Дело №2а-2495/20 Строка 3.156
УИД № 36RS0004-01-2020-002252-55
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25.06.2020 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Петросян К.М.,
с участием: представителя административного истца по доверенности Безуглова Е.А., представителя административных ответчиков Двуреченской Е.В., Зинина В.Ю., Зининой Н.И., Мариновского А.О. и Морланг Е.В. по доверенностям Светличной К.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице отделения по Воронежской области ГУ Центрального банка РФ по Центральному федеральному округу (Отделение Воронеж) к кредитному потребительскому кооперативу «Первый Национальный», ООО «Первый Национальный», Матвеевой Валентине Юрьевне, Двуреченской Евгении Вячеславовне, Морланг Екатерине Викторовне, Мариновскому Артуру Олеговичу, Зинину Владимиру Юрьевичу, Зининой Нелли Ивановне о ликвидации кредитного потребительского кооператива «Первый Национальный» и возложении обязанности по осуществлению ликвидации на его участников,
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице отделения по Воронежской области ГУ Центрального банка РФ по Центральному федеральному округу (Отделение Воронеж) обратился в суд с иском к кредитному потребительскому кооперативу «Первый Национальный», ООО «Первый Национальный», Матвеевой Валентине Юрьевне, Двуреченской Евгении Вячеславовне, Морланг Екатерине Викторовне, Мариновскому Артуру Олеговичу, Зинину Владимиру Юрьевичу, Зининой Нелли Ивановне о ликвидации кредитного потребительского кооператива «Первый Национальный» и возложении обязанности по осуществлению ликвидации на его участников.
В заявлении указано, что в силу пункта 9.1 статьи 4, статьи 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (далее - Закон о Центральном банке), Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Согласно пункту 12 статьи 76.1 Закона о Центральном банке, лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов, признаются некредитными финансовыми организациями.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 N190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее - Закон о кредитной кооперации) государственное регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России. Согласно пункту 8 части 2 статьи 5 Закона о кредитной кооперации Банк России в рамках осуществления полномочий по контролю и надзору в установленной сфере деятельности обращается в суд с требованиями о ликвидации кредитного потребительского кооператива в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
В соответствии со статьей 83 Закона о Центральном банке Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, в состав которой входят и территориальные учреждения. На основании приказа Банка России от 31.07.2017 №)Д-2169 Главное управление Центрального банка РФ по Центральному федеральному округу наделено полномочиями по осуществлению контроля и надзора за деятельностью субъектов рынка микрофинансирования (микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных кредитных кооперативов, жилищных накопительных кооперативов и ломбардов), зарегистрированных на территории Воронежской области.
Согласно сведениям о юридическом лице, размещенным на сайте ФНС России (www.nalog.ru), на дату составления настоящего административного искового заявления Кредитный потребительский кооператив «Первый Национальный» (сокращенное наименование - КПК «Первый Национальный», ОГРН №, ИНН №, место нахождения: <адрес>,) является действующим юридическим лицом.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №12 по Воронежской области на основании запроса Банка России представлены документы (копии учредительных документов), согласно которым КПК «Первый Национальный» зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 07.12.2016. Учредителями Кооператива на момент его создания являлись: ООО «Первый Национальный», Матвеева Валентина Юрьевна, Двуреченская Евгения Вячеславовна, Морланг Екатерина Викторовна, Мариновский Артур Олегович, Зинин Владимир Юрьевич и Зинина Нелля Ивановна.
Создание и деятельность кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней регулируется положениями Закона о кредитной кооперации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 35 Закона о кредитной кооперации, кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем прекращение своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы).
В силу части 5 статьи 35 Закона о кредитной кооперации до вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков)
Согласно данным ЕГРЮЛ Кооператив не является потребительским кооперативом 2-го уровня в значении, определенном подпунктом 4 части 3 статьи 1 Закона о кредитной кооперации (кредитный кооператив второго уровня - кредитный кооператив, членами которого являются исключительно кредитные кооперативы).
В рамках осуществления надзора за некредитными финансовыми организациями, проводимого в соответствии со статьей 76.1 Закона о Центральном банке и пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о кредитной кооперации, Банком России установлено, что КПК «Первый Национальный» не состоит ни в одно саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» на официальных сайтах саморегулируемых организаций должны размещаться сведения, содержащиеся в реестре членов саморегулируемой организации.
