Решение по делу № 2-1882/2017 от 28.04.2017

Дело №2-1882/2017 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Аберкон И.В., при секретаре Шишикиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми 10 июля 2017 года гражданское дело по иску Зайцева А.Э. к администрации Муниципального образования городского округа «Ухта», Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта», Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми, о признании незаконным постановления руководителя администрации МОГО «Ухта» от 11.04.2017г. .... о снятии с учета для получения социальной выплаты, обязании восстановить с составом семьи на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «Молодая семья»,

установил:

Зайцев А.Э. обратился в Ухтинский городской суд РК с требованиями к администрации МОГО «Ухта» о признании незаконным постановления руководителя администрации МОГО «Ухта» от 11 апреля 2017 года .... о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, обязании восстановить его (истца) с составом семьи: супругой – Зайцевой Ж.И. и дочерью – М.А., <...> г..р., на указанном учете с даты первоначальной постановки на учет (требования приведены с учетом уточнений, заявленных в судебном заседании).

Определениями суда к участию в деле привлечены: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта»(далее по тексту – Комитет по управлению муниципальным имуществом или Комитет), Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми - в качестве соответчиков, Муниципальное учреждение «Управление образования» администрации МОГО «Ухта» - в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В обоснование заявленных требований Зайцев А.Э. указал, что он с составом семьи был принят на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «Молодая семья» постановлением руководителя администрации МОГО «Ухта» от 04.04.2016г. ....; постановлением руководителя администрации МОГО «Ухта» от 11.04.2017г. .... семья Зайцевых снята с вышеуказанного учета, с чем истец не согласен, полагая при этом, что жилищные условия его семьи не улучшились, а факт отчуждения им в марте 2017г. жилого помещения, расположенного по адресу: ...., площадью 17,2 кв.м, принадлежавшего ему на праве собственности, не имеет правового значения для дела, т.к. основания, предусмотренные ст. 51 Жилищного кодекса РФ, до настоящего времени сохраняются, семья является нуждающейся в получении указанной социальной выплаты с целью улучшения жилищных условий, следовательно, имеет право состоять на вышеуказанном учете.

В судебном заседании Зайцев А.Э. и его супруга Зайцева Ж.И., привлеченная судом к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на удовлетворении требований настаивали, доводы иска поддержали, пояснив дополнительно, что в марте 2017года они приняли решение продать жилое помещение по адресу: ...., ком. 32 в связи с тем, что проживать в таких условиях с малолетним ребенком невозможно; денежные средства, полученные ими от продажи данного жилья, они предполагают потратить на первоначальный взнос при получении социальной выплаты; в настоящее время они зарегистрированы и проживают в жилом помещении по адресу: .... (28,2 кв.м), принадлежащем на праве собственности матери истца, при этом членами семьи собственника данного жилого помещения ни истец, ни его супруга, ни их ребенок не являются, своего жилья (прав на жилье) никто из них не имеет; указанная квартира предоставлена им (семье истца) собственником – С.А. во временное безвозмездное пользование; сама собственник в этом жилом помещении никогда не проживала.

Представители ответчиков: администрации МОГО «Ухта» - Белова Е.В., Комитета по управлению муниципальным имуществом – Ютиш К.Н.., действующие по доверенностям, в проведенных по делу судебных заседаниях с иском не согласились, пояснив, что при постановке на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья Зайцев А.Э. оформил обязательство о сдаче жилого помещения, расположенного по адресу: ...., в случае предоставления социальной выплаты, в марте 2017года Зайцев А.Э. данное жилое помещение продал, соответственно, указанное обязательство стало невыполнимым; кроме того, действия по отчуждению указанного жилого помещения являются намеренным ухудшением жилищных условий семьи, что также является недопустимым в случае предоставления социальной выплаты; в настоящее время молодая семья Зайцевых, состоящая из 3-х человек, проживает в жилом помещении по адресу: .... площадью 28 кв.м, соответственно, для определения нуждаемости в улучшении жилищных условий эта площадь должна учитываться в совокупности с площадью жилого помещения, отчуждение которого произвел истец; а при таком подходе нуждаемость не определяется.

В настоящее судебное заседание представитель администрации МОГО «Ухта» не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, с иском не согласен, поддерживает ранее изложенную позицию.

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя для участия в судебном заседании не направило, в отзыве на иск поддерживает позицию Комитета и администрации МОГО «Ухта», указывая, что на основании пп. 2 п. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ истец с составом семьи снят с учета с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, дающих право состоять на указанном учете.

Представитель МУ «Управление образования» администрации МОГО «Ухта» по доверенности Белонин П.В. в настоящем судебном заседании возражений по заявленным требованиям не привел, пояснил, что при постановке на учет Зайцевым А.Э. оформлено заявление о том, что он имеет достаточные доходы для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии на приобретение жилья по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище на 2015-2020годы», и указанное обстоятельство подтверждается справкой ПАО от 12.04.2016г. о том, что исходя из расчета платежеспособности, произведенного на основании справки 2-НДФЛ, размер кредита «2139 КФ Приобретение готового жилья» сроком на .... месяцев может составить для истца .... рублей. Таким образом, условия участия в подпрограмме, предусмотренные пунктом 6 Правил, истцом соблюдены.

Суд, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участвующих в деле лиц, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации МОГО «Ухта» и Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми.

Допрошенная в судебном заседании свидетель С.А. показала, что с 28.10.2016г. она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ...., общей площадью 28,2 кв.м, приобрела его в собственность на основании договора купли-продажи квартиры; сама она в это жилое помещение не вселялась и в нем не зарегистрирована, проживает со своей семьей (супругом и ребенком школьного возраста) по адресу: ....; с её согласия в квартире по адресу: .... зарегистрированы и проживают её сын Зайцев А.Э., его супруга Зайцева Ж.И. и их дочь М.А., собственного жилья у них нет, комнату по адресу: .... (бывшее общежитие) сын вынужден был продать, т.к. проживать в таких условиях семье с малолетним ребенком невозможно. Свидетель указала, что она сама предложила истцу и его супруге переехать в её квартиру (....), т.к. квартира была свободна, семья истца самостоятельна, совместно с ней (свидетелем) они никогда не проживали, общего хозяйства с ней (свидетелем) и общего с ней бюджета у истца нет, квартирой по адресу: .... семья сына пользуется временно до решения их жилищного вопроса. Свидетель С.А. пояснила, что членами её семьи истец, его супруга и их дочь не являются.

Выслушав участников судебного разбирательства, изучив их доводы, заслушав свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Порядок предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми урегулирован Законом Республики Коми № З0-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от 05.04.2005 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее – Закон №30-РЗ). В статье 1 Закона перечислены категории граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми (в ред. Законов РК от 03.04.2006 N 26-РЗ, от 11.03.2008 N 12-РЗ). В числе таких категорий указаны молодые семьи (пп. "и" введен Законом РК от 03.04.2006 N 26-РЗ).

В соответствии со ст. 2 Закона Республики Коми №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», введенной Законом Республики Коми от 03.04.2006 N 26-РЗ, на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным настоящим Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или) заемных средств (пункт 1 в ред. Закона РК от 11.03.2008 N 12-РЗ).

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 2 Закона №30-РЗ, имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п. 2 в ред. Закона РК от 26.12.2014 N 176-РЗ).

В соответствии с Решением Совета муниципального образования городского округа «Ухта» от 01.03.2006 № 23 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма» учетная норма общей площади жилого помещения для постановки малоимущих граждан на учет на получение жилого помещения по договору социального найма в администрации МОГО «Ухта» составляет 11,0 кв.м на каждого члена семьи.

Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения заявления Зайцева А.Э. от 16 февраля 2016 года, постановлением руководителя администрации МОГО «Ухта» от 04 апреля 2016 года .... Зайцев А.Э., <...> г.., с составом семьи: супругой – Зайцевой Ж.И., <...> г..р., и дочерью – М.А., <...> г.р., приняты на учет с 16 февраля 2016 года на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по категории «молодая семья».

