Дело № 12-10/2019
РЕШЕНИЕ
с. Молчаново 15 июля 2019 года
Судья Молчановского районного суда Томской области Рудова Т.И.,
с участием:
лица, в отношении которого ведется производства по делу об административном правонарушении, Сысоева В.Г.,
его защитника - Туманова А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Сысоева В.Г. на постановление № Т-114-в от 06 мая 2019 года государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в Томской области Кузнецовой У.М. о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № Т-114-в от 06 мая 2019 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды в Томской области Кузнецовой У.М. Сысоев В.Г. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Согласно постановлению, Сысоев В.Г. признан виновным в том, что, являясь индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность по сбору, транспортированию и размещению отходов 1-4 классов опасности на основании лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности от /___/ № /___/, эксплуатируя на основании договора аренды с МО «/___/» объект размещения отходов – полигон ТБО, включенный в ГРОРО приказом Росприроднадзора от /___/, в период с /___/ по /___/ осуществлял на территории /___/ деятельность по сбору, транспортированию и размещению отходов ТКО в отсутствие заключенного договора с региональным оператором ООО «/___/», с которым Департаментом природных ресурсов и окружающей среды Томской области /___/ заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории /___/, в состав которой входит поселения /___/, т.е. в нарушение п.10 ст.24.6 ФЗ « Об отходах производства и потребления».
Не согласившись с данным постановлением, Сысоев В.Г. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы указывает, что вынесенное в отношении него постановление считает незаконным, поскольку нарушение п.10 ст.24.6 ФЗ « Об отходах производства и потребления» не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ. В постановлении не указано, какие конкретно действия, являющиеся нарушением вышеназванного закона, он совершил, и в чем конкретно заключается нарушение.
В судебном заседании Сысоев В.Г. и его защитник Туманов А.Ю. жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям, дополнив, что свою деятельность в /___/ по сбору, транспортированию и размещению отходов он осуществлял во исполнение договоров, заключенных на неопределенный срок с собственниками отходов, которые ещё не заключили договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Свою деятельность осуществлял в соответствии с Лицензией № /___/ от /___/, используя на основании договора аренды с МО «/___/» объект размещения отходов – полигон ТБО, включенный в ГРОРО приказом Росприроднадзора от /___/, с кадастровым номером /___/. Действие договора аренды закончилось /___/.
Указанный вид деятельности прекращен им после того, как собственники ТКО заключили договора с региональным оператором.
Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды в Томской области Кузнецова У.М. в судебное заседание не явилась. Просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судья приходит к выводу об отмене постановления и прекращении производства по делу на основании следующего.
Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, установлены в ст.26.1 КоАП РФ, в соответствии с которой выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Факт осуществления им деятельности по обращению с бытовыми отходами на территории /___/ подтверждается копиями счетов квитанций на оплату за вывоз ТБО за /___/ (л.д.20, 22, 23-28)
Отсутствие договора во вменяемый Сысоеву В.Г. период подтверждается актом проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области от /___/ № /___/. ( л.д. 29-33)
Согласно ч. 10 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 25.12.2018, действующей с 05.01.2019) (далее по тексту Федеральный закон № 89-ФЗ) операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Судом установлено, что основанием для привлечения Сысоева В.Г. к административной ответственности послужила поступившая от генерального директора ООО «/___/ Л. в Управление Росприроднадзора по Томской области информация о том, что индивидуальный предприниматель Сысоев В.Г. не заключил с ним договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно рассматриваемому постановлению Сысоев В.Г. виновен в том, что в период с /___/ по /___/ осуществлял на территории /___/ деятельность по сбору, транспортированию и размещению отходов ТКО в отсутствие заключенного с региональным оператором ООО «/___/».
Указанное обстоятельство Сысоев В.Г. не отрицал.
Между тем, в качестве объекта административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, выступают общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных воздействий в результате деятельности человека по обороту опасной группы веществ и материалов, создания и сохранения экологической безопасности населения и территорий. Предметом противоправных действий в данном составе являются отходы производства и потребления и иные опасные вещества. Объективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения заключается в действиях - в использовании методов, приемов и способов, запрещенных или противоречащих требованиям действующего законодательства либо в бездействии - в невыполнении виновным лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими правилами, установленными в сфере обращения опасных веществ и объектов.
Из представленных материалов видно, что Сысоев В.Г. включен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей /___/. С этого же времени он осуществляет сбор, обработку и утилизацию отходов, имея лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности.
Между Сысоевым В.Г. и Муниципальным образованием «/___/» /___/ был заключен договор № /___/ о передаче Сысоеву В.Г. на срок 5 лет сооружения «Полигон твердых бытовых отходов» с кадастровым номером /___/, расположенный в /___/, для хранения и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов 1-4 классов опасности.
Допрошенный в качестве свидетеля генеральный директор ООО «/___/» Л., пояснил, что он действительно обращался в департамент Роспотребнадзора с сообщением о нарушении Сысоевым В.Г. законодательства по обращению с твердыми с коммунальными отходами. Свою деятельность в качестве регионального оператора по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов на территории /___/ он начал осуществлять на территории /___/ с /___/, постепенно заключая договора с собственниками отходов. После того, как ООО «/___/» был избран региональным оператором по /___/, куда входит /___/, заключать отдельное соглашение с Администрацией /___/ не надо было.
Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 утверждены правила обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п.8 (1) региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящими правилами.
При этом установлен следующий порядок:
- основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п.8(4));
- заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение) (п. 8(5));
- региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации:
- региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора;
- потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку о заключении договора;
- в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"(п. 8(17));
- до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. (п. 8(18))
При этом, из разъяснений Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства РФ от 13.01. 2017 «Об особенностях действия норм федерального законодательства, регулирующих деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами в 2017-2019 годах» следует, что договоры заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на их сбор и вывоз действуют до заключения договора с региональным оператором.
В письме Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 22.02.2017 № 5554 – АТ/04 сообщается следующее.
До даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами применяются положения действующего законодательства о включении услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в состав содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. При этом стоимость услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, а также объем вывозимых твердых коммунальных отходов определяется соглашением сторон в соответствии с гражданским законодательством.
Договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО «/___/» как региональный оператор в лице генерального директора Л. заключило Соглашение с Администрацией /___/ о сотрудничестве при оказании коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами /___/.
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.02.2016 № 74/114/пр утверждены состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно – коммунального хозяйства.
Разделом 11 данного приказа установлено, что информация о региональном операторе по обращению с твердыми коммунальными отходами размещается в срок не позднее 7 дней со дня начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п.1.1.), информация о договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, договор на оказание этих услуг должны быть размещены не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора на оказание услуг (п.п.2.1, 2.1.1)
Анализируя вышеприведенные нормы и рекомендации в совокупности с установленными в судебном заседании обстоятельствами, суд приходит к убеждению, что в период, вменяемого Сысоеву В.Г. правонарушения (/___/) региональный оператор ООО «/___/» деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами не осуществлял.
До даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории /___/ применялись положения действующего законодательства о включении услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов в состав содержания, общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
Информация о заключении Администрацией /___/ с региональным оператором ООО «/___/» соглашения на оказание этих услуг могла быть опубликована не ранее чем /___/, в связи с чем возможность и обязанность у Сысоева В.Г. как индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключить договор с региональным оператором отсутствовала.
Таким образом, административным органом не доказано событие административного правонарушения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в четвертом абзаце пункта 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ.
Принимая во внимание вышеизложенное, производство по делу об административном правонарушении в отношении Сысоева В.Г. по ст. 8.2. КоАП РФ подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ, в связи с отсутствием события данного административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление № Т-114-в от 06 мая 2019 года государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в Томской области Кузнецовой У.М. в отношении Сысоева В.Г. о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи жалобы через Молчановский районный суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья подпись Т.И. Рудова
На момент размещения решение не вступило в законную силу.