По итогам мониторинга официальных сайтов в сети Интернет Баком России установлено, что на дату подачи настоящего искового заявления КПК «Первый Национальный» не является членом ни одной из саморегулируемых организаций потребительских кооперативов.
Дополнительно Банком России в адрес действующих саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, были направлены запросы относительно предоставления информации о членстве КПК «Первый Национальный» в указанных саморегулируемых организациях.
По результатам рассмотрения документов, поступивших в Банк России на основании запросов, было установлено, что КПК «Первый Национальный», в нарушение пункта 2 части 1 статьи 35 Закона о кредитной кооперации не вступил ни в одну саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы после исключения из членов Союза СРО «Национальное объединение кредитных кооперативов» 05.11.2019.
Невыполнение Кооператива требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, противоречит законодательству о юридических лицах и о кредитной кооперации и является самостоятельным и достаточным основанием для инициирования Банком России процедуры ликвидации такого кредитного кооператива в судебном порядке, в соответствии с подпунктом «г» пункта 9 части 3 статьи 5 Закона о кредитной кооперации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 10 Закона о кредитной кооперации, кредитный кооператив может быть ликвидирован по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Пунктом 8 части 2 статьи 5 Закона о кредитной кооперации установлено, что осуществление функции по обращению в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, предоставлено Банку России.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в том числе при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации.
На основании пункта 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда обязанность по совершению действий по ликвидации кредитного кооператива может быть возложена на его учредителей (участников).
В этой связи требование в части возложения обязанности по осуществлению процедур ликвидации предъявляются к известным в настоящее время учредителям.
Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями статей 62 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Прохождение указанной процедуры возможно путем возложения обязанности прохождения процедуры ликвидации на учредителей (участников) КПК «Процветание» и выполнения следующих необходимых действий, связанных с его ликвидацией: назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установление порядка и срока ликвидации в соответствии с законом; помещение в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикации о ликвидации кооператива, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации; принятие мер к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменное уведомление кредиторов о ликвидации кооператива; после окончания срока для предъявления требований кредиторами составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса со сведениями о составе имущества кооператива, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения; при недостаточности у кооператива денежных средств для удовлетворения требований кредиторов осуществление ликвидационной комиссией продажи имущества кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений; осуществление ликвидационной комиссией выплаты денежных средств кредиторам кооператива в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса; после завершения расчетов с кредиторами составление и утверждение ликвидационного баланса; представление в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, необходимых для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности кредитного кооператива.
Регламентированный положениями статей 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок ликвидации юридического лица не устанавливает сроки, ограничивающие осуществление ликвидационных процедур, статья 10 Закона о кредитной кооперации также не устанавливает сроки осуществления ликвидации.
Согласно части 2 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также при необходимости устанавливается порядок и срок исполнения решения.
Для выполнения ликвидационных процедур Отделение Воронеж считает достаточным предоставление учредителям шестимесячного срока.
На основании вышеизложенного, истец обратился в суд и просит: вынести решение о ликвидации Кредитного потребительского кооператива «Первый Национальный» (КПК «Первый Национальный»), ОГРН №, ИНН №, место нахождения: <адрес>); возложить обязанность по осуществлению ликвидации КПК «Первый Национальный» на его учредителей: Матвееву Валентину Юрьевну, Двуреченскую Евгению Вячеславовну, Морланг Екатерину Викторовну, Мариновского Артура Олеговича, Зинина Владимира Юрьевича, Зинину Неллю Ивановну, ООО «Первый Национальный» в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного истца по доверенности Безуглов Е.А. исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административных ответчиков Двуреченской Е.В., Зинина В.Ю., Зининой Н.И., Мариновского А.О. и Морланг Е.В. по доверенностям Светличная К.Л. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении в отношении административных ответчиков Матвеевой Валентины Юрьевны, Двуреченской Евгении Вячеславовны, Морланг Екатерины Викторовны, Мариновского Артура Олеговича, Зинина Владимира Юрьевича, Зининой Нелли Ивановны по основаниям, изложенным в возражениях. Суду пояснила, что указанные физические лица не являются в настоящее время членами кредитного потребительского кооператива «Первый Национальный», что подтверждается решениями об их исключении, в отношении удовлетворения требований к КПК «Первый Национальный» не возражала.
