Дело № 2а-1978/2020
УИД 63RS0044-01-2020-002836-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2020 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Александровой Т.В.,
при секретаре Татарницевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1978/2020 по административному исковому заявлению ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары к Ивановой Екатерине Валерьевне о взыскании пени по транспортному налогу
установил:
ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары обратилась в Железнодорожный районный суд г. Самары к Ивановой Е.В. о взыскании пени по транспортному налогу, в обоснование своих требований, указав, что административный ответчик является налогоплательщиком транспортного налога за 2015-2017 год, поскольку имела в собственности транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения. Поскольку в срок, указанный в налоговом уведомлении налог уплачен не был, на основании ст.75 НК РФ были начислены пени за несвоевременную уплату налогов и направлено требование об уплате пени. До настоящего времени требование не исполнено. На основании изложенного просит суд взыскать с Ивановой Е.В. задолженность по пени по транспортному налогу за 2015-2017 год в размере 1.255 рублей 01 копейку.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары, не явился, о дате и времени судебного заседания надлежащим образом извещен, причину неявки суду не сообщил, ходатайств не представил.
Административный ответчик в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания надлежащим образом извещена, причину неявки суду не сообщила, ходатайств не представила.
Изучив материалы административного дела, суд полагает в удовлетворении административного искового заявления следует отказать по следующим основаниям.
В силу ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст.357 НК РФ плательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы в установленном порядке транспортные средства. Согласно п.1 ст. 358 НК РФ автомобили признаются объектом налогообложения.
Как установлено в судебном заседании на основании карточки учета транспортных средств из базы специализированного учёта регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД (л.д. 60-71), во владении административного ответчика Ивановой Е.В. в 2015-2017 гг. находились следующие транспортные средства:
- автомобиль ВАЗ 111130, VIN №, 2004 года выпуска, государственный регистрационный знак №,
- автомобиль ВА№ 11113, VIN №, 2000 года выпуска, государственный регистрационный знак №
- автомобиль LADA219060 LADA GRANTA VIN: №, 2012 года выпуска, государственный регистрационный знак №,
- автомобиль LADA LA VIN: №, 2015 года выпуска, государственный регистрационный знак №,
а следовательно, она была обязана уплатить транспортный налог.
Ст. 14 НК РФ определено, что транспортный налог относится к региональным налогам и сборам.
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, срок уплаты транспортного налога за 2015, 2016, 2017 годы не позднее 01 декабря 2016 года, 01 декабря 2017 года, 01 декабря 2018 года.
Согласно пункту 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
При этом согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, когда обязанность по начислению суммы налога возложена на налоговый орган или налогового агента, налоговый орган обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
В этих случаях обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (пункт 6 статьи 58 НК РФ).
В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, налоговое уведомление от 29.09.2016 об уплате транспортного налога за 2015 г. в срок до 01.12.2016 года (л.д. 25) направлено ответчику заказной почтой 07.10.2016 (л.д.24).
18.09.2018 Ивановой Е.В. направлено налоговое уведомление от 23.08.2018 об уплате транспортного налога за 2017 год в срок до 03.12.2018 (л.д.23), что подтверждается почтовым реестром исходящей корреспонденции (л.д.22).
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
К административному иску налоговым органом приложено требование об уплате пени по транспортному налогу в размере 3.001 рубль 08 копеек от 06.05.2019 года со сроком исполнения 17.06.2019 г. (л.д. 26).
В силу п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, срок, установленный для обращения в суд с заявлением о взыскании пени за 2015-2017 годы, истек 17.12.2019 года.
Из материалов дела следует, что с заявлением о выдаче судебного приказа административный истец обратился 26.11.2019 (л.д.27), т.е. в течение шестимесячного срока, установленного ст.48 НК РФ.
23.12.2019 года определением мирового судьи судебного участка № 4 Железнодорожного судебного района г. Самары Самарской области судебный приказ о взыскании с Ивановой Е.В. отменен.
С настоящим иском ИФНС обратилась в суд 20.07.2020 года, одновременно заявив ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд, в обоснование которого указана причина пропуска срока – возврат искового заявления определением суда от 11.06.2020 года в связи с отсутствием полномочий лица, подписавшего административный иск.
Между тем данная причина не является уважительной для восстановления пропущенного срока на обращение в суд, поскольку не является основанием для приостановления его течения.
В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Суд считает, что налоговый орган имел возможность обратиться в суд в установленный законном срок, однако, такой возможностью не воспользовался, в связи с чем не находит правовых оснований для восстановления ИФНС РФ по Железнодорожному району г. Самары пропущенного процессуального срока для подачи настоящего административного иска в суд.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией срока подачи административного искового заявления, является основанием для отказа в удовлетворении административного иска о взыскании задолженности по пеням по транспортному налогу за 2015-2017 г.
Руководствуясь ст. ст. 175-177, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары к Ивановой Екатерине Валерьевне о взыскании пени по транспортному налогу за 2015-2017 год – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение одного месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 9 октября 2020 года.
Председательствующий судья (подпись) Т.В. Александрова
Копия верна.
Судья Секретарь