомянутой должности.
Кроме того, прекращение выплат в отсутствие соответствующего постановления избирательной комиссии недопустимо.
Представитель Избирательной комиссии Смоленской области Копрянцев Д.В., счел иск необоснованным, указав, что социально-трудовые гарантии распространяются лишь на период выполнения лицами, замещавшими государственные должности Смоленской области, своих полномочии, а не по окончании срока их исполнения. Ранее выплата Абрамкину А.И. данного содержания производилось согласно норме, принятой с нарушением федерального законодательства. В связи с внесением в Закон Смоленской области от 03.05.2005г. №29-з изменений вышеуказанные гарантии отменены. Требования о взыскании денежной компенсации за несвоевременную выплату упомянутого денежного содержания и компенсации морального вреда не основаны на законе, поскольку ст.ст.236-237 ТК РФ, предусматривающие возможность взыскания данных компенсаций, в отношении нарушения сроков выплат, производимых после прекращения трудовых (служебных) правоотношений, не применяются.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.4 ст.28 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса по предложению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в ст.8 Закона Смоленской области от 24.04.2003г. №12-з «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Смоленской области», согласно абз.2 ч.2 которой <данные изъяты> Избирательной комиссии Смоленской области замещает государственную должность Смоленской области.
Согласно п.1 ч.15, ч.16 ст.5 Закона Смоленской области от 03.05.2005г. №29-з «О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области» в редакции, действовавшей до 03.10.2011г., лицу, замещавшему государственную должность Смоленской области, после оставления им данной должности в случае истечения срока полномочий (истечение срока трудового договора) выплачивается ежемесячно денежное содержание по последней замещаемой государственной должности Смоленской области с учетом индексации до устройства на новое место работы (но не более одного года со дня оставления должности). В случае если на новом месте работы лицо, замещавшее государственную должность Смоленской области, получает заработную плату ниже размера прежнего денежного содержания, ему производится доплата до уровня прежнего денежного содержания с учетом индексации, но не более одного года со дня оставления замещаемой государственной должности Смоленской области.
Законом Смоленской области от 30.09.2011г. №69-з «О внесении изменений в областной закон «О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области», вступившим в силу с 03.10.2011г. абз.1 ч.15 ст.5 Закона Смоленской области от 03.05.2005г. №29-з изложен в новой редакции, согласно которой в аналогичном случае лицу, замещающему государственную должность Смоленской области, в день увольнения выплачивается единовременная выплата в размере шестимесячного денежного содержания по замещаемой им государственной должности Смоленской области.
По делу установлено, что 02.07.2007г. Абрамкин А.И. на основании Указа Губернатора Смоленской области от 22.06.2007г. № «О назначении членов Избирательной комиссии Смоленской области с правом решающего голоса», постановления Избирательной комиссией Смоленской области состава 2007-2011 годов от 02.07.2007г. № и распоряжения от 02.07.2007г. №-лс, приступил к исполнению обязанностей <данные изъяты> избирательной комиссии (л.д. 32).
Распоряжением от 05.07.2011г. №01-09/2-лс истец освобожден от занимаемой должности в связи с прекращением полномочий избирательной комиссии с предоставлением гарантий, предусмотренных п.1 ч.15 ст.5 Закона Смоленской области от 03.05.2005г. №29-з «О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области» (л.д.31).
После истечения срока полномочий Абрамкину А.И. ответчиком назначено и выплачивалось ежемесячное денежное содержание по последней замещаемой государственной должности Смоленской области с учетом индексации до устройства на новое место работы.
В связи со вступлением с 03.10.2011г. в силу Закона Смоленской области от 30.09.2011 №69-з, которым абз.1 ч.15 ст.5 Закона Смоленской области от 03.05.2005г. №29-з «О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области» изложен в новой редакции, с 01.11.2011г. выплата истцу названного денежного содержания прекращена (л.д. 10).
Вместе с тем, с действиями ответчика по прекращению истцу выплат, которые были ранее предусмотрены нормативным актом, суд согласиться не может.