Зайцев С.Э. и Зайцева Ж.И. (до брака - Рочева) состоят в зарегистрированном браке с 16.07.2010г., от брака имеют общего ребенка - М.А., <...> г.р.

По материалам учетного дела истца установлено, что на момент принятия семьи истца, состоящей из 3-х человек, на учет на получение вышеуказанной социальной выплаты семья Зайцевых проживала в жилом помещении, расположенном по адресу: .... общей площадью 17,2 кв.м, зарегистрированном на праве собственности за истцом (дата государственной регистрации 02.03.2012г. ....).

При постановке семьи истца на учет расчет уровня обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи был произведен Комитетом, исходя из суммарной площади вышеуказанного жилого помещения (17,2 кв.м) и площади, приходившейся на 1/7 долю (8,31 кв.м), принадлежавшую истцу на праве собственности в жилом помещении по адресу: .... отчуждение которой истец произвел 10.11.2015г. При принятии семьи истца на учет Комитет произвел следующий расчет: (17,2 + 8,31) : 3 = 8,50 кв.м, что менее учетной нормы (11 кв.м), установленной решением Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 № 23.

Иных жилых помещений в собственности истца (в пределах 5-летнего срока, предшествующего дате обращения истца с запросом в Комитете) и членов его семьи не имелось и не имеется до настоящего времени, что подтверждается уведомлениями Ухтинского отдела Управления Росреестра по ...., содержащими сведения по всем субъектам Российской Федерации за период с 01.11.1999г. по настоящее время, а также уведомлениями Ухтинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по РК. Нанимателями (членами семьи нанимателя) каких-либо жилых помещений истец и члены его семьи не являются.

По результатам проведенного Комитетом в 2017году переучета установлено, что по договору купли-продажи Зайцев А.Э. произвел отчуждение жилого помещения, расположенного по адресу: ...., в собственность иного лица (С.В.). Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 16.06.2017г. в ЕГРН зарегистрировано прекращение права собственности Зайцева А.Э. на указанное жилое помещение 28.03.2017г.

По данным отдела регистрационного учета, истец, его супруга и ребенок сняты 19.11.2016г. с регистрационного учета из жилого помещения по адресу: ...., и с этой же даты зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: ...., общей площадью 28,2 кв.м, принадлежащем на праве собственности матери истца С.А. (право собственности С.А. зарегистрировано в ЕГРН 28.10.2016г., выписка из ЕГРН, справки МАУ «МФЦ» и поквартирные карточки на данные жилые помещения в материалах дела представлены).

При таких обстоятельствах, Комитет дополнительно включил в расчет уровня обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи общую площадью жилого помещения, расположенного по адресу: ...., (28,2 кв.м) и по результатам переучета произвел расчет уровня обеспеченности следующим образом: (28,2 + 17,2) : 3 = 15,1 кв.м (так указано в письме комитета), что превышает учетную норму, установленную решением Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 № 23.

Постановлением руководителя администрации МОГО «Ухта» от 11.04.2017г. .... истец с составом семьи был снят с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, в связи с утратой оснований, дающих право на получение указанных социальных выплат. В основании данного постановления содержится ссылка на положения пп. 2 п. 7 ст. 3 Закона Республики Коми ....-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», положения пп. 2 п. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ. Иных обоснований не содержится.

В ходе судебного разбирательства ответчиками приводились также доводы о намеренном ухудшении истцом своих жилищных условий, и о нарушении истцом обязательства по сдаче квартиры в собственность МОГО «Ухта».

Суд полагает, что с позицией ответчиков по всем доводам согласиться нельзя по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», целью которой является оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В Приложении N 4 к указанной подпрограмме содержатся Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее по тексту – Правила).

В соответствии с пунктом 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В вышеназванных Правилах (пункт 7) под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При этом согласно положениям абзаца 2 пункта 7 Правил, при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности (абзац 2-ой введен Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 N 466).

Согласно положениям пункта 3(1) статьи 2 Закона РК №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в отношении граждан, указанных в пунктах 2 и 4 части 3 настоящей статьи, осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 3(1) введена Законом РК от 26.12.2014 N 176-РЗ).

Таким образом, как следует из вышеприведенных положений законодательства, в расчет уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения принимается только площадь жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) членами его семьи по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности.

Исходя из изложенного, вопреки доводам ответчиков, жилое помещение по адресу: .... собственником которого является мать истца С.А., в расчет включаться не может, поскольку установлено, что оно предоставлено истцу и членам его семьи на иных основаниях, а именно во временное безвозмездное пользование. Членами семьи собственника данной квартиры ни истец, ни его супруга, ни их ребенок не являются, учитывая, что факт проживания истца, его супруги и ребенка совместно с собственником данной квартиры – С.А. в данном жилом помещении не нашел своего подтверждения в суде, а в силу положений ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. По данным регистрационного учета, собственник указанной квартиры С.А. в ней не зарегистрирована и фактически в ней не проживает, что подтверждается материалами дела (справкой МАУ «МФЦ», поквартирной карточкой), объяснениями истца, его супруги и самой С.А.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что в расчет уровня обеспеченности молодой семьи Зайцевых общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи, при установленных по делу обстоятельствах, подлежит включению только площадь 1/7 доли (8,31 кв.м) в жилом помещении по адресу: ...., собственником которой являлся истец в период с 2012г. по 10.11.2015г., и общая площадь жилого помещения (17,2кв.м), расположенного по адресу: ...., зарегистрированного на праве собственности за истцом в период с 02.03.2012г. по 28.03.2017г. Соответственно расчет уровня обеспеченности производится судом следующим образом: (17,2 + 8,31) : 3 = 8,50 кв.м, что менее учетной нормы (11 кв.м), установленной решением Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 № 23.

Факт отчуждения истцом 28.03.2017г. жилого помещения по адресу: .... после признания семьи истца нуждающейся в целях реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" не является обстоятельством, имеющим значение для настоящего дела, в связи с чем в данном случае не могут быть применены нормы ст. 53 Жилищного кодекса РФ и положения п. 14 ст. 2 Закона РК №30-РЗ о намеренном ухудшении жилищных условий. Доводы ответчиков в указанной части судом отклоняются как основанные на неправильном понимании закона. Независимо от наличия или отсутствия в собственности указанного жилья уровень обеспеченности молодой семьи Зайцевых общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи не превышает учетную норму 11 кв.м, о чем свидетельствует произведенный судом расчет.

Доводы ответчиков о нарушении истцом обязательства по передаче жилого помещения в собственность МОГО «Ухта» в связи с отчуждением жилого помещения по адресу: .... также не основаны на законе, поскольку обязательство о сдаче занимаемого жилого помещения не является обязательным условием участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», подпрограммой такое обязательство не предусмотрено, что следует из положений п. 6 вышеназванных Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Зайцева А.Э. к администрации МОГО «Ухта», Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта», Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми удовлетворить.

Признать постановление руководителя администрации МОГО «Ухта» от 11 апреля 2017 года .... о снятии Зайцева А.Э. с составом семьи с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, незаконным.

Обязать администрацию МОГО «Ухта», Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» восстановить Зайцева А.Э., <...> г..р., с составом семьи: супругой – Зайцевой Ж.И., <...> г..р., и дочерью – М.А., <...> г..р., на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство и приобретение жилья по категории «Молодая семья» с даты первоначальной постановки на указанный учет – с 16 февраля 2016 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, т.е. с 17 июля 2017 года.

Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Аберкон

2-1882/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зайцев А.Э.
Ответчики
Администрация МОГО "Ухта"
КУМИ МОГО "Ухта"
Министерство образования, науки и молодежной политики
Другие
МУ "Управление образования"
Зайцева Ж.И.
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
28.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.04.2017Передача материалов судье
02.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.06.2017Судебное заседание
21.06.2017Судебное заседание
10.07.2017Судебное заседание
17.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.07.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее