Именем Российской Федерации
14 ноября 2013 года р.п. Майна
Майнский районный суд Ульяновской области под председательством судьи Глухова А.В., с участием истца Корнилова В.В., представителя ответчика Берхеева И.К., при секретаре Воржецовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корнилова В.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Майнском районе Ульяновской области о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, возложении обязанности включения в специальный стаж работы периода военной службы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,
У С Т А Н О В И Л:
Корнилов В.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Майнском районе Ульяновской области о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, возложении обязанности включения в специальный стаж работы периода военной службы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В обоснование иска указал, что решением от 19.07.2013 года *** ответчик отказал ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей из-за отсутствия 25-летнего стажа работы, указав, что на момент обращения за назначением пенсии им выработан стаж 23 года 10 месяцев 26 дней специального стажа. Ответчик не включил в льготный стаж период прохождения военной службы по призыву в рядах Советской Армии с 26.04.1984 г. по 12.06.1986 г. (2 года 1 месяц 17 дней). Считает данный отказ незаконным, поскольку в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года, предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР. Просит признать отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Майнском районе Ульяновской области в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, включить период военной службы по призыву с 26.04.1984 года по 12.06.1986 года в специальный стаж и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 11 июля 2013 года.
В судебном заседании истец Корнилов В.В. заявленные требования поддержал и суду пояснил, что в Вооруженных Силах СССР он служил по призыву в период с 26.04.1984 года по 12.06.1986 года. Участие в боевых действиях не принимал. С 15 августа 1989 года по июль 2013 года занимался педагогической деятельностью: работал учителем, директором в МОУ Абрамовская средняя школа.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Майнском районе Ульяновской области Берхеев И.К., возражая против заявленных требований, суду пояснил, что решением комиссии УПФ РФ в Майнском районе по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 19.07.2013 года *** Корнилову В.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого 25-летнего стажа, который на момент обращения, согласно решения комиссии, составлял 23 года 10 месяцев 26 дней. Корнилову В.В. не был засчитан в специальный стаж период его прохождения срочной службы в Вооруженных Силах СССР с 26.04.1984 года по 12.06.1986 года, поскольку включение периода прохождения военной службы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии Списком не предусмотрено. Согласно п.п. «г» п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № ***, служба в составе Вооруженных Сил СССР учителям и другим работникам просвещения засчитывалась в стаж работы по специальности. Однако обязательным условием такого зачета, установленным в п. 4 данного Положения, являлось наличие 2/3 специального стажа, требуемого для назначения пенсии в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на досрочную пенсию. Данное постановление признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 ***. Поскольку истец к этому времени проработал в должности, дающей право на льготную пенсию менее требуемых 2/3 специального стажа, в удовлетворении требований истца следует отказать.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Часть 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации предусматривает осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст.56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Майнском районе от от 19.07.2013 года *** (протокол № 142) Корнилову В.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого требуемого 25-летнего стажа на соответствующих видах работ, при этом в стаж на соответствующих видах работ засчитаны следующие периоды: с 15.08.1989 г. по 19.08.1992 г. (3 года 5 дней) - учитель *** средней школы; с 20.08.1992 г. по 10.01.2001 г. (8 лет 4 месяца 21 день) - директор МОУ ***, с 11.01.2001 г. по 24.08.2001 г. (7 месяцев 13 дней) - директор МОУ ***, с 25.08.2001 г. по 11.07.2013 г. (11 лет 10 месяцев 16 дней) – учитель МОУ ***. Специальный стаж составил 23 года 10 месяцев 26 дней, страховой стаж - 26 лет 13 дней.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 названного Федерального закона (в редакции от 30.06.2009) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 *** «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463.
В силу пункта 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР « О государственных пенсиях в РСФСР.
Согласно военному билету НП *** Корнилов В.В. проходил действительную военную службу с 26 апреля 1984 года по 12 июня 1986 года.
В указанный период времени (период прохождения срочной военной службы истцом) действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 и пунктом 2 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР.
В силу пункта 4 названного Положения, в частности служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Период службы Корнилова В.В. в Вооруженных силах СССР относится к периоду деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение Федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Принимая во внимание, что на момент обращения Корнилова В.В. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, период службы в Армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Таким образом, период срочной службы Корнилова В.В. в составе Вооруженных Сил СССР с 26 апреля 1984 года по 12 июня 1986 года подлежит включению в стаж работы по специальности, дающий право для досрочного назначения трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права из расчета один день к одному, на основании вышеназванного Постановления Совета Министров СССР, которое действовало в период прохождения срочной службы истца в Армии.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что на момент обращения за назначением пенсии в связи с педагогической деятельностью, истец имел необходимый 25-летний стаж, суд полагает, что требования истца подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Государственная пошлина в размере 200 рублей, уплаченная истцом Корниловым В.В. при подаче искового заявления, подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Корнилова В.В. удовлетворить.
Отменить решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области *** от 19 июля 2013 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Корнилову В.В..
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области включить Корнилову В.В. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, период военной службы по призыву с 26 апреля 1984 года по 12 июня 1986 года и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 11 июля 2013 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Майнском районе Ульяновской области в пользу Корнилова В.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме *** рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Майнский районный суд Ульяновской области.
Судья А.В. Глухов