Дело № 2-4359/2016 01 декабря 2016 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
в составе председательствующего судьи Романчук Н.К.,
при секретаре Рычиной Е.В.
при участии представителей истца Горшковой К.Д. и Королевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда 01 декабря 2016 года гражданское дело по иску Магаданского областного государственного казенного учреждения социальной поддержки населения «Магаданский социальный центр» к Коваленко А.В. о взыскании суммы переплаты в виде региональной социальной доплаты к пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Магаданское областное государственное казенное учреждение социальной поддержки населения «Магаданский социальный центр» (далее –ГКУ «Магаданский социальный центр») обратилось в Магаданский городской суд с вышеуказанным иском к Коваленко А.В.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ответчику Коваленко А.В. на основании ее заявления и в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона РФ № 178-ФЗ от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи» назначена региональная социальная доплата к пенсии с ДД.ММ.ГГГГ года.
Данные выплаты финансировались из областного бюджета и ежемесячно перечислялись на имя ответчика через отделение почтовой связи, а также через филиал Сбербанка России на расчетные счета № №, № №.
Ответчик была уведомлена о необходимости извещать ГКУ «Магаданский социальный центр» о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты к пенсии.
В период с ДД.ММ.ГГГГ года Коваленко А.В. утратила право на получение региональной социальной доплаты к пенсии в связи с прекращением обучения.
Однако Коваленко А.В. не уведомила истца о наступлении обстоятельств, влияющих на размер и условия начисления региональной социальной доплаты к пенсии (прекращение обучения), в результате чего образовалась переплата по региональной социальной доплате за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в общем размере <данные изъяты>.
Ответчику было направлено уведомление о том, что ею были необоснованно получены денежные средства региональной социальной доплаты, и предложено добровольно вернуть излишне выплаченные денежные средства, но ответчик денежные средства не возвратила.
Просит взыскать с ответчика сумму переплаты в виде региональной социальной доплаты к пенсии в размере <данные изъяты>, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
В ходе рассмотрения дела представители истца на исковых требованиях настаивали, просили иск удовлетворить.
Ответчик в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, судебной повесткой, о причинах неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила.
Суд с учетом мнения представителей истца, руководствуясь положениями части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Выслушав пояснения представителей истца, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 1 Федерального Закона РФ от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона РФ от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.
В силу статьи 12.1 Федерального Закона РФ от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом РФ от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона РФ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.
Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона РФ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Магаданское областное государственное казенное учреждение социальной поддержки населения «Магаданский социальный центр» создано постановлением администрации Магаданской области от 25 февраля 2011 года № 90-па путем изменения типа существующего государственного учреждения социальной поддержки населения Магаданской области «Магаданский социальный центр». Основными задачами Центра являются предоставление мер социальной поддержки, в том числе, установление региональной социальной доплаты к пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ года ответчик обратилась в ГКУ «Магаданский социальный центр» с заявлением № № об установлении региональной социальной доплаты к пенсии. С ДД.ММ.ГГГГ года ответчику была назначена региональная социальная доплата к пенсии, размер которой ежегодно изменялся в зависимости от устанавливаемой величины прожиточного минимума в Магаданской области.
Выплаты региональной социальной доплаты финансировались из областного бюджета и ежемесячно перечислялись на имя ответчика с февраля 2015 года по май 2016 года - через филиал № 022 Северо-Восточного банка Сбербанка России на расчетные счета № №, № № на получателя Коваленко А.В.
При сверке сведений, представленных государственным учреждением – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Магаданской области, истец установил, что ответчик в период с ДД.ММ.ГГГГ года прекратила обучение, соответственно, в указанный период утратила право на получение региональной социальной доплаты к пенсии.
В соответствии с ч. 12 ст. 12.1 Федерального Закона РФ от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом РФ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
На основании п. 4 ст. 23 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.
Обязанность получателя пенсии по сообщению пенсионному органу сведений об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пенсии или социальной доплаты к ней, следует также из положений п. 12 ст. 12.1 Федерального закона РФ «О государственной социальной помощи».
Как следует из содержания заявления об установлении региональной социальной доплаты к пенсии № № от ДД.ММ.ГГГГ года, Коваленко А.В. разъяснялась обязанность безотлагательно извещать Министерство труда и социального развития Магаданской области (через социальный центр) о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период которой подлежит обязательному пенсионному страхованию, и наступление других обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты, что удостоверено личной подписью Коваленко А.В.
Между тем, ответчик не уведомила ГКУ «Магаданский социальный центр» об обстоятельствах, влияющих на размер и условия начисления региональной социальной доплаты к пенсии, в результате чего образовалась переплата по региональной социальной выплате за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в общей сумме <данные изъяты>.
20 июля 2016 года и 18 июля 2016 ГКУ «Магаданский социальный центр» направило ответчику письмо – уведомление (исх. №№ 08-6634 и 08-6611) о необходимости возврата выплаченных за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года денежных средств в сумме <данные изъяты>, в течение 1-го месяца, текущего года с момента получения уведомления.
Суд при рассмотрении данного спора по существу полагает возможным исходить из тех доказательств, которые представлены в материалах дела, руководствуясь при этом правилами части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, и статьи 68 названного Кодекса, согласно которой в случае, если сторона, обязанная доказать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
Ответчиком доказательств возврата денежных средств не предоставлено, суду не представил. Судом при рассмотрении настоящего гражданского дела таких доказательств не добыто.
Оценив имеющиеся доказательства по делу по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что выплата региональной социальной доплаты в общей сумме <данные изъяты> вызвана недобросовестными действиями ответчика.
Согласно расчетам, представленным истцом в материалы дела, общая сумма необоснованно выплаченной региональной доплаты составляет <данные изъяты>. Представленный истцом расчет соответствует фактическим обстоятельствам дела и является верным.
При таких обстоятельствах, требовании истца о взыскании с ответчика суммы переплаты в виде региональной социальной доплаты к пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты>, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Из представленного в материалы дела платежного поручения № № от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что при подаче настоящего иска в суд истцом была уплачена в доход муниципального бюджета государственная пошлина в сумме <данные изъяты>, что соответствует размеру государственной пошлины по данной категории гражданских дел, установленному пунктом 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, с ответчика подлежат взысканию в пользу истца понесенные судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Магаданского областного государственного казенного учреждения социальной поддержки населения «Магаданский социальный центр» к Коваленко А.В. о взыскании суммы переплаты в виде региональной социальной доплаты к пенсии удовлетворить.
Взыскать с Коваленко А.В. в пользу Магаданского областного государственного казенного учреждения социальной поддержки населения «Магаданский социальный центр» сумму переплаты в виде региональной социальной доплаты к пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в сумме <данные изъяты>, расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>, а всего взыскать денежные средства в сумме <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Установить день составления мотивированного решения суда – 06 декабря 2016 года.
Судья Н.К. Романчук