Представитель административного ответчика КПК «Первый Национальный», представитель административного ответчика ООО «Первый Национальный», административные ответчики Матвеев В.Ю., Двуреченская Е.В., Морланг Е.В., Мариновский А.О., Зинин В.Ю., Зинина Н.И, представитель заинтересованного лица МИФНС №12 по Воронежской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела по адресам, известным суду и указанным в выписке из ЕГРЮЛ, в судебное заседание не явились.
Суд принял все меры для надлежащего и заблаговременного извещения ответчиков о времени и месте рассмотрения дела, так же информация о времени и месте проведения судебного заседания заблаговременно была размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Воронежа.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии с ч.4 ст.263 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В судебном заседании установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 25.06.2020 года Кредитный потребительский кооператив «Первый Национальный» (КПК «Первый Национальный»), ОГРН №, ИНН №, место нахождения: <адрес>) является действующим юридическим лицом.
На момент создания КПК «Первый Национальный» его членами и учредителями являлись: Матвеев Юрий Борисович, Матвеева Валентина Юрьевна, Двуреченская Евгения Вячеславовна, Морланг Екатерина Викторовна, Мариновский Артур Олегович, Зинин Владимир Юрьевич, Зинина Нелля Ивановна, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 12 ноября 2018 года (л.д.36-45).
Из устава кредитного кооператива следует, что КПК «Первый Национальный» является добровольным объединением физических и юридических лиц, созданным в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кооператива на основе членства (п.1 Устава).
В силу пункта 9.1 статьи 4, статьи 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (далее - Закон о Центральном банке), Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Согласно пункту 12 статьи 76.1 Закона о Центральном банке, лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов, признаются некредитными финансовыми организациями.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее - Закон о кредитной кооперации) государственное регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России. Согласно пункту 8 части 2 статьи 5 Закона о кредитной кооперации Банк России в рамках осуществления полномочий по контролю и надзору в установленной сфере деятельности обращается в суд с требованиями о ликвидации кредитного потребительского кооператива в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
В соответствии со статьей 83 Закона о Центральном банке Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, в состав которой входят и территориальные учреждения. На основании приказа Банка России от 31.07.2017 №Д-2169 Главное управление Центрального банка РФ по Центральному федеральному округу наделено полномочиями по осуществлению контроля и надзора за деятельностью субъектов рынка микрофинансирования (микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных кредитных кооперативов, жилищных накопительных кооперативов и ломбардов), зарегистрированных на территории Воронежской области.
Согласно сведениям о юридическом лице, размещенным на сайте ФНС России (www.nalog.ru), на дату составления настоящего административного искового заявления Кредитный потребительский кооператив «Первый Национальный» (сокращенное наименование - КПК «Первый Национальный», ОГРН №, ИНН №, место нахождения: <адрес>) является действующим юридическим лицом.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №12 по Воронежской области на основании запроса Банка России представлены документы (копии учредительных документов), согласно которым КПК «Первый Национальный» зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 07.12.2016. Учредителями Кооператива на момент его создания являлись: ООО «Первый Национальный», Матвеева Валентина Юрьевна, Двуреченская Евгения Вячеславовна, Морланг Екатерина Викторовна, Мариновский Артур Олегович, Зинин Владимир Юрьевич и Зинина Нелля Ивановна.
Создание и деятельность кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней регулируется положениями Закона о кредитной кооперации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 35 Закона о кредитной кооперации, кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем прекращение своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы).
В силу части 5 статьи 35 Закона о кредитной кооперации до вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков)
Согласно данным ЕГРЮЛ Кооператив не является потребительским кооперативом 2-го уровня в значении, определенном подпунктом 4 части 3 статьи 1 Закона о кредитной кооперации (кредитный кооператив второго уровня - кредитный кооператив, членами которого являются исключительно кредитные кооперативы).
В рамках осуществления надзора за некредитными финансовыми организациями, проводимого в соответствии со статьей 76.1 Закона о Центральном банке и пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о кредитной кооперации, Банком России установлено, что КПК «Первый Национальный» не состоит ни в одно саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» на официальных сайтах саморегулируемых организаций должны размещаться сведения, содержащиеся в реестре членов саморегулируемой организации.
По итогам мониторинга официальных сайтов в сети Интернет Баком России установлено, что на дату подачи настоящего искового заявления КПК «Первый Национальный» не является членом ни одной из саморегулируемых организаций потребительских кооперативов.
