Решение по делу № 2-1472/2019 ~ М-1124/2019 от 20.05.2019

Дело № 2-1472/2019 КОПИЯ

УИД 42RS0002-01-2019-001724-27

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Беловский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Шпирнова А.В.,

при секретаре Кузнецовой Е.В.,

с участием представителя истца Червовой Н.В., действующей на основании ордера № 32 от 03.06.2019 года,

представителя ответчика Тимкиной И.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Белово, Кемеровской области 01 октября 2019 года

дело по иску Черновой Светланы Викторовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Чернова С.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Белово Кемеровской области (Межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии.

Свои требования мотивирует тем, что 21.07.2017 года Чернова С.В. обратилась в УПФР в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) с заявлением № 588884/17 о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением УПФР в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) № 588884/17 от 19.10.2017 было отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку документально подтвержденный специальный стаж по Списку № 2 по нормам действующего законодательства отсутствует. Отказываемых периодов - 22 года 5 мес. 5 дней. Документально подтвержденный страховой стаж у Черновой С.В. составляет 11 лет 4 мес. 25 дней. Отказываемых периодов 17 лет 11 мес. 22 дня.

В связи с тем, что отсутствовал документально подтвержденный специальный и страховой стаж, Чернова С.В. стала принимать меры к поиску необходимых документов.

08.02.2019 повторно обратилась в УПФР в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) с заявлением по тому же основанию, предоставив справку, уточняющую особый характер работы и условий труда.

Решением УПФР в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) № 119184/19 от 20.02.2019 ей было отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемого специального стажа в количестве 10 лет.

В указанном решении УПФР в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) № 119184/19 от 20.02.2019 также указано, что документально подтвержденный специальный стаж по Списку № 2 по нормам действующего законодательства у Черновой С.В. отсутствует. Отказываемых периодов 32 года 11 мес. 3 дня.

С указанными решениями УПФР в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) не согласна, считает их незаконными и необоснованными по следующим основаниям.

Согласно записи № 02 трудовой книжки с 27.07.1984 Чернова С.В.была принята на обогатительную фабрику в главный корпус № 3 электромонтером по ремонту электрооборудования Лениногорского полиметаллического комбината (что подтверждается копией приказа № 211 о приеме на работу), проработав до 01.02.1997 (запись № 7 трудовой книжки).

В соответствии с п.5 приказа л/с № 91 от 09.10.1986 Чернову С.В., как эл.монтера гл.корпуса № 3 с 04.10.1986 перевели эл.монтером хвостового хозяйства с оплатой по ранее присвоенному 3 разряду.

Согласно приказа от 05.03.1988 № 72а эл.монтером хвостового хозяйства 2 разряда с 01.04.1988.

На основании п.8 приказа № 58 л/с от 16.11.1995 с 9 ноября Черновой С.В. присвоили 3-ий разряд электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в том же цехе.

По приказу от 01.02.1997 № 697 была уволена по ст.31 п.5 КЗОТ КССР переводом с АПО «ЛПК» в ЛГМК ОАО «Казцинк» с 01.02.1997.

В записи № 8 трудовой книжки 02.02.1997 принята на обогатительную фабрику ЛГМК ОАО «Казцинк» на хвостовое хозяйство электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования.

«Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» (это полное наименование профессии с характеристикой работ, предусмотренной для нее в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС, выпуск 1). Данное наименование может применяться предприятиями всех отраслей экономики для установления профессии рабочим, занятым ремонтом и обслуживанием электрооборудования.

Пенсионное законодательство не предусматривает, какие конкретно работы, необходимые для приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен выполнять электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, занятый в указанном производстве. Поэтому право на досрочную трудовую пенсию по старости рабочим этой профессии дают выполняемые ими работы, которые в соответствии с ЕТКС (выпуск 1) предусмотрены в тарифно-квалификационной характеристике для профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».

Так, в технической справке от 14.11.2016 указано, что согласно штатному расписанию Обогатительной фабрики, в соответствии с ЕТКС, профессия «электромонтер» поименована как «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», данная должность подразумевает ремонт и обслуживание основного электрооборудования любого назначения всех видов и габаритов непосредственно в цехе полной рабочий день.

Поскольку профессия «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» поименована в Списке № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, раздел II Рудоподготовка, обогащение, окускование (агломерация, брикетирование, окомкование), обжиг руд и нерудных ископаемых. Эта профессия относится к категории особо опасных. Деятельность электромонтёров связана с постоянным риском во время работы, требует внимательности и знания способов защиты от поражения электрическим током.

Как после учебы в ГПТУ № 99 г.Лениногорска Чернова С.В. была принята на работу с 27.07.1984 в должности электромонтера по ремонту электрооборудования, так и отработала не меняя своей профессии до 30.06.2017, выполняя трудовые функции непосредственно о вредных и тяжелых условиях труда. Таким образом, профессия, по которой, Чернова С.В. работала на обогатительной фабрике Лениногорского полиметаллического комбината в Казахстане, преобразованном 22.02.1993 в АО «Лениногорского полиметаллического комбината», затем уволена переводом в Лениногорский горнообогатительный комплекс ОАО «Казцинк», далее с 10.07.2002 переименован в Риддерский горно-обогатительный комплекс ОАО «Казцинк»: электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования относятся к Спискам № 2 Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 (2030000а-19861).

