РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 марта 2017 года г. Завитинск
Завитинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Васильченко А.В.,
при секретаре Аксеновой Н.Е.,
с участием истца Апалькова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Апалькова И.В. к Государственному казенному учреждению Амурской области – Управлению социальной защиты населения по г. Завитинск и Завитинскому району о возложении обязанности выплатить задолженность по социальной выплате в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору,
УСТАНОВИЛ:
Апальков И.В. обратился в суд с данным иском к ГКУ Амурской области – Управлению социальной защиты населения по г. Завитинск и Завитинскому району, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и открытым акционерным обществом «Сбербанк России» был заключен кредитный договор № на приобретение объекта недвижимости: квартиры, находящейся по адресу: <адрес>. Обеспечением исполнения обязательств по настоящему договору является ипотека вышеуказанного объекта. Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26 утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья. На основании данного положения он обратился с заявлением в государственное казенное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Завитинск и Завитинскому району о выплате в виде компенсации части расходов по уплате процентов по договору ипотечного кредитования от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно представленным им документов, руководителем ГКУ АО УСЗН по г. Завитинск и Завитинскому району принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № о выплате ему части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно пункту 4 положения, компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле. Социальная выплата в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, предусмотренная постановлением № 26 получена им не была. С марта ДД.ММ.ГГГГ года он неоднократно обращался в государственное казенное учреждение Амурской области- управление социальной защиты населения с заявлением и необходимыми документами для получения компенсации, однако, с марта ДД.ММ.ГГГГ года по декабрь ДД.ММ.ГГГГ года государственное казенное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Завитинск и Завитинскому району не выполняет возложенную на него законом обязанность по уплате части процентов по кредитному договору. В связи с чем в результате бездействия государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения в г. Завитинск и Завитинскому району образовалась задолженность по компенсации части расходов по уплате процентов по договору ипотечного кредитования от ДД.ММ.ГГГГ №, за период с марта ДД.ММ.ГГГГ года по декабрь ДД.ММ.ГГГГ года в размере 149355 руб. 68 коп., размер задолженности подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 9 указанного выше положения, утверждённого постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26, выплаты компенсации производятся ГКУ АО УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина, открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты банковского счета для перечисления средств указываются гражданином в заявлении. При очередном его обращении в государственное казённое учреждение Амурской области- управление социальной защиты населения по г. Завитинск и Завитинскому району о выплате в виде компенсации части расходов по уплате процентов по договору ипотечного кредитования от ДД.ММ.ГГГГ №, специалист ГКУ АО УСЗН пояснил ему, что финансирование на выплату гражданам компенсационных выплат, согласно вышеуказанного постановления Губернатора Амурской области, поступает в ГКУ АО УСЗН по г. Завитинск и Завитинскому району с Министерства социальной защиты Амурской области. Просит возложить обязанность на государственное казенное учреждение Амурской области – УСЗН по г. Завитинск и Завитинскому району и Министерство социальной защиты населения Амурской области осуществить выплату компенсации части расходов по уплате процентов по договору ипотечного кредитования от ДД.ММ.ГГГГ № в его пользу за период с марта ДД.ММ.ГГГГ по декабрь ДД.ММ.ГГГГ года в сумме 149355 руб. 68 коп.; взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области УСЗН по г. Завитинск и Завитинскому району и Министерства социальной защиты населения Амурской области в его пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебное заседание не явились представитель ответчика – ГКУ АО УСЗН по г. Завитинск и Завитинскому району, третье лицо, Апалькова О.П., представители третьих лиц – Министерства социальной защиты населения Амурской области, Министерства финансов Амурской области, Правительства Амурской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, об отложении судебного разбирательства не просили, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
При данных обстоятельствах, с учетом мнения истца, не возражавшего против рассмотрения дела, на основании ст. 167 ГПК РФ, судом определено продолжить судебное заседание при данной явке.
В судебном заседании истец Апальков И.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Из представленных в адрес суда письменных возражений ответчика ГКУ АО УСЗН по г. Завитинск и Завитинскому району следует, что механизм предоставления социальных выплат, указанных в исковом заявлении, установлен Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 года № 26. Данное Положение утверждено в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23.09.2011 года № 617, затем (в связи с признанием утратившим силу постановления Правительства Амурской области от 23.09.2011 года № 617) – в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», предусмотренной государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 года № 446. В соответствии с Порядком принятия решений о разработке государственных программ Амурской области, их формирование и реализации, а также проведения оценки эффективности, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 29.06.2013 года № 329, подпрограмма государственной программы – это основная часть государственной программы, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на решение отдельных задач государственной программы, взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам.
Финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств Амурской области осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.
В силу части 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ утверждается законом о бюджете по соответствующей каждой целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвержден закрытый перечень видов бюджетных ассигнований, а именно: оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; социальное обеспечение населения; предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями; предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам; предоставление межбюджетных трансфертов; предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного (муниципального) долга; исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
В рамках бюджетных правоотношений любая выплата гражданам может быть осуществлена только в виде бюджетных ассигнований на социальное обеспечение населения.
Статьей 74.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.
Расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации к публичным нормативным обязательствам отнесены публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации.
Согласно пунктам 4, 6 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень разделов, подразделов, целевых статей (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности), групп (групп и подгрупп) видов расходов бюджета утверждается в составе ведомственной структуры расходов бюджета законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами видов расходов являются группы «Социальное обеспечение и иные выплаты населению»: подгруппа «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам»; подгруппа «Социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат»; подгруппа «Публичные нормативные выплаты гражданам несоциального характера»; подгруппа «Стипендии»; подгруппа «Премии и гранты»; подгруппа «Иные выплаты населению».
Согласно Законам Амурской области от 16.12.2013 № 298-03 «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» и от 10.12.2014 № 458-03 «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», от 14.12.2015 № 619-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год и плановый период 2016 и 2017 годов» расходы областного бюджета на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданам на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков не отнесены к подгруппе «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам».
Утвержденные постановлениями Правительства Амурской области государственные программы не содержат размер публичного обязательства (и порядок его индексации) перед физическим лицом, подлежащий исполнению в денежной форме.
Соответственно, указанные выше обязательства на социальное обеспечение населения возникли не в результате принятия публичных нормативных обязательств, и указанные обязательства подлежат исполнению в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год.
В соответствии с распределением бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов областного бюджета на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, расходы по мероприятию «Оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, по заявлениям которых приняты решения о принятии расходов к компенсации составят 247666,00 тыс.руб.(Приложение № 10 к Закону). Данные бюджетные ассигнования были выделены министерством социальной защиты населения Амурской области государственным казённым учреждениям Амурской области – управлениям социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области только для исполнения решений судебных органов Амурской области по исполнительным листам о взыскании выплаты в виде компенсации части расходов по уплате процентов.
Бюджетные ассигнования, то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренные законами Амурской области об областном бюджете в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, в размере <***> тыс. рублей (ДД.ММ.ГГГГ год), <***> тыс. рублей (ДД.ММ.ГГГГ год), <***> тыс. рублей (ДД.ММ.ГГГГ год), <***> тыс. руб. (ДД.ММ.ГГГГ год) были выделены в полном объеме министерством социальной защиты населения Амурской области государственным казенным учреждениям Амурской области - управлениям социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области.
Пунктом 10 Положения установлено, что выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.
В связи с тем, что запланированные бюджетные обязательства области по реализации программных мероприятий «Компенсация части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданам на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков» исполнены в 2013 - 2015 годах в полном объеме, правовые основания удовлетворения заявленных истцом требований отсутствуют.
В соответствии с пунктом 8.1 Положения, предоставление компенсации гражданам производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований Положения.
Считает, что в случае удовлетворения судом заявленных истцом требований, вынесенное судом решение будет затрагивать права иных граждан, которые обратились в ГКУ УСЗН раньше истца с заявлениями о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору.
В соответствии с Законом Амурской области от 20.12.2016 № 27-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» в 2017 году на выплаты компенсаций части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, по заявлениям которых приняты решения о принятии расходов к компенсации, предусмотрено бюджетных ассигнований в сумме 177416,30 тыс.рублей, финансирование которых в установленном порядке доводится министерством ГКУ УСЗН по городским округам и муниципальным районам на выплату компенсаций гражданам- получателями указанной меры социальной поддержки.
Просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Заслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Сбербанк России» (Кредитор) и Апальковым И.В. и ФИО1 (созаемщики) был заключен кредитный договор №, по условиям которого созаемщикам предоставлен кредит в сумме <***> рублей под 13,5 % годовых на срок ДД.ММ.ГГГГ месяцев для приобретения объекта недвижимости – квартиры, находящейся по адресу: <адрес>.
Согласно п. 1.3 кредитного договора обеспечением исполнения созаемщиками обязательств по настоящему договору является залог (ипотека) приобретаемой квартиры.
В силу п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 года № 26, распространяющим свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2012 года, утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.
Данное Положение утверждено в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23.09.2011 года № 617, в последующем в связи с признанием утратившим силу постановления Правительства Амурской области от 23.09.2011 года № 617 – в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», предусмотренной государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 года № 446.
В соответствии с п. 1 указанного Положения оно устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков
Согласно п. 4 Положения компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 (тридцать шесть) месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации для граждан за месяц рассчитывается по приведенной в данной норме формуле и не может превышать сумму уплаченных гражданином процентов по кредитному договору за месяц.
Исходя из п.п. 6, 7 Положения гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области (далее - ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
ГКУ УСЗН рассматривает заявление гражданина и в течение 5 рабочих дней при первом обращении гражданина принимает решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям N 3, N 4 к настоящему Положению. ГКУ УСЗН выдает (направляет) гражданам и гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, копию решения о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации в течение 10 рабочих дней со дня его принятия.
Согласно п.п. 8.1, 9, 10 Положения предоставление компенсации производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.
Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты банковского счета для перечисления средств указываются гражданином (гражданином, пострадавшим от действий (бездействия) застройщика) в заявлении.
Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.
При этом судом учитывается, что ранее порядок предоставления указанных социальных выплат регламентировался Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, являющимся приложением № 3 к долгосрочной целевой программе «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2010-2012 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 27.01.2010 года № 19, утратившим силу с 01.01.2012 года. Указанным Положением был установлен аналогичный порядок предоставления социальных выплат.
Судом установлено, что истец Апальков И.В., с согласия второго заемщика ФИО1. обратился в ГКУ АО УСЗН по г. Завитинск и Завитинскому району с заявлением о предоставлении социальной выплаты в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, за счет средств областного бюджета, приложив к заявлению все необходимые документы.
Решением ГКУ АО УСЗН по г. Завитинск и Завитинскому району № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения представленных Апальковым И.В. документов часть расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ № принята к компенсации. При этом представленными в материалы гражданского дела документами подтверждается, не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что Апальков И.В. отвечает требованиям, установленным Положением, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 года № 26, для предоставления социальной выплаты.
Как следует из материалов дела Апалькову И.В. социальная выплата в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ № не производилась.
Согласно справке ГКУ АО УСЗН по г. Завитинск и Завитинскому району от ДД.ММ.ГГГГ № за период с марта ДД.ММ.ГГГГ года по декабрь ДД.ММ.ГГГГ года, несмотря на то, что в установленном законодательством порядке истец подтверждал свое намерение и право на получение социальной выплаты, предоставляя соответствующие заявления и необходимые документы, перед истцом образовалась задолженность по социальной выплате в виде компенсации части расходов по уплате процентов по договору ипотечного кредитования в размере 149355 руб. 68 коп.: ДД.ММ.ГГГГ года – <***>. 07 коп. (заявление от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ года – <***> руб. 56 коп. (заявление от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ – <***> руб. 05 коп. (заявление от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно п. 2 ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Доказательств погашения на момент рассмотрения дела указанной задолженности полностью или в части в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено, несмотря на то, что в рамках подготовки дела к судебному разбирательству стороне ответчика было предложено предоставить соответствующие доказательства.
Судом учитывается, что на основании постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 года N 784 постановление Правительства Амурской области от 23.01.2012 года N 20 признано утратившим силу с 01.01.2015 года.
