Гражданское дело № 2-364/2019
УИД: 66RS0032-01-2019-000402-57
В окончательном виде решение изготовлено 28 октября 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кировград Свердловской области |
21 октября 2019 года |
Кировградский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Доевой И.Б.,
при секретаре судебного заседания Маминой С.В.,
с участием истца Коваля А.П.,
представителей ответчика администрации Кировградского городского округа Зайцевой К.А., действующей на основании доверенности № 48 от 20 мая 2019 года, Девятаевой Е.С., действующей на основании доверенности № 61 от 09 июля 2019 года,
представителя ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Кировграде и г. Верхнем Тагиле Свердловской области Галимулиной А.Р., действующей на основании доверенности № 3 от 14 января 2019 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-364/2019 по иску Коваля А.П. к администрации Кировградского городского округа, Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда российской Федерации в городе Кировграде и городе Верхний Тагил Свердловской области о защите пенсионных прав,
установил:
Коваль А.П. обратился с иском к администрации Кировградского городского округа, Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кировграде и городе Верхний Тагил Свердловской области о защите пенсионных прав.
В обоснование исковых требований указано, что на основании заявления от 12 марта 2019 года администрацией Кировградского городского округа 09 апреля 2019 года истцу выдана справка о стаже муниципальной службы, в которой, по мнению истца, допущены ошибки, а именно: в стаж муниципальной службы не были включены периоды работы с 10 февраля 1987 года по 14 декабря 1987 года в качестве респираторщика военизированной стрелковой пожарной охраны отдела пожарной безопасности и охраны Норильского ГМК им. А.П. Завенягина (10 месяцев 03 дня); с 04 января 1988 года по 26 августа 1988 года в качестве начальника 58 ППЧ г. Кировоград Управления пожарной охраны УВД Свердловской области (07 месяцев 24 дня); с 01 сентября 1999 года по 31 мая 2002 года в качестве руководителя Кировградского филиала Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области (02 года 09 месяцев) (далее по тексту спорные периоды работы). Не согласившись с таким ответом, 09 апреля 2019 года истец обратился в администрацию Кировградского городского округа с повторным заявлением о выдаче справки о стаже муниципальной службы с учетом спорных периодов работы. Письмом № 121-01-28/129 от 06 мая 2019 года Главой администрации Кировградского городского округа А.А. Оськиным истцу дан ответ, из содержания которого следует, что ответ на заявление истца от 09 апреля 2019 года будет подготовлен после получения ответов на запросы, направленные по месту работы истца в спорные периоды. Кроме того, 15 апреля 2019 года с заявлением о выдаче справки/заключения о включении/не включении спорных периодов работы в стаж муниципальной службы истец обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Кировграде и г. Верхнем Тагиле Свердловской области, которое на основании статьи 8 Федерального закона № 59-ФЗ от 02 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письмом № 9-20 от 17 апреля 2019 года направлено в администрацию Кировградского городского округа, поскольку решение поставленных в заявлении вопросов относится к компетенции органа местного самоуправления. Не согласившись с вышеуказанными ответами ответчиков на заявления, истец обратился в суд с настоящим иском и просил признать ответы администрации Кировградского городского округа № 121-01-28/129 от 06 мая 2019 года и ГУ - УПФ РФ в г. Кировграде и г. Верхнем Тагиле Свердловской области № 9-20 от 17 апреля 2019 года ненадлежащими, возложить обязанность принять к зачету в стаж, дающий право на получение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с работой на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера спорные периоды работы, возложить обязанность на администрацию Кировградского городского округа включить в стаж муниципальной службы спорные периоды работы и в течении 10 дней со дня вступления решения в законную силу выдать справку о стаже муниципальной службы, возложить обязанность на ГУ - УПФ РФ в г. Кировграде и г. Верхнем Тагиле Свердловской области присвоить код льготной профессии в сведения индивидуального лицевого счета застрахованного лица (истца) в отношении спорных периодов работы (том № 1 л.д. 2-14).
В судебном заседании истец Коваль А.П. исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал; просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчика администрации Кировградского городского округа Зайцевой К.А., действующая на основании доверенности № 48 от 20 мая 2019 года, Девятаева Е.С., действующая на основании доверенности № 61 от 09 июля 2019 года, в судебном заседании исковые требования не признали, ссылаясь на их необоснованность, по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление с учетом дополнений.
Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в г. Кировграде и г. Верхнем Тагиле Свердловской области Галимулина А.Р., действующая на основании доверенности № 3 от 14 января 2019 года, в судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь на их необоснованность, по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление с учетом дополнений.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ МЧС России по Свердловской области, в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещалось надлежащим образом, представило суду отзыв на исковые требования, в котором требования истца в части включения спорных периодов работы в стаж муниципальной службы оставляет на усмотрение суда, а также просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя ГУ МЧС России по Свердловской области.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «Норильский горно-металлургический комбинат им. А.П. Завенягина» в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещалось надлежащим образом, представило суду отзыв на исковые требования, в котором просит отказать в удовлетворении исковых требований истца в части включения периода работы с 10 февраля 1987 года по 14 декабря 1987 года в качестве респираторщика военизированной стрелковой пожарной охраны отдела пожарной безопасности и охраны Норильского ГМК им. А.П. Завенягина (10 месяцев 03 дня) в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещалось надлежащим образом, представило суду отзыв на исковые требования, в котором просит отказать в удовлетворении исковых требований истца в части включения периода работы с 01 сентября 1999 года по 31 мая 2002 года в качестве руководителя Кировградского филиала Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области (02 года 09 месяцев).
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая надлежащее извещение лиц участвующих в деле, отсутствие сведений о причинах неявки, а также отсутствие каких-либо ходатайств, препятствующих рассмотрению дела в данном судебном заседании, принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав истца, представителей ответчиков, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, в совокупности, суд не находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части первой статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, конкретизирующей статью 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В развитие указанных принципов статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены в том числе из показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств (часть 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При этом, оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможности оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы. Иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное в части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.
Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Судом установлено и следует из материалов дела, на основании заявления от 12 марта 2019 года администрацией Кировградского городского округа 09 апреля 2019 года истцу Ковалю А.П., *** года рождения, выдана справка о стаже муниципальной службы.
Не согласившись с таким ответом, 09 апреля 2019 года истец обратился в администрацию Кировградского городского округа с повторным заявлением о выдаче справки о стаже муниципальной службы с учетом периодов работы, которые, по мнению истца, ошибочно не были включены в стаж муниципальной службы, а именно: с 10 февраля 1987 года по 14 декабря 1987 года в качестве респираторщика военизированной стрелковой пожарной охраны отдела пожарной безопасности и охраны Норильского ГМК им. А.П. Завенягина (10 месяцев 03 дня); с 04 января 1988 года по 26 августа 1988 года в качестве начальника 58 ППЧ г. Кировоград Управления пожарной охраны УВД Свердловской области (07 месяцев 24 дня); с 01 сентября 1999 года по 31 мая 2002 года в качестве руководителя Кировградского филиала Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области (02 года 09 месяцев).
Письмом № 121-01-28/129 от 06 мая 2019 года Главой администрации Кировградского городского округа А.А. Оськиным истцу дан ответ, из содержания которого следует, что ответ на заявление истца от 09 апреля 2019 года будет подготовлен после получения ответов на запросы, направленные по месту работы истца в спорные периоды.
Кроме того, 15 апреля 2019 года с заявлением о выдаче справки/заключения о включении/не включении спорных периодов работы в стаж муниципальной службы истец обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Кировграде и г. Верхнем Тагиле Свердловской области, которое на основании статьи 8 Федерального закона № 59-ФЗ от 02 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письмом № 9-20 от 17 апреля 2019 года направлено в администрацию Кировградского городского округа, поскольку решение поставленных в заявлении вопросов относится к компетенции органа местного самоуправления.
Не согласившись с вышеуказанными ответами ответчиков на заявления, истец обратился в суд с настоящим иском и просил признать ответы администрации Кировградского городского округа № 121-01-28/129 от 06 мая 2019 года и ГУ - УПФ РФ в г. Кировграде и г. Верхнем Тагиле Свердловской области № 9-20 от 17 апреля 2019 года ненадлежащими.
Разрешая требования истца в указанной части суд отмечает, что правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулирует Федеральный закон от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ).
В силу статьи 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 3, 5 статьи 5 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ).
Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 названного Федерального закона. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 указанной статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд (статья 8 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно статье 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 названной статьи (статья 12).
Принимая во внимание, что ответы администрации Кировградского городского округа № 121-01-28/129 от 06 мая 2019 года и ГУ - УПФ РФ в г. Кировграде и г. Верхнем Тагиле Свердловской области № 9-20 от 17 апреля 2019 года основаны на рассмотрении заявлений истца в пределах компетенции соответствующего органа, тогда как несогласие истца с содержанием ответов не свидетельствует о том, что они являются ненадлежащими, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца в указанной части.
Далее, разрешая требования истца в части возложения обязанности принять к зачету в стаж, дающий право на получение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с работой на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера спорные периоды работы, суд приходит к следующим выводам.
Так, в соответствии с выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, Коваль А.П. *** года рождения, застрахован в системе в системе обязательного пенсионного страхования 24 апреля 1998 года.
Из материалов дела (в том числу трудовой книжки истца и архивных справок) также следует, что истец в период с 10 февраля 1987 года по 14 декабря 1987 года работал в качестве респираторщика военизированной стрелковой пожарной охраны отдела пожарной безопасности и охраны Норильского ГМК им. А.П. Завенягина (10 месяцев 03 дня); в период с 04 января 1988 года по 26 августа 1988 года в качестве начальника 58 ППЧ г. Кировоград Управления пожарной охраны УВД Свердловской области (07 месяцев 24 дня); в период с 01 сентября 1999 года по 31 мая 2002 года в качестве руководителя Кировградского филиала Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области.
Согласно подпункту 18 пункта 1статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года № 437 утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в котором поименован начальник караула пожарной части (команды), части пожарной охраны, пожарный (боец, респираторщик).
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года № 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Ранее соответствующее регулирование содержалось в пункте «о» части 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (пункт введен Федеральным законом от 27 декабря 1995 года № 211-ФЗ), предусматривавшем, что пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы МВД России (пожарной охраны МВД России, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД России), предусмотренных Перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы МВД России, утвержденным Министром внутренних дел Российской Федерации, а также в подпункт 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Из положений подпункта 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следует, что правом на досрочную страховую пенсию обладают лица, работавшие на должностях федеральной противопожарной службы, сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение пенсии по Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не обладают.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации № 552-О-О от 5 февраля 2009 года по запросу Шарьинского городского суда Костромской области о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 26 декабря 1977 года № 1115 «Об утверждении Положения «О государственном пожарном надзоре в СССР» органы, осуществляющие государственный пожарный надзор в СССР, входили в систему Министерства внутренних дел СССР, органами государственного пожарного надзора являлись главные управления и управления внутренних дел исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов (пункт 2). Исходя из пункта 4, подпункта «ч» пункта 6 Положения о Министерстве внутренних дел СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 16 июня 1972 года № 452, подразделения пожарной охраны составляли единую систему Министерства внутренних дел СССР, в функции последнего входило осуществление финансирования этих подразделений за счет средств, выделяемых из союзного бюджета.
Таким образом, в период работы с 04 января 1988 года по 26 августа 1988 года в качестве начальника 58 ППЧ г. Кировоград Управления пожарной охраны УВД Свердловской области (07 месяцев 24 дня) истец осуществлял трудовую деятельность в должности и в учреждениях, предусмотренными вышеуказанными Списками, следовательно, указанный период на основании подпункта 18 пункта 1статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
Вместе с тем, принимая во внимание, что с заявлением о включении указанного периода работы в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании подпункта 18 пункта 1статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» истец ни в ГУ - УПФ РФ в г. Кировграде и г. Верхнем Тагиле Свердловской области, ни в суд, не обращался, между тем, учитывая, что в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015) период работы и (или) иной деятельности и иные периоды, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подтверждаются: после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также то, что сам работодатель, который несет ответственность за достоверность предоставляемых сведений для назначения пенсии, подтверждает работу истца в спорный период в особых условиях труда, что следует из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца в части возложения обязанности принять к зачету в стаж, дающий право на получение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с работой на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера периода работы с 04 января 1988 года по 26 августа 1988 года в качестве начальника 58 ППЧ г. Кировоград Управления пожарной охраны УВД Свердловской области (07 месяцев 24 дня).
Вопреки доводам истца, основанным на ошибочном толковании норм материального права, регулирующим спорные правоотношения, периоды работы с 10 февраля 1987 года по 14 декабря 1987 года в качестве респираторщика военизированной стрелковой пожарной охраны отдела пожарной безопасности и охраны Норильского ГМК им. А.П. Завенягина (10 месяцев 03 дня); с 01 сентября 1999 года по 31 мая 2002 года в качестве руководителя Кировградского филиала Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Свердловской области, исходя из представленных в материалы дела документов, а также применительно к вышеуказанным нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, не подлежат включение в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании подпункта 18 пункта 1статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку правом на досрочную страховую пенсию обладают лица, работавшие на должностях федеральной противопожарной службы, тогда как в указанные выше периоды истец трудовую деятельность в федеральной противопожарной службе не осуществлял, в связи с чем, отказывает истцу во включении указанных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии на основании подпункта 18 пункта 1статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Как следствие, также не подлежат удовлетворению требования истца в части возложения обязанности на ГУ - УПФ РФ в г. Кировграде и г. Верхнем Тагиле Свердловской области присвоить код льготной профессии в сведения индивидуального лицевого счета застрахованного лица (истца) в отношении спорных периодов работы.
