Мировой судья А.М. Карнаухов
Уникальный идентификатор дела
№ 92MS0010-01-2020-002227-38
Дело № 12-179/2021
РЕШЕНИЕ
17 марта 2021 года город Севастополь
Судья Гагаринского районного суда города Севастополя Л.Л. Котешко, рассмотрев жалобу начальника Государственного учреждения – Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе на постановление мирового судьи судебного участка №10 Гагаринского судебного района г. Севастополя от 7 декабря 2020 года по делу №5-1235/10/2020 об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 КоАП РФ в отношении директора ООО «Мастерские ВМФ» Чистяковой Екатерины Анатольевны,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 10 Гагаринского судебного района города Севастополя от 7 декабря 2020 года по делу № 5-1235/10/2020 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Мастерские ВМФ» в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с указанным постановлением, начальник Государственного учреждения – Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе обратился с жалобой, в которой просит отменить постановление мирового судьи и направить дело на новое рассмотрение. Согласно доводам жалобы мировым судьей сделаны ошибочные выводы об истечении срока привлечения к административной ответственности.
Участники процесса в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщили.
Исследовав материалы производства по делу об административном правонарушении, следует прийти к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, в частности, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела судьей, и обстоятельства, исключающие производство по делу, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и оформлены иные материалы дела, а также достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
Согласно протоколу № 1891 об административном правонарушении, составленному 13 октября 2020 года, страхователь Общество с ограниченной ответственностью «Мастерские ВМФ» обязан был представить в УПФР в г. Севастополе (межрайонное) сведения (документы) за ноябрь 2017 года о каждом работающем у него застрахованном лице, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом-месяцем – 15.12.2017. Однако, фактически сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М представлены по телекоммуникационным каналам связи 20.07.2020 года. Должностным лицом, составившим протокол, деяние Чистяковой Е.А., как должностного лица ООО «Мастерские ВМФ» - генерального директора квалифицировано по ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 15.33.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
В данном случае объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ, включает в себя бездействия по факту нарушений требований законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в части представления сведений (документов), необходимых для ведения такого учета.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения. В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Невыполнение предусмотренной правовым актом обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Исходя из обстоятельств совершения вмененного административного правонарушения, указанных в протоколе об административном правонарушении, следует, что в данном случае страхователем не предоставлены сведения (документы) за ноябрь 2017 года на одно застрахованное лицо, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом-месяцем – 15.12.2017 года. Фактически указанные сведения были представлены 20.07.2020 года, что свидетельствует о нарушении сроков их представления.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливаются Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Согласно ст. 15 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ на страхователей возложена обязанность в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 11 указанного Федерального закона страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
В силу п.2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании п. 24 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21 декабря 2016 года № 766н, страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом № 27-ФЗ. Индивидуальные сведения представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.
Таким образом, законодатель предусмотрел административную ответственность по ст. 15.33.2 КоАП РФ только в случае нарушения сроков либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения лица к административной ответственности за нарушение страхового законодательства составляет один год.
Учитывая изложенное, годичный срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу об административном правонарушении начал исчисляться с 16 декабря 2017 года и соответственно истек 15 декабря 2018 года.
В свою очередь материалы дела об административном правонарушении в адрес мирового судьи поступили 16.10.2020 года, то есть после истечения установленного срока давности привлечения к административной отвественности.
Согласно ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является самостоятельным обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем КоАП РФ не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать выводы о виновности лица в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 24.5 названного Кодекса, в том числе пунктом 6 указанной статьи.
Из содержания пункта 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что в постановлении о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности не могут содержаться выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого было возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что при производстве по делу фактические обстоятельства установлены полно и всесторонне, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, отвечающая правилам ст. 26.11 КоАП РФ, а также учитывая, что нарушений норм процессуального права не допущено, законных оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 -30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу начальника Государственного учреждения – Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе на постановление мирового судьи судебного участка №10 Гагаринского судебного района г. Севастополя от 7 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении №5-1235/10/2021 о привлечении генерального директора ООО «Мастерские ВМФ» Чистяковой Екатерины Анатольевны к административной ответственности по ст. 15.33.2 КоАП РФ - оставить без удовлетворения.
Постановление мирового судьи судебного участка № 10 Гагаринского судебного района города Севастополя от 07 декабря 2020 года по делу № 5-1235/10/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.33.2 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Мастерские ВМФ» Чистяковой Екатерины Анатольевны - оставить без изменения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председательствующий –