Дополнительно Банком России в адрес действующих саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, были направлены запросы относительно предоставления информации о членстве КПК «Первый Национальный» в указанных саморегулируемых организациях.
По результатам рассмотрения документов, поступивших в Банк России на основании запросов, было установлено, что КПК «Первый Национальный», в нарушение пункта 2 части 1 статьи 35 Закона о кредитной кооперации не вступил ни в одну саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы после исключения из членов Союза СРО «Национальное объединение кредитных кооперативов» 05.11.2019.
Невыполнение Кооператива требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, противоречит законодательству о юридических лицах и о кредитной кооперации и является самостоятельным и достаточным основанием для инициирования Банком России процедуры ликвидации такого кредитного кооператива в судебном порядке, в соответствии с подпунктом «г» пункта 9 части 3 статьи 5 Закона о кредитной кооперации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 10 Закона о кредитной кооперации, кредитный кооператив может быть ликвидирован по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Пунктом 8 части 2 статьи 5 Закона о кредитной кооперации установлено, что осуществление функции по обращению в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, предоставлено Банку России.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в том числе при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации.
На основании пункта 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда обязанность по совершению действий по ликвидации кредитного кооператива может быть возложена на его учредителей (участников).
В этой связи требование в части возложения обязанности по осуществлению процедур ликвидации предъявляются к известным в настоящее время учредителям.
Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями статей 62 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Прохождение указанной процедуры возможно путем возложения обязанности прохождения процедуры ликвидации на учредителей (участников) КПК «Процветание» и выполнения следующих необходимых действий, связанных с его ликвидацией: назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установление порядка и срока ликвидации в соответствии с законом; помещение в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикации о ликвидации кооператива, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации; принятие мер к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменное уведомление кредиторов о ликвидации кооператива; после окончания срока для предъявления требований кредиторами составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса со сведениями о составе имущества кооператива, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения; при недостаточности у кооператива денежных средств для удовлетворения требований кредиторов осуществление ликвидационной комиссией продажи имущества кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений; осуществление ликвидационной комиссией выплаты денежных средств кредиторам кооператива в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса; после завершения расчетов с кредиторами составление и утверждение ликвидационного баланса; представление в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, необходимых для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности кредитного кооператива.
Таким образом, с учетом изложенным правовых норм и установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о ликвидации Кредитного потребительского кооператива «Первый Национальный» и возложении обязанности по осуществлению ликвидации на его учредителя – ООО «Первый Национальный».
При этом, исковые требования к Матвеевой Валентине Юрьевне, Двуреченской Евгении Вячеславовне, Морланг Екатерине Викторовне, Мариновскому Артуру Олеговичу, Зинину Владимиру Юрьевичу, Зининой Нелли Ивановне удовлетворению не подлежат, поскольку указанные лица на основании решений, оформленных протоколами от 06.02.2019 г., 11.02.2019 г., 08.04.2019 г., 11.04.2019 г., 22.04.2019 г. исключены из членов кредитного потребительского кооператива «Первый Национальный».
Регламентированный положениями статей 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок ликвидации юридического лица не устанавливает сроки, ограничивающие осуществление ликвидационных процедур, статья 10 Закона о кредитной кооперации также не устанавливает сроки осуществления ликвидации.
Согласно части 2 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также при необходимости устанавливается порядок и срок исполнения решения.
Для выполнения ликвидационных процедур суд считает достаточным предоставление шестимесячного срока.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 264 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Ликвидировать Кредитный потребительский кооператив «Первый Национальный» (КПК «Первый Национальный»), ОГРН №, ИНН №, место нахождения: <адрес>).
Возложить обязанности по осуществлению ликвидации кредитного потребительского кооператива на его учредителя - ООО «Первый Национальный» в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении административных исковых требований к Матвеевой Валентине Юрьевне, Двуреченской Евгении Вячеславовне, Морланг Екатерине Викторовне, Мариновскому Артуру Олеговичу, Зинину Владимиру Юрьевичу, Зининой Нелле Ивановне отказать.
Имущество ликвидируемого кредитного потребительского кооператива «Первый Национальный», оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, подлежит обращению в собственность Российской Федерации.
Решение суда в части прекращения деятельности общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 09.07.2020 года
Дело №2а-2495/20 Строка 3.156
УИД № 36RS0004-01-2020-002252-55
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25.06.2020 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Петросян К.М.,
с участием: представителя административного истца по доверенности Безуглова Е.А., представителя административных ответчиков Двуреченской Е.В., Зинина В.Ю., Зининой Н.И., Мариновского А.О. и Морланг Е.В. по доверенностям Светличной К.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице отделения по Воронежской области ГУ Центрального банка РФ по Центральному федеральному округу (Отделение Воронеж) к кредитному потребительскому кооперативу «Первый Национальный», ООО «Первый Национальный», Матвеевой Валентине Юрьевне, Двуреченской Евгении Вячеславовне, Морланг Екатерине Викторовне, Мариновскому Артуру Олеговичу, Зинину Владимиру Юрьевичу, Зининой Нелли Ивановне о ликвидации кредитного потребительского кооператива «Первый Национальный» и возложении обязанности по осуществлению ликвидации на его участников,
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице отделения по Воронежской области ГУ Центрального банка РФ по Центральному федеральному округу (Отделение Воронеж) обратился в суд с иском к кредитному потребительскому кооперативу «Первый Национальный», ООО «Первый Национальный», Матвеевой Валентине Юрьевне, Двуреченской Евгении Вячеславовне, Морланг Екатерине Викторовне, Мариновскому Артуру Олеговичу, Зинину Владимиру Юрьевичу, Зининой Нелли Ивановне о ликвидации кредитного потребительского кооператива «Первый Национальный» и возложении обязанности по осуществлению ликвидации на его участников.
В заявлении указано, что в силу пункта 9.1 статьи 4, статьи 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (далее - Закон о Центральном банке), Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Согласно пункту 12 статьи 76.1 Закона о Центральном банке, лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов, признаются некредитными финансовыми организациями.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 N190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее - Закон о кредитной кооперации) государственное регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России. Согласно пункту 8 части 2 статьи 5 Закона о кредитной кооперации Банк России в рамках осуществления полномочий по контролю и надзору в установленной сфере деятельности обращается в суд с требованиями о ликвидации кредитного потребительского кооператива в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
В соответствии со статьей 83 Закона о Центральном банке Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, в состав которой входят и территориальные учреждения. На основании приказа Банка России от 31.07.2017 №)Д-2169 Главное управление Центрального банка РФ по Центральному федеральному округу наделено полномочиями по осуществлению контроля и надзора за деятельностью субъектов рынка микрофинансирования (микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных кредитных кооперативов, жилищных накопительных кооперативов и ломбардов), зарегистрированных на территории Воронежской области.
Согласно сведениям о юридическом лице, размещенным на сайте ФНС России (www.nalog.ru), на дату составления настоящего административного искового заявления Кредитный потребительский кооператив «Первый Национальный» (сокращенное наименование - КПК «Первый Национальный», ОГРН №, ИНН №, место нахождения: <адрес>,) является действующим юридическим лицом.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №12 по Воронежской области на основании запроса Банка России представлены документы (копии учредительных документов), согласно которым КПК «Первый Национальный» зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 07.12.2016. Учредителями Кооператива на момент его создания являлись: ООО «Первый Национальный», Матвеева Валентина Юрьевна, Двуреченская Евгения Вячеславовна, Морланг Екатерина Викторовна, Мариновский Артур Олегович, Зинин Владимир Юрьевич и Зинина Нелля Ивановна.
Создание и деятельность кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней регулируется положениями Закона о кредитной кооперации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 35 Закона о кредитной кооперации, кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем прекращение своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы).
В силу части 5 статьи 35 Закона о кредитной кооперации до вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков)
Согласно данным ЕГРЮЛ Кооператив не является потребительским кооперативом 2-го уровня в значении, определенном подпунктом 4 части 3 статьи 1 Закона о кредитной кооперации (кредитный кооператив второго уровня - кредитный кооператив, членами которого являются исключительно кредитные кооперативы).
В рамках осуществления надзора за некредитными финансовыми организациями, проводимого в соответствии со статьей 76.1 Закона о Центральном банке и пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о кредитной кооперации, Банком России установлено, что КПК «Первый Национальный» не состоит ни в одно саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» на официальных сайтах саморегулируемых организаций должны размещаться сведения, содержащиеся в реестре членов саморегулируемой организации.
По итогам мониторинга официальных сайтов в сети Интернет Баком России установлено, что на дату подачи настоящего искового заявления КПК «Первый Национальный» не является членом ни одной из саморегулируемых организаций потребительских кооперативов.
Дополнительно Банком России в адрес действующих саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, были направлены запросы относительно предоставления информации о членстве КПК «Первый Национальный» в указанных саморегулируемых организациях.
По результатам рассмотрения документов, поступивших в Банк России на основании запросов, было установлено, что КПК «Первый Национальный», в нарушение пункта 2 части 1 статьи 35 Закона о кредитной кооперации не вступил ни в одну саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы после исключения из членов Союза СРО «Национальное объединение кредитных кооперативов» 05.11.2019.
Невыполнение Кооператива требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, противоречит законодательству о юридических лицах и о кредитной кооперации и является самостоятельным и достаточным основанием для инициирования Банком России процедуры ликвидации такого кредитного кооператива в судебном порядке, в соответствии с подпунктом «г» пункта 9 части 3 статьи 5 Закона о кредитной кооперации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 10 Закона о кредитной кооперации, кредитный кооператив может быть ликвидирован по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Пунктом 8 части 2 статьи 5 Закона о кредитной кооперации установлено, что осуществление функции по обращению в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, предоставлено Банку России.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в том числе при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации.
На основании пункта 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда обязанность по совершению действий по ликвидации кредитного кооператива может быть возложена на его учредителей (участников).
В этой связи требование в части возложения обязанности по осуществлению процедур ликвидации предъявляются к известным в настоящее время учредителям.
Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями статей 62 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Прохождение указанной процедуры возможно путем возложения обязанности прохождения процедуры ликвидации на учредителей (участников) КПК «Процветание» и выполнения следующих необходимых действий, связанных с его ликвидацией: назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установление порядка и срока ликвидации в соответствии с законом; помещение в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикации о ликвидации кооператива, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации; принятие мер к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменное уведомление кредиторов о ликвидации кооператива; после окончания срока для предъявления требований кредиторами составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса со сведениями о составе имущества кооператива, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения; при недостаточности у кооператива денежных средств для удовлетворения требований кредиторов осуществление ликвидационной комиссией продажи имущества кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений; осуществление ликвидационной комиссией выплаты денежных средств кредиторам кооператива в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса; после завершения расчетов с кредиторами составление и утверждение ликвидационного баланса; представление в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, необходимых для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности кредитного кооператива.
Регламентированный положениями статей 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок ликвидации юридического лица не устанавливает сроки, ограничивающие осуществление ликвидационных процедур, статья 10 Закона о кредитной кооперации также не устанавливает сроки осуществления ликвидации.
Согласно части 2 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также при необходимости устанавливается порядок и срок исполнения решения.
Для выполнения ликвидационных процедур Отделение Воронеж считает достаточным предоставление учредителям шестимесячного срока.
На основании вышеизложенного, истец обратился в суд и просит: вынести решение о ликвидации Кредитного потребительского кооператива «Первый Национальный» (КПК «Первый Национальный»), ОГРН №, ИНН №, место нахождения: <адрес>); возложить обязанность по осуществлению ликвидации КПК «Первый Национальный» на его учредителей: Матвееву Валентину Юрьевну, Двуреченскую Евгению Вячеславовну, Морланг Екатерину Викторовну, Мариновского Артура Олеговича, Зинина Владимира Юрьевича, Зинину Неллю Ивановну, ООО «Первый Национальный» в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного истца по доверенности Безуглов Е.А. исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административных ответчиков Двуреченской Е.В., Зинина В.Ю., Зининой Н.И., Мариновского А.О. и Морланг Е.В. по доверенностям Светличная К.Л. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении в отношении административных ответчиков Матвеевой Валентины Юрьевны, Двуреченской Евгении Вячеславовны, Морланг Екатерины Викторовны, Мариновского Артура Олеговича, Зинина Владимира Юрьевича, Зининой Нелли Ивановны по основаниям, изложенным в возражениях. Суду пояснила, что указанные физические лица не являются в настоящее время членами кредитного потребительского кооператива «Первый Национальный», что подтверждается решениями об их исключении, в отношении удовлетворения требований к КПК «Первый Национальный» не возражала.
Представитель административного ответчика КПК «Первый Национальный», представитель административного ответчика ООО «Первый Национальный», административные ответчики Матвеев В.Ю., Двуреченская Е.В., Морланг Е.В., Мариновский А.О., Зинин В.Ю., Зинина Н.И, представитель заинтересованного лица МИФНС №12 по Воронежской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела по адресам, известным суду и указанным в выписке из ЕГРЮЛ, в судебное заседание не явились.
Суд принял все меры для надлежащего и заблаговременного извещения ответчиков о времени и месте рассмотрения дела, так же информация о времени и месте проведения судебного заседания заблаговременно была размещена на официальном сайте Ленинского районного суда г. Воронежа.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии с ч.4 ст.263 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В судебном заседании установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 25.06.2020 года Кредитный потребительский кооператив «Первый Национальный» (КПК «Первый Национальный»), ОГРН №, ИНН №, место нахождения: <адрес>) является действующим юридическим лицом.
На момент создания КПК «Первый Национальный» его членами и учредителями являлись: Матвеев Юрий Борисович, Матвеева Валентина Юрьевна, Двуреченская Евгения Вячеславовна, Морланг Екатерина Викторовна, Мариновский Артур Олегович, Зинин Владимир Юрьевич, Зинина Нелля Ивановна, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 12 ноября 2018 года (л.д.36-45).
Из устава кредитного кооператива следует, что КПК «Первый Национальный» является добровольным объединением физических и юридических лиц, созданным в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кооператива на основе членства (п.1 Устава).
В силу пункта 9.1 статьи 4, статьи 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (далее - Закон о Центральном банке), Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами, проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Согласно пункту 12 статьи 76.1 Закона о Центральном банке, лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов, признаются некредитными финансовыми организациями.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее - Закон о кредитной кооперации) государственное регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России. Согласно пункту 8 части 2 статьи 5 Закона о кредитной кооперации Банк России в рамках осуществления полномочий по контролю и надзору в установленной сфере деятельности обращается в суд с требованиями о ликвидации кредитного потребительского кооператива в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
В соответствии со статьей 83 Закона о Центральном банке Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, в состав которой входят и территориальные учреждения. На основании приказа Банка России от 31.07.2017 №Д-2169 Главное управление Центрального банка РФ по Центральному федеральному округу наделено полномочиями по осуществлению контроля и надзора за деятельностью субъектов рынка микрофинансирования (микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных кредитных кооперативов, жилищных накопительных кооперативов и ломбардов), зарегистрированных на территории Воронежской области.
Согласно сведениям о юридическом лице, размещенным на сайте ФНС России (www.nalog.ru), на дату составления настоящего административного искового заявления Кредитный потребительский кооператив «Первый Национальный» (сокращенное наименование - КПК «Первый Национальный», ОГРН №, ИНН №, место нахождения: <адрес>) является действующим юридическим лицом.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №12 по Воронежской области на основании запроса Банка России представлены документы (копии учредительных документов), согласно которым КПК «Первый Национальный» зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 07.12.2016. Учредителями Кооператива на момент его создания являлись: ООО «Первый Национальный», Матвеева Валентина Юрьевна, Двуреченская Евгения Вячеславовна, Морланг Екатерина Викторовна, Мариновский Артур Олегович, Зинин Владимир Юрьевич и Зинина Нелля Ивановна.
Создание и деятельность кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней регулируется положениями Закона о кредитной кооперации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 35 Закона о кредитной кооперации, кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем прекращение своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы).
В силу части 5 статьи 35 Закона о кредитной кооперации до вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков)
Согласно данным ЕГРЮЛ Кооператив не является потребительским кооперативом 2-го уровня в значении, определенном подпунктом 4 части 3 статьи 1 Закона о кредитной кооперации (кредитный кооператив второго уровня - кредитный кооператив, членами которого являются исключительно кредитные кооперативы).
В рамках осуществления надзора за некредитными финансовыми организациями, проводимого в соответствии со статьей 76.1 Закона о Центральном банке и пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о кредитной кооперации, Банком России установлено, что КПК «Первый Национальный» не состоит ни в одно саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» на официальных сайтах саморегулируемых организаций должны размещаться сведения, содержащиеся в реестре членов саморегулируемой организации.
По итогам мониторинга официальных сайтов в сети Интернет Баком России установлено, что на дату подачи настоящего искового заявления КПК «Первый Национальный» не является членом ни одной из саморегулируемых организаций потребительских кооперативов.