Разрешая требования истца в части возложения обязанности на администрацию Кировградского городского округа включить в стаж муниципальной службы спорные периоды работы и в течении 10 дней со дня вступления решения в законную силу выдать справку о стаже муниципальной службы суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации (статья 6 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
При этом содержание и специфика профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации, а также профессиональной деятельности муниципальных служащих на должностях муниципальной службы, характер выполняемых ими функций, предъявляемые к ним квалификационные требования и ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской и муниципальной службы, обусловливают особый правовой статус государственных гражданских и муниципальных служащих.
Положениями Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, отношения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих строятся с учетом принципиального единства природы муниципальной службы и государственной гражданской службы, что обусловлено объективной схожестью условий и порядка их прохождения.
Именно поэтому как Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (пункт 4 статьи 7), так и Федеральный закон от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (часть 1 статьи 24) исходят из того, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного, в рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения муниципальных служащих муниципальных образований субъектов Российской Федерации возложены федеральным законодателем на сами органы местного самоуправления, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие).
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих, в связи с чем оценка прав служащего на пенсионное обеспечение за счет средств местного бюджета должна производиться с учетом заявительного порядка назначения пенсии по выслуге лет и действующего в органе местного самоуправления акта, регулирующего порядок назначения таких пенсий.
Таким законом на территории Свердловской области является Закон Свердловской области от 21 января 1997 года № 5-ОЗ «О стаже государственной службы Свердловской области и муниципальной службы в Свердловской области».
Кроме того, отношения, связанные с назначением и выплатой пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с федеральным законодательством, лицам, замещавшим муниципальные должности Кировградского городского округа, и должности муниципальной службы Кировградского городского округа регулируются Положения «О назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Кировградского городского округа», утвержденным Решением Думы Кировградского городского округа от 28 декабря 2011 года № 602.
Пунктом 2.1 Положения предусмотрено, что пенсия за выслугу лет устанавливается: 1) лицам, замещавшим муниципальные должности Главы городского округа, депутата Думы городского округа, осуществлявших свои полномочия на постоянной основе и в период осуществления полномочий достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, за исключением случая, если указанные полномочия прекращены по одному или нескольким основаниям, связанным с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, при прекращении полномочий по которым в соответствии с федеральным законом гражданам, замещавшим указанные должности, не могут предоставляться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий, и прекратившим исполнение полномочий в связи с окончанием срока их полномочий; 2) лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Кировградского городского округа (муниципальном органе, не входящем в структуру органов местного самоуправления Кировградского городского округа) не менее трех лет непосредственно перед увольнением с муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно федеральному закону, и уволенным с муниципальной службы по следующим основаниям: б) расторжение трудового договора по инициативе муниципального служащего в связи с выходом на пенсию; в) отказ муниципального служащего от перевода на иную должность муниципальной службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же органе местного самоуправления; е) сокращение должностей муниципальной службы в органе местного самоуправления городского округа (муниципальном органе, не входящем в структуру органов местного самоуправления городского округа); ж) ликвидация органа местного самоуправления городского округа (муниципального органа, не входящего в структуру органов местного самоуправления городского округа); з) признание муниципального служащего полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; и) достижение муниципальным служащим установленного федеральным законом предельного возраста пребывания на муниципальной службе; к) возникновение установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения муниципальным служащим обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.
Гражданин, замещавший должность муниципальной службы не менее пяти лет непосредственно перед увольнением с муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы не менее 25 лет до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) также имеет право на пенсию за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (пункт 2.2 Положения).
Пенсия за выслугу лет назначается гражданам, указанным в пунктах 2.1, 2.2 настоящего Положения, только после назначения страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной им в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Таким образом, для назначения пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему должность муниципальной службы в муниципальном образовании Кировградский городской округ необходима совокупность нескольких условий: наличие стажа муниципальной службы, исчисленного в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; замещение должности муниципальной службы перед увольнением не менее трех лет; достижение возраста, дающего права на трудовую (страховую) пенсию по старости (инвалидности); назначение такой пенсии; увольнение с муниципальной службы по указанным в Положении основаниям.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в том числе трудовой книжки истца, Коваль А.П. в период с 17 мая 1994 года по 20 августа 1999 года занимал должность юрисконсульта, заведующего юридического отдела администрации муниципального образования город Кировоград, а также в период с 03 июня 2002 года по 10 ноября 2008 года занимал должность заведующего отделом по земле и природным ресурсам администрации Кировоградского городского округа; приказом № 568 л/с от 02 сентября 2019 года Коваль А.П. в соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» принят на должность федеральной государственной гражданской службы ведущего специалиста-эксперта отделения по вопросам миграции МОтд МВД России «Кировградское». При этом, Коваль А.П. получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не является.
Таким образом, на момент обращения в суда с настоящим иском, истец не отвечает требованиям, установленным Положением «О назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Кировградского городского округа», утвержденным Решением Думы Кировградского городского округа от 28 декабря 2011 года № 602, которое разработано в соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в связи с чем правовых оснований для включения спорных периодов в стаж муниципальной службы у суда не имеется.
В силу приведенных выше нормативных положений, установление стажа муниципальной службы, то есть, включение в него тех или иных периодов работы муниципального служащего, имеет целью получение предусмотренных законом гарантий. Соответственно, обращение в суд с иском о включении в стаж муниципальной службы тех или иных периодов работы должно быть следствием нарушением права истца на получение указанных гарантий и преследовать цель восстановления нарушенного права (часть 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В данном случае, удовлетворение заявленного Ковалем А.П. иска о возложении на ответчика обязанности по включению спорных периодов работы в стаж муниципальной службы не повлечет восстановления его нарушенного права, поскольку, как было указано выше, для назначения пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему должность муниципальной службы в муниципальном образовании Кировградский городской округ необходима совокупность нескольких условий: наличие стажа муниципальной службы, исчисленного в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; замещение должности муниципальной службы перед увольнением не менее трех лет; достижение возраста, дающего права на трудовую (страховую) пенсию по старости (инвалидности); назначение такой пенсии; увольнение с муниципальной службы по указанным в Положении основаниям, совокупность которых, исходя из установленных по делу обстоятельств, у истца отсутствует.
Более того, согласно пункту 2.9. Положения «О назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Кировградского городского округа», утвержденным Решением Думы Кировградского городского округа от 28 декабря 2011 года № 602 стаж муниципальной службы, дающий право на пенсию за выслугу лет, определяется в соответствии с Областным законом от 21 января 1997 года № 5-ОЗ «О стаже государственной службы Свердловской области и муниципальной службы Свердловской области».
Лицо, указанное в пунктах 2.1, 2.2 Положения, подает заявление установленного образца о назначении ему пенсии за выслугу лет руководителю органа местного самоуправления Кировградского городского округа, в котором заявитель замещал должность муниципальной службы. Заявление установленного образца со всеми необходимыми документами в 5-дневный срок направляется в комиссию по определению стажа муниципальной службы органа местного самоуправления Кировградского городского округа (далее - комиссия) (пункт 3.1).
Постановлением администрации Кировоградского городского округа № 490 от 19 апреля 2012 года утверждено Положение о комиссии по определению стажа муниципальной службы лицам, замещавшим должности муниципальной службы в администрации Кировградского городского округа, и рассмотрению заявлений о назначении пенсии за выслугу лет, к полномочиям которой, в том числе отнесено включение в стаж муниципальной службы периодов работы в других организациях, периодов иной деятельности в соответствии с действующим законодательством.
Между тем, истцом не представлено доказательств, что в отношении него комиссий по определению стажа муниципальной службы лицам, замещавшим должности муниципальной службы в администрации Кировградского городского округа, и рассмотрению заявлений о назначении пенсии за выслугу лет, принималось решение о включении спорных периодов работы в стаж муниципальной службы.
В связи с этим суд отказывает в удовлетворении требований истца в части возложения обязанности на администрацию Кировградского городского округа включить в стаж муниципальной службы спорные периоды работы и в течении 10 дней со дня вступления решения в законную силу выдать справку о стаже муниципальной службы, учитывая, что соответствующая справка, отвечающая требованиям Положения «О назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Кировградского городского округа», утвержденным Решением Думы Кировградского городского округа от 28 декабря 2011 года № 602, была выдана истцу 17 октября 2019 года (письмо № 121-08-57/7563).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Коваля А.П. к администрации Кировградского городского округа, Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда российской Федерации в городе Кировграде и городе Верхний Тагил Свердловской области о защите пенсионных прав оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Кировградский городской суд Свердловской области.
Судья |
И.Б. Доева |