Пунктом 16.1 ст.29 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что лицам, замещавшим государственные должности Председателя, заместителя Председателя, секретаря или члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, работающего в указанной комиссии на постоянной (штатной) основе, срок полномочий которых истек в связи с прекращением полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, в состав которой они входили, и не назначенным членами указанной комиссии нового состава, на период трудоустройства или оформления пенсии (но не более трех месяцев со дня истечения срока полномочий) выплачивается установленное в соответствии с занимаемыми должностями денежное вознаграждение и сохраняются условия медицинского, санаторно-курортного и жилищно-бытового обеспечения (включая членов семей). Гарантии для членов иных избирательных комиссий, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, работающих в этих комиссиях на постоянной (штатной) основе, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел возможность установления законами субъектов Российской Федерации гарантий по выплате денежного вознаграждения на период трудоустройства только членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работающим в этих комиссиях на постоянной (штатной) основе.
В Смоленской области специальный закон о предоставлении государственных гарантий штатным членам региональной избирательной комиссии с правом решающего голоса не принят, в связи с чем, к спорным отношениям подлежит применению общая норма, предусмотренная п.1 ч.15 ст.5 Закона Смоленской области от 03.05.2005г. №29-з «О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области».
На момент прекращения полномочий Абрамкина А.И. названный Закон действовал в редакции от 01.11.2010 №97-з и предусматривал возможность выплаты лицу, замещавшему государственную должность Смоленской области, после оставления им данной должности в случае истечения срока полномочий, периодических (ежемесячных) платежей в виде денежного содержания по последней замещаемой государственной должности Смоленской области до трудоустройства (но не более одного года со дня оставления должности).
Закон Смоленской области от 30.09.2011 №69-з, внесший изменения в областной закон «О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области» существенно снизил уровень предоставляемых гарантий лицам, которые были освобождены от замещаемых государственных должностей Смоленской области до вступления его в силу. Названным Законом установлена возможность осуществления единовременной выплата в размере шестимесячного денежного содержания по замещаемой государственной должности Смоленской области. При этом такая выплата производится в день увольнения, то есть носит разовый характер.
Таким образом, Закон Смоленской области от 30.09.2011 №69-з ухудшает правовое положение истца, ограничивает его права, ранее возникшие и существующие в конкретных правоотношениях, а ограничение прав Абрамкина А.И. на основании этого Закона, нарушает принцип правовой определенности, поскольку на момент возникновения обязательств по выплате последнему ежемесячного денежного содержания на период трудоустройства (но не более одного года) он не мог предвидеть подобные последствия.
Согласно принципу недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, который вытекает из Конституции Российской Федерации и имеет общеправовое значение, законодатель, вводя в действие новые правовые нормы и признавая утратившими силу прежние, обязан, как того требуют статьи 1, 2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Во взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом и судом, о критериях справедливости и соразмерности при установлении условий реализации того или иного права и его возможных ограничений (статья 8, часть 2; статья 17, часть 3; статья 19, часть 1) это означает, что публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если они отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права; участники соответствующих правоотношений должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Приведенные выше правовые позиции, согласно которым новая норма законодательства, ухудшающая положение гражданина, не должна применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового правового регулирования, выражены Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24 октября 1996 года №17-П, от 5 февраля 2007 года №2-П, от 21 января 2010 года № 1-П, от 20 апреля 2010 года № 9-П и от 30 июня 2011 года № 14-П и могут быть распространены и на регулирование отношений по поводу предоставления государственных гарантий штатным членам избирательных комиссий субъектов РФ с правом решающего голоса.
Таким образом, установив в п.1 ч.15 ст.5 Закона Смоленской области от 03.05.2005г. №29-з «О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области» в редакции от 01.11.2010 №97-з распространяющееся на штатных членов избирательных комиссий с правом решающего голоса право на получение после оставления замещаемой ранее государственной должности Смоленской области ежемесячного денежного содержания на период трудоустройства, законодатель воспользовался своим дискреционным полномочием и в дальнейшем не вправе произвольно отказаться от уже предоставленной юридической гарантии в отношении штатных членов Избирательной комиссии Смоленской области с правом решающего голоса, освобожденным от замещаемых ими должностей до вступления в силу Закона Смоленской области от 30.09.2011 №69-з, положения которого не могут иметь обратной силы и применяться к ранее возникшим длящимся правоотношениям.
При таком положении, суд признает незаконным отказ Избирательной комиссии Смоленской области по выплате Абрамкину А.И. ежемесячного денежного содержания и возлагает на ответчика обязанность по выплате истцу, начиная с 01.11.2011г. данного ежемесячного денежного содержания с учетом индексации до устройства на новое место работы (при устройстве на новое место работы - доплаты до уровня прежнего денежного содержания с учетом индексации), но не более одного года со дня оставления должности председателя Избирательной комиссии Смоленской области.
С учетом характера отношений по выплате указанного денежного содержания, представляющего собой государственную социальную гарантию штатных членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, связанную с осуществлением ими ранее соответствующей служебной деятельности и вытекающую из необходимости сохранить достойный уровень их материального обеспечения в период после освобождения от занимаемых должностей до трудоустройства, суд считает возможным применить к спорным правоотношениям ст.236 ТК РФ, устанавливающую материальную ответственность работодателя, в том числе за задержку осуществления выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, и возлагает на Избирательную комиссию Смоленской области обязанность выплатить истцу денежную компенсацию за несвоевременную выплату ежемесячного денежного содержания за период с 01 ноября 2011г. до устройства на новое место работы в размере одной трехсотой действующей на момент установленного срока осуществления каждой выплаты ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Принимая во внимание то обстоятельство, что в ходе судебного разбирательства получили свое подтверждение факты нарушения прав истца, суд на основании ст.237 ТК РФ с учетом конкретных обстоятельств дела, объема и характера причиненных Абрамкину невыплатой причитающегося ему денежного содержания нравственных страданий, степени вины ответчика, а также требований разумности и справедливости, определяет размер подлежащей взысканию с Избирательной комиссии Смоленской области в пользу Абрамкина А.И. денежной компенсации морального вреда, равным <данные изъяты>
Ссылки представителя ответчика на то, что п.1 ч.15 ст.5 Закона Смоленской области от 03.05.2005г. №29-з «О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области» в редакции от 01.11.2010 №97-з принят с превышением полномочий субъектов Российской Федерации в области регулирования трудовых отношений и противоречит статьям 6 и 64 Трудового Кодекса РФ, на что указывается в протесте прокуратуры Смоленской области от 11.08.2011г., внесенном в Смоленскую областную Думу (л.д.51-53), во внимание судом не принимаются. Эта позиция Избирательной комиссии Смоленской области не учитывает специфику государственных гарантий предоставляемых штатным членам региональной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Из анализа положений п/п.1 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пунктов 16, 16.1 ст.29 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует, что субъект Российской Федерации в пределах своей компетенции по регулированию вопросов, относящихся к совместному с Российской Федерацией ведению, вправе устанавливать социальные и иные гарантии для штатных членов региональной избирательной комиссии с правом решающего голоса. При этом по смыслу положений п.16.1 ст.29 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ такие гарантии могут предоставляться региональным законодательством и за пределами срока их полномочий.
Приведенные выше выводы согласуются с правовой позицией Верховного Суда РФ, заключающейся в том, что Законом субъекта Российской Федерации государственные гарантии могут быть установлены только штатным членам региональной избирательной комиссии с правом решающего голоса (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2010 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 15.09.2010г.; Определение Верховного Суда РФ от 21.04.2010 №72-Г10-2).
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным отказ Избирательной комиссии Смоленской области по выплате Абрамкину А.И. ежемесячного денежного содержания до устройства на новое место работы, но не более одного года со дня оставления должности председателя Избирательной комиссии Смоленской области.
Обязать Избирательную комиссию Смоленской области выплачивать Абрамкину А.И., начиная с 01.11.2011г. ежемесячное денежное содержание с учетом индексации до устройства на новое место работы (при устройстве на новое место работы - доплату до уровня прежнего денежного содержания с учетом индексации), но не более одного года со дня оставления должности председателя Избирательной комиссии Смоленской области.
Обязать Избирательную комиссию Смоленской области выплатить Абрамкину А.И. денежную компенсацию за несвоевременную выплату ежемесячного денежного содержания за период с 01.11.2011 г. до устройства на новое место работы в размере одной трехсотой действующей на момент установленного срока осуществления каждой выплаты ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Взыскать с Избирательной комиссии Смоленской области в пользу Абрамкина А.И. <данные изъяты>. в счет денежной компенсации морального вреда.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено 20 февраля 2012г.
Судья К.И.Киселев