Вместе с тем, п. 2 постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 года № 784 установлено, что гражданам, по заявлениям которых в порядке, установленном постановлением Правительства Амурской области от 23.01.2012 года N 20, до 01.01.2015 года были приняты решения о предоставлении социальных выплат (дополнительных социальных выплат), указанные выплаты производятся в установленном данным постановлением порядке.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание установленный Положением, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 25.01.2012 года N 26, механизм реализации государственной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, а также функции ГКУ АО УСЗН по г. Завитинск и Завитинскому району, суд приходит к выводу, что обязанность по выплате суммы задолженности в рамках оказания мер государственной поддержки возложена на управление социальной защиты населения по месту предоставления социальной выплаты, в связи с чем признает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования Апалькова И.В. о возложении на ГКУ АО УСЗН по г. Завитинск и Завитинскому району обязанности по выплате за счет средств областного бюджета компенсации части расходов по уплате процентов по договору ипотечного кредитования в сумме 149355 руб. 68 коп.
Недостаточное финансирование расходов для выплаты указанной компенсации, наличие иных граждан, имеющих право на представление соответствующей выплаты, не являются основанием для отказа в предоставлении истцу указанной меры социальной поддержки, решение о предоставлении которой было принято в установленном законодательством порядке, т.к. каждый участник программы имеет равные права на получение компенсации при прочих равных условиях, без какого-либо предпочтения. При этом суд учитывает, что по своей правовой природе предусмотренная вышеназванными подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которых она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменение является дискрецией органов государственной власти Амурской области.
Доводы представителя ответчика – ГКУ АО УСЗН по г. Завитинск и Завитинскому району о том, что данные расходные обязательства не относятся к публичным обязательствам и подлежат исполнению только в пределах объема денежных средств, предусмотренных в областном бюджете на 2017 год, суд находит не состоятельными. Поскольку государство, включив истца в качестве участника указанной подпрограммы и признав тем самым его право на получение социальной выплаты, взяло на себя определённые публично-правовые обязательства по его социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от данного обязательства, что неоднократно подтверждалось правовой позицией Конституционного Суда РФ (Постановление от 01.12.1997 г. № 18-П; от 19.06.2002 г. № 11-П; от 23.04.2004 № 8-П; Определения от 04.12.2003 г. № 415-О; от 15.02.2005 г. № 170-О; от 27.12.2005 г. № 502-О и др.).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно подтвержденной в ряде принятых судебных постановлений, соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определённость, предсказуемость политики в социальной сфере с тем, чтобы участники соответствующих правонарушений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действительности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное им на основании действующего законодательство право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 г № 8-П; определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 № 89-О).
Объявляя меры социальной поддержки, органы государственной власти обязаны обеспечить достаточное финансирование данных мер.
В связи с указанным, ссылка ответчика ГКУ АО УСЗН по г. Завитинск и Завитинскому району на отсутствие надлежащего финансирования из бюджета Амурской области не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
При этом, учитывая, что предоставление указанной меры социальной поддержки является расходным обязательством Амурской области, а обязанность по выплате компенсации гражданам в силу п. 9,10 Положения возложена на государственные казенные учреждения – Управления социальной защиты населения за счет средств областного бюджета, суд полагает необходимым исковые требования Апалькова И.В. удовлетворить и возложить на ГКУ АО УСЗН по г. Завитинск и Завитинскому району обязанность осуществить за счет средств бюджета Амурской области выплату Апалькову И.В. компенсации расходов по уплате процентов по договору ипотечного кредитования № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года в размере 149355 руб. 68 коп., отказав в исковых требованиях, предъявленных к Министерству социальной защиты населения Амурской области.
В соответствии с п. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Руководствуясь указанными положениями, суд полагает необходимым взыскать с ответчика ГКУ АО УСЗН по г. Завитинск и Завитинскому району в пользу истца Апалькова И.В. судебные расходы: по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, которые подтверждаются квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Апалькова И.В. к Государственному казенному учреждению Амурской области – управлению социальной защиты населения по г. Завитинск и Завитинскому району о возложении обязанности выплатить задолженность по социальной выплате в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору, удовлетворить частично.
Возложить на государственное казенное учреждение Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Завитинск и Завитинскому району обязанность осуществить за счет средств бюджета Амурской области выплату Апалькову И.В. компенсации расходов по уплате процентов по договору ипотечного кредитования № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в сумме 149355 руб. 68 коп.
Взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по г. Завитинск и Завитинскому району в пользу Апалькова И.В. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В иске Апалькова И.В. к Министерству социальной защиты населения Амурской области о возложении обязанности выплатить задолженность по социальной выплате в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Завитинский районный суд Амурской области в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Васильченко
Решение суда в окончательной форме составлено 7 марта 2017 года.