РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
23 января 2023 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Милаховой С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-85/23 по иску прокурора Ленинского района г. Самары в интересах неопределённого круга лиц к Департаменту транспорта Администрации г.о. Самара и МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» об обязании совершить действия,
Руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Муниципальное предприятие г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» (ОГРН 1026300966559) оснастить 474 транспортных средств техническими средствами видеонаблюдения и видеозаписи в пассажирском салоне и в кабине управления транспортным средством, провести аттестацию 31 работника, указанного в письме МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» от 18.01.2023 г. №05-14-148, в течение 1 года со дня вступления судебного решения в законную силу.
Обязать Департамент транспорта Администрации г.о. Самара (ОГРН 1026300972026) сформировать бюджетную заявку на финансирование расходов МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» по оснащению 474 транспортных средств техническими средствами видеонаблюдения и видеозаписи в пассажирском салоне и в кабине управления транспортным средством.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2023 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Милаховой С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-85/23 по иску прокурора Ленинского района г. Самары в интересах неопределённого круга лиц к Департаменту транспорта Администрации г.о. Самара и МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» об обязании совершить действия,
установил:
Прокурор Ленинского района г. Самары обратился в Ленинский районный суд г. Самары в интересах неопределённого круга лиц к Департаменту транспорта Администрации г.о. Самара и МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» об обязании совершить действия. В обоснование иска указывает, что по результатам проведенной проверки МП г.о. Самара «ТТУ» выявлены нарушения требований законодательства о транспортной безопасности: - не разработаны, не утверждены и не направлены в Федеральное дорожное агентство паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортных средств, 486 транспортных средств не оснащены техническими средствами видеонаблюдения и видеозаписи в пассажирском салоне и в кабине управления транспортным средством (отделении водителя), оповещения и связи, обработки, накопления и хранения видеоинформации (не менее 30 суток), обеспечивающими доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности и их передачу, не обеспечена подготовка 62 работников из водительского состава и аттестация 303 работников из водительского состава сил обеспечения транспортной безопасности транспортных средств. Им внесено представление №07-03-2021 от 23.11.2021 г., нарушения не устранены в полном объёме. Просит обязать МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» и Департамент транспорта Администрации г.о. Самара, устранить до 31.12.2022 г. нарушения законодательства о транспортной безопасности в части разработки, утверждения и направления в Федеральное дорожное агентство 35 паспортов обеспечения транспортной безопасности транспортных средств, оснащения 474 транспортных средств техническими средствами видеонаблюдения и видеозаписи в пассажирском салоне и в кабине управления транспортным средством, обеспечения подготовки 62 работников из водительского состава и аттестации 303 работников из водительского состава сил обеспечения транспортной безопасности транспортных средств.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Самары Хондров Х.Е. заявил ходатайство о принятии изменения исковых требований. Просил обязать МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности, а именно оснастить 474 транспортных средств техническими средствами видеонаблюдения и видеозаписи в пассажирском салоне и в кабине управления транспортным средством, провести аттестацию 31 работника, указанного в письме МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» от 18.01.2023 г. №05-14-148, обязать Департамент транспорта Администрации г.о. Самара сформировать бюджетную заявку на финансирование расходов МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» по оснащению 474 транспортных средств техническими средствами видеонаблюдения и видеозаписи в пассажирском салоне и в кабине управления транспортным средством.
Заявленное ходатайство подлежит удовлетворению в силу ст.39 ГПК РФ.
Представитель ответчика МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» по доверенности от 23.12.2022 г. №73 Погоняева Е.Н. в судебном заседании иск признала, но просила предоставить больший срок исполнения решения, представила письменный отзыв (т.1, л.д. 69-72).
Представитель ответчика Департамента транспорта Администрации г.о. Самара по доверенности от 11.01.2023 г. №6 Зотова Е.А. и третьего лица Администрации г.о. Самара по доверенности от 11.01.2023 г. №5 в судебном заседании иск не признала, представила письменный отзыв (т.1, л.д. 157-164, 219-227, 242-246).
Представители ответчиков не возражали против рассмотрения дела по существу по изменённым исковым требованиям без отложения судебного разбирательства.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ответчик МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров городским электрическим транспортом, а именно трамваями и троллейбусами, в Самаре.
На деятельность ответчика распространяются Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утверждённые постановлением Правительства РФ от 8.10.2020 г. №1640. В соответствии с пп.12 п.6 названных Требований перевозчики обязаны обеспечить подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности транспортного средства из числа персонала субъекта транспортной инфраструктуры (перевозчика) в соответствии с порядком, предусмотренным п.1, 2 ст.12.1 ФЗ «О транспортной безопасности» (так в тексте документа, в действительности названные в нём нормы федерального закона не определяют никакого порядка подготовки и аттестации, носят исключительно декларативный и отсылочный характер. На самом деле Правила аттестации сил обеспечения транспортной безопасности утверждены постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 г. №172). В соответствии с пп.2 п.10 тех же Требований перевозчики обязаны оснастить транспортное средство техническими средствами видеонаблюдения и видеозаписи в пассажирском салоне и в кабине управления транспортным средством (отделении водителя).
23.11.2021 г. истцом в адрес названного ответчика внесено представление №07-03-2021, в котором указано на невыполнение им указанных требований к перевозчикам, в частности, на то обстоятельство, что 303 его работника не прошли требуемую аттестацию, а 474 транспортных средства не оснащены техническими средствами видеонаблюдения и видеозаписи.
Ответчик МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» факт наличия указанных нарушений не оспаривал.
К моменту рассмотрения дела указанные нарушения частично устранены. Число сотрудников, не прошедших требуемую аттестацию, сократилось до 31 человека, они поименованы в письме МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» от 18.01.2023 г. №05-14-148 (т.2, л.д. 56-58).
Оснащение подвижного состава техническими средствами видеонаблюдения и видеозаписи не производилось, что ответчиками не отрицается.
Соответственно, исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счёт ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. Суд полагает, что годичный срок для устранения выявленных нарушений является разумным, принимая во внимание необходимость получения бюджетного финансирования и заключения муниципальных контрактов с соблюдением специальной процедуры, установленной законом.
Истец просит также обязать Департамент транспорта Администрации г.о. Самара сформировать бюджетную заявку на финансирование расходов МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» по оснащению 474 транспортных средств техническими средствами видеонаблюдения и видеозаписи в пассажирском салоне и в кабине управления транспортным средством.
Возражая против иска в этой части, названный ответчик ссылался на отсутствие у него соответствующей обязанности, подчёркивая, что МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» занимается перевозкой пассажиров как предпринимательской деятельностью и, соответственно, покрывает сопряжённые затраты за счёт извлекаемой прибыли. Однако в ходе разбирательства дела было установлено, что, по данным бухгалтерской отчётности МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» (т.2, л.д. 1-46) размер выручки названного предприятия от перевозок и прочей деятельности в 2021 г. составил 1 266 725 тысяч рублей, а размер субсидий и прямого финансирования из бюджета города и области – 929 071 тысячу рублей, т.е. 73% от выручки. При этом себестоимость перевозок составила 2 434 474 тысячи рублей, что в 2 раза превышает даваемую ими выручку. Аналогичные финансовые результаты предприятие показало и в 2020 г. Иными словами, деятельность МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» является глубоко убыточной, без прямой финансовой помощи муниципалитета и субъекта федерации, предприятие не могло бы в 2020-2021 гг. осуществлять перевозки. Принимая во внимание, что тарифы на перевозку устанавливаются не самим предприятием, а муниципальными властями, его финансовое положение представляется совершенно безвыходным – МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» не в состоянии собственными силами преодолеть убыточность перевозок и, тем более, обеспечить финансово затратное исполнение требования об установке систем видеонаблюдения (согласно представленному договору от нечитаемой даты (т.1, л.д. 120-155) цена установки 12 систем видеонаблюдения составляет 2 716 552 рубля 08 копеек, соответственно, цена исполнения судебного решения в полном объёме без поправок на инфляцию превысит 107 миллионов рублей, что составляет больше 8% суммарной выручки предприятия за 2021 г.).
Соответственно, до тех пор, пока муниципальным образованием не принято решения о ликвидации убыточного муниципального предприятия либо о его приватизации, на нём лежит обязанность обеспечить финансирование мероприятий по выполнению нормативно установленных требований к его деятельности. В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 12.08.2019 г. №558 обеспечение транспортной безопасности в отношении муниципального транспорта возложено на Департамент транспорта Администрации г.о. Самара. В соответствии с п.3.41, 3.42 Положения о Департаменте транспорта Администрации г.о. Самара, утверждённого решением Думы г.о. Самара от 17.09.2015 г. №682, к полномочиям названного органа отнесены обоснование потребности муниципальных предприятий, методическое руководство которыми он осуществляет (к числу таковых относится и МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» в силу п.3 распоряжения Администрации г.о. Самара от 18.04.2016 г. №43-р), в финансовых ресурсах, формирование бюджетных заявок на финансирование расходов за счёт средств федерального, областного бюджетов и бюджета г.о. Самара. Таким образом, у Департамента транспорта Администрации г.о. Самара имеется юридическая обязанность определить размер финансовых потребностей МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» на цели оснащения подвижного состава системами видеонаблюдения и сформировать соответствующую бюджетную заявку.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Муниципальное предприятие г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» (ОГРН 1026300966559) оснастить 474 транспортных средств техническими средствами видеонаблюдения и видеозаписи в пассажирском салоне и в кабине управления транспортным средством, провести аттестацию 31 работника, указанного в письме МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» от 18.01.2023 г. №05-14-148, в течение 1 года со дня вступления судебного решения в законную силу.
Обязать Департамент транспорта Администрации г.о. Самара (ОГРН 1026300972026) сформировать бюджетную заявку на финансирование расходов МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» по оснащению 474 транспортных средств техническими средствами видеонаблюдения и видеозаписи в пассажирском салоне и в кабине управления транспортным средством.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 30.01.2023 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь