Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-834/2018 ~ М-747/2018 от 03.05.2018

№2-834/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    21 июня 2018 года                        г. Свободный

    Судья Свободненского городского суда Амурской области Гордельянова Н.В.,

при секретаре судебного заседания Князевой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей ЗАТО Циолковский Амурской области, интересов Российской Федерации к Муниципальному унитарному жилищно – эксплуатационному предприятию ЗАТО Циолковский Амурской области об обязании составить характеристику объекта размещения отходов – полигона твердых бытовых отходов и утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

у с т а н о в и л:

    Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании информации Управления Росприроднадзора по Амурской области о неоднократном невыполнении муниципальным унитарным жилищно – эксплуатационным предприятием закрытого административно – территориального образования Циолковский Амурской области (далее – МУЖЭП ЗАТО Циолковский) предписаний об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления проведена проверка, в ходе которой установлено следующее.

    Согласно выписке из ЕГРЮЛ одним из видов деятельности ответчика является сбор, обработка и утилизация отходов. В целях осуществления данной деятельности предприятие имеет лицензию на деятельность по сбору, обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности от --, размещение отходов производится на полигоне твердых бытовых отходов, расположенном на земельном участке.

    Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО). Невнесение объекта размещения отходов в ГРОРО влечет запрет размещения отходов на таком объекте.

    Проверка показала, что МУЖЭП ЗАТО Циолковский не исполняются требования федерального законодательства о включении эксплуатируемого объекта размещения отходов в ГРОРО, а также об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. По данным фактам Управлением Росприроднадзора по Амурской области выданы предписания, которые ответчиком не выполнены.

По мнению истца, допущенные нарушения создают предпосылки для негативного воздействия на экологическую обстановку, могут отразиться на здоровье проживающего на территории ЗАТО Циолковский населения и приезжающих в него граждан, ограничивают право граждан на благоприятную окружающую среду и нарушают их право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, в связи с чем, обратился с данным требованием в суд.

В ходе рассмотрения дела Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор отказался в части исковых требований об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. На остальных исковых требованиях настаивает, просит рассмотреть дело без его участия.

Представитель ответчика МУЖЭП ЗАТО Циолковский Нечаев А.В., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, суду пояснил следующее.

МУЖЭП ЗАТО Циолковский составило характеристику объекта «Полигон твердых бытовых отходов» и направило в Управление Росприроднадзора по Амурской области. Однако характеристика возвращена в связи с отсутствием заключения государственной экологической экспертизы. Т.к. полигон твердых бытовых отходов введен в эксплуатацию 10 октября 1996 года, а требования об экологической экспертизе, установленные п.7.2 ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе», введены ФЗ №309-ФЗ от 30.12.2008 года, поэтому представитель ответчика полагает противоречащими Конституции РФ требование о предоставлении заключения государственной экологической экспертизы.

Решением Управления Росприроднадзора по Амурской области от -- МУЖЭП ЗАТО Циолковский утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.

    Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания, своего представителя не направило. Согласно письменному заявлению пояснили, что -- в адрес МУЖЭП ЗАТО Циолковский возращена характеристика объекта размещения отходов в связи с отсутствием заключения государственной экологической экспертизы. Хозяйственная деятельность ответчика, которая способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории субъекта РФ, подлежит государственной экологической экспертизе уровня субъектов РФ, в связи с чем, не возражают против удовлетворения заявленного требования прокурора.

    Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела и нормы материального права, суд приходит к следующему.

    В судебном заседании установлено, что одним из видов деятельности муниципального унитарного жилищно – эксплуатационного предприятия закрытого административно – территориального образования Циолковский Амурской области является сбор, обработка и утилизация отходов, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц.

    МУЖЭП ЗАТО Циолковский имеет лицензию на деятельность по сбору, обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности от --, размещение отходов производится на полигоне твердых бытовых отходов, расположенном на земельном участке с кадастровым номером --

    Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), как указано в преамбуле, определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

Согласно статье 1 данного Федерального закона размещение отходов предусматривает их хранение (то есть складирование в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения) и захоронение (то есть изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду).

Размещение отходов осуществляется на объектах, к которым относятся специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В силу п. 6 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО). Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок ведения ГРОРО регламентирован разделом III Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от -- --. В частности, пунктами 16 и 18 названного Порядка определено, что ГРОРО включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от -- -- (далее - Правила инвентаризации).

Правила инвентаризации устанавливают порядок сбора, составления и оформления информации о находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов (п. 1). Так, согласно п. 4 Правил инвентаризации инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет.

На основании п. 6 Правил инвентаризации по завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, оформляемая в двух экземплярах согласно приложению к данным Правилам. Один экземпляр характеристики объекта размещения отходов хранится у юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего данный объект размещения отходов. Второй экземпляр характеристики объекта размещения отходов в уведомительном порядке направляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим данный объект размещения отходов, почтовым отправлением и (или) с использованием электронных средств связи в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.

Информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов, составляемых по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, как указано в п. 7 Правил инвентаризации, используется Росприроднадзором и территориальными органами Росприроднадзора:- для включения конкретных объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов;

- при принятии решений об утверждении лимитов на размещение отходов;

- в иных целях регулирования деятельности по обращению с отходами.

Таким образом, включение объекта размещения отходов в ГРОРО свидетельствует о его соответствии требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, что исключает либо минимизирует негативное воздействие данного объекта на окружающую среду.

Невнесение объекта размещения отходов в ГРОРО влечет запрет размещения отходов на таком объекте, что следует из п. 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ.

Данный закон также предусматривает нормирование в области обращения с отходами, которое осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ).

В силу ст. 19 Федерального закона № 7-ФЗ нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Такое нормирование заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды.

В отношении деятельности в области обращения с отходами Федеральным законом № 89-ФЗ в ст. 18 установлено, что применительно к

индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отнесено п. 5 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от -- --, к компетенции территориальных органов Росприроднадзора.

    Материалами дела подтверждается, что МУЖЭП ЗАТО Циолковский не исполняются требования федерального законодательства о включении эксплуатируемого объекта размещения отходов в ГРОРО, а также об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

    -- Управлением Росприроднадзора по Амурской области проведена плановая выездная проверка в отношении МУЖЭП ЗАТО Углегорск, в ходе которой установлена эксплуатация объекта размещения отходов, не внесенного в ГРОРО, а также неутверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

По данному факту выданы предписания, согласно которым предприятию необходимо было в срок до -- утвердить в Управлении Росприроднадзора по Амурской области нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, а также внести эксплуатируемый объект размещения отходов в ГРОРО.

По результатам внеплановой документарной проверки исполнения МУЖЭП ЗАТО Циолковский указанных выше предписаний Управлением Росприроднадзора по Амурской области установлено, что нарушения не устранены, в связи с чем предприятию -- выданы аналогичные предписания со сроками выполнения до --.

Согласно акту проверки Управления Росприроднадзора по Амурской области от -- МУЖЭП ЗАТО Циолковский не выполнило вышеперечисленные предписания, что явилось основанием для выдачи предписаний --

Таким образом, суд приходит к выводу, что допущенные нарушения создают предпосылки для негативного воздействия на экологическую обстановку, могут отразиться на здоровье проживающего на территории ЗАТО Циолковский населения и приезжающих в него граждан, ограничивают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ) и нарушают их право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, предусмотренное ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ.

Обсуждая довод представителя ответчика об отсутствии требования заключения государственной экологической экспертизы в отношении спорного полигона, введенного в эксплуатацию --, суд находит его несостоятельным по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям Российской Федерации относится проведение единой государственной политики в области обращения с отходами; установление федеральных норм и правил, нормативов, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами; обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования.

В соответствии с п. 16 Порядка ведения государственного кадастра отходов не подлежат включению в ГРОРО:

- объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком;

- объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации;

- специальные объекты размещения радиоактивных отходов;

Площадка полигона твердых бытовых отходов, которая расположена на территории ЗАТО Углегорск, эксплуатируемая МУЖЭП ЗАТО Углегорск, указана в Перечне объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Амурской области и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденном приказом Минприроды России от -- -- (п. 220).

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворения заявленного искового требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора об обязании составить характеристику объекта размещения отходов – полигона твердых бытовых отходов.

Рассматривая заявление истца об отказе от заявленных требований к МУЖЭП ЗАТО Циолковский об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, суд приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу в данной части.

В соответствии со ст. 220 п.4 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

Поступивший отказ истца от заявленного требования в части, является добровольным, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, и принимается судом, в соответствии с п.4 ст. 220 ГПК РФ производство следует прекратить.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковое заявление Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей ЗАТО Циолковский Амурской области, интересов Российской Федерации к Муниципальному унитарному жилищно – эксплуатационному предприятию ЗАТО Циолковский Амурской области об обязании составить характеристику объекта размещения отходов – полигона твердых бытовых отходов удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное жилищно – эксплуатационное предприятие ЗАТО Циолковский Амурской области в срок не позднее -- составить характеристику объекта размещения отходов – полигона твердых бытовых отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером --, соответствующую требованиям Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от -- -- «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов», направить второй экземпляр в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области в целях включения в государственный реестр объектов размещения отходов.

Производство по гражданскому делу по иску Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей ЗАТО Циолковский Амурской области, интересов Российской Федерации к Муниципальному унитарному жилищно – эксплуатационному предприятию ЗАТО Циолковский Амурской области в части обязания утвердить нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, прекратить в связи с отказом истца от иска.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме стороны принято 26 июня 2018 года.

Судья Свободненского городского суда         Н.В. Гордельянова

2-834/2018 ~ М-747/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
МУЖЭП ЗАТО Циолковский
Другие
Управление Росприроднадзора по Амурской области
Суд
Свободненский городской суд Амурской области
Судья
Гордельянова Н.В.
Дело на странице суда
svobodnenskgs--amr.sudrf.ru
03.05.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.05.2018Передача материалов судье
04.05.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.05.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2018Подготовка дела (собеседование)
23.05.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.06.2018Судебное заседание
21.06.2018Судебное заседание
26.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее