Дело № 2-147/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 апреля 2014 года село Суг-Аксы
Сут-Хольский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Ондар Э.Д-С.,
при секретаре Ондар А.Г.,
с участием заявителя – заместителя прокурора Сут-Хольского района Кужугет Р.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Сут-Хольского района Нурзат Б-Б.Б. в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения сумон Кара-Чыраанский в лице председателя администрации ФИО1 о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения сумон Кара-Чыраанский по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, изданных администрацией сельского поселения сумон Кара-Чыраанский в 2013 году,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Сут-Хольского района Нурзат Б-Б.Б. обратился в суд с данным заявлением указывая, что прокуратурой Сут-Хольского района проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов» (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ). В нарушение нормы закона, администрацией сельского поселения сумон Кара-Чыраанский антикоррупционная экспертиза принятых нормативных правовых актов за 2013 год не проводилась, в связи с чем созданы предпосылки для коррупции и угроза нарушения прав неопределенного круга лиц. Таким образом, в результате бездействия администрации сельского поселения сумон Кара-Чыраанский, т.е. в не проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в 2013 году, при наличии вышеуказанных коррупциогенных факторов в изданных нормативных правовых актах в указанном периоде, со стороны должностных лиц администрации сельского поселения сумон Кара-Чыраанский может привести к злоупотреблениям должностными полномочиями, а при наличии корыстной или иной личной заинтересованности привести к коррупционным проявлениям.
В судебном заседании заместитель прокурора Кужугет Р.Г. поддержал заявление по указанным в нем основаниям и просил удовлетворить.
Заинтересованное лицо - администрация сельского поселения сумон Кара-Чыраанский в лице председателя ФИО1 в суд не явился, хотя был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, ДД.ММ.ГГГГ от него поступило ходатайство рассмотрении дела без его участия.
На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд решил рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.
Выслушав заместителя прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов проектов нормативных правовых актов» (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ) устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения (ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 172-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
По результатам экспертизы составляется заключение, в котором отражается выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы (п. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 172-ФЗ).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления тринимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В нарушение вышеназванных норм закона администрацией сельского поселения сумон Кара-Чыраанский антикоррупционная экспертиза принятых нормативных правовых актов за 2013 год не проводилась, в связи, с чем созданы предпосылки для коррупции и угроза нарушения прав неопределенного круга лиц.
В соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее - Методика), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных ак^ов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
Согласно письменному объяснению председателя администрации сельского поселения сумон Кара-Чыраанский ФИО1 видно, что он в полном объеме признает требование прокурора района об обязании проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, изданных администрацией сельского поселения сумон Кара-Чыраанский за 2013 год.
Судом установлено, что в результате бездействия администрации сельского поселения сумон Кара-Чыраанский, т.е. в не проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, изданных администрацией в 2013 году, при наличии вышеуказанных коррупциогенных факторов в изданных нормативных правовых актах в указанном периоде, со стороны должностных лиц администрации сельского поселения сумон Кара-Чыраанский может привести к злоупотреблением должностными полномочиями, а при наличии корыстной или иной личной заинтересованности привести к коррупционным проявлениям.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действие (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно пункту 13 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
В силу пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов человека и гражданина.
При таких обстоятельствах, суд считает обращение прокурора в суд обоснованно и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 254 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Сут-Хольского района Нурзат Б-Б.Б., удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения сумон Кара-Чыраанский по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, изданных администрацией сельского поселения сумон Кара-Чыраанский в 2013 году.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Сут-Хольский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 07 апреля 2014 года (06 апреля 2014 года – выходной день).
Председательствующий Ондар Э.Д-С.