Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГг. Самарский районный суд г. Самары в составе председательствующего Саломатина А.А.,
при секретаре Родиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Столярова А.Б. к ГКУ Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара», Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Самарской области о признании права и взыскании суммы в счет компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Столяров А.Б. обратился в суд с иском к ГКУ Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара», Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Самарской области о признании права и взыскании суммы в счет компенсации морального вреда, в обоснование заявленных требований указав, что <данные изъяты>. истец обратился в ГКУ «Центр занятости населения» с заявлением о регистрации его в качестве безработного и признании его безработным. Истец указал, что ответчиком было отказано в регистрации истца в качестве безработного в связи с не предоставлением Столяровым А.Б. справки о средней заработной платы с последнего места работы. При этом, истец указал, что он в течение длительного времени был зарегистрирован в качестве безработного и при всех регистрациях им предоставлялась лишь справка о среднем заработке, выданная <данные изъяты>. ООО Управляющая компания «Коммунальник», так как в дальнейшем, истец с 2011г. где0либо не работал, в связи с чем, предоставить иные справки истец возможности лишен.
Полагая свои права нарушенными, столяров А.Б. просил суд (с учетом уточненных требований) признать за истцом право на защиту от безработицы, признать за истцом право на регистрацию в качестве безработного и признании его безработным в ГКУ Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара», обязать ГКУ Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара» зарегистрировать истца в качестве безработного и признать его безработным, взыскать с министерства финансов РФ в пользу истца сумму в счет компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, а также расходы по оплате суммы государственной пошлины по делу в размере 300 рублей.
В судебном заседании истец заявленные требования подержал, просил суд их удовлетворить по изложенным в иске основаниям. Суду также пояснил, что ранее, при регистрации в качестве безработного и продления таковой регистрации, он какие-либо справки о среднем заработке не предоставлял, поскольку справка ООО УК 2Коммунальник» от <данные изъяты>. у ГКУ Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара» имеется и на основании данной справки истцу выплачивалось минимальное пособие по безработице.
Представитель ответчика ГКУ Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара», действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать. Суду пояснила, что ответчиком не оспаривается право истца на признание его безработным, однако, для регистрации в качестве безработного истцу, в соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 29.01.2015г. № 19-О, необходимо предоставить соответствующий пакет документов, в который входит, в том числе, справка о размере среднего заработка с последнего места работы. В случае предоставления таковой справки, истец будет в установленном законом порядке зарегистрирован в качестве безработного.
Представитель Министерства финансов РФ, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом при рассмотрении дела установлено, что <данные изъяты> истец обратился в ГКУ Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара» и был зарегистрирован в качестве лица, ищущего работу.
При постановке на учет Столяров А.Б. предъявил следующие документы: заявление-анкету о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, паспорт, документ об образовании, трудовую книжку.
В день обращения, <данные изъяты> Столярову А.Б. был предложен перечень из 4 вакансий. Из предложенного перечня вакансий Столяров А.Б. выбрал вакансию для возможного трудоустройства:
- Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД России, по профессии юрисконсульт, заработная плата 15000 рублей. Данное место работы истец посетил <данные изъяты>, результат посещения - отказ работодателя в связи с несоответствием квалификации. В дальнейшем, при обращении <данные изъяты>. Столярову А.Б.выдано направление в <данные изъяты> заработная плата от 9302 руб. Согласно пояснениям истца, данных им в судебном заседании, данное предполагаемое место работы он не посещал.
Согласно предоставленным ГКУ Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара» сведениям, Столяров А.Б. имеет 20 предыдущих периодов нахождения на учете в качестве безработного в Центре занятости со следующими результатами:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ «Длительная, неявка в ЦЗН (более 1 месяца)»;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ «Трудоустройство»;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ «Трудоустройство»;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ «Трудоустройство»;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ «Трудоустройство»;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ «Трудоустройство»;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ «Трудоустройство»;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ «Отказ от услуг службы занятости»;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ «Отказ от услуг службы занятости»;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ «Отказ от услуг службы занятости»;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ «Отказ от услуг службы занятости»;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ «Длительная неявка в ЦЗН (более 1 месяца)»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ «Длительная неявка в ЦЗН (более 1 месяца)»;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ «Трудоустройство по направлению службы занятости»;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ « Отказ от услуг службы занятости»;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ « Отказ от услуг службы занятости»;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ « Отказ от услуг службы занятости»;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ « Отказ от услуг службы занятости»;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ « Отказ от услуг службы занятости»;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ «Отказ от услуг службы занятости».
Суд полагает установленным отсутствие спора о праве в рассматриваемом гражданском деле. Так, представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось право истца на регистрацию его в качестве безработного, при предоставлении всех предусмотренных законом документов, в том числе, справки о размере среднего заработка с последнего места работы.
Законом «О занятости населения в Российской Федерации» определено право на получение пособия по безработице. Назначение и выплата этого пособия производиться только гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы и признанному в установленном порядке безработным.
В соответствии со статьей 3 Закона о занятости населения, органы службы занятости принимают решение о признании зарегистрированного гражданина безработным при наличии паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу( ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорт и документа об образовании. При этом, решение о признании гражданина безработным принимается при невозможности предоставления подходящей работы по месту жительства гражданина в течение 10 дней со дня предъявления этих документов.
Таким образом, порядок и условия признания граждан безработными, установленные статьей 3 Закона о занятости населения, предусматривают одним из условий принятия решения о признании зарегистрированного гражданина безработным наличие всех документов, определенных пунктом 2 данной статьи, в том числе справки о среднем заработке. В свою очередь, перечень документов является исчерпывающим и, следовательно, не подлежит расширительному толкованию. Кроме того, данная статья не содержит исключений, предусматривающих возможность признания зарегистрированного гражданина безработным при наличии иных обстоятельств, содержащихся в отношении впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации.
В то же время, установленные Законом о занятости населения порядок и условия признания граждан безработными не позволяют бесспорно и однозначно признавать безработными всех граждан, в том числе длительно неработающих, обращающихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы. Органы службы занятости предлагают зарегистрированным гражданам варианты подходящей работы, включая работу временного характера, и только при отсутствии с их стороны отказов от данных предложений может быть принято решение о признании безработными и назначении пособия по безработице.
Суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что справка о среднем заработке необходима органам службы занятости, для подбора гражданам подходящей работы. При этом, если согласно справке средний заработок гражданина превышал установленную величину прожиточного минимума, органы службы занятости не вправе предлагать работу с заработком ниже данной величины.
Таким образом, отсутствие сведений о среднем заработке не позволяет принять решение о правомерности отказа гражданина от подходящей работы, а наличие отказа в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, влечет отказ в признании гражданина безработного.
Кроме того, установленные пунктом 3 статьи 3 Закона о занятости населения случаи, при которых гражданин не признается безработным, применяются только в отношении граждан, представивших все установленные документы.
Учитывая изложенное, в случае не предоставления гражданином в службу занятости орган службы занятости всех документов, определенных пунктом 2 статьи 3 Закона о занятости населения, основания для принятия решения о признании или отказе в признании зарегистрированного гражданина безработным у органа службы занятости отсутствуют. При этом, гражданину оказывается содействие в поиске подходящей работы. Аналогичная правовая позиция нашла свое подтверждение в Определении Конституционного Суда РФ № 19-О от 29.01.2015г.
Таким образом, судом установлено, что какие-либо права и законные интересы истца в рассматриваемом споре не нарушены, в случае предоставления им в орган занятости соответствующей справке о среднем заработке с последнего места работы, он, в установленном законом порядке будет зарегистрирован в качестве безработного.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований, также не обоснованы требования истца о взыскании в его пользу суммы в счет компенсации морального вреда и судебных расходов по делу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Столярова А.Б. к ГКУ Самарской области «Центр занятости населения городского округа Самара», Министерству финансов РФ, Управлению федерального казначейства по Самарской области о признании права и взыскании суммы в счет компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено <данные изъяты>