ПОСТАНОВЛЕНИЕ 5-892/16
Судья Ухтинского городского суда Республики Коми Корниенко М.В., при секретаре Косинской Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 22 декабря 2016 года дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «Ухтинский завод железобетонных изделий», расположенного по адресу: ...., ИНН-....; ОГРН ...., дата государственной регистрации <...> г.
Установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении .... от <...> г., составленному и.о. начальника Ухтинского территориального отдела Печорского управления Ростехнадзора Ш.., ООО «Ухтинский завод железобетонных изделий» (далее ООО «УЗЖБИ») эксплуатирует опасные производственные объекты, зарегистрированные в реестре опасных производственных объектов:
-«сеть газопотребления ООО «УЗЖБИ» цех № 1» peг. .... от <...> г.; класс опасности, расположенный по адресу: .... в составе которого эксплуатируется наружный газопровод давлением .... кгс/см2, диаметром ...., длиной ....;
-«сеть газопотребления ООО «УЗЖБИ» цех ....» рег. № .... от <...> г., класс опасности, расположенный по адресу: ...., в составе которого эксплуатируется наружный газопровод давлением .... кгс/см2, диаметром ...., длиной .... м.
В рамках рассмотрения письма Управления федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Коми ( отдел в г.Ухте) от <...> г. г., поступившего в Ухтинский отдел Печорского Управления Ростехнадзора, выявлено грубое нарушение лицензионного требования в области промышленной безопасности, а именно, не утверждены границы охранных зон и не наложены ограничения( обременения) на входящие в них земельные участки: наружного газопровода давлением .... кгс/см2, диаметром .... мм, длиной ...., эксплуатируемого в составе ОПО «Сеть газопотребления предприятия ООО «УЗЖБИ», и наружного газопровода давлением ..../см2, ...., .... м, эксплуатируемого в составе ОПО «Сеть газопотребления предприятия ООО «УЗЖБИ» цех ....», что является нарушением ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.п.7,17,21 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878; п.5(у) Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», утв. постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 № 492. Выявленные нарушения создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, а также возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера угрозу наступления аварии, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении направлено для рассмотрения в Ухтинский городской суд.
В настоящем судебном заседании представитель ООО «УЗЖБИ» по доверенности Манчинская З.Б. выявленные нарушения не оспаривала, указывая, что Обществом принимаются меры для устранения нарушения. При назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности опасных производственных объектов просила учесть, что к ОПО «Сеть газопотребления ООО «УЗЖБИ» цех ....»по адресу: ...., присоединена городская котельная ...., а к ОПО «Сеть газопотребления предприятия ООО «УЗЖБИ» цех ....» присоединены объекты: ОАО « », ООО « », ООО « »; приостановление деятельности опасных производственных объектов ООО «УЗЖБИ» приведет к нарушению бесперебойной или безопасной работе газораспределительной сети вышеуказанных объектов. При назначении административного наказания в виде административного штрафа ходатайствовала о снижении размера штрафа до .... рублей, учитывая трудное материальное положение Общества, меры, принятые Обществом для устранения нарушений.
Представитель Управления Ростехнадзора по доверенности Шмитова Ю.В. пояснили, что вина ООО «УЗЖБИ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 9.1 КоАП РФ, доказана. Выявленные нарушения при эксплуатации ООО «УЗЖБИ» опасных производственных объектов создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, возможного вреда окружающей среде, а также возникновению чрезвычайных ситуаций, угрозу наступления аварии, полагала, необходимым приостановить деятельность всех опасных производственных объектов.
Выслушав представителей Ростехнадзора и Общества, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.
Согласно ч. 3 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В примечании к статье 9.1 КоАП РФ под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Как следует из диспозиции ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ объективная сторона указанного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Нарушение требований промышленной безопасности может быть совершено как путем действия, так и бездействия, наступление последствий не требуется, но по данной части нормы имеется непосредственная угроза жизни или здоровью людей. Субъектом правонарушений являются в т.ч. юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.
Состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ, является формальным, ответственность наступает независимо от причинения какого-либо вреда.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии с приложением 1 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества:воспламеняющиеся вещества, окисляющие вещества, горючие вещества, взрывчатые вещества.
В силу ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ « О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Согласно п.12 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности»-лицензированию подлежат эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан; задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем, индивидуальным предпринимателем требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 года № 492 утверждено Положение о лицензировании эксплуатации взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, пунктом 5 которого установлены лицензионные требования к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 5 «у» указанного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (пункт 6 Положения).
Согласно пункту 1 части 11 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Согласно п.2 Правил охраны газораспределительных сетей, утв. постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878, Правила действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность.
Согласно п.7(а) Правил для газораспределительных сетей устанавливаются охранные зоны вдоль трасс наружных газопроводов - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода.
В силу п.4 Правил в состав газораспределительных сетей входят:
а) наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы-вводы с установленной на них запорной арматурой;
б) внеплощадочные газопроводы промышленных предприятий;
в) переходы газопроводов через естественные и искусственные препятствия, в том числе через реки, железные и автомобильные дороги;
г) отдельно стоящие газорегуляторные пункты, расположенные на территории и за территорией населенных пунктов, промышленных и иных предприятий, а также газорегуляторные пункты, размещенные в зданиях, шкафах или блоках;
д) устройства электрохимической защиты стальных газопроводов от коррозии и средства телемеханизации газораспределительных сетей, объекты их электропривода и энергоснабжения.
Согласно п.17 Правил утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки, указанных в пунктах 14, 15 и 16, производятся на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков - для проектируемых газораспределительных сетей и без согласования с указанными лицами - для существующих газораспределительных сетей.
Указанные в пунктах 14, 15 и 16 настоящих Правил ограничения (обременения) подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п.21 Правил).
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу о наличии в действиях ООО «УЗЖБИ» состава вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 9.1 КоАП РФ, поскольку как установлено при рассмотрении дела, Обществом не были приняты все зависящие от него меры в целях обеспечения соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов: не утверждены границы охранных зон и не наложены обременения (ограничения) на входящие в них земельные участки наружного газопровода давлением .... кгс/см2, диаметром .... мм, длиной ...., эксплуатируемого в составе ОПО «Сеть газопотребления предприятия ООО «УЗЖБИ» цех ....», и наружного газопровода давлением ..../см2, ...., .... м, эксплуатируемого в составе ОПО «Сеть газопотребления предприятия ООО «УЗЖБИ» цех ....».
Наличие грубых нарушений требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, указанных в протоколе об административном правонарушении от <...> г., не оспаривается самим юридическим лицом и подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Срок привлечения к административной ответственности соблюден, поскольку правонарушение является длящимся, согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Согласно ст.3.12 КоАП РФ административное наказание в виде административного приостановления деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей и только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Принимая во внимание, что административное приостановление деятельности опасных производственных объектов, эксплуатируемых ООО «УЗЖБИ», может нарушить права иных лиц, прихожу к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде административного штрафа.
Согласно ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, правоприменители, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Частью 3.3. указанной статьи предусмотрено, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Эта правовая позиция была изложена и Конституционным Судом РФ в Постановлении от 25 февраля 2014 г. N 4-П. Согласно ей в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, минимальный размер административного штрафа может быть снижен судом ниже низшего предела, но только в исключительных случаях, когда административный штраф в пределах санкции является для юридического лица весьма обременительным и приобретает характер избыточного административного принуждения.
В связи с вышеуказанным, учитывая конкретные обстоятельств дела, судья полагает возможным уменьшить административный штраф до ....
На основании изложенного, руководствуясь ст.4.1, ч. 3 ст. 9.1, ст.29.7, ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ,
постановил:
Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Ухтинский завод железобетонных изделий» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере .... (р/счет .... УФК по Республике Коми (Печорское управление Ростехнадзора) Отделение-НБ ...., БИК ....; Код бюджетной классификации ....; ИНН ...., КПП ...., ОКТМО .... .....
Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ. Платежный документ об уплате административного штрафа надлежит представить в Ухтинский городской суд РК.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья- М.В. Корниенко