Дополнительно Банком России в адрес действующих саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов, были направлены запросы относительно предоставления информации о членстве КПК «Первый Национальный» в указанных саморегулируемых организациях.
По результатам рассмотрения документов, поступивших в Банк России на основании запросов, было установлено, что КПК «Первый Национальный», в нарушение пункта 2 части 1 статьи 35 Закона о кредитной кооперации не вступил ни в одну саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы после исключения из членов Союза СРО «Национальное объединение кредитных кооперативов» 05.11.2019.
Невыполнение Кооператива требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, противоречит законодательству о юридических лицах и о кредитной кооперации и является самостоятельным и достаточным основанием для инициирования Банком России процедуры ликвидации такого кредитного кооператива в судебном порядке, в соответствии с подпунктом «г» пункта 9 части 3 статьи 5 Закона о кредитной кооперации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 10 Закона о кредитной кооперации, кредитный кооператив может быть ликвидирован по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Пунктом 8 части 2 статьи 5 Закона о кредитной кооперации установлено, что осуществление функции по обращению в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, предоставлено Банку России.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в том числе при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации.
На основании пункта 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда обязанность по совершению действий по ликвидации кредитного кооператива может быть возложена на его учредителей (участников).
В этой связи требование в части возложения обязанности по осуществлению процедур ликвидации предъявляются к известным в настоящее время учредителям.
Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями статей 62 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Прохождение указанной процедуры возможно путем возложения обязанности прохождения процедуры ликвидации на учредителей (участников) КПК «Процветание» и выполнения следующих необходимых действий, связанных с его ликвидацией: назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установление порядка и срока ликвидации в соответствии с законом; помещение в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикации о ликвидации кооператива, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации; принятие мер к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменное уведомление кредиторов о ликвидации кооператива; после окончания срока для предъявления требований кредиторами составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса со сведениями о составе имущества кооператива, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения; при недостаточности у кооператива денежных средств для удовлетворения требований кредиторов осуществление ликвидационной комиссией продажи имущества кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений; осуществление ликвидационной комиссией выплаты денежных средств кредиторам кооператива в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса; после завершения расчетов с кредиторами составление и утверждение ликвидационного баланса; представление в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, необходимых для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности кредитного кооператива.
Таким образом, с учетом изложенным правовых норм и установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о ликвидации Кредитного потребительского кооператива «Первый Национальный» и возложении обязанности по осуществлению ликвидации на его учредителя – ООО «Первый Национальный».
При этом, исковые требования к Матвеевой Валентине Юрьевне, Двуреченской Евгении Вячеславовне, Морланг Екатерине Викторовне, Мариновскому Артуру Олеговичу, Зинину Владимиру Юрьевичу, Зининой Нелли Ивановне удовлетворению не подлежат, поскольку указанные лица на основании решений, оформленных протоколами от 06.02.2019 г., 11.02.2019 г., 08.04.2019 г., 11.04.2019 г., 22.04.2019 г. исключены из членов кредитного потребительского кооператива «Первый Национальный».
Регламентированный положениями статей 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок ликвидации юридического лица не устанавливает сроки, ограничивающие осуществление ликвидационных процедур, статья 10 Закона о кредитной кооперации также не устанавливает сроки осуществления ликвидации.
Согласно части 2 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также при необходимости устанавливается порядок и срок исполнения решения.
Для выполнения ликвидационных процедур суд считает достаточным предоставление шестимесячного срока.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 264 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Ликвидировать Кредитный потребительский кооператив «Первый Национальный» (КПК «Первый Национальный»), ОГРН №, ИНН №, место нахождения: <адрес>).
Возложить обязанности по осуществлению ликвидации кредитного потребительского кооператива на его учредителя - ООО «Первый Национальный» в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении административных исковых требований к Матвеевой Валентине Юрьевне, Двуреченской Евгении Вячеславовне, Морланг Екатерине Викторовне, Мариновскому Артуру Олеговичу, Зинину Владимиру Юрьевичу, Зининой Нелле Ивановне отказать.
Имущество ликвидируемого кредитного потребительского кооператива «Первый Национальный», оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, подлежит обращению в собственность Российской Федерации.
Решение суда в части прекращения деятельности общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 09.07.2020 года