Кроме того, ссылку в решениях об отказе в назначении пенсии о том, что с 01.01.1998 в Республике Казахстан институт досрочных пенсий отменен, считает не состоятельной, поскольку нашла в интернете, что Закон Республики Казахстан от 20 июня 1997года №136-1 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.04.2013) утратил силу в соответствии с Законом Республики Казахстан от 21.06.2013 № 105-V, за исключением силу предусмотренных пунктом 10 статьи 73 настоящего Закона.

Полагает, что отказ в назначении пенсии при наличии необходимого стажа в любом случае является незаконным, нарушающим её конституционное право на пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством.

Черновой С.В. при обращении в суд была оплачена государственная пошлина в размере 300 руб. и 2500 руб. оплачено за составление искового заявления, что подтверждается квитанцией. Указанные расходы в размере 2800 руб. подлежат взысканию с УПФР в г.Белово Кемеровской области (межрайонное).

Просит признать решение УПФР в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) № 588884/17 от 19.10.2017 и решение УПФР в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) № 119184/19 от 20.02.2019 незаконными. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) включить период работы с 27.07.1984 по 01.02.1997 (12 лет 6 мес. 5 дней) в качестве электромонтера по ремонту электрооборудования Лениногорского полиметаллического комбината; с 02.02.1997 по 31.12.1997 (11 мес.) в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования Обогатительной фабрики ОАО «Казцинк»; с 01.01.1998 по 31.12.2006 (9 лет) в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования Обогатительной фабрики Риддерского горно-обогатительного комплекса АО «Казцинк»; с 01.01.2007 по 30.09.2016 (9 лет 8 мес. 29 дней) и с 01.10.2016 по 30.06.2017 (8 мес. 29 дней) в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования Обогательной фабрики Риддерской горно-обогатительной площадки ТОО «Казцинк-Ремсервис», в страховой стаж включить периоды с 01.01.1989 по 31.12.1991 (4 года) в качестве электромонтера по ремонту электрооборудования Лениногорского полиметаллического комбината, с 02.02.1997 по 31.12.2006 (9 лет) в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования Обогатительной фабрики Риддерского горно-обогатительного комплекса АО «Казцинк», в специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права на досрочное назначение пенсии, то есть с момента подачи заявления от 21.07.2017. Взыскать с УПФР в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) в пользу Черновой С.В. в счет возмещения судебных расходов - 2800 руб.

В ходе судебного заседания истец Чернова С.В. и ее представитель Червова Н.В. исковые требования уточнили, просят включить в общий страховой (трудовой) стаж спорные периоды, которые не включил ответчик своим решением № 588884/17 от 19.10.2017, а также просят дополнительно взыскать с УПФР в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) в пользу Черновой С.В. судебные расходы в сумме 7500 рублей. В остальной части исковые требования поддержали и подтвердили обстоятельства, на которых они основаны. Дали показания, аналогичные изложенному в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика УПФР в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) Тимкина И.В. исковые требования не признала, считает обжалуемые истцом решения Управления Пенсионного фонда РФ в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) законными и обоснованными, просит в удовлетворении исковых требований полностью отказать.

Заслушав истца и его представителя, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Черновой С.В. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

На основании пп.2 п.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 32 Федерального закона № 400-ФЗ, представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.

В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ). Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

Подпунктом «б» п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее - Список № 2 от 26.01.1991 № 10);

Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее -Список № 2 от 22.08.1956 № 1173).

Списком № 2 от 22.08.1956 № 1173 предусмотрены:

Раздел III. III. АГЛОМЕРАЦИЯ И ОБОГАЩЕНИЕ Агломерационные комбинаты, фабрики, цехи, отделения и установки. Обогатительные фабрики и установки по обогащению угля, сланца, руды, озокерита, графита, талька, каолина, фосфоритов, калийных солей, барита, бората и доталита. Брикетные фабрики, цехи и установки. Производство утяжелителей. Сортировки на шахтах и разрезах (карьерах). Обжиг руд и нерудных ископаемых. Обогатительные (доводочные) фабрики, цехи и установки по обогащению руды и песков при извлечении цветных металлов

а) Рабочие

Электрики дежурные и ремонтные, бригадиры электриков

Разъяснением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.04.1976 № 5/8 «О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах») предусмотрено, что по списку № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, пенсии следует назначать:

III. АГЛОМЕРАЦИЯ И ОБОГАЩЕНИЕ Агломерационные комбинаты, фабрики, цехи, отделения и установки. Обогатительные фабрики и установки по обогащению угля, сланца, руды, озокерита, графита, талька, каолина, фосфоритов, калийных солей, барита, бората и доталита. Брикетные фабрики, цехи и установки. Производство утяжелителей. Сортировки на шахтах и разрезах (карьерах). Обжиг руд и нерудных ископаемых. Обогатительные (доводочные) фабрики, цехи и установки по обогащению руды и песков при извлечении цветных металлов

а) Рабочие

Электромонтерам дежурным и ремонтным

- как электрикам дежурным и ремонтным, бригадирам электриков.

Списком № 2 от 26.01.1991 № 10 предусмотрены:

- 20300000II. РУДОПОДГОТОВКА, ОБОГАЩЕНИЕ, ОКУСКОВАНИЕ (АГЛОМЕРАЦИЯ, БРИКЕТИРОВАНИЕ, ОКОМКОВАНИЕ), ОБЖИГ РУД И НЕРУДНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

-20300000 Агломерационные комбинаты, фабрики, цехи, отделения, установки. Производство окатышей. Обогатительные фабрики установки по обогащению руды, угля, сланца, а также других нерудных ископаемых, содержащих вредные вещества 3 класса опасности. Брикетирование. Производство утяжелителей. Сортировка на шахтах, разрезах (карьерах). Обжиг руд, нерудных ископаемых. Обогатительные (доводочные) фабрики, цехи, установки по обогащению руды, песков при извлечении цветных, драгоценных металлов, алмазов. Обезвоживание угля. Фабрика гранулированного угольного порошка и пылевидного угля

- 2030000а-19861Электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования.

В соответствии со ст.39 КЗоТ РСФСР (КЗоТ РФ), ст.66 ТК РФ, п.1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР от 04.10.1991 № 190 я и. 11 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 (а также ранее действовавшим п.6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555) - трудовая книжка (установленного образца), является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.07.2002 года № 555 периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждается трудовой книжкой, другими документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными органами, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (профессионального) учета. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные или неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичная норма содержалась в п.1.1 Положения «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР», утвержденного Приказом Министерства соцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190, применяемого при установлении трудовых пенсий до 1 января 2002 года, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи, либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости и т.д.

Одновременно п.23 «Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий», утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 12.09.1990 г. № 369/16-52 предусмотрено, что в тех случаях, когда в трудовой книжке нет полных данных о факторах, определяющих право на пенсии на льготных условиях или за выслугу лет, установленные для отдельных категорий работников народного хозяйства (например, о занятости на горячих участках работ или на горячих работах, о работе с определенными веществами или вредными веществами определенных классов опасности, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о выполнении работ в определенном месте и др.), в подтверждение специального трудового стажа принимаются уточняющие справки предприятий или организаций. В справке должны быть указаны: периоды работы, засчитываемые в специальный стаж; профессия или должность; характер выполняемой работы; в какой раздел, подраздел, пункт, наименование списков или их номер включается этот период работы; первичные документы, на основании которых выдана данная справка.

В судебном заседании установлено, что 21.07.2017 года Чернова С.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии в соответствии с п.п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400 «О страховых пенсиях».

Из решения УПФР в г.Белово Кемеровской области (межрайонное) об отказе в установлении пенсии от 19.10.2017 года № 588884/17 следует, что у Черновой С.В. отсутствует право на установление досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа.

Ответчик не засчитал истцу в специальный стаж по пп.2 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400 «О страховых пенсиях», в частности, следующие периоды работы Черновой С.В.:

- с 27.07.1984г. по 01.02.1997г. (12 лет 6 мес. 5 дней) в качестве электромонтера по ремонту электрооборудования Лениногорского полиметаллического комбината, т.к. архивная справка № 04-24/2514/4-1 от 03.07.2017г., выданная Риддерским филиалом КГУ Государственный архив» управления культуры, архивов и документации Восточно-Казахстанской области не подтверждает льготный характер работы;

- с 02.02.1997г. по 31.12.1997г. (11 мес.) в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования Обогатительной фабрики Риддерского горно-обогатительного комплекса АО «Казцинк», т.к. факт выдачи справки уточняющей особый характер работы № 50-02/03/03-37-9 от 14.11.2016г., выданной Риддерским горно-обогатительным комплексом ТОО «Казцинк» не подтвержден компетентными органами Республики Казахстан;

- с 01.01.1998г. по 31.12.2006г. (9 лет) в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования Обогатительной фабрики Риддерского горно-обогатительного комплекса АО «Казцинк», т.к. с 01.01.1998 года в Республике Казахстан институт досрочных пенсий отменен.

Так же в страховой стаж не засчитаны следующие периоды работы:

- с 01.01.1989г. по 31.12.1992г. (4 года) в качестве электромонтера по ремонту электрооборудования Лениногорского полиметаллического комбината, т.к. факт выдачи архивной справки № 04-24/2514/4-1 от 03.07.2017г., выданной Риддерским филиалом КГУ Государственный архив» управления культуры, архивов и документации Восточно-Казахстанской области не подтвержден компетентными органами Республики Казахстан;

- с 02.02.1997г. по 31.12.2006г. (9 лет) в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования Обогатительной фабрики Риддерского горнообогатительного комплекса АО «Казцинк» т.к. факт выдачи справки уточняющей особый характер работы № 50-02/03/03-37-9 от 14.11.2016г., выданной Риддерским горнообогатительным комплексом ТОО «Казцинк» не подтвержден компетентными органами Республики Казахстан и отсутствует информация об уплате страховых взносов за период после 01.01.2002г. в Республике Казахстан;

- с 01.01.2007г. по 22.12.2011г. (4 года 11 мес. 22 дня) в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования Риддерской площадки ТОО «Казцинк-Ремстрой», т.к. стаж не подтвержден компетентными органами Республики Казахстан и отсутствует информация об уплате страховых взносов в Республике Казахстан.

В соответствии со ст.66 Трудового кодекса РФ п.11 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, трудовая книжка, установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Из материалов дела усматривается, что согласно справок о заключении брака Чернова С.В. ранее имела иные фамилии - Волженина, Абакумова.

Из трудовой книжки, заполненной на имя Черновой Светланы Викторовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.21-24) усматривается, что на основании приказа № 211 от 27.07.84 она с 27.07.1984 была принята на обогатительную фабрику в гл.корпус № 3 электромонтером по ремонту электрооборудования по 3-му разряду (наименование предприятия не поддается прочтению). На основании приказа № 91 от 09.10.86 Абакумова СВ. с 04.10.1986 переведена электромонтером по ремонту электрооборудования на хвостовое хозяйство по 3 разряду. На основании приказа № 72а от 05.03.88 с 01.04.1988 в связи с переходом на новые условия оплаты труда установлен 2 разряд в том же цехе. На основании приказа № 253 от 12.03.93 Лениногорский полиметаллический комбинат преобразован в Акционерное общество «Лениногорский полиметаллический комбинат». На основании приказа № 58 от 16.11.95 Черновой СВ. с 09.11.1995 присвоен 3-ий разряд электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в том же цехе. На основании приказа № 697 от 01.02.97 уволена переводом в ЛГМК ОАО «Казцинк». На основании приказа № 42 от 01.02.97 Чернова СВ. 02.02.1997 принята переводом на Обогатительную фабрику на хвостовое хозяйство электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования по 3-му разряду. На основании приказа № 26 от 05.02.98с 01.01.1998 ЛГКМ преобразован в Лениногорский горно-обогатительный комплекс. С 10.07.2002 Лениногорский горно-обогатительный комплекс ОАО «Казцинк» в Риддерский горно-обогатительный комплекс.

Согласно п.6 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 года № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих», действовавшего в спорный период, записи о наименовании работы или профессии, на которую принят работник, производятся в трудовую книжку для рабочих в соответствии с наименованиями профессий, указанных в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих.

В период 1986-1991г.г. при заполнении трудовой книжки работники кадровых служб предприятий обязаны были руководствоваться Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 года № 162.

В соответствии с указанной инструкцией - Записи о наименовании работы, профессии или должности, на которую принят работник, производятся: для рабочих - в соответствии с наименованиями профессий, указанных в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС).

«Общесоюзным классификатором. Профессии рабочих, должности служащих и тарифные разряды. 1 75 016», утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 10.11.1975 № 16, предусмотрены профессия «Электромонтер по ремонту электрооборудования» и профессия «Электромонтер по обслуживанию электрооборудования», тарифицируются по 2-6 разрядом, а характеристики работ приведены в ЕТКС Выпуск 1, при этом профессии «электромонтер» классификатор не содержит.

Согласно личной карточки работника Обогатительной фабрики Черновой (Волжениной, Абакумовой) С.В. следует, что в спорные периоды с 27.07.1984 по 01.02.1997 она была занята в качестве электромонтёра, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, и ей предоставлялся отпуск за работу с вредными условиями труда.

Из архивной копии приказа (распоряжения) № 211 о приеме на работу от 27.07.1984 (л.д. 28) следует, что Абакумова СВ. принята на обогатительную фабрику Лениногорского обогатительного комбината эл.монтером в главный корпус № 3.

Копии приказов от 09.10.1986 № 91 о переводе эл.монтера гл.корпуса № 3 Абакумовой СВ. эл.монтером хвостового хозяйства, от 16.11.1995 № 58 л/с о присвоении электромонтеру хвостового хозяйства Черновой СВ. 3 разряда электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудованию в том же цехе, представлены в материалах дела (л.д.30-31, 32-33).

Из технической справки от 14.11.2016, выданной Риддерским горно-обогатительным комплексом ТОО «Казцинк» (л.д.37), усматривается, что согласно штатному расписанию Обогатительной фабрики, в соответствии с ЕТКС, профессия «электромонтер» поименована как «электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования». «Электромонтер» и «электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования» выполняют одну и ту же работу. Характер и состав работ не изменился. «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования» занимается ремонтом и обслуживанием основного электрооборудования любого назначения всех видов и габаритов непосредственно в цехе полный рабочий день. Профессия «электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования» поименована в Списке № 2, производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, Раздел 2 Рудоподготовка, обогащение, окускование (агломерация, брикетирование, окомкование), обжиг руд и нерудных ископаемых. Основание: ЕТКС, выпуск, 1, рабочая инструкция, технология производства.

Особые условия труда Черновой С.В. по Списку № 2 подтверждает продолжительность предоставленного ей очередного оплачиваемого отпуска.

Отпуска для отдыха подразделяются на ежегодные основные (ст.67 КЗоТ РФ) и дополнительные (ст. 68 КЗоТ РФ). Согласно п.1 ст.68 КЗоТ РФ ежегодные дополнительные отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными условиями труда.

Из справки от 27.01.2017, уточняющей характер с особо вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право для назначения пенсии на льготных условиях по Списку № 2, и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе (л.д.40-42) следует, что Чернова СВ. в период с 27.07.1984 г. по 01.02.1997 г. работала в качестве электромонтера по ремонту электрооборудования по третьему разряду на обогатительной фабрики Лениногорского полиметаллического комбината.

Из справки от 27.01.2017, уточняющей характер с особо вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право для назначения пенсии на льготных условиях по Списку № 2, и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе (л.д.40-42) следует, что Чернова СВ. в период с 27.07.1984 г. по 01.02.1997 г. работала в качестве электромонтера по ремонту электрооборудования по третьему разряду на обогатительной фабрики Лениногорского полиметаллического комбината.

Выполняла работу, предусмотренную Подразделом 2030000а-19861 Раздела II Списка II, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 09.08.1991г.№ 591 как рабочие, электромонтер по обслуживанию электрооборудования, занятые на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

Из архивной копии приказа № 2176Р о регистрации ликвидации АО «Лениногорский полиметаллический комбинат» от 03.07.2017 № 04-24/2514/4-1 (л.д.47) следует, что АО «Лениногорский полиметаллический комбинат» ликвидирован в 2006 году.

В архивной справке от 03.07.2017 № 04-24/2514/4-1 (л.д. 49) содержатся сведения о том, что согласно личной карточке ф. Т-2 (Абакумовой, Волжениной) Черновой Светланы Викторовны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., рабочей обогатительной фабрики Лениногорского полиметаллического комбината и АО «Лениногорский полиметаллический комбинат» она работала:

- Приказ от 27.07.1984 № 211 - главный корпус № 3, электромонтер (так в документе) 3 разряда с 27.07.1984

- Приказ от 09.10.1986 № 91 - хвостовое хозяйство, эл.монтер (так в документе) 3 разряда с 04.10.1986

- Приказ от 05.03.1988 № 72а - хвостовое хозяйство, эл.монтер (так в документе) 3 разряда с 01.04.1988

- Приказ от 16.11.1995 № 58 - хвостовое хозяйство, электромонтер по рем. и обслужив.эл.оборудов. 3 разряда с 09.11.1995

- Приказ от 01.02.1997 № 697 - уволена переводом с 01.02.1997

Отпуска без содержания - нет, отпуска по уходу за ребенком - 17.09.87-22.07.88, 25.02.90-31.12.91(так в документе), 01.01.91-31.06.91, 31.06.1991-31.12.1992, ученические отпуска - нет, прогулы не указано, простои - нет, работа с сокращенным рабочим днем - нет, командировки - нет, исполнение гособязанностей - нет, донорские дни - нет, нахождение на военных сборах (другие периоды, не подлежащие включению в специальный стаж) - нет.

Других сведений о льготном трудовом стаже в архиве нет.

Архивной справкой от 28.08.2017 № 04-24/3113/4-13 (л.д.54) подтверждается, что заработная плата Черновой СВ. начислялась ежемесячно с января 1993 года по декабрь 1996 года.

В архивной справке от 28.08.2017 № 04-24/2514/4-1 (л.д. 55) содержатся сведения о заработной плате (Абакумовой) Волжениной СВ. за период с июля 1984 года по декабрь 1988 года.

Справкой от 29.07.2016 № 02-01-28-4-11 о стаже работы Черновой СВ. за 1997-2006г.г. (л.д. 34) подтверждается, что Чернова СВ., 24.11.1966 г.р., с 01.02.1997 (приказ от 01.02.1997 № 42) по 31.12.2006 (приказ от 31.12.2006 № 37) была занята в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования на обогатительной фабрике, хвостовое хозяйство. Отпусков без содержания - нет, ученический отпуск - нет, отпуск по уходу за ребенком - нет, прогулы - 30.04.1997, простои - нет, работа с сокращенным рабочим днем - нет, нахождение на военных сборах (др. периоды не подлежащие включению в специальный стаж - нет).

Согласно приложения к справке от 29.07.2016 г. указаны сведения о переименованиях ТОО «Казцинк».

Справкой о заработной плате № 35 (л.д. 36) подтверждается, что Черновой СВ. в период её занятости на Риддерском горно-обогатительном комплексе ТОО «Казцинк» в период с февраля 1997 года по декабрь 2001 года ежемесячно выплачивалась заработная плата, при этом на все суммы сделаны отчисления пенсионному фонду.

Справкой от 14.11.2016, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии, и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе (л.д.38-39) подтверждается, что Чернова Светлана Викторовна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., действительно работала на Обогатительной фабрике Риддерского горно-обогатительного комплекса АО «Казцинк», ТОО «Казцинк» в период с 01.02.1997 года (приказ № 42 от 01.02.1997) по 31.12.2006 года (приказ № 37 от 31.12.2006), в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудованию с полным рабочим днем, во вредных (особо вредных) условиях труда, что составляет 9 лет 11 месяцев.

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования занимается ремонтом и обслуживанием основного электрооборудования непосредственно в цехе полный рабочий день, пользуется правом на назначение государственного специального пособия, что предусмотрено списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, Раздел 2 Рудоподготовка, обогащение, окускование (агломерация, брикетирование, окомкование), обжиг руд и нерудных ископаемых.

За исключением периодов:

Отпусков без содержания - нет, ученический отпуск - нет, отпуск по уходу за ребенком - нет, прогулы - 30.04.1997, простои - нет, работа с сокращенным рабочим днем - нет, др. периоды не подлежащие включению в специальный стаж - нет.

Основание: Архивная справка № 02-01-28-4-11 от 29.07.2016, приказы по личному составу 1997-2006г.г., ЕТКС, технологическая инструкция, расчетные листки, рабочая инструкция, карта аттестация по условиям и безопасности труда.

Из записей в трудовой книжке Черновой СВ. (л.д. 96-99), усматривается, что в период с 01.01.2007 по 05.10.2017 она была занята в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования обогатительной фабрики.

Справкой, уточняющей особый характер работы и условия труда и подтверждающей постоянную занятость на работах, предусмотренных Списками (л.д. 58) подтверждается, что Чернова Светлана Викторовна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., работала постоянно полный рабочий день в цехе по ремонту оборудования Обогатительной фабрики Риддерского горно-обогатительной площадки ТОО «Казцинк-Ремсервис» в период с 01.01.2007 года (приказ № 271 от 01.01.2007) по 30.09.2016 года (приказ № 350к от 26.09.2016) 9 лет 8 месяцев 29 дней, и в цехе по ремонту оборудования Обогатительной фабрики Риддерской горно-обогатительной площадки ПК «Казцинк-Ремсервис» в период с 01.10.2016 года (приказ № 388 от 01.10.2016) по 30.06.2017 года (приказ № 1029-к от 26.06.2017) 8 месяцев 29 дней, что составляет 10 лет 5 месяцев 29 дней в производстве обогащение руд. В качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Работа производилась полный рабочий день во вредных условиях труда.

Данная работа дает право на досрочную пенсию по старости по позиции 2030000а-19861, Списка № 2 Производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиям труда, раздел 2 «Рудоподготовка, обогащение...», утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400- ФЗ «О страховых пенсиях».

Из решения об отказе в установлении пенсии от 19.10.2017 года № 588884/17 (л.д.10-14) следует, что Чернова С.В. зарегистрирована в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования 12.12.2009 года.

Согласно п.1 ст.14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с п.6 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утв. Приказом Мииздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н (далее - Порядок № 258н), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица заключение органов государственной экспертизы условий труда могут быть наряду с другими документами использованы в качестве подтверждения занятости на работах при наличии в нём данных о тех факторах (показателях), которые определяют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с п.13 Порядка № 258н периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.

Спорными периодами являются как периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, так и после таковой.

В силу п.4 раздела II Порядка № 258н в тех случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Таким образом, уточняющая справка является средством восполнения недостающих сведений о специальном стаже, дающем право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Для граждан, прибывших в Россию из стран СНГ в целях установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любой из стран - участниц Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглашения. При этом необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории данных государств и государств, входивших в состав СССР, или до 01.12.1991, принимаются на территории государств - участников СНГ без легализации (ст. ст. 6, 11 Соглашения от 13.03.1992).

Определением Беловского городского суда Кемеровской области от 03 июня 2019 года по иску Черновой Светланы Викторовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Белово Кемеровской области (Межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, назначена судебная экспертиза условий труда, проведение которой поручено эксперту Государственной экспертизы условий труда Департамента труда и занятости Кемеровской области.

Из заключения Департамента труда и занятости населения Кемеровской области № 52 от 30.08.2019 года следует, что из представленных на экспертизу и описанных в настоящем заключении документов следует, что характер работы и условия труда работы, выполняемой Черновой Светланой Викторовной в периоды:

- с 27.07.1984 по 01.02.1997 в качестве электромонтера по ремонту электрооборудования Лениногорского полиметаллического комбината;

- с 02.02.1997 по 29.04.1997, с 01.05.1997 по 31.12.1997 в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования Обогатительной фабрики ОАО «Казцинк»;

- с 01.01.1998 по 31.12.2006 в качестве электромонтера по ремонту Риддерского горно-обогатительного комбината АО «Казцинк»;

- с 01.01.2007 по 22.01.2012, с 25.02.2012 по 31.12.2012 в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования Обогатительной фабрики Риддерской горно-обогатительной площадки ТОО «Казцинк-Ремсервис» соответствуют характеру работы и условиям труда для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Ответить на вопрос о соответствии условий труда по периодам с 01.01.2013 по 30.06.2016 и с 01.10.2016 по 30.06.2017 не представляется возможным, в связи с отсутствием данных о классе условий труда.

Из представленных документов следует, что имеются периоды, в которые Чернова С. В. не была занята на работах с особыми условиями труда: отпуск без сохранения заработной платы с 23.01.2012 по 24.02.2012, прогул - 30.04.1997.

Суд не находит оснований ставить под сомнение достоверность заключения судебной экспертизы, выполненной экспертом Государственной экспертизы условий труда Департамента труда и занятости населения Кемеровской области, поскольку содержит подробное описание исследованных материалов дела, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Оснований не доверять выводам указанной экспертизы не имеется, эксперт ФИО12 имеет необходимую квалификацию, предупреждена об уголовной ответственности и не заинтересована в исходе дела, доказательств, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы, либо ставящих под сомнение ее выводы, не представлено.

Вместе с тем, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации).

Поэтому при разрешении споров, связанных с назначением пенсии лицам, прибывших из стран СНГ, необходимо руководствоваться Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 (далее - Соглашение) и законодательством Российской Федерации. С 01.01.1992 вступил в силу Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ст.4 названного Закона проживающие в Российской Федерации граждане других союзных республик, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено Законом или договором.

Пунктом 1 ст.89 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» установлено, что в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.

Следовательно, работа с 01.01.1992 до 01.01.2002 подлежит включению в общий трудовой стаж при условии, если работник подлежал государственному социальному страхованию независимо от уплаты страховых взносов.

С 01.01.2002 вступил в силу Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Статьёй 10 этого закона определено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (п. 1).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (п. 2).

С 01.01.2015 вступил с силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно ст. 11 которого в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации ( ч. 1).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ч.2).

В силу п.5 Рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления ПФР от 22.06.2004 № 99р, периоды работы по найму, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости, при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой существлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Поэтому периоды работы в государствах-участниках Соглашения от 13.03.1992 включаются в страховой (общий) стаж при условии уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование, подтверждённой справкой компетентного органа государства-участника Соглашения от 13.09.1992,

Вместе с тем при определении права на досрочное пенсионное обеспечение граждан, прибывших из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, в которых институт досрочных пенсий отменен, необходимо соблюдение схожих с пенсионным законодательством Российской Федерации условий досрочного пенсионного обеспечения с подтверждением компетентными органами государств-участников Соглашения, что соответствующие периоды работы на территории иностранного государства, где она осуществлялась, давали право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством этих государств; также необходимо учитывать даты отмены института досрочных пенсий.

Так, с 01.01.1998 в Республике Казахстан вступил в действие Закон Республики Казахстан от 20.06.1997 № 136-1 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (утратил силу в соответствии с Законом Республики Казахстан от 21 июня 2013 года № 105-V), которым определены новые правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан в Республике Казахстан, в частности в статьях 8 и 9 указанны категории граждан, имеющих право на получение пенсионных выплат (военнослужащие, сотрудники специальных государственных и правоохранительных органов; граждане, проживавшие в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска; женщины, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста).

Назначение досрочных пенсий за работу во вредных и тяжелых условиях труда, а также пенсий за выслугу лет учителям, непосредственно занятым на педагогической работе в школах, врачам и другим медицинским работникам, непосредственно занятым на лечебной работе, данным законом не предусмотрено.

В этой связи при назначении досрочной страховой пенсии по старости по законодательству Российской Федерации могут рассматриваться периоды работы на территории Республики Казахстан, дающие право на досрочное пенсионное обеспечение, но только до 01.01.1998.

Из анализа статей 1, 5, 6, 7, 10 Соглашения от 13.03.1992 следует, что граждане, переселившиеся на территорию Российской Федерации из государства-участника Соглашения, могут претендовать на назначение в Российской Федерации такого вида пенсии, который предусмотрен как на территории Российской Федерации, так и на территории государства-участника Соглашения, где выработан специальный стаж при аналогичных условиях назначения такого вида пенсии.

Учитывая, что в Республике Казахстан с 01.01.1998 отсутствуют такие виды пенсии, как досрочная пенсия в связи с осуществлением деятельности в специальных условиях труда и пенсия за выслугу лет, то в стаж для определения права на досрочную пенсию по старости на территории Российской Федерации могут быть включены периоды работы на территории Республики Казахстан, имевшие место в период вхождения республики в состав СССР и до 31.12.1997 - до даты вступления в силу Закона Республики Казахстан от 20.06.1997 N 136-1 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (01.01.1998).

Таким образом, исходя из экспертного заключения, в специальный стаж истца в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" подлежат включению периоды ее работы с 27.07.1984 года по 01.02.1997 года в качестве электромонтера по ремонту электрооборудования Лениногорского полиметаллического комбината, с 02.02.1997 года по 29.04.1997 года, с 01.05.1997 года по 30.12.1997 года в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования Обогатительной фабрики ОАО «Казцинк».

В соответствии с п.9 ч.1 ст.21 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверить обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

В соответствии с положениями пункта 22 Правил N 884н при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган ПФР дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов.

При несоответствии данных о периодах работы, имеющихся в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган ПФР вправе в соответствии с частью 9 статьи 21 Федерального закона N 400-ФЗ проверить обоснованность выдачи документов, необходимых для установления страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Из смысла указанных правовых норм следует, что проверка представленных для установления пенсии документов проводится в случае несоответствия, неточностей, недостоверности, противоречий и т.п. Вместе с тем, таких оснований для проведения в отношении Черновой С.В. проверки представленная трудовая книжка не содержит.

Таким образом, стаж работы Черновой С.В., прибывшей на место жительства в Российскую Федерацию из государства - республики бывшего СССР подлежит установлению на основании трудовой книжки, оформленной и заверенной надлежащим образом. Каких–либо неточностей или противоречий трудовая книжка не содержит. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается. Иных документов для подтверждения общего стажа не требуется.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ответчик неправомерно не включил в страховой стаж истца, с учетом периодов, подлежащих включению в специальный стаж, периоды работы Черновой С.В. 30.04.1997 года, с 31.12.1997 года по 31.12.2006 года в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования Обогатительной фабрики ОАО «Казцинк» и с 01.01.2007 года по 22.12.2011 года в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования Риддерской площадки ТОО «Казцинк-Ремстрой».

В силу ч.1 ст.22 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях в Российской Федерации» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С заявлением о назначении пенсии в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» истец обратилась к ответчику 21.07.2017 года. Соответственно досрочная страховая пенсия Черновой С.В. подлежит назначению с 21.07.2017 года.

На основании изложенного суд приходит к выводу о незаконности решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Белово Кемеровской области (Межрайонное) № 588884/17 от 19.10.2017 года об отказе Черновой С.В. в назначении досрочной страховой пенсии и считает необходимым обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Белово Кемеровской области (Межрайонное) включить Черновой С.В. в специальный трудовой стаж в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды ее работы с 27.07.1984 года по 01.02.1997 года в качестве электромонтера по ремонту электрооборудования Лениногорского полиметаллического комбината, с 02.02.1997 года по 29.04.1997 года, с 01.05.1997 года по 30.12.1997 года в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования Обогатительной фабрики ОАО «Казцинк», а так же зачесть Черновой С.В. в страховой стаж периоды ее работы 30.04.1997 года, с 31.12.1997 года по 31.12.2006 года в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования Обогатительной фабрики ОАО «Казцинк» и с 01.01.2007 года по 22.12.2011 года в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования Риддерской площадки ТОО «Казцинк-Ремстрой».

В соответствии с ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно ч.1 ст.88 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу ст.94 Гражданского процессуального кодекса РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе: расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.

В соответствии с п.1 ст.100 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно п.13 Постановления Пленума Верховного суда РФ, от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17.07.2007 г. N 382-0-0, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования ст.17 (ч.3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в ч.1 ст.100 ГПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле. Поскольку разумность размеров, как оценочная категория, определяется индивидуально, с учетом особенностей конкретного дела, при оценке разумности заявленных расходов на оплату услуг представителя необходимо обратить внимание на сложность, характер рассматриваемого спора и категорию дела, на объем доказательной базы по делу, количество судебных заседаний, продолжительность подготовки к рассмотрению дела.

Черновой С.В. понесены следующие судебные расходы: оплата государственной пошлины в размере 300 рублей, составление искового заявления в размере 2500 рублей, ознакомление ее представителя с заключением государственной экспертизы условий труда, проведенной в рамках рассматриваемого дела 2500 рублей, представление ее интересов в суде (участие в двух судебных заседаниях 03.06.2019 года, 01.10.2019 года) 5000 рублей. Итого, понесенные истцом расходы составляют 10300 рублей. Указанный размер судебных расходов истец просит взыскать с ответчика.

Учитывая степень занятости и участия представителя истца при рассмотрении гражданского дела с учетом предмета и основания спора, принимая во внимание продолжительность рассмотрения и сложность дела, объем выполненных представителем услуг, количество судебных заседаний и их продолжительность, исход дела, а также разумность и целесообразность их несения при сложившейся ситуации, необходимость соблюдения баланса прав лиц, участвующих в деле, возражения представителя ответчика, суд считает возможным взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Белово Кемеровской области (Межрайонное)в пользу Черновой С.В. в счет возмещения судебных расходов по оплате услуг представителя в сумме 4000 рублей.

С учетом положений ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Белово Кемеровской области ( Межрайонное) в пользу Черновой С.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требованиям истца в размере 200 рублей, за составление искового заявления в размере 2000 рублей, за ознакомление ее представителя с заключением государственной экспертизы условий труда, проведенной в рамках рассматриваемого дела 2000 рублей, представление ее интересов в суде 4000 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Белово Кемеровской области (Межрайонное) № 588884/17 от 19.10.2017 года об отказе Черновой Светлане Викторовне в установлении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях",

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Белово Кемеровской области (Межрайонное) включить Черновой Светлане Викторовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в специальный стаж в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды ее работы с 27.07.1984 года по 01.02.1997 года в качестве электромонтера по ремонту электрооборудования Лениногорского полиметаллического комбината, с 02.02.1997 года по 29.04.1997 года, с 01.05.1997 года по 30.12.1997 года в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования Обогатительной фабрики ОАО «Казцинк».

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Белово Кемеровской области (Межрайонное) зачесть Черновой Светлане Викторовне, 24.11.1966 года рождения, в страховой стаж периоды ее работы 30.04.1997 года, с 31.12.1997 года по 31.12.2006 года в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования Обогатительной фабрики ОАО «Казцинк» и с 01.01.2007 года по 22.12.2011 года в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования Риддерской площадки ТОО «Казцинк-Ремстрой».

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Белово Кемеровской области (Межрайонное) назначить Черновой Светлане Викторовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты обращения за ней, то есть с 21 июля 2017 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований Черновой Светланы Викторовны отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Белово Кемеровской области (Межрайонное) в пользу Черновой Светланы Викторовны в счет возмещения судебных расходов 8200 (восемь тысячи двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд в течение месяца.

Мотивированное решение составлено 07 октября 2019 года.

Судья Беловского городского суда (подпись) А.В. Шпирнов

2-1472/2019 ~ М-1124/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чернова Светлана Викторовна
Ответчики
Управление Пенсионного фонда РФ в г.Белово Кемеровской области (межрайонное)
Суд
Беловский городской суд Кемеровской области
Судья
Шпирнов А.В.
Дело на странице суда
belovskygor--kmr.sudrf.ru
20.05.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.05.2019Передача материалов судье
22.05.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2019Подготовка дела (собеседование)
03.06.2019Производство по делу приостановлено
17.09.2019Производство по делу возобновлено
17.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.10.2019Судебное заседание
07.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее